0 ЖЕЛ ЗНЫХЪ ДОРОГАХЪ ВЪ ВОЕННО-САНИТАРНОМЪ ОТНОШЕНІИ; ВОЕННО-САНИТАРНЫЕ ПОЪЗДА 8 0 ВРЕІ ІЯ ВОЙНЫ. <...> (Читано въ зас даніи Одесскаго военно-санит. общемва 20-ги декабря 1886 г.) <...> Такой выборъ изъ множества военно-санитарныхъ вопросовъ сд ланъ мною потому, что для вс хъ насъ, военныхъ, жел зныя дороги им ютъ весьма серьезное значеніе и приносягь столько пользы, что не м шаетъ каждому, носящеиу военный мундиръ, до посл дняго солдата, ознавомиться съ ихъ выгодами, удобствами и недостатками, точно также какъ и съ почтовой дорогой, а равно знать, хотя отчасти, конструкцію вагоновъ и иорядки жел зно-дорожнаго д ла. <...> Въ стратегическоиъ отношеніи роль аіел зныхъ дорогъ главнымъ образомъ состоитъ въ быстромъ ковцентрированіи войскъ къ театру войны, а равно въ подвоз оружія, военныхъ припаоовъ и провизіи: недаромъ-же во французской военной сред госпо^ствуетъ уб жденіе, что если-бы Россія им ла хоть одну жел з.іую дорогу, соединяющую Москву съ Севастополемъ, то посл дній былъ-бы непристуігаымъ. <...> Съ т хъ поръ, дорогинаши растянудись на 22 тысячи верстъ и въ стратегическолъ отношеніи, въ отношеніи предметовъ воорул енія, какъ въ главныхъ государствахъ,такъиунасъ сд лано и предусмотр но унсе весьма много. <...> Къ сожал нію, нельзя того-зке самаго сказать о транспорт раненыхъ и больеыхъ воиновъ; этимъ важнымъ воаросомъ даже большія евроиейскія націи стали особенно заниматься толыш въ посл днее время. <...> »
- 2 — которая наглядно указала всю иеобходимость <...>
О_железных_дорогах_в_военно-санитарном_отношении,_военно-санитарные_поезда_во_время_войны.pdf
0 ЖЕЛ ЗНЫХЪ ДОРОГАХЪ ВЪ ВОЕННО-САНИТАРНОМЪ ОТНОШЕНІИ;
ВОЕННО-САНИТАРНЫЕ ПОЪЗДА 80 ВРЕІ ІЯ ВОЙНЫ.
1Ы. Jrl. ІТриіселісова,,
одеескаго окружнаго военно-медицинскаго инсцектора.
(Читано въ зас даніи Одесскаго военно-санит. общемва 20-ги декабря 1886 г.)
Такой выборъ изъ множества военно-санитарныхъ вопросовъ
сд ланъ мною потому, что для вс хъ насъ, военныхъ, жел зныя
дороги им ютъ весьма серьезное значеніе и приносягь столько
пользы, что не м шаетъ каждому, носящеиу военный мундиръ,
до посл дняго солдата, ознавомиться съ ихъ выгодами, удобствами
и недостатками, точно также какъ и съ почтовой дорогой,
а равно знать, хотя отчасти, конструкцію вагоновъ и
иорядки жел зно-дорожнаго д ла. Кто знаетъ, можетъ быть
многииъ изъ гг. офицеровъ придется занять м сто комендаета,
этаанаго командира, у зднаго начальника и проч.
Въ стратегическоиъ отношеніи роль аіел зныхъ дорогъ главнымъ
образомъ состоитъ въ быстромъ ковцентрированіи войскъ
къ театру войны, а равно въ подвоз оружія, военныхъ припаоовъ
и провизіи: недаромъ-же во французской военной сред
госпо^ствуетъ уб жденіе, что если-бы Россія им ла хоть одну
жел з.іую дорогу, соединяющую Москву съ Севастополемъ, то
посл дній былъ-бы непристуігаымъ. Съ т хъ поръ, дорогинаши »
растянудись на 22 тысячи верстъ и въ стратегическолъ отношеніи,
въ отношеніи предметовъ воорул енія, какъ въ главныхъ государствахъ,такъиунасъ
сд лано и предусмотр но унсе весьма много.
Къ сожал нію, нельзя того-зке самаго сказать о транспорт раненыхъ
и больеыхъ воиновъ; этимъ важнымъ воаросомъ даже
большія евроиейскія націи стали особенно заниматься толыш въ
посл днее время. Въ недавно вышедшеиъ сочиненіп Редара
«Transport par chemins de fer des blesses et malades militaires ') ,
врямо сказано, что во Франціи, спустя 14 л тъ посл войны,
taires. Paris. 1885.
') P. Redard. Transport par chemins de fer des .blesses et malades mili*
Стр.2
- 2 —
которая наглядно указала всю иеобходимость правильной организаціи
эвакуаціп больвыхъ и раеепыхъ, до сихъ поръ н тъ
ничего для санитарныхъ по здовъ п потому этотъ авторъ сильно
вастаиваетъ въ своемъ сочиневіп на необходпмости озаботиться
заготовленіемъ еще въ мирное время изв стваго числа вагоновъ,
которые въ моментъ объявленія войеы моглп-бы быстро быть
трансформированы въ спеціальные савитарные вагоны. Онъ-лсе,
Редаръ, на стравиц 53-й, къ пріятному удивленію нашему,
говоритъ: «Россія влад етъ полною оргавизаціею транспортовъ
для равевыхъ и, въ случа войвы, она въ н сколько двей моліетъ
располагать приспособлевіями, хорошо организованными для
быстрой эвакуаціи большаго числа больныхъ и равевыхъ».
Насколько это в рно—мы увидимъ, но вотъ что ыы вывесдн
изъ посл дней войвы.
Жел зная дорога составляла главный предметъ помысловъ
солдата, думадъ-ли онъ о наступательныхъ д йствіяхъ, вриходила-ли
ему въ голову возиолшость забол ть и быть равенымъ;
мало того, ври вид лсел зной дороги калсдый солдатъ,
у насъ и заграшщей, ставовится бол о ув ренныыъ
въ поб д и удач кампаніи. He мало быдо случаевъ, что
весьма серьезно раневые, въ мивувшую войну, за неим -
віемъ м ста въ ваговахъ (отъ Фратешты) ц плялись за нарулшыя
части вагоновъ, лишь-бы пріютиться хоть на водволск
вагона. Вообще-ліе выгоды рельсоваго вутп съ саеитарной точкя
зр вія для арміи неизчислимы: 1) бысіпрота ередвиженія
no желіьзной дорог сравнителъно съ груктовыми дорогамгі:
тутъ даліе и исчислить трудно вс выгоды отъ вея,
какъ для здоровья, такъ и для усп шваго хода войны. Германская
армія;
овустя 13 дней по объявлевіи войны, вяолн сосредоточенвая
на своей западвой гравиц , улш одерлсала поб ду
врн Форбах . 2) При хорошихъ порядкахъ люди совершаютъ
по жел знымъ дорогамъ громадные пере зды, какъ прогулку,
безъ утомленія и потери мышечной силы, а потому прибываютъ
на новыя м ста св лгамп и бодрыми. 3) Обувь и оделеда нішнихъ
чиновъ тутъ не вортится, какъ ва грувтовыхъ дорогахъ.
4) Порча ногъ отъ натиранія обувыо, столь обыкновениая по
грунтовому гіути, въ вагонахъ совершенво устраняется. 5) Передвилгенія
въ исправво закрытыхъ вагонахъ защпіцаютъ людей
отъ невогоды и весомн нво сохрапяютъ ихъ здоровье. 6) Жед
зяая дорога устравяетъ блпзкое общеніе войспъ съ обыва
Стр.3