ЧЧ J
2007041304
0 нашемъ высшемъ церковномъ управленіи 'I I. <...> Давно уж русской историч ской наукой отм ч но, что Вс россінскіе патріархи, поднявшись ч стію на ступ нь выш& Вс россійскихъ митрополитовъ, спустились, по сил'5& и обширности власти, на ступ нь ниже своихъ пр дшественниковъ. <...> Для того, чтобы Всероссійскому патріарху сравняться съ патріархомъ Константинопольскимъ, не по ч сти только, потр бовалось бы учредить и подъ нашимъ патріархомъ і рархич ско устройство по греческому образцу. <...> Uu \ІМ J
O нашемъ высщемъ церковномъ управлеыіи. <...> 5 того н большія, что для пископа н нужны учр жденія, подобныя нашимъ консисторіямъ, духовнымъ правленіямъ и благочиннымъ; тамъ пископъ можетъ д лать все в ъ пархіи самолично, при помощи сво го хартофилакса, архидіакона ж воюбщ своихъ ближайшихъ дов ренныхъ клириковъ; со вс ми священниками в ъ приходахъ своего округа и со всею своею паствою он'ь мож тъ им'Ъть н посредств нныя сноіп нія. <...> Т а к а я близость к ъ сво й паств у насъ, при обширности пархій, н возможна, и потому отъ начала Р у с и наш ц рковно- пархіально устройство приняло другой видъ. <...> Дал , надъ пи•скопомъ в ъ Г р ціи стоитъ митрополитъ, епископъ главнаго города области, властвующій (н в зд ) надъ пископами городовъ, находящихся в ъ зависимости отъ главнаго. <...> Е щ выія — власть патріарха, в дающаго своихъ митрополитовъ <...>
О_нашем_высшем_церковном_управлении.pdf
2007041304
0 нашемъ высшемъ церковномъ управленіи 'I
I.
Иерем на высшаго церковнаго управл нія, происш дшая
при П тр В ликрмъ, была не столько личнымъ его д' лоиЪу
сколько, сов ршенныыъ, по разуму русскаго народа, выполненіемъ
требованія историческаго хода и силы в щей: П тръ І-й
только далъ опр д ленную форму и узаконилъ то, что сущ -
ствовало и до н го въ жизни наш го от чеотва и уж готово
было разр шиться т ми или другими посл^Ьдствіями для сл -
дующихъ покол ній; геніальвБгй Государь только направилъ
ходъ вещей въ данноыъ направленіи.
Давно уж русской историч ской наукой отм ч но, что
Вс россінскіе патріархи, поднявшись ч стію на ступ нь выш&
Вс россійскихъ митрополитовъ, спустились, по сил'5& и обширности
власти, на ступ нь ниже своихъ пр дшественниковъ.
Для того, чтобы Всероссійскому патріарху сравняться съ патріархомъ
Константинопольскимъ, не по ч сти только, потр -
бовалось бы учредить и подъ нашимъ патріархомъ і рархич -
ско
устройство по греческому образцу. Этого-то на Руси и
оказалось н возможнымъ достигнуть. Въ Гр ціи епархіи до
'
сматриваемому предыету, что мы печатаемъ ее съ особеннымъ ннтересомъ,
ибо саліыя возраженія, могущія появиться по.этому поводу^
помогутъ тольво ясн е осв тить вопросъ такой государственной іі народной
важноети. Ред.
^) Эта статья представля тъ такія любопытния данныя по разUu
\ІМ J
Стр.2
O нашемъ высщемъ церковномъ управлеыіи.
5
того н большія, что для пископа н нужны учр жденія, подобныя
нашимъ консисторіямъ, духовнымъ правленіямъ и благочиннымъ;
тамъ пископъ можетъ д лать все въ пархіи самолично,
при помощи сво го хартофилакса, архидіакона ж воюбщ
своихъ ближайшихъ дов ренныхъ клириковъ; со вс ми
священниками въ приходахъ своего округа и со всею своею
паствою он'ь мож тъ им'Ъть н посредств нныя сноіп нія. Такая
близость къ сво й паств
у насъ, при обширности пархій,
н возможна, и потому отъ начала Руси наш ц рковно- пархіально
устройство приняло другой видъ. Дал , надъ пи•скопомъ
въ Гр ціи стоитъ митрополитъ, епископъ главнаго
города области, властвующій (н в зд ) надъ пископами городовъ,
находящихся въ зависимости отъ главнаго. Ещ выія
— власть патріарха, в дающаго своихъ митрополитовъ, а, по
•сложившимея историческимъ обстоят льствамъ, изъ ч тырехъ
патріарховъ гр ческой церкви три поставл ны въ тако относаені
къ ч твертому, что Вс ленскій патріархъ мож тъ быть
приравнива мъ къ пап Римскому. Ид я же папства столько
ж пл нит льна для воображ нія, сколько и ид я царя: она
я пр дполага тъ организацію монархич скую, стройную, кр-бпкую
н сильную. Н папство, конечно, хотЬли зав сти у насъ,
когда старались водворить на Руси порядки Византійскаго
высшаго ц рковыаго управлвнія, a ж лали им ть для ц ркви,
эаакъ въ актахъ говорится, новаго Константина, Москву ж
хот ли вид ть тр тьимъ Римомъ. Но эти стр мл нія, какъ
порывы чувства, вс гда разбивадись тр бованіями разума и
давлені мъ силы вещ й. Изв стыы три ііопытки водворить въ
Россіи византійскую законч нность высшаго церковнаго управл
нія, но вс они оказались н усп шными. Первая изъ нихъ
была при учрежд ніи въ Россіи патріарш ства, когда соборъ
1589 года постановилъ учр дить подъ патріархомъ 4 митрополіи,
6 архі пископій и 8 пископій, прим нит льно къ н забытымъ
ещ тогда уд льнымъ княж ніямъ, в ликимъ и малымъ
(С. Г. Гр. и дог.ч. 2 2^ 69 стр. 98). Вторая попытка принадлежитъ
собору 1667 года, когда гр ч скі патріархи, съ одной
стороны признавая самою д йствит льною м рою къ нскор -
ненію раекола ув лич ні числа пархій и потому ум ньш ніе
ихъ т рриторій, ас ъ другой HM'bflBb виду „яко даисполнится
В ликаго Государя Царя и в. князя еодора Іоанновича вс я
Россіи повел ніе и в ликаго Государя Царя и в ликаго князя
АлексЪя Михаиловича.,. по Боз^Ь р вностное желаніе'^^ поста
Стр.3