Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 683283)
Контекстум

Историческое описание Спасо-Зеленогорского общежительного женского монастыря (60,00 руб.)

0   0
Издательствотип. И.А. Шелеметьева
Страниц15
ID61191
Историческое описание Спасо-Зеленогорского общежительного женского монастыря .— : тип. И.А. Шелеметьева, 1909 .— 15 с. — URL: https://rucont.ru/efd/61191 (дата обращения: 12.11.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На м ст , гд теперь женская обитель, въ то время основанъ былъ мужской Спасо-Б логорскій монастырь. ОсноваHie этому монастырю было положено инокомъіоной; онъ-же воздвигнулъ зд сь храмъ въ честь Нерукотвореннаго Спаса, для чего обращался къ царю Алекс ю Михайловичу и патріарху Никону и получилъ указъ и храмозданную грамоту. <...> Въ первое время иноки терп ли нужду въ содержаніи. <...> Въ посл днее время изъ числа означенныхъ на древнемъ плаи монастырскихъ зданій остава лась въ ц лости только одна каменная богад льня при вратахъ ограды, а изъ церквей одна деревянная пятиглавая, построенная въ 1664 году; другой-же пятиглавой церкви н тъ, хотя зам тны сл ды ея развалинъ. <...> На м ст этого-то упраздненнаго монастыря съ 1800 года и стала образовываться женская община. <...> Серафимъ еще будучи простымъ іеродіакономъ, почти каждогодно, по порученію сво ей братіи прі зжалъ на Зеленогорскую ярмарку для закуп ки меду и другихъ необходимыхъ обители вещей. <...> Однажды, во время такой прогулки, блаженный старецъ зам тилъ въ углу монастырской ограды келлію, въ которой поселился какой-то челов къ для спасенія души. <...> Старецъ Серафимъ возрадовался духомъ, прозр вая въ этомъ начало возрожденія обители. <...> Блаженный старецъ Серафимъ не оставлялъ ихъ своей помощью до самой своей кончины. <...> Въ 1842 году 12 іюня, по ходатайству Нижегородскаго преосвященнаго Іоанна, указомъ Свят йшаго Синода богад льня утвер ждена общиной и съ Высочайшаго соизволенія принята подъ покровительство духовнаго и гражданскаго начальства и вс приношенія и актовыя пожертвованія дозволено ей прини мать на имя общины и совершать т мъ-же порядкомъ, ко торый установленъ для православныхъ монастырей. <...> 7-го іюля того года <...>
Историческое_описание_Спасо-Зеленогорского_общежительного_женского_монастыря.pdf
^З^ ///; |Г ) }4вторичввков ОПИОАНШ общежитвльмагЬ женскаго монастыря. '*щтпс '^^ 4 * Нижній-Новгоролъ. Типографія И. А. Шелеметьева 1909 г. ^ НУ-^В-ІЕЗ-^Г- -ЕГ-д-'-тЕ-JB- -в""а-^-егіЕэ--&, д-g ' "a-e-^g-fb--^-» ^.t ^ Ж 4 <^^ ^ «Г~ ^ * • "^ , чі; -«н^—- -^г^* , -"Г. ' / : • >; '"^ Ф11 '1 '"1 '"' '^І*— — J-*-. • rb h qj / ^ Ч1: jh: tg; Ё 1
Стр.1
Историческое описаніе Спасо-Зеленогорснаго общежительнаго женскаго монастыря. Спасо-Зеленогорскій жеискій монастырь находится въ Нижегородской губерніи и у зд , на разстояніи отъ своего губернскаго города въ 85 верстахъ и у зднаго Арзамаса въ 35 верстахъ. Основаніе монастыря относится къ половин XVII в ка. На м ст , гд теперь женская обитель, въ то время основанъ былъ мужской Спасо-Б логорскій монастырь. ОсноваHie этому монастырю было положено инокомъіоной; онъ-же воздвигнулъ зд сь храмъ въ честь Нерукотвореннаго Спаса, для чего обращался къ царю Алекс ю Михайловичу и патріарху Никону и получилъ указъ и храмозданную грамоту. Въ первое время иноки терп ли нужду въ содержаніи. Только при строител еодосіи монастырю, по прошенію иноковъ, грамотой Алекс я Михайловича дозволено пользоваться бортнями въ Киржайскомъ враг на Б лой Гор со взносомъ въ казну оброка по г и по дв деньги съ полушкой. Въ 1693 году указомъ того же Алекс я Михайловича, по прошеяію игумена, Афанасія съ братіею, повел но отмежевать на пропита^ и строеніе Спасо Б логорской пустыни вблизи монастыря" л су дв квадратныя версты со вс ми угодьями, а бортйями дозволено пользоваться безоброчно. Посл этого монастырь стал> увеличиваться: въ немъ было уже три церкви—1-я и^рлода^льно выстроенная въ честь Нерукотвореннаго Спасд^-я въ честь Казанскія Божіей Матери и 3 я въ честь Святителя и Чудотворца Николая съ прид ломъ Преподобнаго Сергія Радонежскаго Чудотворца; дв пятиглавыя, а третья съ одной главой. Окруженъ былъ монастырь каменной оградой съ башнями и вм щалъ въ себ много деревянныхъ зданій. До утвержденія штатовъ въ 1764 году подъ в д ніемъ монастыря находились 113 душъ оброчныхъ крестьянъ. Посл /4 пуда меду, по три алтына
Стр.2
— 2 — изданія штатовъ монастырь оставался н сколько времени на своемъ содержаніи, а въ конц XVII стол тія былъ упраздненъ. Кром основателя инока Іоны и строителя игумена еодосія въ немъ было семь игуменовъ и восемь архимандритовъ. I зъ числа посл днихъ изв стны имена иодвижниковъ архимандритовъ: Ефрема, Питирима и Іосифа. Изъ синодика временъ Алекс я Михайловича видно, что при Б логорскомъ монастыр , кром игуменовъ и архимандритовъ, погребено около трехъ сотъ иноковъ и сто тридцать схимонаховъ. По упраздненіи монастыря, церкви его, по проше-. нію м стныхъ крестьянъ, обращены въ приходскія, а окружавшая его слобода Спасъ-Б лыя Горы переименованы въ Спасъ-Зеленыя Горы. Въ посл днее время изъ числа означенныхъ на древнемъ плаи монастырскихъ зданій оставалась въ ц лости только одна каменная богад льня при вратахъ ограды, а изъ церквей одна деревянная пятиглавая, построенная въ 1664 году; другой-же пятиглавой церкви н тъ, хотя зам тны сл ды ея развалинъ. Бывшая при этой церкви колокольня находится въ ц лости досел , а монастырская ст на служитъ церковной оградой при сельской Спасской церкви. На м ст этого-то упраздненнаго монастыря съ 1800 года и стала образовываться женская община. О первоначальномъ основаніи женской обители сохранилось мало св д ній. Вс эти св д нія связываются съ жизнью изв стнаго блаженнаго старца Саровскаго Серафима. Поселившись въ 1778 году въ Саровской пустыни, о. Серафимъ еще будучи простымъ іеродіакономъ, почти каждогодно, по порученію своей братіи прі зжалъ на Зеленогорскую ярмарку для закупки меду и другихъ необходимыхъ обители вещей. Бывая зд сь, онъ всегда обходилъ запуст лое м сто прежде бывшаго монастыря и скорб лъ о запуст ніи его. Однажды, во время такой прогулки, блаженный старецъ зам тилъ въ углу монастырской ограды келлію, въ которой поселился какой-то челов къ для спасенія души. Это былъ м стный престар лый заштатный священникъ о. Василій, челов къ Богобоязненный и глубоко в рующій, также печалившійся о нарушенной обители. Старецъ Серафимъ возрадовался духомъ, прозр вая въ этомъ начало возрожденія обители. Предчуствіе его оправдалось. Съ 1800 года зд сь стали жить вдова Мавра Матв ева, Стефанида Корнилова, Татьяна Макарова, Татьяна Петрова и Устина Михайлова. Жизнь этихъ обитательницъ, по сказанію современницъ, была по образу монастырской келейной жизни и отличалась необык
Стр.3