ЬоПс7ЛІпУ[ т <
Санитарно - гигіеничеекія уеловія земекихъ, церковно - приходекихъ и другихъ школъ Ямбургекаго у здаДокладъ IV Отд ленію Р. <...> Вопросъ о саіштаріюмъ состояиіи школъ въ посл дпее время етановится особешю острымъ въ виду стремленія иравительства и обществеішыхъ учреждеіііА, а особенію земствъ, къ введепію всеобщаго обучеиія. <...> Потрсбпость въ хорошсмъ школыюмъ пом щепіи, очепь значптельнал всегда, тепері> становится еще большею. <...> Между т мъ, средства поставпть школу хорошо, скудиы, и съ точки зр ІІІЯ матеріалыюй, и всл дствіе т хъ общихъ ііеблагопріятиыхъ условій, въ которыхъ находптся саііитарпое д ло въ нашихъ деревияхъ ц городахъ. <...> Вполн попятно, поэтому, что пайти благопріятное р шеніе вопроса при такомъ затрудшітелыюмъ положеши не легко, но и оставить школыіо-сашітарпоо д ло въ прежпемъ состояніи—тоже иевозмолспо, потому что это значпло бы отказаться отъ иастоятельныхъ требовапій культуры, первымъ поЕазателемъ которой и является тотъ или другой уровепь санитарнаго состояпія н содержаиіе школьиыхъ пОіЧ щеіпй. <...> Остается, сл дователыю, искать т практическія условія, въ которыхъ вповь открывающіяся школы всегда отв чали бы возможнымъ, строго оиред лепнымъ саіінтарнымъ требованіямъ, а сущоствующія приводились-бы къ этимъ посл днимъ ііостепешю, і <...>
Санитарно-гигиенические_условия_земских,_церковно-приходских_и_других_школ_Ямбургского_уезда.pdf
Санитарно - гигіеничеекія уеловія земекихъ,
церковно - приходекихъ и другихъ школъ
Ямбургекаго у здаДокладъ
IV Отд ленію Р. Общества охраненія иароднаго здравія
20 января 1900 года.
Д-ра S. А. Золотавта.
I. Вопросъ о саіштаріюмъ состояиіи школъ въ посл дпее время
етановится особешю острымъ въ виду стремленія иравительства и
обществеішыхъ учреждеіііА, а особенію земствъ, къ введепію всеобщаго
обучеиія. Потрсбпость въ хорошсмъ школыюмъ пом щепіи,
очепь значптельнал всегда, тепері> становится еще большею. Между
т мъ, средства поставпть школу хорошо, скудиы, и съ точки зр -
ІІІЯ матеріалыюй, и всл дствіе т хъ общихъ ііеблагопріятиыхъ условій,
въ которыхъ находптся саііитарпое д ло въ нашихъ деревияхъ
ц городахъ. Вполн попятно, поэтому, что пайти благопріятное р -
шеніе вопроса при такомъ затрудшітелыюмъ положеши не легко, но
и оставить школыіо-сашітарпоо д ло въ прежпемъ состояніи—тоже
иевозмолспо, потому что это значпло бы отказаться отъ иастоятельныхъ
требовапій культуры, первымъ поЕазателемъ которой и является
тотъ или другой уровепь санитарнаго состояпія н содержаиіе школьиыхъ
пОіЧ щеіпй. Остается, сл дователыю, искать т
практическія
условія, въ которыхъ вповь открывающіяся школы всегда отв чали
бы возможнымъ, строго оиред лепнымъ саіінтарнымъ требованіямъ,
а сущоствующія приводились-бы къ этимъ посл днимъ ііостепешю,
іюльзуясь для этого всяшшъ случаемъ неизб жности т хъ или другихъ
перем пъ въ состояиіи каждой пеудовлетворптелыіой школы.
Эгу чисто практичсскую ц ль мы и ставимъ себ , предіірипнмая
осмотръ школъ Ямбургскаго у зда и составляя настоящій очеркъ.
По нашему глубошіу уб ждепію т
времена, когда нужно было
«зиакомиться» съ саіштарігымъ состояпіемъ нашихъ школъ, давио
улсе пора считать прошедшіши. Еще 19 л тъ пазадъ, когда мн
пришлось составлять первый очеркъ шіірлъ, можно было говорпть,
что ны только зиакомимся съ состояніемъ школъ. Теперь же пора
іюдумать и о томъ, чтобы д йствптелыю на самомъ д л что-іінбудь
Стр.2
_ 2 —
сд лать для улучшенія санитарнаго состояііія ихъ. Къ сожал пію,
сл дуетъ сознаться, что даже съ т хъ иоръ школы иаши изм нились
мало. Возьмемъ, наприм ръ, хотя кубическое содсржаніе пом -
щенія на одиого учепика. Въ 1888 году были собрапы чрезъ учителей
данпыя о саиитариомъ состояпіи школъ Петербургской губерніи
д-ромъ Губипой-Дмитрісвой *): изъ ІІИХЪ оказывается, что кубическо
содерлсаніе воздуха на одпого учеішка въ земскихъ школахъ
Ямбургскаго у зда—среднее для всЬхъ школъ было тогда—
У, сажени. To же самое для земскихъ, мшшстерскихъ и фабричиыхъ
школъ Ямбургскаго у зда (0,31 куб. саж.) нашли мы и теперь 2
Отсюда видно, какъ медлеішо улучшаются пом щепія иашихъ
) .
школъ и какъ, поэтому, настоятелыш заботы объ улучшепіи сапитарнаго
ихъ состоянія.
Прежде ч мъ перейти къ разбору получеииыхъ мпою дашшхъ,
я считаю необходимымъ сд лать п сколько зам чапШ о томъ вредномъ
вліяніи, которое производитъ на д тей школа иеблагоустроеиная
и плохо содержмая. Говорить объ этомъ подробпо я ие считаю
нужнымъ, такъ какъ положепіе этого вопроса, в роятно, изв
стно вс мъ интересуіощшся школыіымъ д ломъ. Позволк) себ
обратить вниманіе лишь на одинъ фактъ, о которомъ мііогіе' в -
роятно не слышали. Обстоятелыіыя изсл дованія фпзическаго развитія
деревенскихъ школышковъ обпаруживаютъ такое явлеиіе: «въ
евязи съ продолжительностыо пребывапія учащихся въ пародпыхъ
щколахъ, ростъ ихъ увеличивается, развитіе же грудіюй кл ткизадерживается>.
Явленіе это, пршшмая во вшімапіе, что въ п которыхъ
губе])ніяхъ 3
) у 400
былн т пли другія забол ванія, что при этомъ у 150
д тей найдено было иалокровіе, у 100
гЬ или другія глазпыя бол зни, у 250
1
ніи. Выпускъ II н III. 1889 г.
2
/о всего числа школыіиковъ обиаружепы
/овсего числа
/о
/о головиыя боли, у 9,70
/о каріозиыс зубы и, нако)
V Санитарный Съ здъ земскпхъ врачейС.-Петербургской губер)
Н которо улучшеніе, конечно, есть. Нагаи данныя пров рены
нами лично, таковыя ж д-ра Губпной пров рены ею но были, а между
т мъ учительскія цифры всегда болыпе нстішныхъ отчасти по небрежности
нзм ренія, отчастп же по другнмъ причннамъ. Вс мъ изсл довіь
телямъ школъ это необходимо помшіть. когда хотятъ им ть бол е илц
мен е точныя цифры. Улучшснів допустить сл дуетъ, впрочемъ, й поюму
ещ , что число жалсдуіцихъ обученія возросло съ т хъ поръ очень
сильно.
3
) Воронежская. Труды Сов щанія (VI Губернскаго Съ зда) гг. з мскихъ
врачей и предс дателей земскихъ управъ Воронежской губернін.
Т. II. 1898 г.
Стр.3