И. А. МАЛЬХАНОВА ШКОЛА КРАСНОРЕЧИЯ Учебно-практический курс речевика-имиджмейкера Москва 2016 УДК 82 ББК 81.7 М21 Автор: И. А. Мальханова — доцент МГИМО МИД РФ. <...> Именно книга «Школа красноречия» поможет вам взглянуть на себя со стороны и избавиться от ваших личных недостатков речи. <...> УДК 82 ББК 81.7 Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Учебное издание Инна Анатольевна Мальханова ШКОЛА КРАСНОРЕЧИЯ Учебно-практический курс речевика-имиджмейкера Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет» www.o-maket.ru; тел. <...> Книга учит так моделировать свой голос, тон, речь, чтобы не вызвать невольной антипатии собеседника, чтобы говорить ясно, доходчиво, убедительно. <...> «Школа красноречия» как раз и поможет вам взглянуть на себя со стороны и избавиться именно от ваших личных недостатков речи. <...> И. А. Мальханова ЧАСТЬ 1 ДЛЯ ВСЕХ, КТО ПОКА НЕ ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ЦИЦЕРОНОМ ВВОДНЫЙ КУРС: ШКОЛА КРАСНОРЕЧИЯ Занятие 1 АРТИКУЛЯЦИЯ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ Каждый нормальный человек говорит не для себя, а для того, чтобы быть услышанным и понятым другим человеком. <...> Однако данный курс, предназначенный в первую очередь для деловых людей, у которых слишком мало времени, чтобы учиться всю жизнь, — интенсив, который хотя и содержит 15 занятий, но фактически предполагает лишь 12, максимум 13 еженедельных практических занятий в течение трех месяцев с речевиком-имиджмейкером (и интенсивную работу дома), так как 13-е и 14-е занятия просто информативные, а 15-е — контрольно-проверочное, факультативное, которое (с преподавателем или самостоятельно) проводить совсем не обязательно. <...> Интерпретация означает правильную работу с материалом (информацией): ее отбор, сжатие, перегруппировку («правило цепи»), отбор, добавление, авторский комментарий, выводы, оформление («правило рамки» и др.), ориентирование на психологические особенности слушателей и т. д. <...> Занятия же с 1-го по 5-е посвящены собственно технике речи (без которой никакое красноречие существовать просто <...> 
								
							
							
								
								
									
										Школа_красноречия._Учебно-практический_курс_речевика-имиджмейкера.pdf
										
                                            
                                            		
								                        
УДК 82 
ББК 81.7 
М21 
Электронные версии книг 
на сайте www.prospekt.org 
Автор: 
И. А. Мальханова — доцент МГИМО МИД РФ. 
М21 
Мальханова И. А. Школа красноречия: учебно-практический курс речевика-имиджмейкера. 
— Москва : Проспект, 2016. — 152 с. 
ISBN 978-5-392-16610-7 
Человек, умеющий красиво, понятно и доходчиво излагать свои мысли всегда 
востребован. 
Вся наша жизнь связана с общением. 
Именно книга «Школа красноречия» поможет вам взглянуть на себя со стороны 
и избавиться от ваших личных недостатков речи. 
Впрочем, если ваша речь идеальна, как у Цицерона, то эта книга не для вас. 
Школа красноречия полезна буквально каждому, кто думает о своем имидже 
и деловых (и не только деловых!) успехах. 
УДК 82 
ББК 81.7 
Учебное издание 
Инна Анатольевна Мальханова 
ШКОЛА КРАСНОРЕЧИЯ 
Учебно-практический курс речевика-имиджмейкера 
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет» 
www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84 
Санитарно-эпидемиологическое заключение 
№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г. 
Подписано в печать 20.07.2015. Формат 60×90 1 
Печать цифровая. Печ. л. 9,5. Тираж 300 экз. Заказ №. 
ООО «Проспект» 
/16 
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4. 
ISBN 978-5-392-16610-7 
© Мальханова И. А., 2015 
© Колотилова Е. А., обложка, 2015 
© ООО «Проспект», 2015 
								                        
									                        Стр.2
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ. Кому и для чего полезна эта книга? . . . . . . . . . . . . . . . 3
Часть 1. Для всех, кто пока не чувствует себя Цицероном
ВВОДНЫЙ КУРС: ШКОЛА КРАСНОРЕЧИЯ
Занятие 1. Артикуляция и ее коррекция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Занятие 2. Дикция. Коррекция дикции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Занятие 3. Голос и тон. Их информативность и восприятие
собеседником . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Занятие 4. Моделирование голоса и тона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Занятие 5. Работа с речевым текстом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
ОСНОВНОЙ КУРС: ШКОЛА КРАСНОРЕЧИЯ
Занятие 6. Устная речь. Ее характеристики и восприятие
собеседником . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Занятие 7. Устная речь: моделирование речи. Дикторская речь . . . . . . . 34
Занятие 8. Моделирование речи. Технические приемы моделирования:
ритм, темп и громкость речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Занятие 9. Моделирование речи: некоторые психологические
аспекты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Занятие 10. Моделирование речи: психологические аспекты
(продолжение) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Занятие 11. Время и мы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Занятие 12. Слова, которые мы выбираем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
Занятие 13. Культура речи: мимика и жесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
Занятие 14. Быть хочешь дельным человеком? Так думай о красе
ногтей! или Культура речи в широком контексте: манеры,
внешний вид, стиль одежды, косметика и парфюмерия
и т. д. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
Занятие 15. Проверочные тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Контрольный пакет заданий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
Часть 2. Секреты общения. Специально для тех, кому трудно
общаться
1. Цели и объекты общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
2. Типы личностей и темы для разговоров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
3. Техника общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
4. Психология общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
5. Эффективные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
								                        
									                        Стр.150