ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНІЕ
ПЕРЕМЬігаЛЬСКАГО ТРОИЦКАГО ЛЮТИКОВА МОНАСТЫРЯ.
ПРЕДИСЛОВІЕ.
Троицкій Переиышлъскій Лютиковъ монастырь
х#тя и осаованъ въ XVI стол тш, но пройдя черезь
горнцло общихъ для этого края испытавій,-^Литовская
и Крымскія разоренія,—въ настоящемъ своемъ
вид служить лишь памятникомъ поздн йшей эпохи:
усердіе къ его святыв одного изъ ближнихъ царедворцевъ
Алекс я Михайловича: Боярина, Дворецкаго
и Оружейничаго Богдана Матв евича Хитрово, который,
любя эту тихую обитель, какъ мъсто уиоко<шія
своихъ родителей нг родствевниковъ, обновилъ Й
курасилъ ее^-еъ-щедростіш^человека богатаго Божіею
и Царскою милостію- объ этой щедрости и досел
громко напоминаетъ соборный храмъ обители съ
массивною, столпообразною, шатровьшъ верхомъ
ув нчанною колокольнею, и монастырская библіотека,
основаніезгь которой послуя;пла собственная
домовая библиотека благочестиваго Б. М. Хитрово.
Лютиковъ монастырь уже былъ описанъ печатно однимъ
изъ потомковъ своего обновителя,—ГенералъМаіоромъ
Н. 3. Хитрово. Это краткое описаніе (І1
/^
Печ. листа) вышло въ св тъ въ Москв 1826 года.
Черезъ два года посл сего, а именно въ 1829 г.,
тогдйшній А[)химандритъ ФиладелъФъ составилъ бол е
обстоятельное описаиіе оной, которое осталось въ
рукописи и хранится въ монастырской библіотек .
Но не смотря на относительное, сравнительно
съ первымъ, достоинство сего послъдняго описанія,
оно составлено слишкомъ «по домашнему»,—то есть
не удовлетворяетъ потребиостямъ современной исто
Стр.1
риае^^м^>критикйг. Ближайшее ознакоімгленіе съ монастырскижь
архивомъ^ его библіотекою и уц л вшимъ
отъ всегубительнаго времени цсрковнымъ имуществомъ,—дало
намъ средство значительно пополнить
историческую часть Описанія сего монастыря
новыми данными, не обратившими на себя внишніе
преяшихъ его описателей.
9 Генваря
1862 года.
М СТОПОоЮЖЕШЕ ОБИТЕЛИ.
Перемышлъскіи Троіщкій Лютиковъ монастырь,
называется Псремышльскішъ но у здному городу Калужской
губериіи Перемышлю, отъ котораго находится
въ разетояши G1
рить м ствое нреданіе, по имени н коего Лютика,
бывшаго надзора гелемь раиоть при началыюмъ строенія
монастыря.2
кимъ по соборной церкви во имя Пресвятыя и Я\ивоначальныя
Троицы *}5
) М стоиоложсаіе Троицкаго Лютикова
монастыря одно ІІЗІ> гамыхъ щ іаіпмхъ^ каковы
впрочемъ и ве мйста нашихяь древыихъ иноческихъ
ойителей. Он^ь находится при сель Корекозев , Космодаміановское
и Троицкое тожъ, па правомъ берегу
р ки Оки, который им еть здтхь едва приметное
возвышеніе 3
1) Въ прежнее время иазыпался шюгда* также
Троицы Сергіевъ монастырь11
2) Можетъ быть прозваиіе это опъ получплъ
) и во многихъ мВстахъ покрыть
^Живопачалътъя
, по древнему пред лу по имя Пр. Сергія*
отъ свонхъ личнъгхъ
СІОИСТЙЪ; ябо существительное лютикъ, озна^аетъ тоже что
прилагательно лютый^ сердитый, гн ішый, а въ иародпомъ язьис
лютовать я досел употребляется въ ошсл сердиться, пегодоьятл,
гн ваться. Зам тимъ также и другія зпаченія этого слова: а) Лютикъ*
Лоутъкъ, означало въ древности плясуна* лижа. Тдкъ въ
кормчей XIII в ка читаемъ: „глаголемыя лоуткъ и позорища ихъ'*
eos qui dicuntur mimos et eorum spectacula (смотр, словарь
церковно-славянскаго языка А. Востокова стр. &03). Легло могло
статься, ххто Трояцкш монастырь построенъ на м ст лоутки ялн
позорища, а потому и прозвался Лютиковым^ б) Въ нашнхъ древннхъ
тправникахз упоминается Лютика трава, нзв стная ы ш>ш въ народ
(Ranunculi acris ІіетЪа); ея немало ростетъ на монастырском*
лугу.
3) Въ 1820 году, зам чаетъ О. ФнладельФЪ, весною во время
сильна го разлива р ки, вода входила зъ самын монастырь и имМ*
/^ верстъ на сііверъ. Троица
Люпашовылъ, какт» гово
Стр.2
Перемышля въ Калугу (Кіевскои трактъ) находится
колодезь, им ющій отм нно хорошую^ легкую и здоровую
для питья воду. При немъ издревле была моьастьфгкая
часовня, сломанная лпиіь въ недавнее
время; *) зд сь мимоходящіе путники и пришельцы
для богомолья въ монастырь находятъ для себя самое
пріятное отдохновеніе.
кустарниками; весною въ нихъ водится множество
соловьевъ. Своимъ немолчнымъ^ мелодическимъ п -
ніемъ они услаждають слухъ и какъбы подаютъ
ипокамъ прим ръ неусыпаемаго словословія Творца
всячоскихъ. Вокругъ монастыря тамъ и сямъ в ковыя
соснь^ вязы и оскори—остатокъ древняго окружавшаго
его бора. При поворот въ обитель иах сдободы5
черезъ
которую проходить большая дорога изъ
За Окою, обтекающею монастырь съ западной стороны
полукру/кіемъ, хорошо видіяа: у здный городъ
ІІеремышль, четыре села и три деревни % а
по сю сторону этой величественной р ки монастырское
озеро (карее), пашни и с нокосы.
Въ окружности монастыря грунтъ земли песчаный
и потому неудобный къ садоводству, но щед^
рая природа вознаграждаетъ и этотъ недостатокъ,
ибо съ разлитіемъ воды кая^дую весну на монастырскихъ
лугахъ образуется наносъ илу 6
ихъ, вм ст съ т мъ достав л яетъ хорошую землю
для сада и огорода.
) и?
і
1
|
I
ОСНОВАШЕ МОНАСТЫРЯ.
«Миози монастыри отъ Царь
и отъ Бояръ поставлени».
(Пр. Несторъ).
L Основаніе Перемышльскаго Троицкаго Лютиков а
1 монастыря м стное иреданіе приписываетъ Князьямъ
'г- до Д*?** аршинъ возвышенія, что зам чеыо для памяти чертою на
І» башн съ южной стороны.
|;І
ІI
4) Ньш шній Настоятель нам рквается вскор построить новуюі
б) По порядку отъ Перемышля: деревня Горки съ Лошіггою,
\ деревня Ладыгина, седо Воскресенское, седо Верхніе Подгоричи,
1: седо Нпжпіе Подгоригш, деревня Торопово я село Желохово.
•
6) Въ 1829 году, зам четъ О. ФиладельФъ, наносный илъ им л*
• бол е аршина возвышенгя и отъ того сЪнокосы были плохи,* это впрочемъ
случается очень р дко.
удобряя
Стр.3
Воротьніскимъ 7
). Такъ одинъ иэъ Настоятелей этого
монастыря Архимаидритъ Геяиадій) на яапросъ о времени
и причин основанія вв ренной ему обители, въ
донесенш своемъ вь Крутицкую Конс.исторію отъ 4
Мая 1181 года, мея^ду ирочимъ объясняла сл дуіощее:
«въ 1 ТбЧ году Генваря
въ Москв
у Генерала и Кавалера Якова Лукина
Хиітрово, по причин!), что оиъ былъ того монастыря
вкладчикъ, между прочими разговорами объявлялъ
мн^^. что де оный Лютиковъ монастырь начало свое
возъим лъ нистроеніемъ Воротынскими князьями, по
ид^ самовластію, гораздо за долгое время до Литовскаго
разоренія, a Jiomunosb де называется, по прозванію
Строителя, отъ оныхъ князеіі ирпетавленнаго
къ строенію, который прозывался JiomuKb». Это сві>деніе
было повторено нотомъ и въ Исторіи lepapПисьменаое
же подтвержденіе сему прёданію нашли
мы въ надписяхъ на одной изъ руконисныхъ
КНЙГЪ монастырской библіотеки. Это церковный уставь
XFI стол тія.
віи церковного собравія вселптняго)) подъ П числомъ
Октября' внизу приписано: «въ сій день нриговорнлъ
Архнмандритъ Авраамій з братіею іворитп память по
Воротыныихъ тягъяхъ, которые давали по своихъ
душахіь села и деревни къ Живоночальной Троицы
ВЪ ДОМЪ))
Другая надпись на поляхъ той же рукописи, показывая
время иожертвованія ея въ монастырь, служитъ
вм ст^ съ тт>мъ и нервымъ иисьменнымъ о
нешъ іазв стіемъ: ^7067
1559
. Іюня въ 17 день далъ сію
^
книгу въ.домъ Живоначальныя Троицы Лютикова
мбнастыр на новое, Ногай Іоанновъ сьшъ Медвт>девъ
при Игумен Венедикт^)).—Выраженіе на повое,
по-нашему мн нію, однозначуще со словомъ на новоселье,
и позволяетъ догадываться, что этотъ вкладъ
сд ланъ въ обитель, вскоръ посл ея построенія. До
•7) Воротынскву заштатный городъ Калужской губернін Деремышльскаго
у зда, упомнцается по л топнслмъ первый разъ въ 1115
^оду.
S) Истор. Рос. Іерархіи томъ У стр. 53.
Ііъ этомъ устав въ «погл довадня^
въ бытность мою
Стр.4
гадка эта оправдывается иною вадписью на иЬляхъ
той же рукописи, гд
денной выше надписи аыраженія „ж новое" им етъ
дрстаточныя основанія 9
Иаконецъ одна изъ надписей на поляхъ того же
церковнаго устава даетъ намъ иамекъ и на то/ кто
именно изъ князей Воротыискихъ былъ основателемъ
Троицкой обители; подъ 27 числомъ Сентября замечено;
«въ сій день память творити на мреставленіе
по кмязи по Бладиміри по Ивановичи по Воротьшскомъ;
кормъ большой и иитіе братіи съ выносомъ
изъ трапезы^ а милостыни изъ казны рубль па братію/а
дано по иемъ на ту память въ домъ Живоначальной
Троиц село ІаЬыгшю да деревня Лоздрішскаяу).
Для
обсл дованія яіе обстоятельству при которыхъ
в роятн е могла возникнуть описываемая нами
обитель., бросимъ б глый взлядъ на исторйо сос дственныхъ
Троицкой обители тродовъ: Лвремышля
и Воротьшска (отъ основанія ихъ до начала XVI стольтія.)
Оба
эти города принадлежали къ числу городовъ
древней области Вятичей, которая въ XII в кЪ со9)
Нельзя пройти молчашемъ зам ч.аніе, сд лаиное о семь монастырь
въ Любопытном* м сяцеслов на ітэ^і годъ, что будто <5ы
Монастыри Боровскій ПаФнутіевъ и Перемышльскій Дютиковъ
основаны Пренодобиымъ ПаФііутіемъ въ 1 Ub году (ст. J 8О, тотъ
же авторъ (Г. Рубанъ) въ друголіъ м ст бол е правильно зам-вчаетъ
что изустное иреданіе нриписывастъ построеніе Лютикова
монастыря Настоятелю Лютику, жившему при Князьяхъ Воротьш«кихъ
до разореиш Лютоискихъ.сс
(стр. 152).
Легко усмотр ть, что мн ніе I'. Рубана (ни ч мъ неподтвержденное)
основано лишь на одномъ сходстве имеиъ первыхъ Настоямивается
иодъ 1559 годомъ, до него же былъ всего
одинъ Настоятель, который иритомъ могъ управлять
обителью, короткое время; сл довательно освовааіе
монастыря не восходитъ ран е половины XVI стол
тія5
Изъ нихъ Венедиктъ, какъ мы вид ли вышег
а по сему догадка наша о значеніи въ приве).
упоминаются
три первыхъ
Настоятеля сего монастыря Игуменскаго сана: Пафиутгщ
ВенеЪиптъ и Веніамииъ (безъ означенія л тъ).
упо
Стр.5