Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 683130)
Контекстум

Историческое описание Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря (190,00 руб.)

0   0
Первый авторЛеонид
Издательство[Б.и.]
Страниц146
ID64898
Леонид. Историческое описание Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря / [Предисл.: и. Л.]; Леонид .— : [Б.и.], 1862 .— 146 с. — URL: https://rucont.ru/efd/64898 (дата обращения: 10.11.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНІЕ ПЕРЕМЬігаЛЬСКАГО ТРОИЦКАГО ЛЮТИКОВА МОНАСТЫРЯ. <...> Троицкій Переиышлъскій Лютиковъ монастырь х#тя и осаованъ въ XVI стол тш, но пройдя черезь горнцло общихъ для этого края испытавій,-^Литов ская и Крымскія разоренія,—въ настоящемъ своемъ вид служить лишь памятникомъ поздн йшей эпохи: усердіе къ его святыв одного изъ ближнихъ царедворцевъ Алекс я Михайловича: Боярина, Дворецкаго и Оружейничаго Богдана Матв евича Хитрово, ко торый, любя эту тихую обитель, какъ мъсто уиоко<шія своихъ родителей нг родствевниковъ, обновилъ Й курасилъ ее^-еъ-щедростіш^человека богатаго Божіею и Царскою милостію- объ этой щедрости и досел громко напоминаетъ соборный храмъ обители съ массивною, столпообразною, шатровьшъ верхомъ ув нчанною колокольнею, и монастырская библіотека, основаніезгь которой послуя;пла собственная домовая библиотека благочестиваго Б. М. Хитрово. <...> Лютиковъ монастырь уже былъ описанъ печатно однимъ изъ потомковъ своего обновителя,—Генералъ1 Маіоромъ Н. <...> Черезъ два года посл сего, а именно въ 1829 г., тогдйшній А[)химандритъ ФиладелъФъ составилъ бол е обстоятельное описаиіе оной, которое осталось въ рукописи и хранится въ монастырской библіотек . <...> Перемышлъскіи Троіщкій Лютиковъ монастырь, называется Псремышльскішъ но у здному городу Ка лужской губериіи Перемышлю, отъ котораго нахо дится въ разетояши G1/^ верстъ на сііверъ. <...> Троицкимъ по соборной церкви во имя Пресвятыя и Я\ивоначальныя Троицы *}5 а Люпашовылъ, какт» гово рить м ствое нреданіе, по имени н коего Лютика, бывшаго <...>
Историческое_описание_Перемышльского_Троицкого_Лютикова_монастыря.pdf
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНІЕ ПЕРЕМЬігаЛЬСКАГО ТРОИЦКАГО ЛЮТИКОВА МОНАСТЫРЯ. ПРЕДИСЛОВІЕ. Троицкій Переиышлъскій Лютиковъ монастырь х#тя и осаованъ въ XVI стол тш, но пройдя черезь горнцло общихъ для этого края испытавій,-^Литовская и Крымскія разоренія,—въ настоящемъ своемъ вид служить лишь памятникомъ поздн йшей эпохи: усердіе къ его святыв одного изъ ближнихъ царедворцевъ Алекс я Михайловича: Боярина, Дворецкаго и Оружейничаго Богдана Матв евича Хитрово, который, любя эту тихую обитель, какъ мъсто уиоко<шія своихъ родителей нг родствевниковъ, обновилъ Й курасилъ ее^-еъ-щедростіш^человека богатаго Божіею и Царскою милостію- объ этой щедрости и досел громко напоминаетъ соборный храмъ обители съ массивною, столпообразною, шатровьшъ верхомъ ув нчанною колокольнею, и монастырская библіотека, основаніезгь которой послуя;пла собственная домовая библиотека благочестиваго Б. М. Хитрово. Лютиковъ монастырь уже былъ описанъ печатно однимъ изъ потомковъ своего обновителя,—ГенералъМаіоромъ Н. 3. Хитрово. Это краткое описаніе (І1 /^ Печ. листа) вышло въ св тъ въ Москв 1826 года. Черезъ два года посл сего, а именно въ 1829 г., тогдйшній А[)химандритъ ФиладелъФъ составилъ бол е обстоятельное описаиіе оной, которое осталось въ рукописи и хранится въ монастырской библіотек . Но не смотря на относительное, сравнительно съ первымъ, достоинство сего послъдняго описанія, оно составлено слишкомъ «по домашнему»,—то есть не удовлетворяетъ потребиостямъ современной исто
Стр.1
риае^^м^>критикйг. Ближайшее ознакоімгленіе съ монастырскижь архивомъ^ его библіотекою и уц л вшимъ отъ всегубительнаго времени цсрковнымъ имуществомъ,—дало намъ средство значительно пополнить историческую часть Описанія сего монастыря новыми данными, не обратившими на себя внишніе преяшихъ его описателей. 9 Генваря 1862 года. М СТОПОоЮЖЕШЕ ОБИТЕЛИ. Перемышлъскіи Троіщкій Лютиковъ монастырь, называется Псремышльскішъ но у здному городу Калужской губериіи Перемышлю, отъ котораго находится въ разетояши G1 рить м ствое нреданіе, по имени н коего Лютика, бывшаго надзора гелемь раиоть при началыюмъ строенія монастыря.2 кимъ по соборной церкви во имя Пресвятыя и Я\ивоначальныя Троицы *}5 ) М стоиоложсаіе Троицкаго Лютикова монастыря одно ІІЗІ> гамыхъ щ іаіпмхъ^ каковы впрочемъ и ве мйста нашихяь древыихъ иноческихъ ойителей. Он^ь находится при сель Корекозев , Космодаміановское и Троицкое тожъ, па правомъ берегу р ки Оки, который им еть здтхь едва приметное возвышеніе 3 1) Въ прежнее время иазыпался шюгда* также Троицы Сергіевъ монастырь11 2) Можетъ быть прозваиіе это опъ получплъ ) и во многихъ мВстахъ покрыть ^Живопачалътъя , по древнему пред лу по имя Пр. Сергія* отъ свонхъ личнъгхъ СІОИСТЙЪ; ябо существительное лютикъ, озна^аетъ тоже что прилагательно лютый^ сердитый, гн ішый, а въ иародпомъ язьис лютовать я досел употребляется въ ошсл сердиться, пегодоьятл, гн ваться. Зам тимъ также и другія зпаченія этого слова: а) Лютикъ* Лоутъкъ, означало въ древности плясуна* лижа. Тдкъ въ кормчей XIII в ка читаемъ: „глаголемыя лоуткъ и позорища ихъ'* eos qui dicuntur mimos et eorum spectacula (смотр, словарь церковно-славянскаго языка А. Востокова стр. &03). Легло могло статься, ххто Трояцкш монастырь построенъ на м ст лоутки ялн позорища, а потому и прозвался Лютиковым^ б) Въ нашнхъ древннхъ тправникахз упоминается Лютика трава, нзв стная ы ш>ш въ народ (Ranunculi acris ІіетЪа); ея немало ростетъ на монастырском* лугу. 3) Въ 1820 году, зам чаетъ О. ФнладельФЪ, весною во время сильна го разлива р ки, вода входила зъ самын монастырь и имМ* /^ верстъ на сііверъ. Троица Люпашовылъ, какт» гово
Стр.2
Перемышля въ Калугу (Кіевскои трактъ) находится колодезь, им ющій отм нно хорошую^ легкую и здоровую для питья воду. При немъ издревле была моьастьфгкая часовня, сломанная лпиіь въ недавнее время; *) зд сь мимоходящіе путники и пришельцы для богомолья въ монастырь находятъ для себя самое пріятное отдохновеніе. кустарниками; весною въ нихъ водится множество соловьевъ. Своимъ немолчнымъ^ мелодическимъ п - ніемъ они услаждають слухъ и какъбы подаютъ ипокамъ прим ръ неусыпаемаго словословія Творца всячоскихъ. Вокругъ монастыря тамъ и сямъ в ковыя соснь^ вязы и оскори—остатокъ древняго окружавшаго его бора. При поворот въ обитель иах сдободы5 черезъ которую проходить большая дорога изъ За Окою, обтекающею монастырь съ западной стороны полукру/кіемъ, хорошо видіяа: у здный городъ ІІеремышль, четыре села и три деревни % а по сю сторону этой величественной р ки монастырское озеро (карее), пашни и с нокосы. Въ окружности монастыря грунтъ земли песчаный и потому неудобный къ садоводству, но щед^ рая природа вознаграждаетъ и этотъ недостатокъ, ибо съ разлитіемъ воды кая^дую весну на монастырскихъ лугахъ образуется наносъ илу 6 ихъ, вм ст съ т мъ достав л яетъ хорошую землю для сада и огорода. ) и? і 1 | I ОСНОВАШЕ МОНАСТЫРЯ. «Миози монастыри отъ Царь и отъ Бояръ поставлени». (Пр. Несторъ). L Основаніе Перемышльскаго Троицкаго Лютиков а 1 монастыря м стное иреданіе приписываетъ Князьямъ 'г- до Д*?** аршинъ возвышенія, что зам чеыо для памяти чертою на І» башн съ южной стороны. |;І ІI 4) Ньш шній Настоятель нам рквается вскор построить новуюі б) По порядку отъ Перемышля: деревня Горки съ Лошіггою, \ деревня Ладыгина, седо Воскресенское, седо Верхніе Подгоричи, 1: седо Нпжпіе Подгоригш, деревня Торопово я село Желохово. • 6) Въ 1829 году, зам четъ О. ФиладельФъ, наносный илъ им л* • бол е аршина возвышенгя и отъ того сЪнокосы были плохи,* это впрочемъ случается очень р дко. удобряя
Стр.3
Воротьніскимъ 7 ). Такъ одинъ иэъ Настоятелей этого монастыря Архимаидритъ Геяиадій) на яапросъ о времени и причин основанія вв ренной ему обители, въ донесенш своемъ вь Крутицкую Конс.исторію отъ 4 Мая 1181 года, мея^ду ирочимъ объясняла сл дуіощее: «въ 1 ТбЧ году Генваря въ Москв у Генерала и Кавалера Якова Лукина Хиітрово, по причин!), что оиъ былъ того монастыря вкладчикъ, между прочими разговорами объявлялъ мн^^. что де оный Лютиковъ монастырь начало свое возъим лъ нистроеніемъ Воротынскими князьями, по ид^ самовластію, гораздо за долгое время до Литовскаго разоренія, a Jiomunosb де называется, по прозванію Строителя, отъ оныхъ князеіі ирпетавленнаго къ строенію, который прозывался JiomuKb». Это сві>деніе было повторено нотомъ и въ Исторіи lepapПисьменаое же подтвержденіе сему прёданію нашли мы въ надписяхъ на одной изъ руконисныхъ КНЙГЪ монастырской библіотеки. Это церковный уставь XFI стол тія. віи церковного собравія вселптняго)) подъ П числомъ Октября' внизу приписано: «въ сій день нриговорнлъ Архнмандритъ Авраамій з братіею іворитп память по Воротыныихъ тягъяхъ, которые давали по своихъ душахіь села и деревни къ Живоночальной Троицы ВЪ ДОМЪ)) Другая надпись на поляхъ той же рукописи, показывая время иожертвованія ея въ монастырь, служитъ вм ст^ съ тт>мъ и нервымъ иисьменнымъ о нешъ іазв стіемъ: ^7067 1559 . Іюня въ 17 день далъ сію ^ книгу въ.домъ Живоначальныя Троицы Лютикова мбнастыр на новое, Ногай Іоанновъ сьшъ Медвт>девъ при Игумен Венедикт^)).—Выраженіе на повое, по-нашему мн нію, однозначуще со словомъ на новоселье, и позволяетъ догадываться, что этотъ вкладъ сд ланъ въ обитель, вскоръ посл ея построенія. До •7) Воротынскву заштатный городъ Калужской губернін Деремышльскаго у зда, упомнцается по л топнслмъ первый разъ въ 1115 ^оду. S) Истор. Рос. Іерархіи томъ У стр. 53. Ііъ этомъ устав въ «погл довадня^ въ бытность мою
Стр.4
гадка эта оправдывается иною вадписью на иЬляхъ той же рукописи, гд денной выше надписи аыраженія „ж новое" им етъ дрстаточныя основанія 9 Иаконецъ одна изъ надписей на поляхъ того же церковнаго устава даетъ намъ иамекъ и на то/ кто именно изъ князей Воротыискихъ былъ основателемъ Троицкой обители; подъ 27 числомъ Сентября замечено; «въ сій день память творити на мреставленіе по кмязи по Бладиміри по Ивановичи по Воротьшскомъ; кормъ большой и иитіе братіи съ выносомъ изъ трапезы^ а милостыни изъ казны рубль па братію/а дано по иемъ на ту память въ домъ Живоначальной Троиц село ІаЬыгшю да деревня Лоздрішскаяу). Для обсл дованія яіе обстоятельству при которыхъ в роятн е могла возникнуть описываемая нами обитель., бросимъ б глый взлядъ на исторйо сос дственныхъ Троицкой обители тродовъ: Лвремышля и Воротьшска (отъ основанія ихъ до начала XVI стольтія.) Оба эти города принадлежали къ числу городовъ древней области Вятичей, которая въ XII в кЪ со9) Нельзя пройти молчашемъ зам ч.аніе, сд лаиное о семь монастырь въ Любопытном* м сяцеслов на ітэ^і годъ, что будто <5ы Монастыри Боровскій ПаФнутіевъ и Перемышльскій Дютиковъ основаны Пренодобиымъ ПаФііутіемъ въ 1 Ub году (ст. J 8О, тотъ же авторъ (Г. Рубанъ) въ друголіъ м ст бол е правильно зам-вчаетъ что изустное иреданіе нриписывастъ построеніе Лютикова монастыря Настоятелю Лютику, жившему при Князьяхъ Воротьш«кихъ до разореиш Лютоискихъ.сс (стр. 152). Легко усмотр ть, что мн ніе I'. Рубана (ни ч мъ неподтвержденное) основано лишь на одномъ сходстве имеиъ первыхъ Настоямивается иодъ 1559 годомъ, до него же былъ всего одинъ Настоятель, который иритомъ могъ управлять обителью, короткое время; сл довательно освовааіе монастыря не восходитъ ран е половины XVI стол тія5 Изъ нихъ Венедиктъ, какъ мы вид ли вышег а по сему догадка наша о значеніи въ приве). упоминаются три первыхъ Настоятеля сего монастыря Игуменскаго сана: Пафиутгщ ВенеЪиптъ и Веніамииъ (безъ означенія л тъ). упо
Стр.5