Съ Божіимъ благословеніемъ, мой другъ, хочу приняться за исполненіе даннаго теб моего об щанія поговорить съ тобою о благодати святыхъ таинствъ нашей православной церкви. <...> Молимъ, •говоритъ намъ Апостолъ Павелъ, не вотще благо дать Божгю пргяти (2 Кор. <...> Видишь,-что можно и пргтять благодать, сообщаемую намъ главнымъ образомъ въ таинствахъ, но прийть вотще, напрасно. <...> Надо пользоваться благодатію таинствъ, возгр вать ее въ себ , по апостольскому выраженію (2 Тим. <...> 1, 6), или приводить ее въ себ въ живое движеніе и д йствіе; а для этаго надо нашей в р знать, какіе именно дары благо
дати сообщаются намъ въ таинствахъ. <...> Вотъ я и желаю разъяснить теб , по возможности, благодать каждаго изъ семи святыхъ таинствъ, чтобы намъ сообща, взаимно помогая и сод йствуя другъ другу, ум ть пользоваться въ наше спасеніе благодатію каждаго таинства, надъ нами ли самими или надъ другими совершеннаго и^ео»вйшаемаго. <...> Ты видишь, мой дітде, что щ у насъ будетъ не о гт или обр{Ш ^р^щрщ каждаго таин-
2
ства, а о самой животворной сид таинствъ. <...> — И такъ начнемъ р чь о благодати таинства крещенія. <...> И такъ мы погреблись съ Нямъ крещеніемъ въ смерть, чтобы, какъ Христосъ воскресъ изъ мгертвыхъ, такъ и мы ходили въ об
новленной жизни» (Римл. <...> Для нашего спасенія или, если угодно, для достиженія нами существеннаго нашего назначенія надо въ насъ вырвать съ корнемъ все духовно-безжизненное, противное истин , добру, все мятежное и нестрой
ное, въчемъ н тъ отсв та благоволенія Отца Небеснаго; а вм сто этого надо насадить или открыть въ насъ начало всего добраго <...>
Письма_о_благодати_св._таинств_церкви_православно-католической.pdf
ПИСЬМА
о
БЛАГОДАТИ GB. ТАИВСТВТ.
щт штъшт-иттті
Соч. А. Вухар ва.
s
ВЪ ТНПОГРАФШ DAXMI'.TKHA.
МОСКВА.
1864.
Стр.1
Дозволено Духовною цензурою. С.-П.-Б., Октября 30 дня 1863.
2007044361
Стр.2
Письмо первое.
Съ Божіимъ благословеніемъ, мой другъ, хочу
приняться за исполненіе даннаго теб моего об -
щанія поговорить съ тобою о благодати святыхъ
таинствъ нашей православной церкви. Молимъ,
•говоритъ намъ Апостолъ Павелъ, не вотще благо
дать Божгю пргяти (2 Кор. УІ. 1). Видишь,-что
можно и пргтять благодать, сообщаемую намъ
главнымъ образомъ въ таинствахъ, но прийть
вотще, напрасно. Надо пользоваться благодатію
таинствъ, возгр вать ее въ себ , по апостольскому
выраженію (2 Тим. 1, 6), или приводить ее въ
себ въ живое движеніе и д йствіе; а для этаго
надо нашей в р знать, какіе именно дары благодати
сообщаются намъ въ таинствахъ. Вотъ я и
желаю разъяснить теб , по возможности, благодать
каждаго изъ семи святыхъ таинствъ, чтобы намъ
сообща, взаимно помогая и сод йствуя другъ другу,
ум ть пользоваться въ наше спасеніе благодатію
каждаго таинства, надъ нами ли самими или надъ
другими совершеннаго и^ео»вйшаемаго.
Ты видишь, мой дітде, что щ у насъ будетъ
не о гт или обр{Ш ^р^щрщ каждаго таин
Стр.3
2
ства, а о самой животворной сид таинствъ. Для
нашей ц ли довольно и зтаго. — Признаюсь теб ,
что мн хот лось бы говорить теб сначала вообще
о вс хъ таинствахъ, а потомъ уже о каждомъ
таинств въ особенности, но меня упрекаютъ
за способъ обобщепія, употребляемый мною въразвягіи
мыслей. Такъ и быть! Иоведемъ д ло такъ,
не отъ общаго будемъ нисходить къ частностямъ,
но отъ разъясненія, въ частности, каждаго таинства,
придемъ къ пониманію общаго ихъ значенія. —
И такъ начнемъ р чь о благодати таинства крещенія.
Къ
живому и вм ст глубокому пониманію этаго
предмета слово Еожіе даетъ намъ сл дующее руководсі^о
чрезъ Апостола Павла: «Ужели вы не
знаете, пишетъ Апостолъ римскимъ христіанамъ,
что тс мы, крестившіеся въ Іисуса Христа, погружались
въ смерть Его. И такъ мы погреблись съ
Нямъ крещеніемъ въ смерть, чтобы, какъ Христосъ
воскресъ изъ мгертвыхъ, такъ и мы ходили въ обновленной
жизни» (Римл. VI, 3. 4). И ещедругимъ
христіанамъ пишетъ тотъ же Апостолъ: «Бывъ
погребены съ Нямъ (Христомъ) въ крещеиіи, въ
Немъ и съ №шъ вы воздвигнуты в рою въ силу
Бога, Который воскресилъ Его изъ мертвыхъ»
(Колос. 11, 12). Мысль этихъ м стъ для тебя,
другь мой, не оченьясна/--не дравда-лн?—Потому
надо намъ хорошенько раскрыть эту апостольскую
мысль, что въкрещенш мы погружались въ смерть
Господа Іисуса такъ, какъ будто (и д йствительио
такъ въ самой сід д ла) мы были съ Нимъ и по%
Стр.4
3
гребены. Видишь ли въ чемъ д ло, мой другъ? Для
нашего спасенія или, если угодно, для достиженія
нами существеннаго нашего назначенія надо въ
насъ вырвать съ корнемъ все духовно-безжизненное,
противное истин , добру, все мятежное и нестройное,
въчемъ н тъ отсв та благоволенія Отца Небеснаго;
а вм сто этого надо насадить или открыть
въ насъ начало всего добраго, истиннаго, жизненнаго,
стройно-прекраснаго, на чемъ явно отпечатл
на и успокоивается отеческая любовь Божія. И
вотъ для этого самаго Тотъ, въ Комъ одномъ существенно
почиваетъ и сіяетъ все благоволеніе и
любовь Отца Небеснаго и въ Комъ, потому, самое
существо и источникъ истины, добра, жизни, гармоніи
и красоты, словомъ—единородный и единосущный
Сынъ Божій сталъ Сыномъ челов ческимъ.
Мало того: Онъ на себя же принялъ и вполн вынесъ
на себ безм рную тягость нашего духовнаго
безобразія и безжизненности, нашего зла и лжи,
нашего несоотв тствія и противленія любви Божіей,
какъ будто именно Онъ былъ виноватъ во
всемъ этомъ,—и именно поэтому Онъ пострадалъ
и умеръ за насъ. Но, и за вс мъ этимъ, надо насъ
еще ввести въ д йствительное и живое соучастіе
такой любви Божіей и Христовой къ намъ гр шнымъ
и погибающимъ (иначе, понимаешь самъ, все
д ло Христово для насъ было бы напрасно). Кому
же это сд лать, Кому, если не Духу самой этой
любви Божіей и Христовой, Духу Святому, въ сил
Котораго и д йствуетъ Божественная любовь, Духу
истины и жизни, Ут шителю всеблагостном ? БлагоГ
Стр.5