ПРИХОДЫ СТАРОКРЕЩЕІІЫХЪ И НОВОКРЕЩЕПЫХЪ ТАТАРЪ ВЪ KA3AHGKOM ЕПАРХШ. <...> Прсдлагаемі. благосклонн му вішмапію чигателей въ настоящей стать очеркъ рслиііознаго состояпія за посл диее ЗО-л тіс крсщеныхъ татар-ь, которыхъ въ казанской епархіи насчитывается слищкомъ 40.000 душъ обоего пола, и даже ие очеркъ, a лучше сказать— сборъ сырыхъ матеріаловъ, извлеченныхъ нами, съ возможною обстоятельностію и правдивостію, изъ д лъ казанской духовной консисторіи. <...> Предупреждаемъ читателей, что успокоительнаго для своего православиаго чувства найдугь они зд сь весьма немного, а напротивъ могутт. быть поражепы печальнымъ результатомъ, что одни изъ крещеныхъ татаръ только повидимому, безсозаательно исполняютъ обряды православной в ры, другіе явгю и положительно отступили оп> христіанства, а есть немало такихъ, которыс, оставаясь ОФФиціалыю христіанаии, наклониы т мъ не мен с къ магометанству, Хотя, по доступности намъ ОФФиціальныхъ документовъ только одной казанской епархіи, мы ограничились крещены.ми татарами въ ней только одной живущими, однакоже, какъ по личному наблюденію нашему въ епархіи симбирской, такъ и no в риымъ слухамъ изъ другихъ спархій, гд есть крещеные татары, состояиіе между этими крещеными татарами хрисгіапства едва ли ые хуже, ч мъ у насъ вт. <...> і
w
Печальное еостояніе крещепыхъ тагаръ сл доватсльно есть зло общее для всеіо приволжскаго края. <...> Занимаясь историческимъ изсл дованіемъ хрпстіаиской пропов ди лежду татарами со времени покоренія Казани поб доноснымь русскимъ оружіемъ, насиолько дозволяли историчесиія <...>
Приходы_старокрещенных_и_новокрещенных_татар_в_Казанской_епархии.pdf
/^fc^.v^e*^' 'ЖЛа^4>£нАу
Г'
Jt>*st^€>*»i^e^**f д^
ІРІМІДУ
^ *"СТАРОШЩЕНЬШ)
ІНОВОКРЕІЦЕНЫХИАТАП
ВЪ КАЗАНСКОЙ ЕПАРХІИ.
Соч. Е. МАДОВА.
^ллЛАЛ. АЯ^АЛА^^-~- ~
М 0 С К В А.
Въ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ТИПОГРАФШ (КАТКОВЪ И К0
1866.
), НА СТРАСТНОМЪ БУЛЬВАР-В.
Стр.2
СССР
2007097113
(Изъ журиала Православпое Обозр нів J^JT» 8, 10 и 42, 1865 г.
Печатать позволяется. Москва, Фепраля 27 дня 1Ш года.
Цензоръ Докторъ Богословія Иротоіерей I/. Іерііовсиііі.
Стр.3
ПРИХОДЫ
СТАРОКРЕЩЕІІЫХЪ И НОВОКРЕЩЕПЫХЪ ТАТАРЪ
ВЪ KA3AHGKOM ЕПАРХШ.
Оттт аптора.
Прсдлагаемі. благосклонн му вішмапію чигателей въ настоящей
стать очеркъ рслиііознаго состояпія за посл диее ЗО-л тіс
крсщеныхъ татар-ь, которыхъ въ казанской епархіи насчитывается
слищкомъ 40.000 душъ обоего пола, и даже ие очеркъ, a
лучше сказать— сборъ сырыхъ матеріаловъ, извлеченныхъ нами,
съ возможною обстоятельностію и правдивостію, изъ д лъ казанской
духовной консисторіи. Предупреждаемъ читателей, что
успокоительнаго для своего православиаго чувства найдугь они
зд сь весьма немного, а напротивъ могутт. быть поражепы печальнымъ
результатомъ, что одни изъ крещеныхъ татаръ только
повидимому, безсозаательно исполняютъ обряды православной
в ры, другіе явгю и положительно отступили оп> христіанства,
а есть немало такихъ, которыс, оставаясь ОФФиціалыю
христіанаии, наклониы т мъ не мен с къ магометанству,
Хотя, по доступности намъ ОФФиціальныхъ документовъ только
одной казанской епархіи, мы ограничились крещены.ми татарами
въ ней только одной живущими, однакоже, какъ по личному наблюденію
нашему въ епархіи симбирской, такъ и no в риымъ
слухамъ изъ другихъ спархій, гд есть крещеные татары, состояиіе
между этими крещеными татарами хрисгіапства едва ли
ые хуже, ч мъ у насъ вт. Казани.
і
Стр.4
w
Печальное еостояніе крещепыхъ тагаръ сл доватсльно есть
зло общее для всеіо приволжскаго края. И потому въ немъ
нельзя винить отд льныхъ лиць, а должно полагать какую нибудь
общую причину, и именно ыеправилыіа была общая система веденія
ыиссіонерсраго д ла между зд шними тагарами. Занимаясь
историческимъ изсл дованіемъ хрпстіаиской пропов ди лежду
татарами со времени покоренія Казани поб доноснымь русскимъ
оружіемъ, насиолько дозволяли историчесиія данныя, мы уб дились,
что миссіонеры всегда старалнсь почти только отоыъ, чтобы
крестить татаръ, заставить ихъ исполияіь виІ;шшою обрядность
нравославія, начиная отъ хожденія въ церковь до неношенія тюбетейки
(татарск. скуФСйки), а относительно наученія догматамъ
и правиламь христіанскпмъ заботились ыаучить татарт. читать
наизусть, или по книг на церковиомъ язык , н которыя христіанскія
молитвы. Посл эгого они не сообщали крестившимся татарамъ
никакого о христіанской в р существеннаго понятія и не
поселяли въ ихъ сердцахъ ыи мал йшаго уб жденія; и такъ какъ
они въ сердцахъ и умахъ оставались при своихъ старыхъ іюнятіяхъ
и уб жденіяхъ религіозныхъ, то и держались въ церкви
принудительыою полнцейскою силой. Сыачала, когда христіанская
миссія заставала татаръ, такъ-сказать, въ расплохъ, крещающихся
было много; потомъ магометанство собиралось съ
духомъ и давало отпоръ. Эго противод йствіе магометанства
хрисгіанской пропов ди въ прошломъ стол тіи состояло въ ыногократныхъ
бунтахъ и возстаніяхъ. Но возстанія скоро были потушаемы.
Въ нын шнемъ стол тіи наконецъ магометанство приб
гло къ развитію между татарами своей науки, къ распространенію
своей грамотности: и масса книгь магометанскихъ составляетт,
опору магометанства. Такое оружіе оказалось гораздо
д йствительн йшимъ, ч мъ матеріальная сила противъ христіан^
ства. Поэгому теперь такъ р дки крещеиія татаръ, и такъ напротивъ
часты оффиціальныя и неоффиціальныя отпаденія крещеныхъ
татаръ въ магометанство. И если мы видимъ въ старокрещеныхъ
татарахъ пока сравнительно немного отступающихъ
въ магометанство, а оффиціально изъ нихъ никто не заявилъ
своего отступленія, то это нужно приписать не тому,
чтобы въ масс старокрещенныхъ татар-ь твердо укоренилось
христіаиство, а живучести ихъ древнихъ, домагометавскихъ ре
Стр.5