m
СОІОВЕПКШ МОНАСТЫРЬ П Р Щ ВОЗМЩШЕМЪ МОНАХОВІ-СТАРООБРЯІЕВЪ ВЪ Х П СТОЛ ТІИ. п> іяа: Н. <...> 8 )і 0 ,ІП( ІііК) .d Н A 8 А Я -
I
Стаиропигіальный Солоьецкій монастырь, основанный БЪ первой половин XV в ка (около 1440 года) преподобными Зосимою, Савватіемъ, и Германомъ яа необитаемыхъ до т хъ поръ и заброшенныхъ природою на значительное пространство въ Б лое море Соловецкихъ островахъ, хорошо изв стенъ всякому русскому челов ку; онъ изв стенъ какъ монастырь, обладаюіцій завиднымъ богатствозіъ, благоустроенный, многолюдный и славный трудолюбіемъ и аскетизмомъ иноковъ. <...> Въ матеріальномъ обезпеченіи онъ долженъ уступить н сколько такимъ монастырямъ, какъ лавры: Троицкая, Кіевопечерская п Александроневская; но въ отношеніи нравственномъ оыъ считается лучшимъ многихъ другихъ русскихъ монастырей; и потому Русскій народъ называетъ иногда Соловецкія острова „С вернымъ А ономъ''. <...> Но т мъ не мен е нсгорія Соловецкаго монастыря не безъ черныхъ пятенъ. <...> Въ этомъ случа самымъ выдаюідимся и прискорбнымъ событіемъ можетъ быть названо возмуіденіе соловецкихъ монаховъ въ XVII стол тіи, по поводу введенія въ церковное бЬгослуженіе исправленныхъ при патріарх Никон церковныхіі книгъ, когда монахи не только отказались принять ихъ, но и взялись за оружіе, чтобы отстоять старые I*
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис <...>
Соловецкий_монастырь_перед_возмущением_монахов-старообрядцев_в_XVII_столетии.pdf
СОІОВЕПКШ МОНАСТЫРЬ
ПРЩ ВОЗМЩШЕМЪ МОНАХОВІ-СТАРООБРЯІЕВЪ
ВЪ Х П СТОЛ ТІИ.
п>
іяа:
Н. ІІ. Сырцова.
<
Типографія Им п раторскаг о Унив рситета.
К A 3 A Н Ь.
187 9.
Стр.2
Штош
ОтділиыіІ оттискь ивь „ [Ipaiiocjaimaio Спбес дннка" 1879 г.
. 8 )і 0 ,ІП( ІііК)
.d Н A 8 А Я
-
Стр.3
I
Стаиропигіальный Солоьецкій монастырь, основанный
БЪ первой половин XV в ка (около 1440 года)
преподобными Зосимою, Савватіемъ, и Германомъ яа
необитаемыхъ до т хъ поръ и заброшенныхъ природою
на значительное пространство въ Б лое море
Соловецкихъ островахъ, хорошо изв стенъ всякому
русскому челов ку; онъ изв стенъ какъ монастырь,
обладаюіцій завиднымъ богатствозіъ, благоустроенный,
многолюдный и славный трудолюбіемъ и аскетизмомъ
иноковъ. Въ матеріальномъ обезпеченіи онъ долженъ
уступить н сколько такимъ монастырямъ, какъ лавры:
Троицкая, Кіевопечерская п Александроневская; но
въ отношеніи нравственномъ оыъ считается лучшимъ
многихъ другихъ русскихъ монастырей; и потому Русскій
народъ называетъ иногда Соловецкія острова
„С вернымъ А ономъ''.
Но т мъ не мен е нсгорія Соловецкаго монастыря
не безъ черныхъ пятенъ. Въ этомъ случа самымъ
выдаюідимся и прискорбнымъ событіемъ можетъ быть
названо возмуіденіе соловецкихъ монаховъ въ XVII стол
тіи, по поводу введенія въ церковное бЬгослуженіе
исправленныхъ при патріарх Никон церковныхіі
книгъ, когда монахи не только отказались принять
ихъ, но и взялись за оружіе, чтобы отстоять старые
I*
Стр.4
4
церковные порядки, и отстаивали ихъ съ оружіемъ
въ рукахъ около десяти л тъ, покя нс были въ
1676 году поб ждены и кайнены почти поголовно.
Сгладить это черное пятно со страницъ исторіи Соловецкаго
монастыря н тъ никакой возможности,—
остается только одно: въ на^иданіе соб и потомству
выяснить главныя и второстепенныя причины, породившія
возыуіценіе, и представить печальную картину
событія въ надлел;а[іі,емъ ея вид , что въ настояіцее
время возмолшо, благодаря появленію въ печати
почти вс хъ документовъ, относяіцихся къ событію
(").
Никто, конечно, не будетъ спорить о тоыъ, что
основныя причины возмугценія скрываются въ самой
жизни ыонаховъ, въ ея постановк и характер . Будь
поставлена эта жизнь правильно, на началпхъ духовнаго
просв іценія, высокой нравственности и ис/гинной
религіозности, тогда не было бы удобной тіочвы
для подобнаго .рода явленій; тогда монахи и не подумали
бы н дов рять своимъ законнымъ, отъ Бога
поставленнымъ, предержаіцимъ властямъ, а т мъ бол
е возставать противъ нихъ съ оружіемъ въ рукахъ.
Грубое нев жество, сопровождаемое горДымъ самомн
ніемъ, — вотъ червь, который давно началъ подтачивать
нравственный строй ікизни соловецкихъ Ш-і
наховъ и къ началу XVII в ка подточилъ настолько,
что при первомъ удобномъ случа этотъ строй необходимо
долж нъ былъ разрушиться и породить такія
явленія, каковы недов ріе къ духовному и гражданскому
правительству и кровопролитное противод йствіе
ему. Такимъ образомъ возмущеніе соловещшхъ
монаховъ по.поводу введенія въ употребленіе новыхъ
церковныхъ книгъ, по нашему мн нію, есть не больше,
какъ сл дствіе указаныыхъ основныхъ причиыъ,
І!Я(|Т(;;
(') Лвторъ кром того могъ пзучать отпосящіеся сюда докумепты и
На м ст , такъ какъ онъ жилъ и скодько л тъ иъ Солоиецкомъ мопастыіі .
Стр.5