J л M
І/^SJ - -
2007080128
Воспоминанія о жизни въ старообрядчеств и обращеніи въ православіе. <...> Отъ многихъ бывшихъ моихъ собратій старообрядцевъ приходится слышать укорительныя слова: «почему лица, оставллщія старообрядчество, когда иерейдутъ въ единов ріе, илп въ правосдавіе, въ своихъ отношеніяхъ къ оставленноыу ими старообрядчеству д лаются жестоки и несправедливы, и недобросов стно разглашаютъ на весь св тъ, какъ имъ жилось тамъ, что они тамъ вид ли и что знаютъ о старообрядчеств ? <...> » Говоря это, они им ютъ въ виду т хъ перешедшихъ изъ старообрядчества въ едпнов ріе, или православіе, которые, въ назиданіе себ , и на пользу другиыъ, описываютъ, чтс вид ли и чт5 сами д лали, живя вн церквн. <...> Кром того, н которые изъ старообрядцевъ по своему нев д нію полагаютъ, что такое описаніе есть д ло новое и ненужное, и будто бы показываетъ только, что, сд лавшись, по ихъ понятію, «никоніанами>, ихъ бывшіе собратія д лаютъ все по-новому. <...> Напротивъ, оаисывая свое съ ними пребываніе, обратившіеся къ православной церкви сл дуютъ прим ру св. <...> Апостола Павла, который, по обращеніи въ христіанство, 0 своей жизни и д лахъ въ жидовств и о своемъ тогдашнемъ- отношенйі къ Христовой церкви открыто пов ствовалъ въ назиданіе Воспомшіаиія о жизни въ старообрядчеств . <...> Егда же благоволи Богъ, избравый мя отъ чрева матере моея, и призвавый благодатгю своею явити Сына <...>
Воспоминания_о_жизни_в_старообрядчестве_и_обращении_в_православие.pdf
Воспоминанія о жизни въ старообрядчеств и обращеніи
въ православіе.
Предисловіе .
Отъ многихъ бывшихъ моихъ собратій старообрядцевъ приходится
слышать укорительныя слова: «почему лица, оставллщія
старообрядчество, когда иерейдутъ въ единов ріе, илп
въ правосдавіе, въ своихъ отношеніяхъ къ оставленноыу ими
старообрядчеству д лаются жестоки и несправедливы, и недобросов
стно разглашаютъ на весь св тъ, какъ имъ жилось
тамъ, что они тамъ вид ли и что знаютъ о старообрядчеств
?» Говоря это, они им ютъ въ виду т хъ перешедшихъ
изъ старообрядчества въ едпнов ріе, или православіе,
которые, въ назиданіе себ , и на пользу другиыъ, описываютъ,
чтс вид ли и чт5 сами д лали, живя вн церквн.
Кром того, н которые изъ старообрядцевъ по своему нев -
д нію полагаютъ, что такое описаніе есть д ло новое и ненужное,
и будто бы показываетъ только, что, сд лавшись, по
ихъ понятію, «никоніанами>, ихъ бывшіе собратія д лаютъ
все по-новому. Напрасно такъ думаютъ старообрядцы. Напротивъ,
оаисывая свое съ ними пребываніе, обратившіеся
къ православной церкви сл дуютъ прим ру св. Апостола Павла,
который, по обращеніи въ христіанство, 0 своей жизни
и д лахъ въ жидовств и о своемъ тогдашнемъ- отношенйі
къ Христовой церкви открыто пов ствовалъ въ назиданіе
Воспомшіаиія о жизни въ старообрядчеств .
1
Стр.3
2
христіанамъ. Такъ онъ писалъ къ галатаыъ: Олышасте мое
житге иногда въ жидовств , яко попремноіу гонихь церковь
Бооюію, и разрушаосъ ю, и престъвахъ въ жидовств паче
многихъ сверстникъ моихъ въ род моемъ, злиха ревнитель
сыіі отеческгшъ моимъ преданіемъ. Егда же благоволи Богъ, избравый
мя отъ чрева матере моея, и призвавый благодатгю
своею явити Сына своего во мнп>}
да благов ствую Шо во
языц хъ, абіе не приложихся плоти и крови (Гал. зач. 200).
Вотъ саыъ Апостолъ свид тельствуетъ, что онъ пов ствовалъ
о своемъ житіи въ жидовств , и д лалъ это въ назиданіе в -
рующимъ. Онъ прпбавляетъ дал е, что в рующіе д йствительно
назидались, слыніа, что онъ былъ великій ревнитель
отеческихъ преданій, а потомъ сд лался великиыъ Апостоломъ
Христа: еіда пргидохъ въ страны Сирскіяи Еиликійскія, б хь
незнаемъ лицемъ церквамъ іудейскимъ, яже о Христ , точію
слышаще бяху, яко гоняй масъ иногда, нын благов ствуетъ
в ру, еяже иногда разрушаше, и славяху о мть Бога (Гал.
зач. 200). Подобнымъ образомъ и лица, вышедшія изъ старообрядчества
въ православіе, когда несоын нно ув рились
въ тщетности своего пребыванія вн спасительной ограды
церкви Христовой, подъ незаконнымъ и ненадежнымъ водительствомъ
самоизмышленнаго священства, и когда поняли,
какъ напрасно усиливались поставить свое обрядаыъ служеніе
на ы ст и выше правды вселенской церкви, сод лавшись
ея чадами и р шившись, при помощи благодати Божіей, посвятитъ
остатокъ своей жизеи на служеніе ей пропов даніеыъ
истины православія между своими бывшими собратіями
старообрядцаыи, — и они, въ подражаніе прим ру Апостола,
стараются загладить передъ цервовію свои непріязненныя
къ ней орежнія отношенія, вольные и невольные предъ него
гр хи, опов щая православному и старообрядческому ыіру посредствомъ
печати свою испов дь, нещадно обличая свои неправыя
д ла и неправыя ученія, пропов дуемыя въ старообрядчеств
, яіелая вм ст съ т мъ достпгнуть и того, чтобы
православные, читая ихъ испов дь, славили Бога за то, что
гонившіе прежде церковь нын побораютъ по ней, а старо
Стр.4
3
обрядцы чтобы вникли съ бблыпиыъ вниманіеыъ въ свое подоженіе
и не ратовали противъ церкви.
Призванноыу благодатію Божіею въ единевіе со святою церковію
и ын недостойному желательно, въ возм щеніе сод -
яннаго ыною вреда ей и въ назиданіе православнымъ и старообрядцамъ,
изложить, съ Божіею помощію, мои воспомананія,
о жизни въ старообрядчеств .
I.
Моя родива.— Довершевіе Ерещевія. — Мой отецъ и дядя аддей Юдичъ.—
Дядины сочипевія. — Случай у моего отца со іже-попомъ Егороыъ Масляевымъ.
— Новые едивов рцы. — Подвигв за православіе отда и дяди.—
Сыерть ихъ.—Похороны дяди.
Родился я въ 1862 году, въ посад Лужкахъ, Черниговской
губерніи. Родйтели мои были старообрядцы. Родитель, Василій
Юдпчъ Фроловъ, былъ уроженецъ Калужской губерніи
и въ ыододыхъ еще л тахъ зашелъ въ посадъ Лужки
для работъ на щетинной фабрик : таыъ онъ женился и всю
свою жизнь провелъ въ слободахъ, работая и живя у разныхъ
хозяевъ: въ Лужкахъ у почетныхъ потомственныхъ гражданъ
Малковыхъ, въ Воронк у А. Е. Карамина и М.В. Жилина.
Въ то время, когда я родпдся, въ Лужкахъ и во вс хъ иосадахъ,
населенныхъ старообрядцаыи, не было ни б глыхъ
поповъ, ни австрійскихъ: б глые, всл дствіе принятыхъ правительствомъ
ы ръ, превратились, австрійскіе же появились
только въ конц пятидесятыхъ годовъ. Вс раждавшіяся д ти,
можно сказать, все молодое покол ніе старообрядцевъ того
времени приводились въ христіанетво черезъ одно такъ называемое
«погруженіе» отъ простецовъ,— гд погружалъ уставщикъ,
а гд и самъ отецъ. Такой участи не изб гъ н я.
Потоыъ, когда мн было уже семь л тъ, что я хорошо помню,
явился у насъ въ Лужкахъ аветрійскаго поставленія
лже-попъ Мат ей Городненскій. Надъ ыногими прежде погру.
1*
Стр.5