. зЩрошло уже два десятил тія посі заключетя петербургскаго договора съ Китаемъ 12 февраля 1881 г., возвратившаго, какъ изв стно, китайцамъ кульджинскій раіоиъ, занятый русскими войсками посл мусулъманскаго возстанія и сверженія тамъ китайской власти въ 1871 году. <...> 1) Присоединеніе илійскаго края къ Небесной иіиперіи вызвало переселеніе большей части тувемцевъ кульджинскаго раіона въ русскіе пред лБі, а именно—въ погранич
ную семир ченскую область, въ трехъ у здахъ которой (лжаркентскомъ, в рнентскомъ и, отчасти, пишпекскомъ) и ос ла посл договора 12 февраля пятидесятитысячная масса туземныхъ жителей. <...> І) Самый городъ и кр пость Кульджа заняты были русскими войска
ми, подъ начальствсшъ генерала Колпаковскаго, 22 іюня 1871 г. 1
) Часть дунганъ, до з 0 0 0 ДУШЪ обоего пола, поселилась еще ран е (въ 1877 г.) въ иссыкъ-кульскомъ (иын пржевальскомъ) у^зд ; но это— невольные выходцы изъ Кашгара, искавшіе русскаго покровительства посл занятія посл дняго китайцами, а потому объ нихъ зд сь не будетъ РІ р чи. <...> Таранчи — землед льческій народъ (названіе происходитъ отъ слова т е р и б ъ—„ возд лывать землюи) тюркско татарской расы, см шанной въ сильной степени съ арійскими элементами. <...> Въ частности кульджинскіе таранчи, ог
ромная часть которыхъ переселилась къ намъ посл детербургскаго договора 12 февраля 1881 г., относятся къ потомкамъ т хъ 7000 кашгарсвихъ мусульманъ, которые вы
селены были китайцами въ шійскую долину ^ въ 1758 г. для землед <...>
Кульджинские_переселенцы_пограничной_с_Китаем_полосы.pdf
i н A А^
a! iimn.iiiiii!,!
ПОГРАНИЧНОЙ
съ
КЙТАЕМЪ ПОЛОСЫ
И. СЕЛИЦКІЙ.
1С
A S А Н Ь.
Типо-литографія И м п к Р А Т О Р С К А Г О Университета
1 3 0 5.
Стр.1
Печатано по ояред ленію Сов га Общества Археологіи, Исторіи PI
Этнографіи при ИМПВРАТОРСКОМЪ Казанскоыъ Университете.
Секретарь К. Харламповичъ .
-.«.*.лиши*,- Д ^
2007042140
Стр.2
КУЛЬДЖИНСШЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ ПОГРАНИЧНОЙ СЪ
КИТАЕМЪ ПОЛОСЫ.
(Экономиче ско-э тн о графи че СЕІе очерки и бытовая
жизнь джаркентскихъ таранчей и дунганъ).
зЩрошло уже два десятил тія посі заключетя петербургскаго
договора съ Китаемъ 12 февраля 1881 г., возвратившаго,
какъ изв стно, китайцамъ кульджинскій раіоиъ,
занятый русскими войсками посл мусулъманскаго возстанія
и сверженія тамъ китайской власти въ 1871 году. 1
)
Присоединеніе илійскаго края къ Небесной иіиперіи
вызвало переселеніе большей части тувемцевъ кульджинскаго
раіона въ русскіе пред лБі, а именно—въ пограничную
семир ченскую область, въ трехъ у здахъ которой
(лжаркентскомъ, в рнентскомъ и, отчасти, пишпекскомъ) и
ос ла посл договора 12 февраля пятидесятитысячная масса
туземныхъ жителей. Кульджи—таранчей, дунганъ и киргизовъ
3
).
І) Самый городъ и кр пость Кульджа заняты были русскими войсками,
подъ начальствсшъ генерала Колпаковскаго, 22 іюня 1871 г.
1
) Часть дунганъ, до з 00 0
ДУШЪ
обоего пола, поселилась еще ран е
(въ 1877 г.) въ иссыкъ-кульскомъ (иын пржевальскомъ) у^зд ; но это—
невольные выходцы изъ Кашгара, искавшіе русскаго покровительства посл
занятія посл дняго китайцами, а потому объ нихъ зд сь не будетъ РІ
р чи.
Стр.3
Это переселеніе народа, въ болыаинетв б дваго и неразвитаго,
произошло не бол е какъ въ годъ времени, и устройство
переселенцевъ на новыхъ м стахъ составляло своего
рода эпоху въ жизни одной изъ нашихъ окраинъ,
осв тить которую, хотя бы нисколько и лишь со стороны ознакомленія
съ бытомъ перешедшихъ къ намъ народностей,
мы и р піаемся въ настоящей стать , дополнивъ н которыми *
св д ніями о приграничной жизни и событіяхъ на китайской
сторон .
ГЛАВАХ .
Таранчи — землед льческій народъ (названіе происходитъ
отъ слова т е р и б ъ—„ возд лывать землюи
) тюркско -
татарской расы, см шанной въ сильной степени съ арійскими
элементами. Въ частности кульджинскіе таранчи, огромная
часть которыхъ переселилась къ намъ посл детербургскаго
договора 12 февраля 1881 г., относятся къ
потомкамъ т хъ 7000 кашгарсвихъ мусульманъ, которые выселены
были китайцами въ шійскую долину ^ въ 1758 г.
для землед лія зд сь и разныхъ услугъ китайскимъ войскамъ.
Еашгарскіе переселенцы были выдворены китайцами въ
илійскую долину въ XVIII в. изъ городовъ Кучара, Аксу^ая,
Яркенда, Кашгара, Хотана, Турфана и др. и были обречены
на землед льческій трудъ, плоды котораго въ значительной
степени уходили на продовольствіе китайскихъ вопскъ.
Сообразно преобладающему характеру занятій, за этими
мусульманскими кашгарлыками упрочилось названіе таранчей;
китайцы же называютъ таранчей хуйзы и наравн
съ прочими мусульманами, по носимымъ почетными таранча1
)
Называемая таранчами <гИк
ія»~долина, по которой протекаетъ р.
Или, образующаяся изъ p.p. Текеса, Кунгеса и Коксу и впадающая въ
озеро Балхапгъ. Собственно илійской долиной называется местность отъ
верховьевъ р ки до укр. Ворохудзиръ (станица Голубевская).
Стр.4
— 3 —
ми чалмазіъ, — чанту?
а калмыки зовутъ, какъ и вс хъмусудьмавъ,—котанъ.
Между самими тараачами въ ходу
далеко неао^іетяое прозвище относящихся къ этой народности
субъектовъ—а г а і ъ-к у л а к ъ, т.е. „ деревянное ухои
. Прозваніе
это дано таранчамъ будто бы Мацзумъ-Ханомъ, который,
разсердившись на непюниманіе тараечами его сдовесныхъ
распоряженій, и назвагь ихъ „деревянными ушами". Дунгане
(собственно до тюркски турганъ—„оставшійсяа
) называются
китайцами сяо-чжо—„младшее населеніе", а сами
себя именуютъ хой-ху. По преданію дунгане—потомки отсталыхъ
воиновъ арміи Тамерлана.
По возвращеніи Кульджи, въ силу трактата 12 февраля
1881 г., китайцамъ, мійсвіе таранчи и дунгане перешли въ
семир ченскую область, первые въ числ 11 слишкомъ
тысячъ семей и вторые—до 1500 семей, гд и предались
обычнымъ своимъ мирнымъ занятіямъ—землед лію, огородничеству,
садоводству и, отчасти, торговл 1
).
Таранчи и дунгане по в роиспов данію одинаково мусульмане,
но къ воспріятію ислама каждая изъ этихъ народностей,
въ масс , относится различно. Это зависитъ отъ изв
стной степени распространенности и вліянія м стнаго мусульманскаго
духовенства въ жизни той или другой народной
среды. Многочисленность личнаго состава и разнооГ>разіе ранговъ
духовной іерархіи утвердилось исторически за таранчажи.
Во
время владычества китайдевъ и при управленіи
кульджинекаго султана во глав духовенства у таранчей
•стоял* „Казы-каляиъ" (высшій судья). За нимъ сл довалъ
ij Обстолтельныя св д ыія о ход переселенія и первоначальном
лгройств въ Семир чьи таранчей и дунганъ находятся БЪ приложеши
къ одному изъ всеподданк ашихъ отчетовъ селяр ченскаго воевыаго губернатора
въ восшвдесятыхъ годахъ. (Пантусовъ. rSSi г.).
Стр.5