Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 684297)
Контекстум

Процесс 193-х (190,00 руб.)

0   0
ИздательствоВ.М. Саблин
Страниц192
ID69536
Процесс 193-х / С предисл. В. Каллаша .— : В.М. Саблин, 1906 .— 192 с. — URL: https://rucont.ru/efd/69536 (дата обращения: 18.11.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Когда сомкнутся отд льныя звенья въ непр рывную ц пь развитія, многое, что кажется теп рь наноснымъ п случайнымъ, разрозненнымъ и непонятнылъ, нолучитъ своп raison d'etre, свое историческо оправдані .;. (JO-ые и 70-ые годы были у насъ періодомъ усиленнаго броженія революдіонной лысли, подыскиванія, иногда ощупью, революціонныхъ силъ. <...> „Реалистъа и ^кающійся дворянинъ1'- подали другъ другу рукп, чтобы сд латься народниками и—революціоне.рами... <...> Герценъ, бол зненно пережившій тяжелый кризисъ разочарованія въ западной революцін и ужаса передъ торжествующею пошлостъю всепоглощающаго м щанства, все бол е переходилъ къ славянофильствующей пропов ди соціалпстич скаго ыессіанизма русскаго крестьянства съ его артельныыъ и общественнымъ началами и отрицашемъ права частной собственности на землю. <...> Бакунинъ стремительно развивалъ идеи „бунтарства", фед ралистической анархш, разрушенія госу дарственности путемъ раздуванія ..вспытекъ'" и посл довательнаго революціонизиро ванія массъ. <...> Слишкомъ даже часто, ыожетъ быть, вспоминались Разинъ и Пугачевъ. <...> Раздался кдичъ—-идти въ народъ! а —и начались крестовые походы въ деревни и и на фабрикп. <...> Къ этой „честной, искренней, до конца преданной, соціально-р волюціопноЁ молодежи а обращадъ Бакунинъ свой призывъ „идти въ народъ... потому что нын везд , по пр имуществу же въ Россіи, вн народа, вн многомилліонныхъ чернорабочихъ ыассъ, н тъ бол е ни жизни, ни д да, ни будущностие-. <...> Вспомпимъ зат мъ дышащій правдою п юморомъ разсказъ о холсденіи въ народъ Неясданова въ ^Вови1' Тургенева. <...> Кружокъ „чайковцевъ", а также л л которые другіе, лоддерживали постояпную связь съ русскими эмигрантами <...>
Процесс_193-х.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Процесс_193-х.pdf
ІСЦ 501 ш
Стр.1
Стр.2
СЪ ПРЕДИСЛОВІЕЖэ D. ІІАЛЛАША. G / f %* Umnit Б.П.Слмпг;л.
Стр.3
ПРЕДИСЛОВІЕ. Персдъ наишми глазаііи развертывается посл дніи, полный всевозможныхъ кролавыхъ эфф ктовъ, актъ великой драмы—борьбы за русское освобожденіе. Надъ отд льньши ея ііоментаіін до посл дняго времени вис лъ безц льныіі п неосыысленный гнетъ цензурной и административнои тайпы. „Историческая давностьа , за пред лами которо» была возможаа относитедъно свободная и безпристрастная оц нка явленій п д ятел й освободительнаго двилсенія, обыкновенно растягивалась, по меньшеіі м р , на сто л тъ. Только въ прошломъ году, спустя 105 л тъ посд появл нія въ св тъ знаменитаго „Путешествія изъ Петербурга въ Москву11 , Радищевъ, ^рабства Bparb", могъ окончательно „цензуры ^iKaTb"'; могли появиться, хотя и въ изурододанномъ вид , собраніе сочиненіЁ Герцена, стихотвор нія Огарева, н которыя работы Лаврова-Мпртова, кн. Крапоткина, рядъ матеріаловъ о декабристахъ н Петрашевцахъ. „Самочиниая свобода печати'-, игнорируя цензуру и административныя „усмотр - нія", разорвала и путы „исторической давности'1 къ Гоголю, книги Туна и г. Акимова-Махновца, „Процессъ 1 марта 1881 г.", романъ Степняка-Кравчинскаго, его же „Подпольная Россіяа не помнящаго родства^, ярче и наглядн е стала . Искусственно разъединенны . Такъ появились-. письмо Б линскаго . Съ н давняго, но уж основавырисовываться изъ сумрака разрозненныхъ и полузабытыхъ фактовъ эволюція-революціи, охватившей вс фибры его души, вс стороны его жизнп... Насталъ чередъ и для крупн йшихъ явленій освободптельнаго движенія 70 - хъ годовъ иетекшаго в ка — „процессовъ 50-ти u 193-хъа тельно забытаго прошлаго началъ ішнемногу совлекаться покровъ принудительной тайны, л для современнаго общества, часто я полицеііствующею емидой, песмотря на глубокую внутреннюю и вн шнюю связь, они прпмыкаютъ къ одному u тому же общественному движенію, съ которымъ генетпчески связаны многія изъ современныхъ освободит льныхъ теченііі. Напомнить о немъ нужво нленно теперь. Этого требуетъ прежде всего нравственное чувство. Недавно вернулись къ намъ, къ пр аснеіі жизни и д ятельностн, посл долгихъ годовъ страданій, многіе изъ нанбол е видныхъ его д ятелей. Цинически •откровенная судебно-администратнвная расярава надъ нпмп въ свое вреыя вызвала въ русскомъ обществ чувство глубокаго, но глухого н годованія, которое тогда и н могло выразиться открыто. Т перь оно въ первый разъ им етъ возможность б зъ юглядки и опаски возобновить въ памятн .л старыіі гр хъ, жпвымъ п мертвымъ „заплатить дань слезами умиленія п хвалоюа юправдать себя—д ломъ.,. Для современнаго движенія зат мъ важно выяснпть свои корнп въ прошломъ, стать прочно на .историческій фундам нтъ. Когда сомкнутся отд льныя звенья въ непр рывную ц пь развитія, многое, что кажется теп рь наноснымъ п случайнымъ, разрозненнымъ и непонятнылъ, нолучитъ своп raison d'etre, свое историческо оправдані .;. (JO-ые и 70-ые годы были у насъ періодомъ усиленнаго броженія революдіонной лысли, подыскиванія, иногда ощупью, революціонныхъ силъ. На см ну дворянъ-идеалистовъ съ ихъ эстетическимъ прекраснодунііемъ и платолическими мечтаии о свобод пришелъ въ конц 50-хъ годовъ разяочин цъ, интеллитентныи пролетарій, „желчевикъа щей личнocтнt •'•, „разрущеніемъ эстетикн'1 и „реалистъ" съ его идеаломъ „критически мыолян активнымъ политическимъ радикализмомъ. д ла минувшихъ дней% загладить свой ,
Стр.4
ы Отрицателсмъ. ..нигилнстомъ"' его могли называть только по недоразум яію. , вн шней шероховатости и жесткости онъ отличался высокимъ идеалистическимъ строем'ь. души, для котораго, впрочемъ, не уы лъ и н хот лъ подыскивать звучныхъ и краспвыхъ форыъ; догматикъ и ортодоксалистъ по натур , онъ стремительно противупоста^ влялъ традиціонному ыіровоззр нію новое вангеліе ыатеріалпзма и эволюціонизма, за которое готовъ былъ идти на костеръ. Н даромъ Зайцевъ писалъ про свое покол ніег ,,мы были глубоко уб ждены въ томъ, что бореіся за счасть всего челов чества, и каждый изъ насъ охотно пошелъ бы па эшафотъ й сложилъ свою голову за Молешотта и Дарвинаа ... отв ту ва тревожный вопросъ: „Что д лать?а шавщія „свобод мыслиа Бой шелъ по всей линіи и на оба фронта. Приходилось рвать старыя путы, м - , „эмансипацш женщинъа , „разуыноыу труду"—тріединому Нужно было отграничивать себя и отъ. идеалистовъ-эстетиковъ, Легче всего оказалось стряхнуть съ себя пыль старой в ры, чтобы ваы нить ее догмой матеріализыа и атеизма; сложн е и трудн е давалось освобождені женщины отъ. в ков чнаго рабства, чтобы сд лать е изъ „кисейной барышниа ностьюа „мыслящею личи ^разумною подругой"-; мен е всего налаживался „разуыный трудъ'•'•.. потому что въ поискахъ за нимъ и при его практическомъ осуществленіп то и д ло приходидось наталкиватъся на цензуру, административно-полицейскіп произволъ и созданньш в ками нев жества и рабства общественны предразсудки. дБорьба за счасть всего челов чества1 'і во имя отвлеченныхъ идеаловъ свободы мысли и личности получаетъ все бол сгущенную политическую окраску и вдвигается въ русло широкаго освободительнаго двилсенія. вало—дальн йше раскр пощені всего русскаго народа, расшевелило и всколы.\нуло общественное сознаніе. ,1 правительства и его заигрывані съ кр постниками вызывали общее раздраженіе и въ конецъ подорвали уваженіе и дов ріе къ нему. Отношеяія шестидесятннковъ къ народу всегда были очень сложны. Силы однихъ ц ликоыъ уходили на борьбу за свободу мысли и „критически мыслящей личности"-, и народъ, собственно, для нихъ по существовалъ; другі слисходнлп къ нему съ вершинъ посл дняго слова европейской науки, искренно л;елали ему освобожденія отъ рабства, даже жал ли его, насколько ум ли, но между тупымъ, забитьшъ мужикомъ, в ривгаимъ въ трехъ китовъ, божественность власти станового и высшую преаустановленность сожительства съ тараканаыи, и „реалистомтД в рившиыъ только въ.. чикроскопъ и всемогущество „ест ственныхъ наукъа ,—было, конечно, слшпкомъ мало общаго. Вспомнимъ крестьянскіе типы писателей-шестидесятниковъ, напр., Сл пцова,. Н. Успенскаго: не даромъ поздн е въ нихъ вид ли сплошное изд вательство надъдеревенскою темнотою. А в дь они для своего времени очень знаменательны... Только у очень немногихъ ранпихд шестидесятниковъ можно поды тить теплоб и просто народолюбіе. Эмансииація, прошедшая черезъ бюрократическія т снины, ыало улучиіпла иоложені крестьянъ. Бол прозорливые уыы, въ особенности Чернышевскій, ждали отк нея въ ближайіпемъ будущемъ тяжелыхъ посл дствій. При бол е внимательномъ изученіи „таинственнын незнакомецъа потерялъ свой обликъ троглодпта, и въ немъ стали разглядывать челов ка, которому мало было одного освобожденія отъ физическто рабства. Почувствовали даже свою кровную связь съ нимъ. Когда прошелъ угаръпервыхъ. поб дъ „мысли" и .,критикиа ,—выросло сознаніе, что он въ значительной степени парализуются рабствоііъ политическимъ, ц пко охватившиыъ вс общественные слои; начала слагаться идея долга передъ народомъ и долга народу, съ такою силою форыулированная Лавровымъ въ .,Историческихъ письмахъи ; стало проясняться сознапіе необходимости искать для своихъ личныхъ стремленій прочнаго базиса—внизу, на земл . „Реалистъа и ^кающійся дворянинъ1 никами и—революціоне.рами... Этотъ процессъ совершился на протяженіи двухъ смежныхъ покол ній, по его можно иросл дить и на судьб отд льныхъ лицъ (напр., Лаврова-Миртова, если принять '- подали другъ другу рукп, чтобы сд латься народОсЁобожденіе крестъянъ, за которымъ должно было посл довать,—но не псел доШатостьа
Стр.5