Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 683550)
Контекстум

К вопросу о погребальных масках и куклах у западно-сибирских инородцев (60,00 руб.)

0   0
Первый авторХарлампович Константин Васильевич
Издательствотипо-лит. Имп. Казан. ун-та
Страниц13
ID69670
Харлампович, К.В. К вопросу о погребальных масках и куклах у западно-сибирских инородцев / [К. Харлампович]; К.В. Харлампович .— : типо-лит. Имп. Казан. ун-та, 1908 .— 13 с. — URL: https://rucont.ru/efd/69670 (дата обращения: 12.11.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Чтобы быть ясн е, напомню т выводы, къ какимъ пришелъ онъ, Изв стно, что вогулы покрываютъ лица своихъ покойниковъ кускаыи оленьей шкуры. <...> ') Д о л о ж е н о в ъ о б щ е м ъ собраніи іу ф е в р . igoS г. — 2 — Ho что касается смысла такои маски иыенно у вогуловъ, то къ выясненію его проф. <...> Высоцкій привлект. находящееся въ его этнографической коллекціи изображеніе, которое онъ называетт. вогульскимъ идоломъ и у котораго лобъ и лицо тоже покрыты отд льнымъ кускомъ оленьей шкуры съ м дными вылужепными пуговицами въ глазныхъ выр зкахъ. <...> Вотъ по поводу этого объясеенія смысла погребальныхъ ыасовъ у вогуловъ мн и хочется сказать н сколько словъ. <...> Если вообще они придаются погребальнымъ маскамъ, то п тъ основаній оспаривать ихъ въ приложеніи къ вогульскимъ маскамъ, особеено если согласиться съ тою ыыслію, что этотъ погребальвый обичай проникъ въ Азію изъ странъ греко-римскаго міра ^. <...> Потому важно уловить этотъ подлинный смыслъ погребальныхъ масокъ у вогуловъ. <...> Въ литератур о вогулахъ ыы не нашли такого указавія, какъ они сами смотрятъ на зваченіе кусковъ шкуры, покрывающей лица ихъ покойниковъ. <...> ^ Но за то им ется такое указаніе относительно остяковъ, ближайшихъ сородичей и сос дей вогуловъ. <...> Вотъ кавъ описывается снаряженіе покойника въ далекій путь у остяковъ. <...> „Прежде всего берется небольшой лоскутъ выд лаеной оленьей шкуры и этимъ лоскутомъ, шерстыо внизъ, плотво обматывается голова покойника. <...> Это объясненіе смысла погребальныхъ ыасокъ у остяковъ намъ представляется т мъ бол е драгоц ннымъ, что, какъ видно изь всего <...>
К_вопросу_о_погребальных_масках_и_куклах_у_западно-сибирских_инородцев.pdf
тШ
Стр.1
К ъ вопрое у о погребальных ъ маеках ъ и кук - лахть у западно-еибирских ъ инородцев ъ 1 ); To, что я нам ренъ предложить сейчасъ ввиыанію присутствующихъ, не есть самостоятельное изсл доваеіе и нисколько не претендуетъ на исчерпывающее значеніе. Это—не бол е, какь н сколько зам чапій или точн е соображеаій, вызванныхъ сообщеніемъ почетнаго члена нашего Общества, Н. . Высоцкаго, 15 дек. прошлаго года. Новизна постановки вопроса въ его доклад , оригипальность его р шенія, при утверждаемомъ самиыъ авторомъ гипотетическомъ характер посл дняго, и, наконецъ, стремленіе мое пойти навстр чу высказанному Николаемъ еодоровичемъ и разд ленвоыу Обществомъ желанію зам нить случайные рефераты систематическими, въ опред ленноыъ направленіи,—вотъ т мотивы, которые побудили меня откликнуться на подеятый проф. Высоцкимъ вопросъ. Чтобы быть ясн е, напомню т выводы, къ какимъ пришелъ онъ, Изв стно, что вогулы покрываютъ лица своихъ покойниковъ кускаыи оленьей шкуры. Изъ вновь вышедшей чыонографіи „Вогулы" В. Г. Павловскаго (Казавь 1907) отврыІвается, что на лоскут , въ м стахъ, приходящихся противъ Іглазъ и рта, пашиваются ы дныя пуговицы. Значитъ, заклюІчаегь Н. .» этотъ лоскутъ есть прототипъ т хъ погребальшыхъ ыасокъ, которыя издревле употреблялись какъ у кудьтурныхъ^такъ и у первобытныхъ народовъ, начиная съ египтянъ. ') Доложено въ общемъ собраніи іу февр. igoS г.
Стр.2
— 2 — Ho что касается смысла такои маски иыенно у вогуловъ, то къ выясненію его проф. Высоцкій привлект. находящееся въ его этнографической коллекціи изображеніе, которое онъ называетт. вогульскимъ идоломъ и у котораго лобъ и лицо тоже покрыты отд льнымъ кускомъ оленьей шкуры съ м дными вылужепными пуговицами въ глазныхъ выр зкахъ. Изъ посл дней подробности убора „идола" Н. . и выводитъ свое объясненіе доскута на покойник , именео, что онъ играетъ роль маски, напоминающій лицо идола, т. е. божества и, тавимъ образомъ, служитъ оберегомъ, охраняющиыъ покоиника отъ злыхъ, адскихъ духовъ. Впрочемъ, онъ допускаетъ и другое значеніе для вогульской ыаски-лоскута—закрывать лицо трупа и этимъ уыеньшать тотъ страхъ, который вселяетъ иосл деій въ окружающихъ. Вотъ по поводу этого объясеенія смысла погребальныхъ ыасовъ у вогуловъ мн и хочется сказать н сколько словъ. Можно, конечно, не спорить противъ того и другого значенія, приписываемаго имъ Н. -чемъ. Если вообще они придаются погребальнымъ маскамъ, то п тъ основаній оспаривать ихъ въ приложеніи къ вогульскимъ маскамъ, особеено если согласиться съ тою ыыслію, что этотъ погребальвый обичай проникъ въ Азію изъ странъ греко-римскаго міра ^. И если досел этотъ путь, которыыъ шло употребленіе масокъ, доводили только до Минусинска 2 ), то это не значитъ, что онъ не ыогъ дойти и дальше, въ саыый с веро-западный уголъ 1 ніе». Изв. Общ. арх., ист. и этн., т. XXII, ііф US- Къ числу приведеныыхъ зд сь объяснсній значенія масокъ (стр. 77 и 11 'Ь представляется ) С. К. Кузнсцовъ, «Погрсбальыыя маски, пхъ употребленіе и значе7) М1І возможнымъ присоединить ещ.е одно—гигіеничсское. У аларскихъ бурятъ, по свид тельству изв стнаго путешественника Потанина, умсршаго «од+ваютъ въ лучшую одежду, ротъ и глаза завязываютъ цлатцомъ, иризнавая запахъ іізо рта покойника врсдиымъ для здоровья живыхъ, какъ и посл днее дыханіе покойнаго» («Изв стія», X, іуб). Нельзя ли на платокъ тоже взглянуть, какъ на своего рода маску? 2 ) «ІІзв.», XXII, стр. ю і —104.
Стр.3