Чтобы быть ясн е, напомню т выводы, къ какимъ пришелъ онъ, Изв стно, что вогулы покрываютъ лица своихъ покойниковъ кускаыи оленьей шкуры. <...> ') Д о л о ж е н о в ъ о б щ е м ъ собраніи іу ф е в р . igoS г.
— 2 —
Ho что касается смысла такои маски иыенно у вогуловъ, то къ выясненію его проф. <...> Высоцкій привлект. находящееся въ его этнографической коллекціи изображеніе, которое онъ называетт. вогульскимъ идоломъ и у котораго лобъ и лицо тоже покрыты отд льнымъ кускомъ оленьей шкуры съ м дными вылужепными пуговицами въ глазныхъ выр зкахъ. <...> Вотъ по поводу этого объясеенія смысла погребальныхъ ыасовъ у вогуловъ мн и хочется сказать н сколько словъ. <...> Если вообще они придаются погребальнымъ маскамъ, то п тъ основаній оспаривать ихъ въ приложеніи къ вогульскимъ маскамъ, особеено если согласиться съ тою ыыслію, что этотъ погребальвый обичай проникъ въ Азію изъ странъ греко-римскаго міра ^. <...> Потому важно уловить этотъ подлинный смыслъ погребальныхъ масокъ у вогуловъ. <...> Въ литератур о вогулахъ ыы не нашли такого указавія, какъ они сами смотрятъ на зваченіе кусковъ шкуры, покрывающей лица ихъ покойниковъ. <...> ^ Но за то им ется такое указаніе относительно остяковъ, ближайшихъ сородичей и сос дей вогуловъ. <...> Вотъ кавъ описывается снаряженіе покойника въ далекій путь у остяковъ. <...> „Прежде всего берется небольшой лоскутъ выд лаеной оленьей шкуры и этимъ лоскутомъ, шерстыо внизъ, плотво обматывается голова покойника. <...> Это объясненіе смысла погребальныхъ ыасокъ у остяковъ намъ представляется т мъ бол е драгоц ннымъ, что, какъ видно изь всего <...>
К_вопросу_о_погребальных_масках_и_куклах_у_западно-сибирских_инородцев.pdf
К ъ вопрое у о погребальных ъ маеках ъ и кук -
лахть у западно-еибирских ъ инородцев ъ 1
);
To, что я нам ренъ предложить сейчасъ ввиыанію присутствующихъ,
не есть самостоятельное изсл доваеіе и нисколько
не претендуетъ на исчерпывающее значеніе. Это—не
бол е, какь н сколько зам чапій или точн е соображеаій,
вызванныхъ сообщеніемъ почетнаго члена нашего Общества,
Н.
. Высоцкаго, 15 дек. прошлаго года. Новизна постановки
вопроса въ его доклад , оригипальность его р шенія, при
утверждаемомъ самиыъ авторомъ гипотетическомъ характер
посл дняго, и, наконецъ, стремленіе мое пойти навстр чу
высказанному Николаемъ еодоровичемъ и разд ленвоыу Обществомъ
желанію зам нить случайные рефераты систематическими,
въ опред ленноыъ направленіи,—вотъ т мотивы,
которые побудили меня откликнуться на подеятый проф.
Высоцкимъ вопросъ.
Чтобы быть ясн е, напомню т выводы, къ какимъ
пришелъ онъ, Изв стно, что вогулы покрываютъ лица своихъ
покойниковъ кускаыи оленьей шкуры. Изъ вновь вышедшей
чыонографіи „Вогулы" В. Г. Павловскаго (Казавь 1907) отврыІвается,
что на лоскут , въ м стахъ, приходящихся противъ
Іглазъ и рта, пашиваются ы дныя пуговицы. Значитъ, заклюІчаегь
Н.
.» этотъ лоскутъ есть прототипъ т хъ погребальшыхъ
ыасокъ, которыя издревле употреблялись какъ у кудьтурныхъ^такъ
и у первобытныхъ народовъ, начиная съ египтянъ.
') Доложено въ общемъ собраніи іу февр. igoS г.
Стр.2
— 2 —
Ho что касается смысла такои маски иыенно у вогуловъ, то
къ выясненію его проф. Высоцкій привлект. находящееся въ
его этнографической коллекціи изображеніе, которое онъ
называетт. вогульскимъ идоломъ и у котораго лобъ и лицо
тоже покрыты отд льнымъ кускомъ оленьей шкуры съ м дными
вылужепными пуговицами въ глазныхъ выр зкахъ. Изъ
посл дней подробности убора „идола" Н.
. и выводитъ свое
объясненіе доскута на покойник , именео, что онъ играетъ
роль маски, напоминающій лицо идола, т. е. божества и,
тавимъ образомъ, служитъ оберегомъ, охраняющиыъ покоиника
отъ злыхъ, адскихъ духовъ. Впрочемъ, онъ допускаетъ и
другое значеніе для вогульской ыаски-лоскута—закрывать
лицо трупа и этимъ уыеньшать тотъ страхъ, который вселяетъ
иосл деій въ окружающихъ.
Вотъ по поводу этого объясеенія смысла погребальныхъ
ыасовъ у вогуловъ мн и хочется сказать н сколько словъ.
Можно, конечно, не спорить противъ того и другого значенія,
приписываемаго имъ Н. -чемъ. Если вообще они придаются
погребальнымъ маскамъ, то п тъ основаній оспаривать ихъ
въ приложеніи къ вогульскимъ маскамъ, особеено если согласиться
съ тою ыыслію, что этотъ погребальвый обичай проникъ
въ Азію изъ странъ греко-римскаго міра ^. И если досел
этотъ путь, которыыъ шло употребленіе масокъ, доводили
только до Минусинска 2
), то это не значитъ, что онъ не
ыогъ дойти и дальше, въ саыый с веро-западный уголъ
1
ніе». Изв. Общ. арх., ист. и этн., т. XXII, ііф US- Къ числу приведеныыхъ
зд сь объяснсній значенія масокъ (стр. 77 и
11
'Ь представляется
) С. К. Кузнсцовъ, «Погрсбальыыя маски, пхъ употребленіе и значе7)
М1І
возможнымъ присоединить ещ.е одно—гигіеничсское. У аларскихъ бурятъ,
по свид тельству изв стнаго путешественника Потанина, умсршаго «од+ваютъ
въ лучшую одежду, ротъ и глаза завязываютъ цлатцомъ, иризнавая запахъ
іізо рта покойника врсдиымъ для здоровья живыхъ, какъ и посл днее дыханіе
покойнаго» («Изв стія», X, іуб). Нельзя ли на платокъ тоже взглянуть,
какъ на своего рода маску?
2
) «ІІзв.», XXII, стр. ю і —104.
Стр.3