Эта любовь к ъ церковн ы м ъ п сноп ніямъ есть дсгстояніе не одного л и ш ь простого наш го народа, но и истинно-русской интеллигенціи; и великі г е н і а л ь н ы е наши св тскіе композиторы, Г л и н к а и Ч а й к о в с к і й , эта к р а с а и націовальнэ?; '. гордость нагаа, любили ц е р к о в н ы я іі сыои нія и ііосвятили имъ свои труды потому именно, что они былЛ с ы н ы русскаго народа. <...> Н а ш и ш т у н д и с т ы и другіе сектанты в ы ш л и и з ъ среды русскаго же народа и уже по этому одыому не могли не любить церковныя и сноп ыія и ые могли с р а з у оставить, п о з а б ы т ь и х ъ . <...> Д йствительно, отд л и в ш и с ь отъ ц е р к в и в ъ шестидесятыхъ годахъ и cf^dз о в а в ъ самостоятельыую религіозную общииу, тт}-чдисты н а и е р в ы х ъ п о р а х ъ во время своихъ молитвеын ы х ъ собраній п ли п сноп нія ц е р к о в н ы я . <...> П ніе дерковныхъ п сноп ній въ штз^ндистскихъ молитвенныхъ собраніяхъ невольно должно было будить у бол е благоразумныхъ и з ъ сектантовъ думы о богослуженіи въ православныхъ храмахъ, гд такъ торжественно поются т же. п снсш вія, должно было вызывать у нихъ воспоминанія о томъ счастливомъ <...>
История_сектантских_молитвенных_песнопений_и_разбор_их_содержания.pdf
Г /
і^М.
К КНЛЬНЕВЪ.
11
^ ¥ Л
г о Р і я
і і
РАЗБОРЪ ИХЪ СОДЕРЖРІНІЯ.
0 Д Е С С R.
Печатано въ типографіи Е. И. Фесенко, Ришельевская
ул. соб. домъ № 49.
1909.
Стр.2
ИСТОРІЯ
РМТАШИІЪ МОЛЙТВЕеНЫІЪ ПІСНОПМИ
и
РПЗБОРЪ И^СЪ СОДЕРЖЯНІЯ.
1.
елика и вс мъ хорошо изв стыа п вучесть ыашего
русскаго народа; она эаложена, такъ сказать, въ
самую природу его: постигаетъ ли русскаго челов ка
горе или радость, и то и другое онъ си шитъ излить
въ своей широкой, могучей п сн ; съ п сней выходитъ
онъ
въ степь на работу и съ ней идетъ домой посл
тяжелаго труда; съ п сней идетъ онъ на страшный
смертный бой съ врагомъ своей отчизны и съ нею
же возвращается съ кроваваго поля битвы; всюду его
сопровождаетъ родыа^ п сня!
Еще
бол е любитъ нашъ набожный русскій народъ
выражать въ п ніи свое религіозыо-нравственное
чувство; отсюда такая любовь у него къ кантатамъ, ко.'ілД^амъ,
щедривкамъ, такое уваженіе къ сл оымъ
бяадуристамъ, лирникамъ, поющимъ на ярмарі^
базарахъ про терп ливаго Лазаря и жестокаго ••оойіч,
„
про ц ломудріе Іосифа и проч.: отсюда любовь" era , ^
ко всевозможнаго рода сборникамъ „духовныхъ п сенъ"
и „псальмъ", на которые онъ смотритъ какъ на книги
не простыя, а „божественныя", отличающіяся отъ обыкновенныхтэ
„мірскихъ" книжекъ своимъ содержаніемъ:
онъ хранитъ ихъ за св. иконами.
Но особеино чтитъ нашъ православный народъ
свящ нныя церковныя п сноп нія, молитвенное содер
Стр.4
2
жаніе которьіхъ иевольыо побулодаетъ его отличать ихъ
отъ вс хъ прочихъ „домашнихъ" духовныхъ п сы й
и отыоситься къ нимъ съ особымъ чувствомъ любви
и религіозыаго благогов нія. Эта любовь къ церковнымъ
п сноп ніямъ есть дсгстояніе не одного лишь
простого наш го народа, но и истинно-русской интеллигенціи;
и великі геніальные наши св тскіе композиторы,
Глинка и Чайковскій, эта краса и націовальнэ?; '.
гордость нагаа, любили церковныя іі сыои нія и ііосвятили
имъ свои труды потому именно, что они былЛ
сыны русскаго народа. Ыа церковной поэзіи и церковномъ
п ніи, можно сказать, эстетически и музыкально
воспитался нашъ русскій вародъ, оттого ішъ
прекрасно усвоены вс
ц рковные мотивы не только
старинныхъ, но и новыхъ ц рковныхъ нап вовъ; онъ
чтитъ РІХЪ какъ великую святыню и хранитъ ихъ въ
своей памяти, какь самое дорогое сокровище. Кто
слыхалъ исполняемыя вс мъ ыародомъ въ храм хотя
бы такія церковныя п сноп аія, какъ „Отч нашъ",
„В рую", „ГГодъ Твою милость", „О, всеп тая Мати"
и др., тотъ не только переживалъ, сливаясь въ молити
съ народомъ, лучшія въ сво й жизни минуты р лигіознаго
настроенія, но и могъ наглядно уб диться,
на сколько сильно любитъ нашъ народъ церковныя
п сноп нія.
Наши штундисты и другіе сектанты вышли изъ
среды русскаго же народа и уже по этому одыому
не могли не любить церковныя и сноп ыія и ые могли
сразу оставить, позабыть ихъ. Д йствительно, отд -
лившись отъ церкви въ шестидесятыхъ годахъ и cf^dзовавъ
самостоятельыую религіозную общииу, тт}-чдисты
на иервыхъ порахъ во время своихъ молитвеыныхъ
собраній п ли п сноп нія церковныя. Такъ,
напр., говоіэя о первомъ пос щ ніи богослужебнаго
собранія въ дом основателя штувды, М. Ратутнаго,
изв стный въ исторіи. ея Г. Балабан^, между прочимъ,
зам чаетъ: „помню, въ первый разъ мы были на собраиіи
у Ратушнаго, во второй день Рождества. Сначала тамъ
проп ли „Воскрес ніе Христово вид вше", потомъ
„Д ва днесь''. Зат мъ прочитано было Евангеліе о
Стр.5