Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 684052)
Контекстум

Сборник,... изданный Обществом древне-русского искусства при Московском публичном музее на 1866 год (290,00 руб.)

0   0
Первый авторОбщество древне-русского искусства (Москва)
Издательство[Б.и.]
Страниц374
ID70788
Общество древне-русского искусства (Москва). Сборник,... изданный Обществом древне-русского искусства при Московском публичном музее на 1866 год / Общество древне-русского искусства (Москва) .— : [Б.и.], 1866 .— 374 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/70788 (дата обращения: 16.11.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Бусласва, Мн ніе Г. В. Шульца о ПОЗДН ЙІБСЙ византійской пконописи П. П. Кондакова, Англо-Саксонскій крестъ ІІГ стол тія. <...> , Житія Русскихъ угодниковъ, какъ одинъ изъ главныхъ источниковъ ддя исторіи Русскаго церковнаго искусства. <...> И Б слаева, Краткое обозр ніе исторіи византійскаго искусства. <...> Буеласва, Сниволика христіанскаго искусства въ Русскихъ рукопнсныхъ сборнпкахъ . <...> Къ памятникамъ древне-христіянскимъ она отнесется, какъ къ своимъ источникамъ, а къ искусству западному, поздн йгаему, какъ явденіе столько же, какъ и оно, саыостоятельное, и заслужпвающее хакого же уважепія по отиошенію къ выражаемымъ ею потребностялъ историческоН жизни. <...> Отдавая справедливость достоинствамъ и западиаго и русскаго искусства, и находя недостатки въ томъ и другоыъ, безпристрастная критика должна будетъ придти къ тому результату, что об эти половипы въ художествеішоыъ развитіи христіяискихъ народовъ восіюлияютъ одна другую, составляя гармоническое ц лое только въ общей картии исторіи искусства, Если такой взглядъ будетъ достаточно выясиенъ въ этой стать , то онъ въ одинаковой м р можетъ принести пользу, и въ теоретическомъ, и въ практическомъ отношеніи, которое еще не утратило въ нашемъ отечеств своей силы, потому что иконопись принадлежитъ не къ прошедгаимъ только, но и къ совремеішьшъ интересашъ русской иародности, Въ отношеніи теоретическомъ изученіе русскаго искусства, по ирешуществу сосредоточившагося въ икопописи, будетъ введено въ общую систему исторіи христіяискаго искусства, въ которой оно получитъ себ ясное опред леніе; въ отношеніи практическомъ производство иконописи разширитъ свои средства пособіями, предлагаемьши сравнитедьно-историческомъ изучені <...>
Сборник,..._изданный_Обществом_древне-русского_искусства_при_Московском_публичном_музее_на_1866_год.pdf
Стр.1
t СБОРНИК Ъ H A 186 6 ГОДЪ.
Стр.2
СБОРНИК Ъ HA 1866 ГОДТЬ, КСЗД^.ІШЪІІ І ОБЩЕСТВОМЪ ДРЕВНЕ-РУССКІГО ИСКУССТВІ, ШРШ ІІІІМРВОМОШІЬ тотшмъ М У 3 Е Ъ, -^aJS^^^K^SA-**1 1866
Стр.3
c> -Л ІІечатано съ раар шенія г. Предс дателя Обтества, Генералъ-Лейтенанта Д. С. Левпшна. Москва. ТнпограФІя Грачева п К", у Пречистенскихъ воротъ, домъ Милякова.
Стр.4
^ ^ \x 0ГЛ1ВЛЁПІЁ ОТ Д ЛЕНІ Е ПЕРВОЕ . ИЗСЛ Д0ВАНІЯ. • v ві И. Буслаева, Общія понятія о Русской иконописи sf Ді В. Разум вскаг , Объ основныхъ началахъ богослужебнаго п нія Православной Грекороссійской Церкви ' В. Н. Впноградскаго, О древн йшихъ ыозаикахъ Либеріевой базилики В. М. Уидольскаго, Описаніе Греческаго кодекса Псалтири, IX — XII в., съ современньши изображеніяыи, принадлеягащаго А. И. Лобкову ^ Г. Д. Фплпінонова, Значеніе луны подъ крестомъ В. Н. Вин градскаго, Фрески подземной базилики св. Климента въ Рим К. И. Нсвоструева, Монограшма Всерос. Митр. Фотія на оклад Владиыірской иконы Богородицы, въ Московскомъ Успенскомъ собор ОТД ЛЕНІЕ ВТОРОЕ. К'РИТИКА И БИБЛІОГРАФІЯ. Отъ Редакцін В. П. Кондак ва, Древне-Христіанскіе храмы. По сочиненіямъ Гюбша и Мотеса Г. Д. Филшноиова, Византійская Архитектура. По сочиненію Тексье. . Отъ Рсдакціи, Христіанскія древности и Археологія. По журналу г. Прохорова В. Н. Впиоградскаго, Дяг. Бат. Де-Росси и его д ятельность по Христіанской Археологіи. .... . II. П. Кондак(/»а, Православное исігусство въ Сербіи. По сочпнеыіямъ Каиюща •^" ' г-Ят -Ву ласва, Отзывы пностранцевъ о Русскомъ національнонъ искусств . И. Бусласва, Мн ніе Г. В. Шульца о ПОЗДН ЙІБСЙ византійской пконописи П. П. Кондакова, Англо-Саксонскій крестъ ІІГ стол тія. По сочгшенію Дитриха / ' ^ ^ . И. Буслаева, Житія Русскихъ угодниковъ, какъ одинъ изъ главныхъ источниковъ ддя исторіи Русскаго церковнаго искусства. По изданіямъ г. Невоструева 0. И Б слаева, Краткое обозр ніе исторіи византійскаго искусства. По сочиненіямъ Лабарта и Гасса Отъ Редакціп, Жизнь Іисуса Христа Ренана и современное церковное искусство на Запад . По журналу Г. Гримма ^ . И. Буслаева, Сравненіе одного рельеФа на портал Пармскаго баптистерія съ миніатюрою Углпцкой Псалтыри XV в. По сочиненію г. Пипера Г. Д. Филим нова, Патріаршая рианица. По Указателю Епископа Саввы 3 4 19 35 42 49 52 59 60 62 04 ' 6 80 8 3 Стр. 1 107 125 137 155 163 175
Стр.5
Сборник,..._изданный_Обществом_древне-русского_искусства_при_Московском_публичном_музее_на_1866_год_(1).pdf
Стр.1
ФРЕСКИ ПОДЗЕМНОЙ БАЗИІИКИ СВ. КЛКШЕНТА ВЪ РИМ . Между Колизеемъ и Іоанномъ ЛатерансЕгимъ, къ югу отъ термъ (иіи баиь) Тита, на спуск Эсквилинскаго ходма находится небольшая церковь Климента папы римскаго. Построенная въ XII в к , она сохрашш много особенностей древне-христіанскаго стидя, хотя и подвергалась много разъ реставраціямъ. Базилик предшествуетъ четыреуголыіый дворъ съ портиками (atrium) и папертью. Портикъ Фасада соотв тствуетъ нар нксу (*) древне-христіянскихъ церквей. Внутри три корабля (nef, schiff); одинъ изъ боковыхъ кораблей шире другаго,—онъ предназиачался для мущинъ. Въ свод и иа арк трибупы мозапки XIII в ка. Трибуна ступепею выше корабля, и отд ляется отъ него мраморною перегородкой. Посредіі гдавпаго корабля хоръ, окружеииый также мраморіюю балюстрадой съ ионограмиою Іоанпа VII (IX в ка). По об имъ сторонаиъ его амвоны: южныН ддя чтенія апостола; с верный —евангедіяподл гюсл дияго витая колонна съ подсв чникомъ для пасхадыюй св чи. Надъ престоломъ балдахииъ (ciborium). Въ глубин абсиды, иа горнемъ м ст —епископское с даіище (ка едра). Полъ покрытъ прекрасной мозаикой (opus Alexandrinura). — Въ одноіі изъ капеллъ Фрески, приписываемыя Мазаччіо. Мы сказали, что иастоящая базнлика относится къ XII в ку; но изв стно, что базклика св. Клнмента принадлежитъ къ древп ишимъ въ христіанскоиъ Рим . Св. Іероишіъ въ книг „о знаменитыхъ мужахъ", оканчивая статью о Климент , говоритъ: „память его досел сохраияетъ церковь, построеііиая въ Рил " (norainis ejus memoriara uscpie hodie Romae extructa ecclesia custodit). Эти слова должно отиосить къ 385 году, къ посл днеиу году пребываиія Іеронима въ Рии . Дал е о иеи упомпнаютъ папы Зосима, Левъ Великій, Снммахъ и Григорій Великш (конца УІ в.). Посл папы Григорія память о неіі теряется, и только раскопки посл днихъ семи л тъ снова открыли ее нашей любознателыюсти. Въ 1858 г. папскій иупцш при в искомъ двор , монс. Де-Лука передалъ Пію IX желаніе Славянъ отыскать въ Рші гробницу св. Кирилда, ко временп тысячел тія прибытія славяпскихъ апостоловъ въ Моравію.—Въ іюн 1858 года археологическая коммиссія начала раскопки и продолжала ихъ до начала 1860 г., ие сд лавъ важныхъ открытій для христіянскаго искусства. Пріоръ ионастыря ирландскихъ домиииканцевъ, которымъ принадлежитъ базилика, loseph Mullooly, съ сожал ніемъ вид дъ прекращеніе работъ коммиссіи и черезъ н сколыю времени снова началъ ихъ подъ своимъ собственнытъ управленіемъ. Ему удалось открыть колонны прекрасиыхъ мраморовъ и живопись альфреско, единственную въ своемъ род . Эти Фрески древіі іішія посл катакомбъ. (*) NaperjS—такъ называется четыреугольная, бол е длинная, ч мъ широкая пристройка при вход въ церковь,— м сто кающихся.
Стр.2
— 166 — Кром живописи на ст нахъ, построешшхъ впосл дствіи въ древн йшей базилик , и колоннъ этоіі базилики, открыты сл ды двухъ зданій, которыя служили основаніемъ постройк ІУ в ка. Три корабля опирались на гигантское сооруженіе изъ большихъ четыреуголышхъ массъ туФа безъ цемента. Отъ этого сооруженія остались дв ст ны, соприкасающіяся подъ прямымъ угломъ: на одпой основана вся с верная ст иа базилнкп; другая лежитъ подъ святилищемъ около того м ста, гд долженъ былъ быть алтарь. Абснда-же и вся глубина базилики были падстроены надъ зданіемъ изъ кирпича. Первая постройка очевидно отиосится къ в камъ, предшествовавшимъ имперіи; можетъ быть, это былъ домъ Тарквпнія Гордагб. (*) Второе зданіе относится къ періоду шшераторскому. — Отыскивая могилу св. Кирилла, г. Росси открылъ входъ подъ трибунон первоначальной базилики и проникъ вовнутрь этого здаиія. Тамъ онъ нашолъ дв комнаты иебольшаго разм ра. Сводъ первой покрытъ штукатуркой съ кассетонами, украшепньши разетами и Фигурами языческаго содержанія, — работа рилскаго искусства около втораго в ка пашего л тосчисленія пли немпого прежде. Опасеніе, что абсида теперешпей базилп обрушится отъ образовавшенся подъ ней пустоты, заставило засыпаіь землею только-что открытыя комнаты. — Чрезвычаііно важно открытіе частиаго зданія подъ святилищемъ базилики. Это зданіе приблизителыю относится ко времени св. Кдимента; дв его комнаты былп включены древними христіанами въ абсиду, и, можетъ быть, находились подъ алтаремъ, какъ крипта. В - роятио, базилика была построена на ы ст дола, въ которомъ жилъ Климентъ пли какое-нибудь семейство его вреімеіш. Въ притвор (narthex) первоначальной базилики на ст н виденъ небодьшон остатокъ живописи, соврелепной основапію церкви. Это—голова хорошаго римскаго стиля пачала ІУ в ка. — Прочія Фрески отпосятся къ IX—XI в. Начнслъ съ изображепін Христа, Богородицы и событій библейскихъ и потомъ перейдемъ къ эгіизодамъ изъ исторіи церкви. Спаситель съ крестовымъ иимбомъ въ зв здной туник и риз , накинутой па л вое плечо, стоптъ на четыреугольномъ пьедестал . Волосы длинные по плечамъ, борода небольшая. Въ л вой рук книга; правой благословляетъ, пригнувъ безыменныи палецъ къ бодьшому. По стороналъ его архангелы Гавріилъ и Миханлъ; дал е за Гавріиломъ св. Климеитъ и за Михаилолъ — св. Андрей. Архангелы представляютъ Христу двухъ духовпыхъ, уыиленно стоящихъ иа кол няхъ. Выстрижениая часть головы (tonsura) и ФСЛОИЬ (casula) указываютъ па ихъ пресБіітерскій санъ. НаХодящійся по правую сторону п прсдставляомыіі Михаиломъ и Апдреемъ ил етъ юношескій видъ, и рукали, покрытыми б - лылъ покроволъ, держитъ сосудъ; другой—пожилыхъ л тъ, съ бородой, и держитъ въ рукахъ кпигу. Подъ картинои было пять строкъ подписи; изъ нихъ осталось только н сколько конечныхъ буквъ на каждой строк . Г. Де-Росси видитъ въ ней надгробпуіо молитву (**) и предподагаетъ, что изобрапія припадлежатъ логил , и дв кол нопреклонепныя Фигуры представляютъ похороиенныхъ тутъ.— Фреску эту Росси приблизительно отпоситъ къ X в ку. Въ нпш въ ледальои мы встр чаелъ изображеніе Спасителя по грудц лицо юношеское, окружониое длиппыли и густыли волосали и крестовылъ нимбомъ. Подъ ледальополъ Богородица возс дііП) на престол . Ея голова, плечи и верхняя часть грудн украшеиы калеиьяли. На кол ияхъ ея пряло сидіітъ Младенецъ, весь од тый въ длинную туиику и ризу. — По стороиалъ испорчешіые изображенія двухъ святыхъ жонь и жертвоприношенія Аврааяа. Распятіе. Христосъ съ небольшой бородой и крестовылъ пилболъ; руки вытяпуты въ липію, голова нелного иаклоиена вправо, къ Матери; глаза открыты; запона недлиішая, отъ пояса. Направо отъ него стоитъ Марія, подиявъ къ пему голову и руки, какъ бы разговаривая съ нилъ. Нал во юноша Іоапііъ, подиявъ правую руку и держа въ л вой свитокъ — зиакъ пропов дованія. Этому изображенію соотв тствуетъ двойное, зал ияющее поздн йшее изображеиіе воскресенъя вылетолъ изъ (*) De Rossi Bullet, di arch, crist. 1863, стр. 29. (**) JN SCtorUm TUORum soCJetate (in sanctorum tuorum societale)..,. per DMN NRM (dominum nostrum) OVI UENTVRus est и np.
Стр.3
— 167 — гроба. Дв Маріи съ сосудами приходятъ ко гробу—зданію съ лампадой въ дверяхъ. Къ нимъ odpa" щается съ радостиою в стью крылатый аигедъ. Ниже Христосъ нисходитъ въ адъ. Окружонныи овальнымъ ореолоиъ, (mandoiia), онъ подиимаетъ за руку сидящаго во тм праотца Адама. Сзади его Евва сіг радостію простираетъ руки къ Спасителю. Адамъ и Евва—какъ въ византійскихъ мииіатюрахъ, представляющихъ тотъ же сюжетъ -— задрапированы въ одежды. Ниже испорченное изображеніе брат вя Еангь. Передъ зданіяии сидитъ Христосъ; рядомъ съ нимъ Марія, какъ-бы говоря съ нимъ; переді ними стоитъ „architriclinius" (что видно изъ вертикальнои надписи надъ его головой). Съ той и другой стороны отъ названныхъ трехъ Фигуръ вндпы группы. — Подъ распятіемъ, въ соотв тствіе съ бракомъ въ Кан , было изображеніе, отъ котораго, къ сожал пію, сохранплось только пебольшое зданіе па верху. Вознесеніе Богородицы. Христосъ въ овальномъ ореол , несомолъ четырыия ангелами, сидитъ на радуг . Л вою рукою онъ оперся на свитокъ; правая простерта. Къ нему возносится Марія. На ея голов , окружонной нимбомъ, н тъ покрова; волоса распущены по плечамъ, руки простерты. Впизу по сторопамъ дв иадцать апостоловъ своими движеніями выражаютъ удивленіе. Легко зал тпть полн йшую симметрію, съ какою они разм щены: жесты правой стороны вполн соотв тствуютъ жестамъ л вой. Группа апостоловъ справа замыкается Фигурой св. Вита (scs Vitus), а сл ва—папы Льва IV (846 —854), совремеиника и заказчика Фрески (*), Оиъ безъ бороды, съ выбрптымъ теменемъ, въ длинной, закрывающей руки Фелони (или казул , какую носятъ греческіе священникп); на плечахъ омоФоръ (или pallium) съ латинскимъ крестомъ; руками поддержпваетъ книгу. Около головы чстыреуголыіыи ниыбъ, какой обыкновенпо придается современникамъ. Изъ ветхозав тной исторіи мы еще встр чаемъ по обыкновенію симметрическое изображеніе пророка Даніила во рву. Юноша стоитъ прямо, простерши руки, въ короткой красивой туник и плащ , застегнутоиъ пряжкой пониже горла. Голова окружена нимбомъ*, надъ волосами небольшое возвышеніе, остатокъ Фригійской шапки, которая ви ст съ плащемъ и короткой туникой—составляетъ обыкновенную принадлежность вавилонскихъ пророковъ и волхвовъ, — можетъ быть — какъ носящихъ ииостраиный костюмъ. У погъ его симметрично пом щены два льва въ наклоіпюмъ положенін. Изъ надписи видно, что надъ нимъ находилась Фигура св. Антонина, замученнаго прп Доміщіан ; по отъ нея осталась только пижняя половина, еще мен е осталось отъ Фигуры св. Егидія. — Въ соотв тствіе съ Дапіиломъ группа изъ трехъ Фигуръ: св. Блазій, призванный въ Римъ для исц ленія отъ горловыхъ бол зней: держитъ одною рукою отрока за горло, а другою благословляеттц позади отрока стоитъ мать съ обнажеиною грудью.—Въ двухъ квадратахъ внпзу—животныя. Въ церкви Клішепта естествешю встр тить фрески, отпосящіяся къ его жизни. Три эпизода изъ его „д янііі"^'*) нашли выраженіе иа ст нахъ его древней базилики. Климентово извлечеиіе (Epitome Clementina) окапчивается разсказомъ о томъ, что самъ Петръ посадилъ св. Клииента на свою ка едру.—Посреди на возвышеніи съ с далищемъ стоитъ св. Климента nana; no одну сторону его св. Петръ, no другую Клетъ; за Петроиъ—Лииъ, первые епископы Рииа. Пять остальныхъ Фигуръ безъ подписей, и отъ вс хъ девяти остальныхъ только нижняя часть. Дал е, въ актахъ мучеиичества разсказывается объ обращеніи еодоры, и какъ она была пайдена своимъ мужемъ Сисинніемъ въ церкви въ то время, какъ Клпмеитъ служилъ, и какъ Сисинній тотчасъ осл пъ. — Это представлено на той же ст н подъ изображеніями апостола и первыхъ папъ. — Климентъ совершаетъ об дню въ церкви — съ колоннами и лампадами; онъ, простирая руки, произноситъ: „Господь съ вами" (Dominus vobiscum), слова, написапныя въ книг , находящейся па престол вм ст съ дерковными сосудами. Около него два дьякопа: одинъ съ кадиломъ и ладокомъ— (*) Около нимба надппсь: SA NC Т IS SI MVS DOM LEO RT PP ROMA NVS. Внизу Фрески два стиха: „Quod haec prae cunctis splendet pictura decore. Componere hanc studuit praesbyler ecce Leo." 0 Фнгур Льва IV си. Росси Bull. 1863. стр. 13. (**) Dressel. Clementinorum epitome duae. Lipsiae. 1859.
Стр.4
— 168 — и два гпископа съ посохами; а также дв меныиія Фигуры, Бенонъ и Марія, его жена, прнносятъ св чи. По другую сторону алтаря еодора, сл пон Снсипнш съ мальчикомъ и народъ. Ниже на той-же ст н третій эпнзодъ. Снсинній, снова получивъ зр ніе, не исправіілся, но приказалъ своимъ слугамъ заключить святаго въ темницу. Они, въ чудесномъ забдужденіи иредполагая, что влекутъ Климеита, тащитъ колонпу, Подпись гласитъ: „за упорство сердца вашего вы заслужнлп таскать камни" (оі) diiritiam cordis vestri saxa trahere meruisti), слова, которыя сказалъ имъ святоп nana. Между т мъ Сисинній отдаетъ р зкія прпказапія тремъ работпикамъ (:; "). На этоіі ст п , какъ и на сл дующей Фреск , мы встр чаеыъ изображенія и ииена заказчиковъ этихъ Фресокъ—Беио иди Бенопа де-Рапиза и донны Маріи Мачелларіи — Посреди въ кругломъ медальон бюстъ св. Кднмента. По сторонамъ его донпа Марія съ мальчиколъ Климентомъ, Беионъ и еще ыать съ дочерью Адьтиліей (!: ":! ). Мы дошли до Фресьи, которая не показалась бы чуждою и русскозіу простолюдиііу. (Смотр. приложепиын зд сь сншокъ). Онъ легко узналъ бы хорошо ему изв стную „церковь соборную, богомолыіую Климента, попа римскаго." Передъ пазіи надгробное зданіе св. Климента, построенное посреди моря. Якорь лежитъ подл алтаря, а передъ нимъ дитя (рчег), которое съ н жностію поднимаетъ мать его (mulier vidua). — Ha берегу моря городъ Херсонъ (Cersona), изъ воротъ котораго въ торжестветіой процессіи выходитъ епископъ со ыножествомъ парода. Противъ нихъ мать вдова, нашедшн сына, съ п жиостію держнтъ его на рукахъ. Подпись говоритъ: „вотъ невредшіъ лежптъ тотъ, кого паходитъ заботливая мать". (^**5 ) Изв стно чудо, разсказаниое въ д яніяхъ Клішента. Ежегодно въ денъ праздпика море отливало и д ладо доступньшъ надгробное зданіе Климеита. Одна мать, возвращаясь изъ чудеспой церкви, оставила талъ дитя свое и считала его погибшимъ; no черезъ годъ, спова пашла его певредимьшъ.—Св. Клпментъ былъ брошенъ въ ыоре съ якоремъ иа ше , и падъ сго т ломъ чудеспьпіъ образомъ былъ построепъ падгробныіі палятпикъ- Это чудо, в роятпо, было представлено въ верхией части нашей Фрески (****). Пашять о Климепт связывается съ памятью о славяпскпхъ просв тителяхъ Кирнлл и Ме одіи. Г. Россн прочиталъ изш Кир лла (ACIR1L) около группы, которая естествепно іш етъ отношеніе къ исторіи святаго. Государь, простерши руку, что-то приказываетъ двумъ или іі сколькпмъ діщазіъ, которыя стоятъ противъ него: Фигуры посл дпихъ сидьно попорчепы. Это или Ростиславъ, моравскін князь, посылающій пословъ къ Михаилу для прііглашепія Кирилла; нлп садіъ импер, Михаилъ, посылающііі Кпрпдла къ Славянамъ; или Михаилъ, царь болгарскій, просящіп наставниковъ п пропов дпиковъ у папы Нпколая I. Рядомъ—святой епископъ креститъ черезъ погружепіе юношу и полагаетъ ему на голову руку. Большппство итальянскихъ учепыхъ хочетъ вид ть въ еппскоп —папу Сильвестра; а въ крещаемомъ— императора Константипа. Но окладъ лица, борода, частые кресты на омоФор , и прнтомъ кресты гречёскіе, а также украшеиія омоФора уб ждаютъ, что изображеппый святоп пе Рпмляпинъ Идажё не (*) Вм ст съ вышеприведенной латинской фразон между Фіігурамн находятся слова на нар чіи, переходномъ отъ чпстаго латипскаго къ народному нтальянскоиу: „Falite dereto cola palo (Carvoncelle)—(Albertel) Iraiduriliam cordis vestris—(Cosmaris Sisinnium) — Flli dele pule traite. Слова, написанныя зд сь въ скобкахъ, очевидно, вмена лпцъ, около которыхъ out находятся. Ся. Hemans, The story of monuments in Rome and lier environs Fl. 1864- r. I, 24. (**) Тамъ, гд изображонъ Спсинній, сл дуюшая подпись:Ч-еоо Beno de Rapiza cum Maria uxore mea pro amore Domini et beati Clementis pingere feci (p. g. r. f. c) . Подъ эпизодомъ херсонскаго чуда:+іп nomine Domini ego Beno de Rapiza pro amore beati Clementis et redemptione animae meae pingere fecit (sic). Подъ медальономъ Клпмевта два стиха: „Me precc quaerenles estote nociva caventes". Наконедъ при Фреск перенесенія Momefl:-f-Ego Maria Macellaria pro timore Dei et remedio animae meae haec pingere feci (p. g. r. f. c). (***) intcGER ECCE IACET BEPETIT QUE PREUIA MATEB. £«#««j Poccn такъ чптаетъ трудную подпнсь этого изображеиія: in mare submersum tumulum parat angelus islum.
Стр.5
Сборник,..._изданный_Обществом_древне-русского_искусства_при_Московском_публичном_музее_на_1866_год_(2).pdf
Дмитрі въ доръ Дмитрі вичъ. Ж лтоножскій о. ІОСИФЪ, Свящ нникъ. Жужовсіай АЕадеміЕъ. Крыловъ. Д онтій жонахъ. Шитовъ ТИМОФ Й Василь вичъ. ЧЛЕНЫ СОТРУДНИКИ. Большаковъ Серг й Тихоновичъ. Б лоусовъ Василій ЕвграФОвичъ. Владиславл въ Иванъ Дмжтрі вичъ, СВЯЩ ННИЕЪ. Гавриловъ Дмитрій Гавриловичъ. Ор лъ-Ошмянц въ ЯЕОВЪ ОНИСИМОВИЧЪ. СороЕИнъ Андр й ЕФИМОВИЧЪ. СОФОНОВЪ НиЕОлай Львовичъ. Стр лЕовъ Иванъ Василь вичъ. •
Стр.1