ПО ЕВРЕЙСКОЙ ЙСТОРІИ И ЛИТЕРАТУРА ИЗДАВАЕМЫЙ ОБЩЕСТВОМЪ ДЛЯ РАСПРОСТРАНЕНЫ ПРОСВЪЩЕШЯ МЕЖДУ ЕВРЕЯМИ ВЪ РОССШ. <...> Право насл дованія по моисеево-талмудическому законодательству М. <...> Во вторыхъ, при полномъ нев деяіи, господствующемъ между христіанскими нашими соотчицами объ евреяхъ и ихъ литератур , и при отсутствіи пособій къ ознакомленію первыхъ съ н а с т о я щ и м ъ значеніемъ посл дней, nt
удивительно, что русская журналистика часто впадаетъ въ ошиб
ки по поводу евреевъ и ихъ ученія, отчего страдаетъ исти
на. <...> По этому, во имя принциповъ общечелов ческой солидар
ности, правды и справедливости, мы должны стараться раскрывать, на сколько возможно, предъ русскимъ обществомъ, какъ внутренній бытъ евреевъ, такъ и ихъ в рованія, ученія и закошшоложенія. <...> Чтобы удовлетворить н а у ч н о й ц ли, сл довало бы изложить сначала законоположенія еврейскаго и русскаго законодательствъ въ первоначальномъ вид , т. е. какъ первыя изложены въ моисеевомъ кодекс , а посл д н і я — п о древн йшимъ русскимъ юридическимъ памятникамъ, и показать на сколько оба права сходственны между собою, и на сколько они 1*
~
2 —
разнствуютъ другъ отъ друга. <...> Въ надежд , что по прим ру г. Моргулиса, коему безспорно принадлежитъ заслуга иниціатпвы въ этомъ д л , и другіеюрпсты —евреи въ нашемъ отечеств серьёзно примутся за научную об
работку еврейскаго права въ еравнеиш съ европейскими правами
з вообще ж съ • отественныкъ въ особенности, ук'ажемъ зд сь на важн йшіе по этой части труды • европейскихъ ученыхъ, преимуще
ственно, врёевъ. <...> Труды эти у насъ неизв стны ж этимъ <...>
Сборник_статей_по_еврейской_истории_и_литературе,_издаваемый_Обществом_для_распространения_просвещения_между_евреями_в_России__Кн._1-_[Кн._1._Вып._2].pdf
ПО
ЕВРЕЙСКОЙ ЙСТОРІИ И ЛИТЕРАТУРА
ИЗДАВАЕМЫЙ
ОБЩЕСТВОМЪ ДЛЯ РАСПРОСТРАНЕНЫ ПРОСВЪЩЕШЯ МЕЖДУ ЕВРЕЯМИ ВЪ РОССШ.
САВКТНБТЕРГУРГЪ,
Въ типографіи М. ЭТТИНГЕРА, ВЪ БОЛЬШОЙ М щанекой № 14—37.
і$6?.
Стр.1
Дозволено цензурою. С. Петербургъ 28 Іюня 1867 года.
Стр.2
ОГ ЛАВ ЛЕШ Е
I. Предварительная зам тка А. Іаркави
II. Право насл дованія по моисеево-талмудическому
законодательству М. Моргулиса
III. Прпм чанія А. Я. Гаркави
IV. Историческій очеркъ ФИЛОСОФІИ у евреев* Саломона
Мунка, дерев. А. Гаркави ....... .
Стран.
1—8.
1—67.
68—80.
1—38.
Стр.3
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЗАМЪТКА КЪ СТ. Г. МОРГУЛПСА:
ПРАВО НАСЯ-БДОВАШЯ ПО МОИСЕЕВО-ТАЛМУДИЧЕСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
А. Я. ГАРКАВИ.
Предлагаемая статья г. Моргулиса есть, сколько мы знаемъ,
первый опытъ сопоставленія еврейскаго права съ русскимъ. Излишне
будетъ распространяться о важности л польз трудовъ
сравнительнаго изученія еврейскаго права вообще, и сопоставленія
его съ русскимъ въ особенности. Чтобы не заходить далеко, мы
укажемъ на бол е выдающіяся практическія стороны трудовъ посл
дняго рода. Во первыхъ, они даютъ раввинамъ возможность
при р шеніяхъ полюбовныхъ д лъ, предоставленныгь имъ закономъ,
брать во вниманіе и русскіе законы и;
въ случа надобности,
соображаться съ ними, что чрезвычайно важно и для
многихъ весьма желательно. Во вторыхъ, при полномъ нев деяіи,
господствующемъ между христіанскими нашими соотчицами объ
евреяхъ и ихъ литератур , и при отсутствіи пособій къ ознакомленію
первыхъ съ настоящимъ значеніемъ посл дней, nt
удивительно, что русская журналистика часто впадаетъ въ ошибки
по поводу евреевъ и ихъ ученія, отчего страдаетъ истина.
По этому, во имя принциповъ общечелов ческой солидарности,
правды и справедливости, мы должны стараться раскрывать,
на сколько возможно, предъ русскимъ обществомъ, какъ внутренній
бытъ евреевъ, такъ и ихъ в рованія, ученія и закошшоложенія.
Эти стороны и многія другія, мен е важныя, придаютъ и особую
практическую ц ну настоящей стать . Мы говоримы практическую
ц ну, потому что способъ употребляемый авторомъ
для р шеніи своей задачи, доказываетъ, что онъ не желалъ представить
трудъ ученый. Чтобы удовлетворить научной ц ли,
сл довало бы изложить сначала законоположенія еврейскаго и
русскаго законодательствъ въ первоначальномъ вид , т. е. какъ
первыя изложены въ моисеевомъ кодекс , а посл днія—по древн
йшимъ русскимъ юридическимъ памятникамъ, и показать на
сколько оба права сходственны между собою, и на сколько они
1*
Стр.4
~ 2 —
разнствуютъ другъ отъ друга. Нотоыъ надобно было просл дить
дальн йшее развитіе обоихъ законодательствъ, еврейскаго—посредствомъ
разбора толкованій талмудистами моисеевыхъ законовъ, и
русскаго, — какъ оно мало помалу вырабатывалось урусскихъ жизнею.
обычаями, бытовыми и м стными условіями, постоянно указывая
послужило ли развитіе обоихъ законодательствъ къ сближенію или
къ уклоненію ихъ другъ отъ друга, и, въ посл днемъ случа , объяснить
: въ чемъ и почему именно посл довало это уклоненіе?
Источникомъ русскаго права служилъ г. Моргулису Сводъ
Законовъ. гд , какъ изв стно, находятся многіе законы, которые
яе были выработаны русскою жизнею и наукой, а сформировались
подъ вліяніевъ правъ византійскаго, римскаго и западно-европейскаго;
трудъ его, посему, можетъ претендовать только на практическое
значеніе. При томъ, во многихъ ы стахъ для выясненія
русскихъ законовъ, авторъ приводитъ мн нія гг. Кавелина и безьь
меннаго профессора, и читатель, особенно не юрпстъ, не знаетъ,
на сколько онъ им етъ д ло съ объективнымъ русскинъ закономъ и
на сколько — съ субъективными мп ніями и взглядами указанныхъ
ученыхъ.
Но, такъ какъ практическая польза подобныхъ трудовъ, по
нашему мв нію, довольно значительна, то это и не позволяетъ
намъ быть слншкомъ требовательными и взыскательными къ подобнаго
рода трудамъ, т мъ бол е, что по печально-слагавшимся
для насъ, до нашего времени, обстоятельствамъ, въ отношеніи
общеевропейскаго и паціональнаго образованія единов рцевъ нашего
отечества, за весьма р дішми исключеніями, можетъ іыть прим
ненопока талмудическоеизр ченіе: ГРЗ Л^Ь ^П 7Р2 ГР Л |SD»
<КЛ (у кого есть одно, тому недостаетъ другаго) Будемъ над ять
ся, что перем на къ лучшему совершится въ близкомъ будущемъ.
Въ надежд , что по прим ру г. Моргулиса, коему безспорно
принадлежитъ заслуга иниціатпвы въ этомъ д л , и другіеюрпсты —евреи
въ нашемъ отечеств
серьёзно примутся за научную обработку
еврейскаго права въ еравнеиш съ европейскими правами
Стр.5