Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 683835)
Контекстум

Журналы Камышинского... уездного земского собрания... [XXXIX] очередного... 1904 года, с докладами Управы (290,00 руб.)

0   0
Первый авторКамышинское уезд. земское собрание
Издательство[Б.и.]
Страниц803
ID79089
Камышинское уезд. земское собрание. Журналы Камышинского... уездного земского собрания... [XXXIX] очередного... 1904 года, с докладами Управы / Камышинское уезд. земское собрание .— : [Б.и.], 1904 .— 803 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/79089 (дата обращения: 13.11.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

! I I'o) O назначеніи врачамъ квартирныхъ д.сгіегь. <...> 26) 0 иередач Золотовской бпбліотеки ['убернскаго Земства въ в д ніе У зднаго. <...> Въ эту же Комиссію переданъ и вопросъ объ улучшеніи преподаваніи Закона Божіи въ сельскихъ школахі^ Поручено Управ теперь же обратитьси къ земскимъ начальникамъ и волостнымъ правленіямъ съ просьбой объ улучшеніи матеріальнаго положеніи училищъ Постановлено вновь просить Губерыское Земство о ввідач безпроцентныхъ ссудъБурлукскому и Жирновскому сельскимъ обществамъ на постройку у нихъ новыхъ школьныхъ зданій въ разм р 1000 р. каждому и безвозвратныхъ пособій по 500 р По вопросу о содержаніи Руднянскаго женскаго училища поручено Управ осмотр ть, совм стно съ инспекторомъ иародныхъ училищъ, пом щеиіе женскаго училища въ Рудн и, если представится не обходимььмъ, ыазначить туда 2-іо учительницу Поручено Управ представить будущему очередному У здно.му земскому Собраніюподробныя соображенія о постройк въ Рудн собственнаго зданіи для женскаго училища, снесясь къ тому времени съ уд лолгь, общест- — 3 — вами и частиыми лицами о разм р могущаго быть съ ихъ стороны ыа это пособія . <...> Бурлук , Даниловк , Смородин , Топовк ,. и Мокрой Ольховк , гд им ются церковные причты, школъ грамочъі школами церковио-приходскими, съ принятіемъ содержанія посл днихъ всец ло иа сред^ства духовнаго в домства 3, 43. <...> Принять Золотовскую образцовую библіотеку въ в д ніе у зднаго земства, при условіи отщг С к а губернскимъ земствомъ на жалованіе <...>
Журналы_Камышинского..._уездного_земского_собрания..._[XXXIX]_очередного..._1904_года,_с_докладами_Управы.pdf
Стр.1
тд лъ Ji гкафъ Ш олка %, II % кщшщкяго S І|ІІ|ІІП ІІІІІІП ІІІІІІП иір съ докаадами %/правы. f БИБЛІОТЕКА іо ЛМАИ штт шшш \ К А М Ы Ш И Н Ъ. ТипограФІя Г. И. сХэадіЬева. 1904.
Стр.2
Ч; 2007040087
Стр.3
БИБЛІОТЕКА // (/ .мя*&«* ШВВАГО УПгЛВЛЕНГЯ по ДМАЙІ МШАГО ттш Ыі в> д» Оілавленіе, См та на 1905 г. 1) Сводъ постановленій Земскаго Собранія. 2) Докладъ Управы объ изм неніи порядка возбужденія ходатайства земствомъ. 3) Объ исполненіи постановлсній Собранія. 4) Медицйнскій отчетъ. 5) Протоколы Меднцинскаго Сов та 7 — 9 декабря 1903 г. 6.) ГІроток().: іы Медицйнсігаго Сов та 2 мая 1904 г. ' 7) [Іротоколы Медицинсісаго Сов та 21 — 22 іюля 1904 г. 8) Протоколы Медицинскаго Сов та 13—11 сентября 1901 г. и 20 ноибри 1904 і. 9) Отчеты врачей Ф. Ф. Адлера іі R. А. Родіонова о по здк ихъ на Kj'peu. 10) Техничеескій отчетъ no зедіскимъ постррйкамъ. И) О д яте.льностй губернскаго съ зда врачей. 12) О пищевомъ довольствііі ь'ь больница.хх. 13) () безплатнсьмъ л чепіц умалпшенныхь. н) О борьбі? сь магуіцей появиться холерон і.
Стр.4
! I I'o) O назначеніи врачамъ квартирныхъ д.сгіегь. 16) О д ятельноети яслей — пріюта нъ Ильмен и М. Ольхові-с . 17) Вётерпнарный отчетъ. 18) Протоко.п. Встсптііірнаго Сов щанія 14 марга. 19)То/КС П сснтября 1904]. 20} Объ \,"іу'ііііенііі скотоволсіва вь у зд . 21) Отчетъ Инспектора народныхъ учи.іпщъ о начальныхъ школахъ. 22) Отчетъ о томъ-же Управы. 23) бтчетъ о состоииіи церковыыхъ школъ. 24) 0 народныхъ пііблиггсках'!). 25) 0 земской пурличной библіотек . 26) 0 иередач Золотовской бпбліотеки ['убернскаго Земства въ в д ніе У зднаго. 27) 0 народныхъ чгеніяхъ. 28) 0 пособіяхъ обществамъ на построику шкблъ. 29) 0 пособіи на содержаніе Норкскаго п Сплавнушинскаго мтіпсгерскихъ 2 классныхъ училииіъ (Инспектора народныхъ учіілпщъ). 30) Объ улучшеніи .матеріальнаго положенія учнлищъ (его , 31) 0 повторитслььшхъ курсахъ. 32) Отчсть учнтеля Николаева о томъже. 33) 0 пожертвов.аніп М. В. Готовицкиліпь м ста ІІОДЪ Грязнушцнскос земское училпіце
Стр.5
Журналы_Камышинского..._уездного_земского_собрания..._[XXXIX]_очередного..._1904_года,_с_докладами_Управы_(1).pdf
36 ОАРАТОВСКАЯ ОЕМСКАЯ НЕД ЛЯ 19 января я прі халъ начинать занятія. Собралось около ЗФ подростковъ, желающихъ заниматься и н сколько челов къ стариковъ, въ числ которыхъ былъ староста. Я разсказалъ, зач мъ прі халъ, что и какъ буду д лать, для чего необходимо взрослому продолжать образованіе, кто учредилъкурсы. попутяо разсказалъ о ;іемств и т. д. Бъ заключеніе я сказалъ, что въ Бурлук занятія могугъ быть открыты только въ томъ случа , если общество согласится принять участіе въ расходахъ, отпустивъ пзъ общественныхъ средствъ необходимую сумму на керосинъ. Кром керосина отъ общества ничего не потребуется: лампы у меня свои, учебники, бумага и прочія приналлежности также. Старикамъ предложеніе понравилось. Керосішу они согласились дать—столько, сколько потребуется, и я приступилъ къ опросу, кто желаетъ заниматься. Зд сь сказалась непривычка крестьянъ къ мысли, что учиться можно всякому, старому и малому, поэтому изъ числа желающихъ заниматься откликнулись только мальчуганы л тъ 14-15. Бол е взрослые стоялн поодаль, прияявъ выжидательное положеніе, „посмотримъ, молъ, что оно такое будетъ". Н которые изъ нихъ видимо тоже желали бы заниматься, но не хватало р шимости. Чтобы ихъ ободрить, я еще разъ объяснилъ, что учиться взрослому нисколько не зазорно и что занятія, о которыхъ идетъ р чь, предназначены преимущественно для взрослыхъ. Робость, однако, была зам тна и посл этого; н которые какъ будто собирались выйти изътолпы, да все почему то не р шались. Другіе, стоя сзади, потихоньку подталкивали переднихъ, съ ободряющими ув щеваніями. Наконецъ одинъ изъ НІ-ІХЪ выступилъ впередъ и спросилъ, будетъ ли въ конц года экзамеиъ съ выдачею особаго свид тельства. Я сказалъ,. что не будетъ ни того ни другого, что никому не будетъ никакихъ особыхъ льготъ, пріобр таемыхъ разнаго рода бумагами. „Значитъ только для образованности?" спросилъ онъ. „Да, только для образованности". ІІарень отошелъ назадъ и записаться отказался. Однако щколу ояъ пос щалъ въ качеств посторонняго слушателя и на третій вечеръ записался въ число учениковъ. Его прим ру посл довали другіе, и мало по малу д ло у насъ наладилось. В сть о томъ, что въ школ начались занятія „по ночамъ", что учатъ взрослыхъ, даже стариковъ, быстро распространилась среди крестьянъ и внесла въ тихое, нич мъ не возмущенное, захолустье большое ояшвленіе. При обсужденіи невиданнаго и не слыханнаго событія голоса разд лились: одни искренно этому радовалисв и благодарили земство („давно бы такъ надо; тутъ не только ребятамъ, a и старикамъ поучиться есть чему; вотъ, хорошо придумали" и т. п.), другіе не могли постигнуть задачи и ц лей курсовъ, находя что это ни къ чему. Увы! нашлись и такіе, которые склонны были принять меня за антихриста... Впрочемъ, въ этомъ достаточно скоро разуб - дились, т. к. узнали, что „учитель б лыхъ перчатокъ не носитъ", „н гти у него острижены" и что „уроки начинаются и оканчиваются молитвой". Что вечернія занятія пріобр ли среди населенія полное дов ріе, можно вид ть изъ того, что на урокахъ постоянно присутствовало очень большое количество стариковъ. Подсчета я имъ не д лалъ, но каждый разъ можно было насчитать челов къ 40—50, a бывали вечера, когда ихъ собиралось до 150 челов къ. Правильная регистрація была только' для постоянныхъ учени
Стр.1
ХРОНИКА ОАРАТОВСКАГО ЗЕМСТВА. 37 ковъ, им вшихъ на рукахъ учебники, тетради и прочія принадлежности, бравшихъ книги для домашняго чтенія. Вотъ цифры, показывающія, какъ возрастало количество этихъ постоянныхъ учениковъ по вечерамъ: 4-Й „ 5-й 1-й вечеръ, 19 января записались 20 челов къ. 2-й 3-й „ 6-Й „ 7-Й „ 8-Й „ „ 20 „ 26 „ 27 „ 10 „ 3 феврля 4 „ 9 , „ „ „ + Г_ + 1 „ „ „ В с е г о . . +14 7 ' + 2 + 1 + 4 + 1 „ „ ' „ 50 челов къ. на урокахъ въ первое время, равнО, какъ и въ посл дующее, будетъ видно изъ приложенной ниже программы, теперь же мн хочется указать, насколько неопред ленными могутъ показаться зааросы, предъявляемые учащимися къ школ . На вопросъ, ч мъ бы намъ заняться на урокахъ, болыпинство Такъ начались наши занятія въ Бурлук . Ч мъ мы занимались отв тило молчаніемъ, а остальные ограничились заявленіемъ, что мн , какъ учителю, лучше знать объ этомъ. Тоже, въ болыдинств случаевъ, обнаружили ученики и въ своихъ письменныхъ отв тахъ, выполненныхъ на дому и представленныхъ къ сл дующему уроку. Въ числ вопросовъ, на которые ученики должны бьтли отв тить, были, между прочимъ, сл дующіе: чему вы научились въ школ ? Какую пользу принесло вамъ ученье? Чему бы хот ли еще научиться? Отв ты, которые получились, не отличались разнообразіемъ. Вотъ н которые изъ нихъ: „научнлся въ школ читать, писать, арк метик , н сколько по Закону Божію и по грамматик ". письмо, то я не прошу людей читать, и если мн самому придется написать письмо, тоже не просить. Въ чтеніи я могу найти интересное и полезное, ари метика—для счету въ покупк и продаягЬ какихъ нибудь вещей". Самые неопред ленные отв ты получились на посл дній изъ „Полъзу принесло мн ученье такую, что если мн ктопришлетъ гюставленныхъ мною вопросовъ,—чему бы хот ли еще научиться? Вотъ они: „я хот лъ бы научитвся тому. что полезно для всякаго челов ка".- „Я бы хот лъ тому бы научшъся, все, что нипопадется". —„Я хочу повторить старое и прибавить новенькаго".—„Мы хочемъ научиться еще далыпе".—„Я хот лъ бы научитвся то, что какъ можно побол что ихъ интересовало—списывать стихотворенія съ книги, выписывать непонятныя м ста изъ прочитанныхъ книгъ, отм чать, что бы имъ хот лось узнать и т. д получился довольно любопытный матеріалъ. Все, что интересовало, ученики загшсывали въ форм вопросовъ. обращенныхъ къ учителю; на нихъ я, по прочтенін, давалъ отв ты. Н которые вопросы отличаются самой безъискусственной наивностыо, но есть и довольно серьезпые. росы учениковъ. Въ домашшіхъ тетрадяхъ учениковъ, куда они могли писать все, граничное д ло".—„Я хочу научиться образованвю". Впосл дствш, когда мы немного поучились, выяснились и запразузнать всякихъ людей и зв рей".—„Хочу разузнатв за
Стр.2
38 докъ. САРАТОВСКАЯ ЗЕМСКАЯ НЕД ЛЯ. корабль детъ, наскочитъ на этуштукуи пойдетъ надно. Намъ нужно узнать, что-й-то это|за штуки. Намъ нужно еще узнать, сколько вокругъ нашего государства верстъ? Намъ еще надо узнать, сколько вокругъ земного шара верстъ? „Вотъ мы слышали, что въ Рим живетъ Римскій nana. К мъ Вотъ н сколько выписокъизъдомашнихъ ученическихъ тетраСерг й К- „Намъ нужно узнать: есть такая морская штука. Какъ онъ утверждееъ и для чего онъ служптъ? И слышали мы отъ людей, что онъ будто бы никогда не умираетъ. Будто бы, когда кончаніе года бываетъ, то онъ бываетъ старъ, а когда бываетъ начало новаго года, то онъ д лается снова молодымъ. Намъ охота узнать, правда это или н тъ?" „Изъ чего работается хрустальная посуда? Мы слышали отъ людей, что хрусталь работается пзъ кампя: толкется и на сита пропускается, потомъ кладутъ въ котелъ и варятъ; когда узнаютъ, что онъ уварился, то наливаютъ его въ формы и онъ застываетъ, и образуется посуда. Такъ будьте настолько добрымп, Иванъ Романовичъ, Вы намъ разъясните, правда или я тъ, что такъ работается хрусталь и не почтите это разъясненіе за великій трудъ". древній законъ, по которому должно отрубать руки тому, кто скажетъ неправду". Дмитргй К- (Подростокъ 15 л.). „Я слыхалъ, что въ Кита есть тягиваетъ какую-нибудь вещь къ себ ? Какъ же онъ притягиваетъ, какимъ способомъ? Никита Ч. „Отчего происходитъ громъ, хот лъ бы я дознать Дмитргй К- (18 л.) „Что такое магнитъ и почему магнитъ приотъ Васъ, Иванъ Романычъ? Отчего происходитъ молнія только вовремя дождя, а не во всякое время? Почему такъ дознали, когда будутъ зв зды падать, въ какой годъ и даже въ ночь? Небо какое естьт ло? Или это воздухъ? Андрей А. (14 л.). „Господинъ учитель, Иванъ Романычъ! Прошу Васъ, подучи насъ: отчего произошли горы? Вотъ у насъ степь ровная и очутились мары. Ну, а бараки, это отъ промоины водотекъ. Песокъ отчего?" и т. д. Даніилъ П. (21 г.). „Откуда земля взялась? И откуда вода проИм ю честь просить Васъ, Иванъ Романычъ, если не посчитаете за трудъ объяснить про военныя д йствія Россіи съ Японіей. Какіе тамъ усп хи какъ со стороны Россіи, такъ и со стороны Японіи?" Григоргй К- „Отчего зв зды летаютъ? Отчего в теръ бываетъ? явилась на ней? Какъ узнать, зв зды на какомъ разстояніи отъ земли? Отчего бываетъ в теръ и отчего растеніе происходитъ на земл ?" Серг- й П. (19 л.). „Какъ это узнали, какой величины зв зды? массы тетрадей всего дв : Илъя А. (17 л.). „Господинъ Иванъ Романычъ! Научи насъ ка Отчего бываетъ доладь? Отчего бываетъ погода? Отчего бываетъ лунное затменіе? Отчего бываетъ солнечное затменіе? На чемъ держится земля? Отчего бываетъ утренній туманъ?" Съ вопросами чисто практическаго свойства оказалось изо-всей всему хорошему. Гд ставить запятую и гд ставить точку и гд ставить вопросъ? Отецъ говоритъ, чтобы Иванъ Романычъ научилъ бы васъ гіисать письма. А то писать вы ум ете, а письма писать не ум ете". Иванъ Г. (35 л.). „Желателіно узнать, какъ, наприм ръ, изм рить
Стр.3
Хроника САРАТОВСКАГО ЗЕМСТВА. 39 дугообразный или . какой нибудь косой клинъ или вообще кругъ? Потомъ еще желательно узнать, какъ изм рить дерево или р ку. Желательно еще узнать. такъ чтовъ книг попадается много непонятныхъ словъ; какимъ способомъ ихъ узиать, чтобы ихъ назвать правильно и безошибочно. Потомъ еще зкелательно узнать, что въ книг пишутся они такъ: /4, 3 Можно было бы привести еще десятокъ, другой подобныхъ вопросовъ но достаточно и этихъ, чтобы уловить ихъ общій характеръ. Прежде всего бросается въ глаза подавляющее болыішиство вопросовъ изъ области природов д нія и только дв 842, 21 /2, 23 /І, З г и какъ ихъ нужно назвать правильно": и т. д. получимъ ясно выраженное желаніе- учениковъ ознакомиться съ сл - дующимрі отраслями знанія: математической и физической географіей, физикой, родинов д ніемъ, народов д ніемъ и проч. Очень и очень незначительное меныпинство проситъ грамматики, ари метики и геометріи. просьбу научить писать. считать и изм рять". Если же мы разобьемъ вс вопросы на бол е мелкія группы, то тетради заключаютъ въ себ тены ученикамъ на дому. Цифровыя данныя довольно ясно опред - ляютъ, на какія книги существуетъ сильный спросъ и какія изъ нихъ пользуются наименышшъ вниманіемъ. Я привожу этотъ списокъ полностью, разсчитывая, что онъ можетъ взрослыхъ", годъ II служила для класснаго чтенія, при чемъ. въ сдуча ' возникшаго интереса къ какой либо изъ статей, св д нія полученныя въ класс , ученики пополняли путемъ домашняго чтенія; для этого они брали у меня книги изъ моей передвижной библіотеки. Ниже приводится подробный списокъ книгъ, которыя были прочнавстр чу ученикамъ въ ихъ стремленіяхъ, давъ ймъ на первый случай „Книгу взрослыхъ". Такъ я и сд лалъ. За все время занятій въ Бурлук „Книга сослужнть н которую службу въ булущемъ. При выписк книгъ для каждаго пункта приведенныя данныя помогутъ, до н которой степениразобраться, какія книги сл дуетъ им ть въ н сколькихъ экземплярахъ и какія достаточно пріобр сти въ одномъ, такъ какъ, въ обгцемъ вкусы деревенскаго читателя на даннрй ступени умственнаго развитія приблизительно одинаковы, и что хорошо или плохо пдетъ въ од, номъ м ст , пойдетъ хорошо или плохо въ другомъ. Домашнее чтеніе учениковъ въ нын шнемъ году было поставлено значительно лучше, сравнительно съ прошлымъ (1902—1903) годомъ. Тогда читали только въ Красномъ-Яр , теперь же, пoqл того, какъ запасъ книгъ былъ значительно пополненъ ыа совм стныя средства Саратовскаго Губернскаго и Камышинскаго У зднаго земствъ, ученики вс хъ трехъ школъ могли пользоваться книгами и это оказало большую поддержку д лу. Кром домашняго чтенія, было еще одно обстоятельство, сильно помогавшее ученикамъ въ усвоеніи ими предметовъ преподаванія. Это—наглядныя пособія и, главнымъ образомъ, св товыя картшш къ волшебному фонарю. Промахъ, сд ланный въ прошломъ году и указанный мною въ прошлогодыемъ отчет , былъ исправленъ: спеціально для повторителышхъ курсовъ Управой были заказаны св товыя занятій, и это какъ оказалось, почти та самая программа, которая положена въ основу „Книги взрослыхъ. При такихъ обстоятельствахъ ничего не было легче, какъ пойти Такимъ образомъ, сама собой нам чалась программа нашихъ
Стр.4
40 САРАТОВСКАЯ ЗЕМСКАЯ НЕД ЛЯ. картины въ болыдомъ количеств . Благодаря этому, оказалось возможнымъ иллюстрировать очень легкимъ и изящньшъ способомъ множество уроковъ и бес дъ. Ниже, въ списк картинъ, будетъ указано, какіе отд лы програшш иллюстрировались при помощи фонаря, зд сь же необходимо отм тить, что на вечернихъ заиятіяхъ св товыя картины заслуживаютъ особаго вниманія и самаго широкаго прим ненія. Картины, которыя я усп лъ яспользовать, оказали такую огромвалъ осв щать ацетиленомъ, но скоро оставилъ это, такъ какъ при вс хъ несомн нныхъ преимуществахъ эгого способа, онъ им етъ то важное неудобство, что отнимаетъ у учителя много времени на очистку прибора отъ кирбити. Очищать же приходится самому; поручить это сторожу бываетъ не всегда возможно всл дствіе того, что очистка должна производиться съ особой тщательностыо, дабы не иопортить въ конецъ приборъ. вполн можно удовлетвориться. Прн н которой привычк къ фонарю, копоть легко устранить, конечно, если фонарь хорошей конструкціи. У меня былъ фонарь, только что выписанный Губернскимъ Земствомъ изъ Парияіа. Лампа въ 5 фитилей св титъ достаточно сильно и не даетъ ни мал йшей копоти. і) Что касается керосияоваго осв щенія, то, какъ мн каяадтся, имъ Марка на фонар : Constructeurs brevetes S. G. D. G. Clement et Gilmer. 140. Faubc. St Martin. Paris. относится исключительно къ такимъ небольшимъ аудиторіямъ, какъ наши сельскія школы. Запасъ наглядныхъ пособій не исчерпывается только св товыми Разум ется, все сказанное относительно фонаря и осв щенія картинами. По м р надобности пускаемъ въ ходъ физическіе приборы, ст нныя таблицы и картины, глобусъ, теллурій и географическія карты. Когда же заходила р чь о небесныхъ св тилахъ, то вс мъ клас сомъ выходили на улицу и пользовались въ качеств ученики обм нивались мн ніями о прочитанныхъ книгахъ. При этомъ д лались ияогда такіе сильные и своеобразныо отзывы, что Я не могу не привести зд сь одного изъ нихъ. Вотъ, наприм ръ, отзывъ крестьянина о книг Клейна „Астрономическій вечеръ": „если теб всю правду про нее разсказать и ничего не утаить, то ты на ногахъ не устоишь". Я спросилъ его, много ли онъ прочиталъ? Онъ интересъ къ чтенію и возросъ спросъ на книгу. Читали преимущественно кнігжки популярно-научнаго содержанія^ и изъ нихъ н которыя пользовались особымъ вниманіемъ учениковъ. При выдач книгъ, что происходило обыкновенно посл уроковъ, пособія ночнымъ небомъ, наблюдая луну и созв здія. Немудрено, что въ результат занятій получился усиленный заправ.чена, зат мъ управлять регуляторомъ тяги въ труб и пс пускать вс пять фиткленй полнымъ св томъ; я обьпшов нно д пать такъ: оба крайніе фитиля и ср дній (.1, 3, 5) пускалъ полнымъ св томъ, а промежуточные - (2, 4") —н сколько уменшеннымъ. І) Что бы изб жать копоти, нужно, прежде воего, чтп бы лампа была хорошо нагляднаго ную услугу д лу, что трудно представить, что бы вышло, если бы ихъ не было. Для фонаря я пользовался кероспновымъ осв щеніемъ. Пробо
Стр.5