— 284 —
же придетъ въ голову мысль, подъ предлогомъ введепія единства,
лишять самоуправленія полкъ, который въ продолженіи трехъсотъ
л тъ отличался безупречнымъ своимъ поведеніемъ, и подчинить
его со вс ми комапдирами какому-либо капитану городской милиціи,
никогда не обнажавшему шпаги. Это было бы и см піно, и даже
опасно, по могущимъ произойти посл дствіямъ.
Какъ видите, графъ, ужасное это юсударство въ юсударств оказывается
см шнымъ пугаломъ!
Всякому изв стно, что общество не можетъ существовать безъ
кр пкой внутреннеи дисциплины. Поставьте регулирующее начало вн
его, и общество разрушится. Сл довательно, іезуиты требуютъ для
себя только то, чтб по праву принадлежитъ всякому дозволенноыу закономъ
обществу.
Кардиналъ Рипіелье, любившій іезуитовъ и покровительствовавшій
иыъ, говоритъ -въ своемъ зав щаніи, что онъ не таетъ пичего совершеннпе
уставп дтоіо ордена, и что вс государи должны вполн
изучитъ его.
Этого геніальнаго челов ка нельзя однакоже заподозрить въ тоыъ,
чтобъ онъ не понималъ значенія власти, или не зналъ, что такое юсударство
въ государств .
Государство въ государств —это государство, скрывающееся отъ
правительства, независимое отъ него; іезуиты же, какъ и всякое другое,
дозволенное закономъ общество, подчинены власти государя; онъ
ихъ можетъ уиичтожить едипымъ ыановеніемъ руки. Даже и въ этомъ
случа , графъ, они не перестанутъ молиться за Государя, они ие
будутъ ни роптать на правительство, ни осуждать его. Такъ поступили
они во Франціи, въ Рим , въ Париж , гд враги ихъ ожидали
совс мъ другого; такъ будутъ они поступать и везд .
Кажется, мн удалось не только опровергнуть обвиненіе о государств
въ государств , но даже указать на см шныя стороны этого
обвиненія, а это что-нибудь да значитъ. Ho у новаторовъ, отличающихся
предусмотрителыюстію, есть еще наготов доводъ; они
приберегли его на случай пораженія; вотъ онъ:
Обученіе у іезутговъ не соотв тствуетъ современному состояиію
иауки: они придероюиваются старинныхъ методовъ, которые окатваются
неудовлетворителъными. Они слииікомъ много занимаются
литературой и слишкомъ мало яауками.
Стало быть, все д ло сводится къ вопросу о воспитаніи, но при
р шеніи вопроса этого, какой государственный челов къ не обратится
къ урокамъ опыта.
Я представляю себ старинныхъ и новыхъ воспитателей въ вид
двухъ алхимиковъ; одинъ хвалится т мъ, что ум етъ д лать серебро,
Стр.1
— 285 —
и д йствительно д лаетъ его въ глазахъ всей Европы въ продолженіи
трехъ стол тій, такъ что большая часть нашей серебряной посуды
отъ него ведетъ свое начало. Является другой алхимикъ и
объявляетъ, что онъ ум етъ д лать золото, что старинная алхимія
уже не удовлетворяетъ потребностямъ времени и потому требуетъ,
чтобы прежияго алхимика см стили, а лабораторію, посуду и инструменти
ему отдали. Отв тъ понятенъ: „Коль скоро вы над лаете
золота, то ваше желаніе будетъ немедленно иснолнено; покажите
сперва осадокъ на дн горнила, и тогда мы вамъ уступимъ м сто,
потому что золото несомн нно лучше серебра". Французы—охотники
до великихъ предпріятій; они подверглись именно этому опыту въ
1762 году. Посл н сколькихъ л тъ труда, вм сто ожидаемаго зодота,
получился удушливый газъ, заразившій всю Евролу. Над юсь,
въ Россіи д ло,. пойдетъ уси шн е, но все-таки, графъ, сп шить не
къ чему: прежде посмотримъ, что въ горнил .
Газеты много разсуждали о томъ, какъ неудобно въ город им ть
одинъ только театръ, и какъ необходимо завести ихъ п сколько
для поддержанія между артистами соревнованія, весьма полезнаго
для общественнаго удовольствія. Если въ другихъ странахъ употребляютъ
такой способъ для поддержанія и усовершенствованія драматическаго
искусства, то будемъ над яться, что правительство по
мудрости своей приб гнетъ къ тому же средству для усовершенствованія
перв йшаго—искусства воспитывать челов ка.
Графъ, всякая монополія есть зло, и общество такъ сознаетъ это,
что самое слово получило оскороительный смыслъ. Когда же государство
даетъ какое нибудь исключительное право, которое въ сущности
равняется позволенію причинять вредъ друіимъ за возвышенную
плату, то этимъ самымъ оно добровольно устанавливаетъ монополію.
Ваше правитедьство отличается благоразуміемъ; къ чему же ему подвергаться
такому риску и въ такомъ важноыъ д л ? Когда іезуити
явились во Францію, парижскій университетъ по зависти, присущей
вс мъ людямъ вообще, изо вс хъ силъ сталъ имъ иротивод йствоватъ.
Но правительство не послушалось университета и не подчинило ему
іезуитовъ, что было бы съ его стороны величайшимъ промахомъ. Оба
учрежденія были віюлн другъ отъ друга независимы; правительство
открыто покровительствовало и тому и другому, и такимъ образоыъ
получилось вм сто одного плохого учрежденія два превосходныхъ.
To же самое сл дуетъ сд лать и въ Россіи, и правительству т мъ
легче р шиться на это, что об системы, по крайней м р съ вн шней
стороны, не представляютъ значительныхъ различій. Новые наставники
не говорятъ, что нужно пренебречь Закономъ Божіимъ,
цравственной философіей, древними языками и литературой. Іезуиты,
Стр.2
— 286 —
съ своей стороны, не отрицаютъ пользы химіи, естественной исторіи,
ботаники и прочаго.
Об партіи не согласны только насчетъ способа сочетанія вс хъ
этихъ познаній, насчетъ ихъ относителыюй важности, а также и относитедъно
выбора времени для ихъ преподаванія. Отъ совм стнаго
д йствія и соревиованія об ихъ системъ государство въ проигрыш
бнть не иожетъ. Пусть только оно остается спокойпымъ зрителемъ.
Но будьте осторожны, графъ, мудро управленіе ваше можетъ
въ настоящемъ случа принести величайшую польву отечеству. Борьба
изъ - за мн ній между корпораціями весыга похожа на поединокъ
между частными лицами. Насъ удивляетъ, что два челов ка приходятъ
въ ярость и стремятся лишить другъ друга жизни изъ-за какою
нибудь слова. Но д ло вышло не изъ-за слова: причиной тутъ глубокая
ненависть, н что такое, о чемъ не говорятъ.
Пов рьте, графъ, что и іезуиты и ярие ихъ противники враждуютъ
не изъ-за химіи ЙЛИ ботаники. Іезуиты ничего пе им ютъ противъ
этихъ наукъ, противникамъ ихъ въ сущпости тоже ыало до нихъ
д ла, настоящая причина вражды гораздо серьёзн е и о ней умалчиваютъ.
Церковь и государство должин быть на сторож ! He мало
св дущихъ людей уже предостерегало ихъ отъ грозящей опасности.
Было бы вполн благоразумнымъ отдать іевуитамъ акадеыію въ
Полоцк , точно также какъ бнла у нихъ прежде академія въ Вильн ,
предоставивъ ей т права, какими іюдъзуются университеты и въ
особенности виленскій. Подобная м ра равнялась бы почти государственному
перевороту. Оба учрежденія существовали бы одно возл
другого, и если-бы даже соревнованіе между ними дошло до вражды,
TO государство отъ этого вовсе бы не иострадало; напротивъ, это
было бы весьма для него выгодно, потому-то правительству н тъ причины
отказываться отъ опыта, об щающаго многое и не требующаго
никакихъ затратъ. На посл днее обстоятельство сл дуетъ обратить
особенное вншіаніе.
Но въ ожиданіи этого времени вы можете оказать величайшую
услугу вашему отечеству, уговоривъ Его Величество объявить накоыецъ
іезуитовъ независиыыми отъ вилеискаго университета, какъ
того требуетъ и справедливость и политическій разсчетъ; а до т хъ
поръ у іезуитовъ руки не развязаны и спокойными они быть не могутъ.
Государь ыожетъ быть вполн ув ренъ, что въ данноыъ случа
свобода не повлечетъ за собою никакихъ дурныхъ посд дствій. Оиъ
можетъ въ самомъ непродолжительномъ времени составить собственное
сужденіе, и сужденіе это будетъ безошибочно, такъ какъ въ данномъ
случа имъ руководить будетъ единственный неошибающійся
въ ыір семъ сов тникъ, а именно родительская любовь.
Стр.3
— 287 —
Пусть об системы свободно развиваются одна возл другой. Бъ
скоромъ времени Государь увидитъ, въ какую сторону будетъ склоняться
предпочтеніе отцовъ семейства, и истина предстанетъ передъ
иимъ во всей своей ясности, точно будто самъ Господь ее пов далъ.
He знаю, можно ли въ такомъ д л обмануть хоть одного отца, a
пав рное могу сказать, что мноіихъ обмануть певозможно. Всякій
отецъ, какъ бы плохъ онъ ни былъ самъ, всегда старается найти саыаго
лучшаго учителя для своего сына. Однажды одинъ изъ друзей
Дидро засталъ его читающимъ Евангеліе съ своей дочерыо, и когда
другъ выразилъ свое удивлеиіе, Дидро отв тилъ: «Разв можно найти
лучшее для нея чтеніе?»
Будемъ над яться, что отличному мипистру, предъ которнмъ я
высказываю свои мысли, суждено вполн разс ять мракъ, затм вающій
самыя яркія и самыя осповныя истины! Какое зр лище, графъ! Съ
одной стороны степенные, ученне монахи, въ продолженіи сорока л тъ,
и въ виду ц лой Россіи, словомъ и прим ромъ поучающіе людей
добру; постояшю помнящіе объ обязашюстяхъ относительно государства;
пе забывающіе никогда данной ими Россіи дрисяги; ставящіе русскій
языкъ выше всякаго другого; почитающіе его наравн съ латинскимъ
основаніемъ своего преподаванія. А съ другой стороны польская акадеыія,
въ упоеніи своего родпого языка (что, впрочемъ, поиятно и
если хотите отчасти разуыно) пападающая на іезуитовъ за ихъ привязаиность
къ старымъ обычаямъ, и желающая зам нить ненравящуюся
ей граыматику своею собственною.
Въ такихъ-то обстоятельствахъ, русское правительство колеблется
въ выбор между обоими учрежденіями и даже склоняется на
сторону польской акадеыіи! Что-же это за колдовство? Какой непостижимый
фатализмъ заставляетъ правительства предпочитать именно
то, въ чеыъ заключается ихъ погибель, а ненавид ть то, что можетъ
спасти ихъ.
Графъ, задача моя окончена: я изложилъ свои мысли объ общественномъ
восіштаніи въ Россіи, къ которой привязанъ т сн йшими
узами любви и призиательности. Только этимъ могу вшілатить ей
сердечный долгъ свой. Утверждаю, что писалъ только то, что подсказывала
мн сов сть. Я. счастливъ, трщъ, что могу представить вамъ
сіюи размышленія какъ доказательство искренняго дов рія къ вашему
характеру, который я глубоко уважаю.
Графъ Іосифъ де-Местръ.
Стр.4
— 288 —
VIL
Письма ІІавла Ивановича Голенищева - Еутузова къ графу
Ал кс ю Кириловичу Разуиовскому.
(Архивъ кн, Н. В. Решшна)
1.
По особенной матеріи обязанъ я и особое къ в. с. писать письмо,
къ коему подалъ матерію прилагаемый зд сь журналъ самый безтолковый,
который пропущенъ безтолковыми напшми цензорами, но который
я вел лъ остановить и листъ перепечатать. Судите сами, в. с„
воззіожно ли было его пропустить въ такомъ вид , какъ онъ уже
былъ пропущенъ. Извольте прочитать страницн мною загнутыя. На
5-й страниц сатира на Петербургскую дороговизну и сатира толь
дерзкая, что сказано: «Петербургскіе жите.ш едва могутъ в рить,
что на св т есть чистыя деньги». А на 45-й страгощ еще горше
того эпиграммы на Имянной Указъ,коимъ предписано учиться Римскому
праву. Можно ли это было пропустить, и хорошо ли я сд лалъ, что
эту дрянь остановилъ? Но вотъ, в. с.,въкакое я поставленъ странное
положеніе. Ежели бы это было пропущено, то враги мои радовались
бы случаю говорить и уязвлять меня т мъ, что подъ моимъ начальствомъ
пропущено дерзкое твореніе и простерли бы злобу до того,
что мн бы всю вину приписывали; а теперь, остановя это, я подвергаюсь
другаго рода непріятностямъ. Дерзкій авторъ князь Шаликовъ
кричитъ, злобится, вопіетъ. Онъ им етъ протекторовъ, коими всегда
руководствуемъ былъ и наставляемъ, зд сь въ Москв г. Карамзинъ,
а въ Петербург закадычный его другъ Иванъ Ивановичъ Димитріевъ.
А потому будьте ув рены, в. с., что за сіе остановленіе дерзкаго умствованія
дойдутъ на меня жалобы въ Петербургъ, и многіе за сіе вновь
на меня возстанутъ, такъ какъ возстали бы, ежели бы я сіе пропустилъ;
почему прошу в. с. оградить меня отъ стр лъ лукаваго, ищущаго
всячески меня поражать, и успокоить меня одобреніемъ вашимъ сего
шоего осторожнаго поступка.
Но долженъ при семъ случа сообщить в. с. мое размышленіе:
къ таковымъ неосторожнымъ пропущеніямъ подало и впредь подавать
будетъ поводъ злоупотребленіе § 180 нашего устава, гд сказано сими
словами: лекторы цвнзуры суть вс профессоры, адъюнкты и маіишры,
то судите, в. с, можно ли отв чать за таковое число лекторовъ,
изъ коихъ н которые читаютъ такъ, что глаза ничего не видятъ
Стр.5