Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 683130)
Контекстум

История русской церкви / [соч.] Е. Голубинскаго, экстра.-орд. проф. Моск. духов. акад. Период первый. Киевский или Домонгольский, [1]. Т. 1 (290,00 руб.)

0   0
Первый авторГолубинский Евгений Евстигнеевич (1834-1912)
Издательство[Б.и.]
Страниц1007
ID79953
Голубинский Евгений Евстигнеевич (1834-1912). История русской церкви / [соч.] Е. Голубинскаго, экстра.-орд. проф. Моск. духов. акад. Период первый. Киевский или Домонгольский, [1]. Т. 1 / Голубинский Евгений Евстигнеевич (1834-1912) .— : [Б.и.], 1880 .— 1007 с. — URL: https://rucont.ru/efd/79953 (дата обращения: 11.11.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Дальп пшіе л тописцы представляютъ н который прогрессъ протішъ верваго, однако весьма неболыпой п состоящііі въ сл дующ мъ: л тописцы домонгольскаго періода—во-первыхъ, отм чаютъ годы восшествія иа ^ А была пли не была въ л тоішсіі зашісь о іфещеніи Владимира, т. е. въ настоящее время татаемая въ л топнси пов сть о креіценіп, составляющая въ ней поздн йшую вставку, была лп поставлена въ ней на л ст прежде стоявпгеіі въ неіі записп пли ва м ст чпстомъ, на которомъ іірежде ничего не было, это составляегь вопросъ. <...> Въ періодъ домонгольскій преемство лицъ правптельств нныхъ, церковныхъ, у иасъ было не сво русское, а чужое—греч ское. <...> Въ этнхъ наставленіяхъ, котоі)ыя по времеші относятся пренмущественно къ періоду до-монгольскому, бол е илн мен е затрогиваются жизнь п бытъ церковные съ ихъ живіши чертамн. <...> Сд лаемъ зд сь поясиптельное прігм чаыіе относптельно нашпхъ л тописей за періодъ до-монгольскій. <...> Такнмъ образолъ, за иеріодъ до-моигольскій ыы пм емъ: первопачальную л топпсь отъ иачала государства до 1110 года и потомъ одновремешю дв л тошісіі—Кіово-Суздальскую и Кіевскую. <...> Древн йшіе сшіскп, въ которыхъ дошла до насъ древн іішая редакція л тошюи первоиачальноп, суть: Лаврентъевскій, написанный въ Суздал въ 1377 году монахомъ Лаврентіемъ, отъ котораго п получвлъ имя, п Ипатьевскі <...>
История_русской_церкви__[соч.]_Е._Голубинскаго,_экстра.-орд._проф._Моск._духов._акад._Период_первый._Киевский_или_Домонгольский,_[1]._Т._1.pdf
^740 : I • • Ж
Стр.1
Г ) I * ТНО jOr. N. Roubc ...е i CLAREMS (Vaud). TelepHon No. cm. жшвв^ят Y\[ • | ИСТОРІЯ ЙЙі о РУССІІІІІИЕІМІІІІІ Е. Голубинскаго, ЗАСЛУЖВННІТО ОРДИНАРПАГО игоФЕСОогл Мооковсігой Духовпой ЛКАДКМІП. ТОМЪ 1. іодть первый, : д і и и^л ПЁРВАЯ ПОЛОВИНА ТОМА. ^ли домонгольскій . ІІЗДАШЕ ВТОРОЕ, ИСПРЛВЛЕИИОЕ И ДОПОЛІІЕИІІОІ',, \ иапечатаішое ШШЕРЛТОРСІІІШЪ ОІЩЕСТВОМЪ 11CT0P11I и ДРЕВПОСТЕЙ РОССІЙСІШХЪ при Московскомъ Ушшерштет . Bf.--~-a-^JB=М 0 С К В A. Университетская тнпографія, Страстной бульваръ. 190ІГ
Стр.2
iDr N. Roub5kine| GLARENS (Vaud) Trieohon No. 695 ИСТОРІЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ.
Стр.3
Tv D ИСТОРІЯ I'и ; П! (I I! 11 Іі Р (і IIII Е. Голубинскаго. ЗАСЛУЖЕИНАГО ОРДПНАРНАГО ПРОФКСООРА^ МоСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АкАДЕМІИ. ТОМЪ 1. І-, •л.- SC 1 : • м&щыі К I Б вгс к'і Й : :•"• ^ * • ;/_;;:;._ . Період ъ первый, ;ИГ Л'и д о м о н г о л ь с к і й. :;• ІІЕРВАЯ ПОЛОВИНА ТОМА. . •'> . ІІЗДАШЕ ВТОРОЕ, ІІСПРАВЛЕШЮЕ II ДОПОЛНКННОЕ, напечатанное ИМПЕРАТОРСІШЫЪ ОБЩЕСТВОМЪ ИСТОРІИ и ДРЕВНОСТЕЙ РОССІЙСКІІХЪ при Московскомъ Унпверситет . •С^ІЭ^""-—s^jtJ^^" М 0 С К В A. Университетская типографія, Страстнон бульваръ. 1901.
Стр.4
Печатано жаго. .iiiiiiii IIw 2007053023
Стр.5
История_русской_церкви__[соч.]_Е._Голубинскаго,_экстра.-орд._проф._Моск._духов._акад._Период_первый._Киевский_или_Домонгольский,_[1]._Т._1_(1).pdf
478 Т. I. ГЛ. ІП. УПРАВЛЕШЕ. ломъ смысл этого слова; по есть вся в роятиость полагать, что доволыго значительная часть пхъ былп пе только грамотными, но и образоваиішмн въ тогдашиемъ смысл слова. Тогдашнее наше образоваиіе состояло иосл ум нья грамот въ собствешюй ббльшей плн меиьшей начііташіости въ т хъ учнтелыіыхъ кшігахъ, которыя существовалн въ славяпскоиъ перевод съ гр ческаго. Свяіцешшки с льскіе не пм ліі ішкакой ВОЗМОЖИОСТІІ быть ііачптаіпіьши, хотя бы ниые нзъ ппхъ того п желалп, пбо ішъ совс мъ ие по чемъ было быть начпташіымп. Кннгн въ древпее время составляли такую иев роятную для иастоящаго времеіш драгоц іпюсть, что бпбліотски сельскихъ прпходскпхт. церквей не только совс мъ п п.м лп и вовсе п помышлялп о томъ, чтобы іш ть четіп книги, по до посл дией степеіш страдалн н дрстаткомъ, а ішогда п совершеинымъ оі^утствіемъ, п кннгъ богослужебиыхъ. Въ другомъ положеіші были въ этомъ случа свящеиІПІКІІ горрдскі и по препмуществу столыіыхъ городовъ уд лышхъ. Четіп книги, сколько ихъ было, сосредоточепы былн въ городахъ, въ библіотекахъ людей богатыхъ, къ которымъ этп свящешшки н ыоглп им ть возможпо полпый доступъ въ качеств прпходскпхъ свящешіиковъ илн пастырей посл дішхъ. Быть въ возможпости сд лать что-ипбудь, конечію, пе зпачптъ непрем ііно н иа самомъ д л сд лать это что-шібудь. Находясь въ возможностн быть начиташшмп, свящешшки городскіе, конечно, моглп н не пользоваться ею. Гораздо бблыпая однако в роятность думать, что древнее священство наше не яредставляло пзъ себя сплошь поголовной малограмотности, что священшіки городскіе д йствительно пользовалпсь своею возможностію быть начитаныыми илн, что то же, ло тогдашнвхму образованными и что такимъ образомъ то плгі другое большішство этпхъ священннковъ представляли собою по тогдашнему классъ людей образованныхъ. Мы зиаемъ нзъ періода до-монгольскаго одну исторію, которая служіітъ къ косвенному подтвержденію нашпхъ словъ, а именно—исторію, изъ которой видно, что городскіе священнпкп этого деріода весьма дорожили ренутаціей людей учытелышхъ и что онп весьма иедружелюбио относились къ т мъ, кто посягалъ на пхъ славу въ семъ отношеиіп. Въ Смоленск въ лыц преподобнаго Аврамія явплся учителышй монахъ, къ которому уотремились вс , искавшіе душеспасительныхъ бес дъ, бросая свонхъ духовиыхъ отцовъ,—п священшпш Смоленскіе воспылали противъ этого иепрошешіаго учптеля такою иенавистію, что готовы были «жпва его пожретп>, устроплп протігаъ него настоящій
Стр.1
ПРПХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО II ІІРПХОДЫ. 479 буитъ іі успокоішісь только тогда, когда у него отнято было ираво учительства '). Второе, совс мъ протпвоположіюе п рвому и весьма любопытное, менышшство составляли изъ себя священникіі совс мъ безграмотные. Мы не знаемъ пока положнтелышхъ свнд тельствъ пзъ періода домонгольскаго, что такіе священники тогда были, но ин іш емъ положительныя пнсьменныя свпд тельства, что онп былп въ продолженіе лервой половішы XYIII в. ^), ыы пм емъ положптельныя устныя п лпсьыенныя свид тельства отъ жпвыхъ людеГі, что нхъ застали какъ нсключенія (и по глухимъ м стамъ вовсе не малочпсленныя) еще наши д ды 3 ), сл довательно пеоиходымо думать. что онп т мъ бол е былп въ періодъ до-монгольскій. Какъ однако челов къ, совс мъ не знающш гралот . могъ быть священшікомъ, которому нужно совершать столько службъ и которому безъ кнпгъ, а сл довательно и безъ ум нья грамот , повпдимому, иевозложно обоптись? Этотъ, съ перваго взгляда неразр шпмый, вопросъ, одпако разр шается. Искусствомъ сочныять люди началіі занішаться задолго до того времеші, какъ пзобр лп ппсьменность. Пока не была нзобр тена эта посл дияя, все сочпненное сохранялось въ простой памятн. До какой нев роятиой степеніі простая память могла зам нять собою шісьменыость пли зашіси, до какой степенп она могла вм щать въ себ ц лыя кнпгп, когда была въ этоыъ иужда, ыы и представить себ ие ыожемъ, не впдя предъ собою прпм ровъ. Т мъ ле мен е однако это не подлежитъ никакому соыи нію н мы им емъ на это положптельныя свпд тельства: вс мъ п каждому изв стно, что ц лыя Иліада и Одиссея Гомера, прежде ч мъ былн зашісаны, сохранялись въ памяти раисодовъ. Кром свпд т льствъ мертвыхъ, сказаниое намн несомн нно подтверлхдаютъ н свпд тельства живыя. Сербы и Чериогорцы отлычалпсь п отліічаются особеішою страстію къ слаганію народныхъ эпяческихъ сказаній на подобіе гомеровскихъ. Ученые въ посл днее время началп нхъ зашісывать; ио шежду 1 г ) Житіе Аврамія напечатано въ Правосл. Собес дніік , вт. З-й часг» 1858 г. ) Прибавлопій к'ь Творі). свв. отцевъ ч. XXI, 1862 г., стр. 205 иач., Иот. Соловьева т. 16, нзд. 2 стр. 375, Біографін Тперскихъ іераі)ховъ црот. К. Черсдіьсва, Тверь 1859, стр. 117, Н. Ротиова Исторія Моск. Енарх. Управіепія, ч. 2-й кп. 1-я, Москва 1870, стр. 69. 3 ) Письмепиое свпд тельство, что вт. первоіі четверти прошлаго стол тія было весьма немалое коднчество свящснвігковъ „совершенпо безграмотиыхіі и заучішшихъ церковную службу наизусть" въ Пензенско-Саратовской епархіи, см. въ январской киижк Гусской Старивы за 1879 годъ, въ стать „Ирпней еппскопъ Иепзспскій",-—отд. YII, стр. 159. См. еще ibid., 1882 г. Августъ, стр. 341.
Стр.2
480 Т. I. ГЛ. III. УІІРАВЛКШЕ. неученымп людьми он и до сихъ поръ хранятся въ паызгш, и палятьнного присяжнаго сербскаго рапсода вм щаетъ п храиптъ пхъ въ себ столько, что просто поразытельно. Мы саып лпчно зиаемъ людей, п совс мъ и особенно зам чательныхъ въ своемъ род , которые знаіогі, на память такія длинпыя эппческія пов стп, для довольно скораго «сказа) которыхъ требуется н мен е двухъ часовъ, и весь запасъ памяти которыхъ до такой степ нн великъ, что для иепрерывиой р чп нужна по крайяей м р ц лая нед ля, если не бол е. Итакъ, вотъ разр шеніе повндпмому иеразр шпмаго вопроса: людп безграмотные ухитряліісь достигать того, чтобы грамотиость зам гмть памятыо. Сынъ священника пли сынъ міряшша, желавшій поступпть во священники, прилежно ходилъ въ церковь, усердио п напряженпо заучпвалъ за священшікомъ и за дьячкомъ все чптаемое п поемое u наконецъ достигалъ того, что въ состояніи былъ стать священгшкомъ,. такъ-сказать, изустпыыъ, или же и у сампхъ учптелей грамоты, у такъ называемыхъ мастеровъ, бывало такъ, что иные ученпкп, готовившіеся во священшікіі, Бредпочитали не учиться ум ныо чтенія, а заучпвать церковныя службы наизусть '). Само собою разум ется, что заучивалисъ не вс церковныя книгн отъ доски до доскп и со включеніемъ м сячныхъ мішей, чтб, конечно, совершенно невозможно; но заучпвалось то, что счпталось непзб жно необходшшмъ. Само собою разум ется, что такіе священшши <наизусть» далеко былинебезъ нзъяновъ, ио все-таки онп былп свящеяникп... 2 ) Предполагать, чтобы въ до-монгольско время богослуженіе по вс мъ прпходскпмъ церкваыъ совершалось такъ же полно, какъ въ настоящее вреыя, было бы очень папвно. Въ настоящее время каждая ириходская церковь снабжена полныдіъ кругомъ богослужебныхъ кыигъ, no въ то время это было, какъ уже мы неоднократио давалп зиать, весьма далеко не такъ. Сл довательно, й священшшн, уы ющіе грамот , за отсутствіемъ книгъ, по необходішостіі совершали церковішя службы только весьма сокращенно. А сл довательно, и свящешшкн безграмотіше, кратко служившіе по другой прлчші , вовсе не представлялп собой чего-нибудь черезъ-чуръ страннаго и необычнаго. Неволыю рождается вопросъ: что могла быть за причина, что люди предпочитали такой страшиый трудъ, какъ заучііваиіе нан2 щастся, ЧУО н которые изъ безграмотныхъ свящепшікові. знали только по одному евапгелію, которос п чптали иостоянно на утреняхъ и лптургіяхъ п на всякпхъ службахъ, что проіізносимыхъ въ слухъ молитвъ опи зпалп только пачала. ') Cfr архіеппскоиа Геипадія въ Акт. Истор. т. I, Л: 104, стр. 148. ) ]3ъ сейчасъ выше указаппой стать ; „ИрппсГі ешіскопъ Пензепскій" сооб
Стр.3
ПРІІХОДСКОЕ ДУХОВЕІІСТВО И ПРІІХОДЫ. 481 з сть, так'ому простому д лу, какъ выучпться читатъ? Бъ впду песомн нйости факта остается отв чать, что первое паходііліі бол е легкпмъ, ч мъ посл днее^ что пріобр теиіе искусства чтеиія счпталось д ломъ величаіішаго труда, который многіе находпля для себя непосплышмъ '). ]\Іы, разум ется, вовсе ие знаемъ, какъ былъ велпкъ процентъ (•ияідешіпковъ вовсе безграмотішхъ въ періодъ до-монгольскіи. Но было обстоятельсхво, на которое мы памекнулн сейчасъ выше я па осповаиія котораго необходимо заключать, что процентъ свящешшковъ, которые, бывъ яеграмотішмн илн грамотнымн, находилнсь выяулгдеянымц совершать елужбы иаизусть, былъ весьма не малъ. Въ до-монгольскій періодъ кпнгп составляли такую трудно пріобр таемую р дкость, что не только пельзя предполагать, чтобы вс прнходскія деркви быля сиабжепы богослужебныыя кішгами въ достаточпомъ колпчеств , no, напротнвъ, необходішо предполагать, что такпхъ церквей, за псключеиіемъ епископій, было чрезвычайно мало, если только не совс мъ не было,—что большая часть церквея былн снаблсены ішп бол е плн мен е недостаточно н что накопецъ и которыя, если не лногія, церквн не быдп снабягены имп пикакішъ образолъ, т. е. совс мъ нхъ не пм ліі. Въ церквахъ весьыа иедостаточно сиабжешшхъ кііигамп й въ церквахъ вовсе имп не сиабжепиыхъ,—въ совокушюсти т хъ п другихъ было, несоии нно, весьма немало,—священшікп н грамотны по леобходішостн должны былн служять паизусть—въ одшіхъ большую часть слуясбъ, въ другнхъ лге р шнтельно все. Церковь совершеино безъ книгъ, свящеішпкъ п дьячкн, совершающіе церковныя слуаібы совс ыъ наизусть,—это, повпдимому, необыкновешю уднвнтелыю; но давно нзв стно, что не вс т вещп суть чудеса, которыя мы расположепы прпшшать за таковыя 2 )... ') ІІІ)ІІ старомъ способ обучеіііл грамот искусству чптаті. можпо было ішучігп.ся весьма ие скоро, — знмы въ дв , въ три, ііе рав е. Между т мъ ие пев роятно лредполагать, что у мастеровъ суіцествовалн такіл сокраііі,опія дерковныхъ службъ, которыя выучивать напзусть можно было гораздо скор е. 1[])іі этомъ, могло представляться, что учить церковішя службы наизусхь н вм ст съ т .М7> учиться ихъ совершенію, гораздо блпже пъ д лу. 2 ) Каждый пзъ наса. слыхалъ въ д тств и пс въ д тств забавиые и повидимому нсв роятпые апекдоты о соверпіеніи цсрковныхъ службъ свяіцоишшаміі малограмотны.ма и безграмогпы.чи п къ какішъ опи прііб галіі способамъ, чтобы скрыть отъ ирпхожанъ свое нев жество. Бс зтп анекдоты основываются на д йствптельноГі д иствнтельности стараго врсмоып. Что было у насъ съ соворшспісмк церковиыхъ службъ даже въ копд Х ГІ и пачал XVIII в., пусть чататель с о•гритъ сочпненіе Посошкова Книга о скудостк н богатств , гл. I о духовпости. Зі
Стр.4
482 Т. I. ГЛ. III. УПРАВЛЕШЕ. Въ настоящее время архіереп ііапш управляютъ своіиш епархіямп такъ-сказать ппсьменію и бумажно, посредствомъ указовъ. Но въ древііее время этотъ способъ управленія былъ неудобоцрим нпмъ: невозмояшо было им ть нын шнпхг канцелярій, ибо негд было взять ппсцовъ; иевозможио было ппсать ъъ сотняхъ и тысячахъ экземпляровъ указы, ибо писать ихь на пергамеш"! было бы крайне дорого и прп тогдашлемъ способ шісаиія пужно было бы им ть каіщеляріи въ 10 разъ бол е многочпсленныя, ч мъ ігаы шиія. Такішъ образомъ, въ древнее время долліенъ былъ преобладать н господствовать способъ управлеыія изустиый, посредствомъ устпой передачп прпказовъ. При обпшрыостп епархій ІІ этотъ изустпый способъ управленія представлялъ немалыя трудности. Но ему помогалъ тотъ, какъ мы говорили выше, существовавшій въ древней Русп обычай, чтобы священнпки епархій ежегодно собиралпсь къ свопмъ архіереямъ на епархіальные соборы или сборы. Опред леннымъ временемъ этихъ сборовъ была нед ля православія плп первое воскресенье велякаго поста, которое и получшіо отъ нихъ названіе сборнаго '). Обычай былъ заимствоваиъ, какъ необходимо думать, отъ церквп Греческой, въ которой, в роятно, было пршіято, чтобы торлгество православія архіереп совершалп вя ст со вс ми священнпкамп своихъ епархіп 2 ). Едва лн можно думать, чтобы у иасъ собирались вс священники каждой епархін, ибо яо той же обширности посл днихъ у насъ было бы это невозможно; в роятн е, что оші собиралпсь въ ббльшемъ нли меныпемъ колнчеств поочередно. Но во всякомъ случа чрезъ то ігли другое колпчество являвшнхся священниковъ архіереи и могли разсылать шустно своп прнказанія п указы БО епархіялъ. Къ велнчаншему сожал нію, мы пока вовсе не іш емъ сколько-нибудь подробішхъ св д ніп объ Еакъ церквн скудно снабжены былн \ насъ богосііужебнымп кніігамп (и иногда совс мъ не им .ш пхъ) далю въ псріодъ Ыосковскій, когда книги значительпо иодешев лк и сташ значительно бол е доступны.чи для пріобр тенія ч ігь прежде, увпдимъ НІІЛІС (А какъ свяіцонннші п грамотпые и въ весьма поздн йшее время служнли об діш безъ служебшіііа наизусть, ограшічішаясь одннми только возгласами, см. Днсішыя заппски св. Димитрія Ростовск. ІІЪ Вивліо . ХМІ, 102). ') Иовгор. 1 л т. подъ 1178 п 1230 n.: „по чпст ц нед ли на Сборъ". 2 ) Предположопіе іюдтвсрждаотъ Копстантішъ Порфпрогеніггъ, которын говоритъ, что въ нед лю православія служатъ съ патріархомъ въ Блахернскоіі ц ркви дгітроттоХітаі, (ірхіетііокотгоі каі ітгшкоттоі, баоі Ь'й тихшаі б теі; тг) айт^ I'lM^pa ^ тг| тгбХеі, б.иоішс каі к)г]рікоі тгі^ цетаХг]; ^ккХііаІаі; хаіоіті Ь iiw ёккХ^а і& каі вооі Ь' й ё тгаоі тоТ? до аатііршк; тб |uovr|pr| jMov (іокоОоі ^ таитгі тгі еоіріХактш іг6\бі, Do ceremonn. Lib. 1, cap. 28 нач., y Миня p. 396 нач.
Стр.5