^^ " С-ПЕТЕРБУРГСКІЙ
ВОСКРЕСЕНСЕІІ
ПЕРВОКЛАССНЫЙ
ОБЩЕШТЕЛЬНЫЙ ЖЕНСКІЙ
МОНАСТЫРЬ
ПО ПОДЛИННЫМЪ ДОКУМЕНТАМЪ
СОСТАВИЛА
осЬгл
не-ccopzSa
ВЪ ТГ»ЕХЪ ЧАСТЯХЪ
ЙСТОРІЯ й ОПЙСАНІЕ
-<з8е>С.-ПЕТЕРБУРГЪ
Типографія
п Лнтографія А. П. Траншеля, Стремянная, № 12
1887
Стр.2
/
С.-ІІЕТЕРВУРГСІІІЙ
БОСЕГЕСЕІШЙ
ПЕРВОКЛАССНЫИ
ОБЩЕЖИТЕЛЬНЫЙ ЖЕНСКІЙ
МОНАСТЫРЬ ^/
ПО ПОДЛИННЫМЪ ДОКУМЕНТАМЪ ' <
состлвилл
<9офгл н&ссдрьба
^-t
ВЪ ТІ»ВХЪ ЧАОТЯХЪ
ИСТОРІЯ И ОПЙСАНІЕ
-<38ё>С.-ПЕТ-ЁРВУРГЪ
Тшюграфія
u Литографія А. И. Трапше.м. Стремянная, № 12
1887
Стр.3
Отъ С.-Петёрбургсраго Коыитста ДуховпоЛ Цонауры иечатать дозволяется.
С.-Пстербургь, Мая 13 дня 1687 года.
Цензоръ Архилаидритъ Тихонъ.
2007051065
Стр.4
С-ПЕТЕРБУРГСКІЙ
ВОСШСЕНСЕІІ
ПЕРВОКЛАССНЫЙ
ОБЩЕЖИТЕЛЬНЫЙ ЖЕНСКІЙ
МОНАСТЫРЬ
ЧЛСТЬ I - 1
Воскресенскій Новод вичь монастырь, изв стный
подъ именемъ Смольнаго
Съ прилоЖвніемъ трехъ портретовъ и двухъ видовъ
^8е>.О.-ПЕТЕРБУРГЪ
1887
Стр.5
— 24: —
ина: на другой же день онъ сд лалъ предложеніе и получилъ
согласіе. По Л еланію ИМПЕРАТРИЦЫ МАРІИ ЕОдоровны,
свадьба ихъ совершилась въ церкви Екатерининскаго
института въ Петербург , 15 января 1809 г.
Александра Серг евна была счастлива, какъ немногія;
ей казалось, что этому счастью и конца не будетъ; но
Вожественно Провид ніе указывало ей другой путь къ
в чному блаженствуНа
другой день свадьбы, военный министръ., неумолимый
графъ Аракчеевъ, прислалъ приказъ генералу
Готовцову немедленно идти съ отрядомъ въ Фишшндію,
гд тогда происходила кровопролитная война со Швеціею,
кончившаяся присоединеніемъ къ Россіи воей Финляндіи
до р ки Торнео. Только личное ходатайство ИмПЕРАТРИЦЫ
МАРІИ ЕОДОРОВНЫ продлило счастье молодой
ч ты на шесть нед ль. Какъ одинъ мигъ пролет ли эти
шесть нед ль! Генералъ Готовцовъ отправился въ походъ
чрезъ льды и сугробы, по крутымъ скаламъ; среди выогъ
и мятелей перешелъ Ботническій заливъ, вторгся въ
пред лы Швеціи и зд сь, посл поб доносной для русскихъ
битвы при Кирк Шкелефте, шведская пуля поразила
храбраго воина; положилъ онъ жизнь свою за
Царя и родину и погребенъ при Торнео.
ИМПЕРАТОРЪ АЛВКСАНДРЪ БЛАГОСЛОВЕННЫЙ понималъ
тяжесть этого удара для молодой, любящей женщины и
поручилъ своей АВГУСТ ЙШЕЙ матери передать ей свою
готовность сд лать для нея все, ч мъ можно облегчить
ея з мную участь. Милостивая попечительность ГОСУДАРЯ,
неусыпныя заботы АВГУСТ ЙШЕЙ благод тельницы
были уже услажд ніемъ печали несчастной вдовы.
Корда миновалось тялгелое чувство, омрачавшее разсудокъ,
первою ыыслыо Александры Серг евны была
забота о будущей, еще не рожденной на св тъ сирот
Стр.1
8-го ноября 1809 года родилась у нея дочь Анна, коіюрая
быда крещена въ церкви Зимняго дворца, и принята
отъ куп ли ИМПВРАТРИЦЕЮ МА.РІЕ[О ВОДОРОВНОЮ.
Видя свое счастье преждевременно разбитымъ, Александра
Серг евиа не хот ла его искать въ новомъ супружеств
и р шилась искать втораго счастья въ этомъ
жір : счастья матери. Оставивъ шумный Петербургъ съ
его наслажденіями, она поселилась въ своемъ пом сть ,
чтобы всец ло посвятить себя воспитанію дочери и благу
крестьянъ своихъ; но не надолго дано было ей и материнское
счастье: въ 1813 г. 8 ноября ея возлюбленная
дочь скоро и неожиданно умерла на ея рукахъ. Александра
Серг евна оц пен ла отъ ужаса этого новаго
тяжкаго потрясенія. Испуганные родственники, ообравшіеся
ко дню рожденія умершей малютки, пригласили
священника, чтобы напутствовать страдалицу-мать святыми
тайнами, Оеа опомнилась и, протянувъ руку надъ
головою дочери, сказала: «Богу даю об тъ вступить въ
монастырь, а васъ, батюшка, беру въ свид тели, чтобы
вы напомнили мн об тъ мой, когда я буду колебаться».
He принимала душа ея радостей міра; среди дорогихъ
могилъ жила ея мысль; но трудно живому челов ку
разстаться съ свободой, съ привычнымъ образомъ мыслей.
Сильная борьба волновала ея душу и закрадывалась
въ нее т нь сомн нія... но всл дъ зат мъ поражали
ее тяжкія бол зни, какъ бы напоминая о данномъ об т .
ІІроходила бол знь, откладывался об тъ, возставали новыя
препятствія.
Наконецъ чрезвычайный случай разс ялъ вс сомн -
нія и утвердилъ р шимость исполнить немедленно и безвозвратно
данный Богу об тъ: въ сильный морозъ, въ
ноябрьскій, холодный день, она пере зжала р ку по
льду въ закрытыхъ полостью саняхъ; ледъ провалился
Стр.2
— 26 —
и генеральша Готовцова очутилась съ головою въ вод .
Только по особенному чуду Болі ств ннаго Промысла она
была спасена и не получила не только серьезной бол
зни, но и «дал{е насморка», пробывши въ ледяной
вод , а потомъ н сколыю часовъ въ мокрой, ледяной
оделсд . Вудучи подъ водою, она не чувствовала страха,
но мысленно взывала къ Богу: «Если Теб угодно и'
теперь спасти меня, то я непрем нно пойду въ монастырь,
И когда, спасенная изъ воды», разсказывала
она:—«я шла въ оледен вшей одежд , я все ещ то})говалась
съ Вогомъ и мысленно говорила: если Теб
угодно, чтобъ я вступила въ монастырь, то и это потопленіе
безъ бол зни сойдетъ мн съ рукъ». Прі хавъ
домой, она не хот ла ни чаю наииться, ни принять какихъ
либо м ръ противъ ледянаго купанья, думая про
себя: «Если Богу угодно и я сживусь въ моеасіъір ,
то и такъ пройдетъ».
Созр ла наконецъ мысль о вступленіи въ монастырь;
ва шнія препятствія ыало-по-малу устранялись; самыл
дорогія связи съ міромъ порваны, оставалась самая ваяч,ная
преграда: лшвая, остроулеая, обаятельная Александра
С рг евна ые любила зюпашествующихъ. Она
слышала и читала ыного враждебныхъ отзывовъ о тунеядств
, ханл;еств и корыстолюбіи ыонаховъ и монахиыь.
Боясь съ чулшхъ словъ обвинять религіозное
учренъд ніе, она р шилась узнать монашество вблизи и
изучить его по источникамъ и лшвымъ прим раыъ христіанскихъ
подвижниковъ. Съ этою ц лью она предается
чтенію святыхъ отцовъ, пов ряетъ ихъ святымъ Евангеліемъ,
д лаетъ заключенія о назначеніи челов ка и о
лучш ыъ способ достигнуть 7 казаннаг о
челов честву
совершенствоваиія для уголсденія Богу. Съ этою ц лыо
она пос щаетъ н которые монастыри, приглядывается
Стр.3
. — 27 —
и прислушивается свошгь живыыъ умомъ и проницательными
глазами, и въ результат получаетъ глубокое уважені
къ высот и святости монашества, къ благотворыости
монашеской жизни для ищущихъ прежде всего
царства небеснаго и правды его. Она сознала по личіюму
опыту громадную пользу, которую приносятъ моиастыри
обществу поддержаніемъ религіозиой жизни въ
православномъ народ . Такъ всегда поступала Александра
Серг евна, такъ, по ея мн нію, сл довало поступать
и всякому честному челов ку: «прежде ч мъ обвинять,
надо хорошо изсл довать всякое д ло».
Какой великій прим ръ представляетъ эта блистательная,
великосв тская женщина вс мъ философамъ и
ученымъ критикамъ: чтобы добросов стно судить о д -
лахъ релрігіи, надо прежде узнать суть д ла, а не повторять
съ чужихъ словъ—со словъ враговъ своей религіи,—надо
изучать исторію своихъ в рованій не по источникамъ
враговъ и наеыниковъ, a no твореніямъ т хъ,
кто кровыо своею запечатл лъ свои в рованія, кто душу
положилъ за истиеу.
Посл избавленія отъ опасноети генеральша Готовцова
покончила съ мірскими расчетаыи и д лала быстрыя
приготовленія къ отъ зду въ монастырь. Н желая заран
е тревожить родныхъ и домашнихъ, она говорила,
что детъ погов ть въ Горицкій ыонастырь: это было въ
Великомъ Посту.
Умерла для св та и его ыимолетныхъ радостей Александра
Серг евна Готовцова, чтобы о;кить для в чнаго
блаженства монахинею еофаніей! Въ Горицкій монастырь
она вступила по сов ,
архимандрита еофана г
у своего духовнаго отца,
), указавшаго ей на игуменію
і,
^ Ыастояте.іь Кпрплло-Новозерскаго зюиастьгря п б.іагочпіпіыіі Горпдкаго,
Воскресенскаго д вігчьяго ыонастыря.
Стр.4
— 28 —
Маврикію (Ходневу), какъ на опытную и благодатную
руководительницу монастыря, изв стнаго строгостью своего
устава.
'По прі зд въ монастырь въ 1818 году она уже не
колебалась и немедленно просила игуменію Маврикію
принять ее въ число сестеръ. Въ день Благов щенія
она была уже од та въ черное од яніе монастырской
послушницы, а въ день рожденія своего отца, 16 сентября
того же года, она была пострижена въ рясофоръ съ
именемъ еофаніи: постригалъ ее настоятель КириллоНовоезерскаго
монастыря еофанъ, подъ руководствомъ
котораго она изучала путь подвижничества ).
Вступивъ въ монастырь съ твердымъ нам реніемъ
сжиться въ монастыр , т. е. все терп ть на томъ м ст ,
куда призвана Богомъ, она была безпрекословно послушна
и, исполняя многосложныя порученія своей игуменіи.
была постоянно на посылкахъ по общимъ монастырскимъ
нуждамъ и по словамъ еяГ сподвижницъ, «матушку еофанію
очищали, аки злато въ горнил ». Чтобы дать
понятіел
о ея монашеской д ятельности, представляемъ
выписки изъ в домостей о монахиняхъ въ Горицкомъ
ыонастыр . «Подвиги монахини еофаніи были приы -
ромъ вс мъ сестрамъ. Она не пропускала ни одного
церковнаго служенія: утрени, об дни и ветерни. На
правил читала всегда со слезами, даже просила клиросныхъ,
чтобъ уступали ей свою череду. Чтеніе заупокойной
псалтири любила отправлять ночыо, а потому
м нялась съ другими чредою. На трапезу ходила ичасто
читала во время об да. He упускала своеи чреды
при зам с хл бовъ въ пекарн , при возд лываніи ого^
См. книгу игуменія еофанія: дпсьыа и наставленія архігмандішта
еофана Ирпд. Г п Jit.
Стр.5