•
tm
ЩШІШІШШШШіШШ
' Л ' «я
9':."-:^?, .>^:'
Стр.1
УН
у
I
М. Н. КАТКОВЪ.
СОБРАНІЕ
ПЕРЕДОВЫХЪ СТАТЕЙ
юсшскш вгдоюстЕіі.
1886 ГОДЪ.
*?
.^&_
ИЗДАНІЕ С. П. КАТКОВОЙ.
МОСКВА.
189 8
Стр.2
'SMEJiHOTEKA
ИМИНЙ
•.ILAEHMU
\ъ^^
2007052004
Типографія Б. B. Чичерина,
прот. Марьвной слоб., за Камеръ-Коллежскимъ вал., соб. д., 2 ст. Моск. у вда
I
Стр.3
1886 годъ.
Указатель етат й).
ВЫУТРЕШШЯ ПОЛИТИКА.
Общіе вопросы. *)
Кавказъ и Закавказье.
Желательность заселенія Чериоиорскаго побеЗовий
юдъ. (Начадось ли поправленіе нашего
здоровья?). 1.
Оргапы „napnnii" еъ Россіи. (Учепіе „о двухъ
магистральпыхъ линіяхъ," излагасмое въ В стпик
Европы). 33.
^Партгя" въ правитсльств . 56.
Европейскіе уротс россійстмъ .гиберальнымъ доктргмерамъ.
105. .
Значеніе Государствевпаго Сов та въ систеы
руссБаго Государствеішаго права. 123 —В.
По поводу прі зда Императора Александра III
въ Москву въ первый разъ посл короноваиія. J31.
Пререканія Новаю Времепи и Б стника Европы
о назначеніи Государственнаго Сов та, 162.
Военное д ло.
М ры къ устраненію
новобранцевъ. 44.
Желательность сокращенія
83-В.
Увеличеніе певсій воеино-служащимъ въ Гермавів
и желательность введенія этой ы ры у насъ.
116.
Взрывъ бомбы большаго калибра въ Петербург
па Пескахъ. 187.
Сомнительвая польза иагазипиаго оружія. 198.
Блестящее состояніе ввіией ариіи. 245—А.
Наши стратеі.ическія dojinm. (Иностранныя
кр пости ва вихъ въ вид* Фабрикъ). 330—А.
Увеличевіе содержанія ротныхъ коиавдировъ и
ОФИцерскихъ пепсій. 352—А.
Еврейскій вопросъ.
М ры къ обезпеченію правильнаго исполпевія
Евреями воииской повиввости. 152—А.
службы. 58.
Реформа вотіской повтіиоони. 74. 79.
Сокращеніе сроковъ слушбы въ мирное вреия.
произвола при пріеи
сроковъ воепиой
режья казакаии. 202.
Статья И. А. Дукмасова: „Казакъ о казакахъ."
(0 заседеніи кавназскаго побережья). 306—Б.
Морское д ло.
Коммиссія для изыскавія и ръ къ уведсченію
построііки судовъ. 111.
Возрожденіе русскаго «лота въ Чериомъ мор .
123—А.
161.
Времеииое положепіе о Добровольиомъ ФЛОТ .
Необходииость развитія торговаго Флота какъ
сод йствіе воениоиу. 266.
Прибалтійскій край.
Жопецъ Бттійскому вопросу. 180.
Печать.
Іезуитское учеіііе о „пробабилизм " принятое
в которыии нашими газетаии. 71.
Царское слово обращенное къ рсдактору ІІ/о(•кіісгі;,!.,;,
ІІІІ.ІІІІМІІГШСІІ.
243
-А .
Независимость печапш. (Наша коиституція и
иаши политическія обнваішости). 341.
Польскій вопросъ.
Темпое сттювшпся явны.чъ: Связь русской революціонвой
проааганды съ польскимъ
д ломъ. 19—А.
Необходииость строгаго выбора ОФИцеровъ
изъ Поляковъ. 22.
Различіе во ввглндахъ Германіи и Австріи ва
Поіьскій воиросъ. 30—Б.
„Анализъ историчесвихъ корией" предлагаемый
г. Пыцивыиъ для р шенія Польскаго вопроса. 42.
М ры протиаъ паплыва русскаю элемента въ
Привнслипскій краіі. 64.
Polnisehe loirtlischaft: (Движеніе въ Галиціи вротивъ
шляхты). 109.
') Цпфры означаютъ пум ра MocnoecKtixs Ягьдомошей, ц букиы А, Б, В означоютъ с рвил, втораи, тр тья статьа въ
дааноыъ иуы р . Нрі ръ страяпцы Базыиа тъ иа ч^сть статыі, Сод ржані п Боторыхъ стат н мигдо быть ойоаиичону дніпь
ПрпбДІШІІТ ДЬЕІО.
-) Общіе вопросы Басающі сд Россіи затрогиваютса таБг ьъ и БОТорыхъ статьяхъ поы п; ицыхъ иодъ другимн рубрншіии.
) Запавіл, нип чатаниыя курсіЕвомъ, ;сд д:іііы сакииъ -М. Н. Катвовыыъ въ «Совр мицііоГі Л тоднсн» Рдсскшо Ііпстника.
3
Стр.4
It
Пожарное д ло.
Поджоги съ корыстною ц лію какъ сл дствіе
неосторожныхъ договоровъ страховыхъ обществъ.
300-Б.
Пути сообщенія.
Невужпость жел зноіі до))оги къ еодосіи. 59,
Переходъ нашихъ важп йшихъ стратегичесЕііхъ
лвній въ руки ипострапцрвъ. 90.
Ходнтайство Главиаго Общества ЖРЛ ЗПЫХЪ ДОрогъ
о понижевіи тарііФа ші уголь. 97.
Необходпыость осыотра вс хъ жел зныхъ дорогъ
въ техническоыь отнопіеаіп. 193.
Религія и церковь.
Воззваніо къ пожертвованіяиъ въ пользу правослакнаго
храма въ Япопіи. 62 —В.
Церковь и армгя. 94.
Липірополгтъ Филаретъ U Архгепгижопъ Ttumпоръ.
2і0.
Сельсное хозяйство.
Необходимость запасныхъ хл бныхъ ыагпзиновъ
въ поиощь обилію непродающагося хл ба. 230—А.
Гибель русскаго хиелеводства въ угоду Нюрнбергской
бирж . 292 - Б.
Самоуправленіе.
Разчеты Русскаю Куръера на дальн йтіН прогресеъ
въ СФі-рп вяискихъ и городскихъ общественныхъ
учреждрнііі и скорбь по этому поводу
Русскит В домоетей. 279.
1. Городское.
Рыцари судебшго и земскаго ордпювъ. (Тірот іъъ
введенін на окраішахъ новаго Городоваго Положенія;.
174.
Разореніе городовъ отъ ныы шняго Городоваго
Положенія. 244,
•
2. 3 е м ск о е.
Ч мъ хуже пі мъ .іучше. (Хищническая эпидеыін
самііупракпыхъ учреждепій,). 24,
Русскіп В домоспш о культурной миссіи нашего
зеистна. 51—Б.
Паше самоуправленіе. fCTaTbH газеты Нсдіьмі
по ііовпду сваидала въ Суражскомъ земстн ). 63.
Наше самоуправлепіе. (Сельскіе взбирательные
съ зды для выбира зеиснихъ гласпыхъ), 104,
Рыцири сі/дебнаю и земекаго ордетвъ. (Мысль
газеты Недіьля о „саиозакланіи." Н которые типы
ловкачеГі одержавшихъ поб ду на зеисвихъ выборахъ).
189.
ПресЬкать самоуаравство есть самая существенная
задача правительства. 217,
Судебное д ло.
Новоконсервативная партія, 50—Б,
Нашъ самосудъ: Статья журнала Наблюдатсль
о иировыхъ судахъ. 68, 69,
Д ло о злоуиотребленіяхъ инженеровъ Фипдяпдскаго
воевнаго округа. 142.
Финансовые и экономическіе вопросы.
1, П о ш л и н а,
развитія систеиы каналовъ въ Германіи и напіідип
л мецкой печати на русскую таможеиную
аолитику). 141.
'І'іпіансо(іыя и экономичеетя д ла: Непужное
повышеніе пошлиііы ца м дь, 92.
Иати . сономичгскія обстоятелъства. (Проектъ
Та.тженпые миры и вошіы. (Среднеевропейсвій
тнможениый союзъ съ ц лыо запугать Россію),
183.
Таможепные мирыи воіты Ссъ Гермапіей), 196,
2, Торговл я и проыышлеппость,
Лашъ бюджетъ и name хозяйство. (Ч мъ мы
живеиъ, сахароиъ или хл бомъ?) 4—В.
Ра<смотр иіе „Обзора Вн шней Торговли" за
1883 годъ. 10,
Съ здъ жел зозаводчиковь въ Петсрбург , 26,
Проиышлеиный кредитъ въ Россіи, 36,
Результаты нашего международнаго иби на. 38,
„Русскіе порты" и „жел зно - дорожаые тариФЫ
" 49,
Преміи на вывозъ сахара какъ игточпикъ наживы
длп сиекулііптовъ, 65,
Заботы неФтепромышленниковъ о польз отечества,
73.
Свекло-сахарное д ло: Вредъ пормировки, 77.
Различіе между акціонерпыми сахарныыи
заводами и сельско-хозяйственныни.
80.
Циркуляръ мипистра Фиваисовъ подающій
спекулянтамъ новыя надежды,
85.
Пефтяте д ло: Устройство пеФтепровода изъ
Баку вт. Батумъ, 86—А.
Ходатайство иеФтішыхъ д льцовъ
объ обложеніи нефти акцизомъ. Необходимость
пефтепровода отъ Баку
до Батуыа и постройка ВосточвоДопецкой
дороги, 99.
Судебный салютъ рабочему eonpory. (Стачка па
Никольской Фабрпк и судъ ііріісііжііыхъ иадъ
внповныии), 146,
Судебиые вопросы: Впна судебпыхъ учррждевій
въ судсбныхъ безобразіяхъ, 165—Б,
/'ыниріі судебиаго и земскаго ордеповъ. Статья
Красовскаго „Ио поводу соверіиеннол тія пашпхъ
судпвъ";. 176,
ЗлоупотреГлеяія ыировыхъ судовъ. 236—Б.
Судь иадъ судомъ прис.юіоіы.гг,. (18-і\ коигрессъ
герыапскихъ юрнстовъ). 274--11.
Д ло г, ІІнііаевыхъ съ крестьииами. 307—А.
Д ло въ Московской СудебікіГі Пплат о подкугі
прііічіжііыхъ въ д л похищенія депегъ въ
Кержепскомъ скиту Нпжегородской губерпіи, 340,
Д до о гибелн парохода „В ра," 356,
Учебное д ло.
Церковяо-приходскія школы и братство св, Меодія.
30—А,
Дальтопизмъ газеты ПссЪьля no поводу цсрковіііі-іірнхпдскііх.ъ
ткплъ 95 — 1-!,
сковсиаго Уішверситета Ихъ Ьеличестваии), 134,
Англійсніе уипверснтеты, 212—А,
Отудеичестй денъ «ь Мяске ("Пос щепіе Ло
Стр.5
341
аъ нпмн можно покончить въ м сячный
срокъ вс счеты н снять сухопутный кордонъ
къ 5 августа, то становится несовс
мъ понятнымъ для какой именно ц ли
управляіощемуМинистерствомъФинансовъ,
„въ теченіетрехъ м сяцевъ со дня упраздненія
порто-фраико," предоставлено „осво^ождать
отъ уплаты пошлинъ привозимые
къ Батумскому порту шюстранные товары"
п сверхъ того, „оказывать п другія
въ этомъ отношеиіи льготы въ т хъ случаяхъ
когда, по его усмотр нію, представятся
къ тому вполн уважительныя причнны."
Въ существ д ла эта оговорка
даетъ иностраннымъ товарамъ на три м -
сяца такія льготы какими они не пользовалпсь
даже и при существованіи портофранко;
особенное значеніе эти льготы получаютъ
въ виду широкаго права предоставленнаго
министру Финансовъ вершить
д ло „по усмотр нію." Всякая м ра касающаяся
торговыхъ интересовъ при исполненіи
ея требуетъ нзв стныхъ переходныхъ
льготъ; но нигд это не д лается
такою широкою рукой. Два года назадъ
въ Гер.манін были подняты пошлины на
привозную рожь; новый тарифъ входилъ
въ силу немедленно. Германское правительство
освободило отъ плателса повышенныхъ
пошлинъ вс партін ржи заподряженныя
къ привозу ран е того ерока
когда сд лалось изв стнымъ о нам реніи
правнтельства подиять эти пошлины. Точно
такая льгота могла быть предоставленаи
товараіи. идущимъ въ Батумъ хотя бы даже
и въ трехм сячный срокъ. Но д ло
въ томъ что право на эту льготу могло бы
быть, какъ и въ Германіи, доказано несоми
ниыміі торговымп документами. Льготы
должны въ д лахъ торговыхъ основываться
ма прав ^ а не на усмотр ніи. Наконецъ,
какого же рода „уважительныя прпчппы"
разум ются въ полномочіи полученномъ
мпнистромъ Финансовъ? Въ нашихъ
законахъ очень часто упоминается объ
„уважіітельныхъ прнчннахъ," но почти
везд въ ближайішіхъ посл дующпхъ или
предыдуіцихъ статьяхъ можно найти указапія
что должно пли можетъ быть признаваемо
„уважительнымъ." Въ данномъ
случа было бы напрасно пскать такого
указанія, а между т мъ не было ничего
легче какъ опред лить это понятіе. Надобность
въ льгот уважительна если она
охраияетъ предпрпнимателя отъ неолснданнаго
разоренія; уважптельна еслн даетъ
возможность выйти изъ затрудненія т мъ
кто связанъ д лами съ этимъ предпринимателемъ.
Другихъ уважительныхъ причинъ
при которыхъ общій государственный
интересъ ыожетъ или долженъ отступать
предъ частнымъ, кажется, не им ется.
Повторяемъ, интересы которымъ дана
льгота не ыогутъ быть велики, и практически
не только объ этнхъ льготахъ, но
даже и о послабленіяхъ не стопло бы. говорить
еслибъ у насъ Мнннстерство Финаисовъ
строже смотр ло на свои д йствія
н обороты, еслибъ оно не нм ло наклонности
къ уступкамъ въ пользу пностранныхъ
товаровъ. Вводится напрпм ръ
іновый тарифъ—тотчасъ устанавлнвается
I отдаленный срокъ для перваго его прпм -
ненія. Пока наступитъ этотъ срокъ, торгашъ
получаетъ возможность набпть карманъ
на счетъ казны, навезя вдвое и втрое
товара противъ того что ввозилъ прежде
и получаетъ возможность пграть на будущее.
Равно то же самое и Батумская льгота.
Вотъ съ этими пріемами давно бы nopa
такъ же покончить какъ съ Батумскимъ
порто-франко. Они вредн е его.
J№ J S3 .
Москва, 3-го іюля.
Во Франціи теперь на очереди вопросъ
огромной полнтической п торговой важностп
для всего міра,въ то же время вссьма
немаловажный н для Россіи. Это „Панамскій
вопросъ", отъ того или иного р -
шенія котораго зависитъсудьбаэтогограндіознаго
предпріятія. Будетъ ли прорытъ
Панамскій каналъ и скоро лн? Въ чьихъ
рукахъ будетъ находиться это предпріятіе
— во французскихъ пли англіііскііхъ?
Что лучше для міровой н русской торговли
— французскій или англійскій Панамскііі
каналъ.
Грандіозпость и валсность этого сооруженія
понятна даже изъ краткнхъ сп д -
ній о немъ. Каналъ соединитъ Атлантическій
и Тихій Оксаны въ самомъ узкомъ
м ст перешсііка, между городкомъ Колонъ,
въ Лимонной бухгЬ Антильскаго моря,
и Панамой, на Тихомъ Океан . Длина
канала составитъ 74 — 75 километровъ;
трудности прорытія этого пространства необычайпы,
и хотя Суэзскіп им етъ длины
160 кнлометровъ, но прорытіс Панамскаго
Стр.1
342
канала гораздо трудн е. Каналъ пдеть
почти по прямоіі линін съ востока на западъ;
направленіс его многократно псрес -
кается довольно большою р кон Чагресъ,
гіо Chagres, разливы которой весьма опасны
для сооруженія. Въ м стностп гд проходитъ
каналъ два временп года: сезонъ
засухн, егапо, и сезонъ дождеп, гп іето.
ІІервыи сезонъ продолжается съ декабря
до лая, второй остальное время, лишь въ
іюн прерываясь снова сухнмъ періодомъ— '
г-егоиЛо. Дождеи всего падаетъ въ гп йг-'.
no не мен е трехъ метровъ, нрпчемъ бы-'
ваютъ необычаиные лнвни.Въ одпнъ день
въ ноябр 1882 года дождя выпало на вы- \
соту 165 миллнметровъ. Отъ такнхъ ливней
р ка Chagres быстро и необычайно
разливается (въ 1879 іоду въ два дня въ
ноябр разлилась такъ что вм сто 13 куб.
метровъ обычнаго расхода воды въ секунду
протекало у Гамбоа, на середин длины
канала, 1.930 куб. метровъ въ секунду).
Для устраненія опасности замыва ка- :
нала, для р кн на 44 километра сд лано
искусствонное русло, около 40 метровъ
шприіюи и въ 4 — 5 метровъ глубииоіі.
Кром этнхъ, есть и другія трудности. У \
Богіо Солдадо (Bohio Soldado) приходптся;
проходить чрезъ болота Тавернпллы. Напбольшія
трудностн находятся у Кулебры
н Эмперадора, гд на протяженіп одпннадцатп
кнлометровъ для канала прорывается
выбіМка въ 300 мстровъ глубииы.!
Какъ и въ Суэзскомъ канал , Панамскііі
каналъ на всей длин (74 — 75 кплометровъ)
будетъ им ть шпрпну въ 22 метра
no д}іу канала, съ уклономъ береговъ смо-'
тря по ы стностп; глубпна канала всюду
будетъ одшіакова: 9 іметровъ, то-есть бо-і
л е 4 саженъ (29,,.т
:
футовъ). Сл довательно,
ло капалу будутъ проходпть совершенно
свободно величайшія торговыя
н военныя суда. Ыапбол е грузныя суда;
им ютъ осадку не бол е 20 футовъ, a
потому оііи пройдутъ не только по Паиамскому,
но н по нашему Петербургскому
каналу, гд легко проходятъ суда съ
осадкон въ 19 '/а футовъ даже въ rb дни
когда отъ восточныхъ в тровъ уровень
воды въ Невской губ стоитъ на 13
нпже ордпиара, аглубнна воды въМорскомъ
Канал составляетъ всего 201
/4
/4
футовъ.
Значеиіс Панамскаго канала для торговли
видио изъ рапорта представлениаго Фердинандомъ
де-Лоссепсо.мъ собранію акціонсровъ
29 іюля 1885.года. Указавъ на то
фута
что Суэзскій каналъ н когда также считался
невозможнымъ, г. де-Лессепсъ объ:ясняетъ
техннческую сторону вопроса,перечнсляетъ
фниансовыя затрулненія и даетъ
сл дуюідШ разчетъ: ,.Для Суэзскаго
канала предполагался транзитъ въ 3 милліопа
тоннъ въ годъ; черезъ н сколько
л тъ чрезъ этотъ каналъ проходило уже
20 милліоновъ тоннъ." Чрезъ ПанамскШ
каналъ на первый же годъ предполагается
двпженіс въ 7' ., милліоновъ тоннъ. что
доставнтъ сборъ во 112 милліоновъ франковъ
ежегодно; но „кто осм лится вычислять
каково будетъ морское движеніе между
двумя веліікиміі океанами чрезъ н -
сколько л тъ по открытіи новаго пути
столь нетерп лпво ожпдаемаго?" „Перес
чь ПанамскіГі перешеекъ значнтъ сократить
до 3.000 миль разстоянія для кораблей
идущихъ нзъ одного океана въ другой;
экопомія во времсни и безопасности
составптъ по 80 франковъ на тонну." 23
апр ля 1885 года въ Санъ-Франсиско капитанъ
Мерреп выразнлся такъ о значеніи
канала для прнбрежій Тихаго Океана:
„Каждыіі годъ замедленія въ прорытіп канала
нашимъ калпфорнійцамъ стонтъ 13
милліоновъ долларовъ (65 мнлліоновъ франковъ)."
ріозно,
другонпроектъ: соединить дваокеана
корабельною жел зною дорогоіі, для каковаго
предпріятія уже сд ланы вс изсл -
дованія п вычисленія. Сущность этого предпріятія
состоитъ въ сл дущемъ: два океана
соединяются не каналомъ, а жел зиою
дорогой, особеннььмъ образомъ приспособленною.
Корабли, подоіідя къ пріістанп поднимаются
на особо приспособленныя платформы,
вм ст со вс мъ грузомъ и экипажемъ,
доставляются до другаго океана
н тамъ снова спускаются въ воду. Огромная
тяжесть больпшхъ морскихъ кораблеп
съ грузомъ разлагается на множество параллельно
идущнхъ рельсовъ и на сотни
колесъ, иначе никакія колеса п рельсы не
выдержатъ давленія. Съ техннческоп стороиы,
говорятъ, этовполн возможнын проектъ,
но съ финансовоі!—ему грозить непзб
жное банкротство по прорытін Панамскаго
канала; перевезтн корабль изъ одного
океана въ другоіі будетъ де несравпепно
дороже по задуманной дорог ч мъ
по Панамскому каналу, и это неизб жн»
убьетъ все д ло, если оно осуществнтся.
Сознавая всю важность начатаго Французамн
д ла, Американцы задумали;
и се
Стр.2
343
Англичане также не дремлютъ. 28 сего
іюня открыта Тихоокеанская Канадская жел
зная дорога, проходящая по англійской
территоріи чрезъ Амерпканскін континентъ
и соединяющая Атлантическіі! съ Тихимъ
Океаномъ. Новая дорога идетъ отъ Галифакса
до Монрсала и дал е до ИортъМуди
(Port-Moody), на протяженіи 2.870
англійскихъ ыиль, то-есть на 460 меиьше
разстоянія отъ Пыо-ІІорка до Санъ-Франсиско.
Правильноо пароходное сообщсніе
свяж тъ потомъ Портъ-Муди съ Китаемъ
н Японіоіі, п доставитъ аиглійской торговл
преимущество пятн дней предъ трансокеанскими
германскими пароходами. Путешествіс
изъ Лондона до Шанхая можно
будетъ совершнть въ 28 дней (отъ Одессы
до Шанхая пароходы Добровольнаго
Флота ходятъ не мен е 36 — 40 дней).
Кром торговаго, Канадская Тихоокеанская
жел зная дорога иы етъ и весьыа
важное военное значеніе: Англія въ семнадцать
днеіі можетъ перевезти по англійской
лннін своп войска на берега Тихаго
Океана... По можетъ лп эта линія, гд
непзб жпы лишняя нагрузка и разгрузка
товаровъ, не говоря уже о бол е дорогомъ
сухопутномъ тариф , конкуррировать съ
Панамскнмъ каналомъ? Это но требуетъ
даже разъясненій.
Понятпо, посл всего сказаннаго, стараніе
Французовъ удвржать въ своихъ рукахъ
огромное предпріятіе, задуманіюе и
начатое геніальнымъ старцемъ, несокрушимой
энергін котораго міръ обязанъ уже
однп.мъ изъ грандіозн йшихъ предпріятііі,
Суэзскимъ каналОіМъ. Обогативъ на многі
милліоны весьма многихъ, самъ Фердннандъ
де-Лессепсъ остается при самыхъ
скромныхъ средствахъ, хотя недавно при
возвращепіи во Францію его повсюду встр -
чалп почтп съ королевскимп почестями,
хотя въ его честь строятся ц лые города
(ііаприм ръ „Cite de Lesseps," бывшій
Satun, при первомъ перес ченін Панамскаго
канала р кою Чагрезъ). Это-—chevalier
„sans peur ni reproche," но за TO II „pas
un sous dans sa poche..." Огромные pacходы
д ла, BO глав коего стоитъ г. деЛессепсъ,
вызвали п необычайные расходы
еще въ пропіломъ году, поставившіе
Паііамскую компанію въ вссьма затрудпнтельное
гюложеніо. Уже бол е года назадъ
ІІанамская компанія обратилась ко Французскому
правительству съ просьбой о сод
йствін. Но внутреипія неурядицы, см на
и неустойчнвость министерствъ до спхъ
поръ тормозили д ло. Кром того у Франціи
не были еще покоичеііы д ла съ новымп
колоніяміі, не мен е важныя. Только
недавно д ло о Панамскомъ канал получило
надлежащін ходъ. Во французскую
палату депутатовъ, надияхъ, внесенопредложеніе
разр пліть Панамскоі! компаніи выпустить
новыГі заемъ въ 600 мплліоновъ
франковъ, иеобходимыхъ для окончанія работъ
и заемъ не простой, а вытрышпый.
26 іюня сего года президенту „Панамской
ко.м.мпссііі" нзбранноіі палатою депутатовъ
представленъ рапортъ г. Руссо, главнаго
инжеиера des ponts et chaussees. Г. Pycco
и сколько м сяцевъ (съ декабря 1885) на
м ст осматрнвалъ каналъ и вывелъ таковое
заключеніе въ своемърапорт : „Прорытіе
Панамскаго перешейка я считаю д -
ломъ возможнымъ и даже обязателыіымъ
въ настоящее время. Въ са.момъ д л ,
оставленіе этого предпріятія было бы б дствіемъ
не только для акціонеровъ компаніи,
которые почтп вс Французы, но и для
французскаго вліянія во всеи Америк . Я
не сомн ваюсь что если это д ло выскользнетъ
нзъ французскнхъ рукъ, то оно немедлонно
будетъ возобновлеио чужестранною
компаніен, которая но сставитъ втун
результатовъ достпгнутыхъ гроыадными
жертвами. Панамская компанія, по именн
и проіплому людсіі стоящихъ во глав ея
и ихъ сотрудниковъ, по выдающемуся н
въ н которомъ род общечелов ческому
характеру самого предпріятія, по серіозпы.мъ
усиліямъ уже сд ланпымъ и прсдстоящимъ
для доведснія д ла до добраго
конца,—заслуживаетъ особаго благорасположенія
общественной властп. По вс мъ
этимъ мотпвамъ я уб жденъ что правптельство
должно не только тщателыіо изб
гать какнхъ-лнбо затрудненіи въ довершенін
ея д ла, но что оно должно ПОІМОЧЬ
ей no ы р способовъ." Въ виду всего
этого г. Руссо ііредлагалъ разр шить 11анамскоіі
компаіііп вьшгрышный заемъ въ
600 милліоновъ франковъ. 3 іюля г. Фрсйсине,
давая своп объясненія „Панамскоі!
коммиссіи," р шительно высказался за
разр іцсиіе этого зайыа, какъ важнаго для
французскоіі торговлн и вліянія. Но такъ
какъ вопросъ этотъ не могь бы быть р -
шенъ до закрытія настоящей сессіи, то
г. де-Лессепсъ, н желая терять времени,
просплъ г. Фрейсине возвратить этотъ проектъ,
нр шплъ выпустнть на 600.000.000
Стр.3
344
обыкновенныхъ, не вынгрышныхъ, дополнительныхъ
облигацій съ преміями, для
чего не требуется особаго разр шенія.
Врядъ-ли можно сомн ваться въ усп х
и простаго заГіма, такъ какъ Французы
хорошо сознаютъ всю важность этого предиріятія,
которое в роятно и останется во
французскихъ рукахъ. Это неизб жно ужо
потому что, пріобр тя Тонкинъ и Аннамъ,
Французы не могутъ терп ть дол е англіііскихъ
„караитпновъ" въ Гибралтар ,
Суэз , Аден и дал е, ибо и дал е почти
вс угольныя стаиціи находятся въ
рукахъ Англичанъ. Важность „Гибралтарскаго
карантнна" видна уже нзъ одного
того что для обхода этого пролнва Французы
начинаютъ другое огромное и страшно-дорогое
предпріятіе: морской каналъ
между Бііскапскиыъ заливомъ и Средиземнымъ
моремъ. Важность Суэзскаго канала
видна уже изъ того что для закр пощенія
его за собон Англнчане рискнули
на весьма сомннтельныя и убыточпыя предпріятія
въ Египт . Посл дній, конечно,
пыъ былъ надобенъ не для самого себя,
а именно для Суэзскаго канала, нын пока
важн йшаго всемірнаго пути.
Въ виду вс хъ этихъ предпріятій, какъ
же намъ теперь быть съ нашимъ дальиимъ
Бостокомъ! Увы, мы пропустили благопріятное
время чтобъ утвердить наше
владычество въ Тихомъ Океан , гд мы
гючти не им ли до посл дняго времени
соперниковъ. Мы только теоретическп толковали
о развнтіи нашего морскаго могуществавъ
восточной окраин , откудатолько
п ыоглп бы мы обезпечить себ свободный
выходъ въ Океанъ, нбо только
при свободномъ выход въ Океанъ велнкая
держава можетъ пріобр сти столь необходимое
ей морское значеніе. Двадцать
л тъ прошло съ т хъ поръ какъ начались
объ этомъ толки, но, увы! нашъ
далыіій Востокъ какъ былъ такъ и остается
досел на положеніи дикаго края. Никакого
нашего, ни сухопутнаго ни морскаго
могущества, тамъ не оказывается, a
между т мъ Англичанс уже загородили;
намъ прямон путь въ Океанъ, Китай no- j
нялъ значеніе Кореи, и завистлпво пос.матриваетъ
даже на Усурінскін край нашъ,
нща со своей стороны морскаго выхода
д.ія .АІамчжуріи, прежде пустынной, а те-:
перь быстро паселяемой и покрываюіцеііся
городами. А вотъ теперь и Тихій Окоаиъ |
въ скоромъ времони не будетъ пустыниою
равнпной. Въ немъ будутъ перес каться
морскія силы вс хъ державъ, кром нашихъ,
за неим ніемъ таковыхъ. Въ виду
новыхъ всемірныхъ путей которые туда
готовятся и замышляются не сл дуетъ лп
намъ, въ этотъ одиннадцатыіі часъ, сп -
шить принятіемъ вс хъ возмолсныхъ м ръ
чтобы занять тамъ подобающео намъ положеніе,
а для этого прежде всего стряхнуть
сь себя кошмаръ напущенноіі на насъ
мысли о нашей безысходноі! скудости и
безпомоіцности, —вырваться изъ добровольно
удушающей насъ петли кр постной зависимости
отъ чужихъ правительствъ, отъ
чулсихъ бирлсъ, отъ чужаго іш нія...
Теперь становится осязательн е u вопросъ
о велпкоп Снбпрской дорог ,—вопросъ
который недавно обсунсдался одни.мъ
нзъ увансаемыхъ моряковъ нашихъ
въ Московскихь Б домоетяхъ. Что же касается
Панамскаго каиала, то ыожемъ
только желать чтобъ этотъ всемірный путь
оставался въ рукахъ Франціи, и над яться
что она, наученная опытомъ, »е выпуститъ
его изъ своихъ рукъ. При этомъ
условін Панамскій каналъ представитъ н
для насъ бол е выгодъ и мен е опасностеіі.
J>3
183 .
Москва, 4-го іюля.
Полтора года назадъ, въ германской
печати было очень много толковъ о таможениомъ
союз можду Австро-Венгріей и
Германіей. Н сколько поздн е сд лалось
изв стно что вопросъ объ этомъ былъ возбужденъ
Германіей дипломатически. Однако
и до спхъ поръ это д ло не подвинулось
впередъ, съ одной стороны по прпчин
внутреннихъ неудобствъ Австро-Венгріи,
а съ другой всл дствіе техническихъ
трудностеіі р шенія д ла на началахъ „обоюдно
- выгодной взаимности." Добиваясі.
сд лки съ Австро-Венгріей, въ Берлин
вид ли въ томъ первый шагъ на пути къ
образованію „средне - европейскаго таможеннаго
союза," причемъ къ австро-германскому
ядру должны де были присоединнться
н которыя молкія государства „занятыя
преимуіцественіш вывозомъ," имснно
Швснцарія, Бсльгія и Голландія, а со
временемъ далсе Фрапція, Италія, шшалуй
Данія. Этотъ заглохшій было въ н -
Стр.4
345
ыецкой печатн вопросъ недавно былъ сно-; ваться фабрикатамп своими, а если понава
затронутъ Кельнскою Газетою, давно, добится, то американскими, англіііскнмп.
уже служащею офиціознымъ органомъ въ ! Ограждаться Германін отъ Кнтая тоже невопросахъ
таможенной войны съ Россіей. | удобно: она очень мало везетъ оттуда, но
„Введеніе и подъемъ покровительственныхъ ; годъ отъ году отправляетъ туда все ббльпошлпиъ,
зам тила эта газета на дняхъ ' шую и ббльшую массу своихъ изд лій, за(въ
нумер отъ 4 іюля), сд лалось теперь j ботясь объ улучшеніи средствъ для быдевизомъ
вс хъ государствснныхъ людей." !
стрыхъ и правилыіыхъ сношенііі.
Съ прпнципомъ свободной торговли теперь | Таможенный союзъ между Австро-Венде
надолго кончено и даже въ Англін все \ гріей и Германіей иное д ло: онъ им етъ
бол е и бол е возрастаетъ число привер-: политичсскія ц ли и свое прошлое; но едва
женцовъ ученія о покровительств надіо- j ли когда-либо Франція, Италія и прочія
налыюму труду. Пошлиной вс отв чаютъ государства западной Европы пожелаютъ
на пошлины „и если сегодня одно госу- выступить подъ гегемоніеіі Германіи съ нодарство
вводитъ у себя какія-либо тамо- вымъ изданіеыъ блаженной памятп контиженныя
затруднснія, то завтра сос дъ это- нентальной системы „въ исправленномъ и
го государства отв тптъ контръ-м рами." : дополненномъ вид ." Коптниенталыіая сиДаже
страны политичсски дружествснныя' стема безъ Россіи, нла даже безъ ея сомсжду
собою п нуждающіяся во взаимной; гласія немыслнма, п привела бы только
помощи не ст сняются поднимать „тамо- j отъ войны тарифноіі къ воіін дипломатиженную
войну." Все это, конечно, не ве- ческой со вс ми ея гюсл дствіямн, придетъ
де ни къ какимъ доорымъ результатамъ;
мало того, все это молсетъ лишь вызвать
осложненія весьма „опасныя для поддсржанія
европейскаго мира." „Неожпдан-' поплатилась пми въ далекомъ прошломъ
ііый и скорый возвратъ теперь безусловно : Франція, которая теперь думаетъ не о соневозможенъ;"
но этого мало, да иневъіюз , а разв о борьб съ Германіей.
этомъ д ло: необходимо де бозотлагатель- І ЕСЛИ когда-нибудь будетъ сд ланъ шагъ
но такъ или иначе уладить вс финансо- къ осуществленію средне-европейскаго тавыя
затрудненія п столкновенія.
чемъ иные члены „средне-свропейскаго
таможеннаго союза" моглп бы поплатиться
своимн колоиіямп, подобно тому какъ
: моженнаго союза, д ло остановится разв
Но, вопервыхъ, какъ это сд лать, а на сд лк между Германіеіі п Австріей.
вовторыхъ, протнвъ кого предстоитъ ограж- Но и то очень сомнптелыш. Еслпбы въ
даться вс мъ кто сначала пли въ посл дствіи
войдутъ въ составъ этого мечтательнаго
союза столь разнородныхъ элементовъ?
И
взглядъ на карту, и прямое созііапіе
Австріи у кормила правлснія стоялъ не
графъ Таафе, а „в риая конституцшв
н -
мсцкая партія, внды князя Бисмарка на
включеніе Габсбургской монархіи въ составъ
будущаго гермаискаго таможенпаго
сторонниковъ союза указываютъ что онъ союза еще могли бы пожалуй ув ичаться
можетъ быть направлонъ только протпвъ усп хомъ. Ио Цислеіітанія отказалась въ
Соединенныхъ Штатовъ, Россіи, Китая п настоящее вромя отъ самостоятельной таВеліікобританін.
„Германія, читаемъ въ моженной политикп, даже тамъ гд р чь
Кельнской Газет , могла бы, войдя въ идетъ объ ограждепіи сущсственныхъ интесоставъ
союза, получать необходимый ен[ресовъ ея кореішыхъ з мель, подчинивъ
хл бъ вм сто Аморики, Иидіи и Россіиісебя окончательно руководству Мадьяръ,
изъ Австро - Венгріи, а посл дняя брать которые не высказываютъ до сихъ поръ
утоль па Рейн вм сто Темзы." Таковы ни мал йшаго расположенія поитп на встр -
мечтш. Любопытно одиако, куда Германія,' чу желаніямъ Германіи. Напротивъ, выдаГолландія,
Бельгія повезли бы свои пзд - юідіеся ораторы Пештскаго ііарламспта п
лія? Ужо теперь, п весьма еще недавно, | даже офиціозныя газеты мадьярскія выскавсего
только въ ма , та же Кельнская Га-' зываются крайне враждебно къ торговоіі
зета выходила изъ себя, доказывая что политик пресл дуемои княземъ БисмарРоссія
свонми высокіши покровительствен- комъ, въ особенпости за возвыіпеніе поіп.і.міі
поиідинами „р шптельно разоряетъ шлинъ на зсраовыо продукты н скотъ.
Германію, лиша тъ ее сбыта." Безъ на-і Пугало „средне-европейскаго таможеншего
хл ба Германія не обходится и пе наго союза" пзмышляется лншь зат мъ
обоіідется, а Россія можетъ довольство- чтобы заставить наеъ платить хл бныя
Стр.5