Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 684001)
Контекстум

Собрание передовых статей Московских ведомостей / М. Н. Катков ... 1885 год (290,00 руб.)

0   0
Первый авторКатков Михаил Никифорович (1818-1887)
Издательство[Б.и.]
Страниц663
ID80343
Катков Михаил Никифорович (1818-1887). Собрание передовых статей Московских ведомостей / М. Н. Катков ... 1885 год / Катков Михаил Никифорович (1818-1887) .— : [Б.и.], 1898 .— 663 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/80343 (дата обращения: 15.11.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Вредъ обращевія досрочаыхъ купововъ и соВзглядъ ыитроаолита Филарета па древніе язы- вращевіи количества кредитныхъ билетовъ. <...> Австрія въ роди усповоительницы воинствеиРусскія влад нія въ Азіи. ныхъ порывовъ Сербіи. <...> Ы ры въ подъеыу производитедьности въ ВоКонстантинопольсвая вонФеренція по поводу сточпоіі Сибири и „Записпа" объ этомъ Фейги- болгар^кихъ д лъ и и иецвое маклеретво. <...> Настроепіе Евровы и нашихъ либераловъ по Р чь г. Гладстона и англійская печать объ поводу Волгарскаго инцидеята. <...> ВооружеГрустаая ировія англійскаго мивистра и наши ніе Греціи и Сербіи. <...> Боязнь Англіи передъ Рсссіей за Ивдію и р Вооружсніе Сербіи и готовпость къ тому же чи новаго премьера Солсбери. <...> 290. Ііолитика „приииреиія" граоа ТааФе и требоФранція. вапія „расширеиія областиой автономіи" въ АвТонканскій вопросъ во Франціи. <...> Налогъ на пиво и паденіе шшистерства Гладстона. <...> Князь Бисмаркъ воспользовался тЬ.мъ обстоятельствомъ что Англія столкнулась съ Франціей какъ въ Тоикннскомъ, такъ въ особенности въ Егнпетскомъ вопрос . <...> Въ начал 1884 года, Англійское правительство попыталось сблизиться съ Франціей для совм стнаго разр шенія возпикшііхъ въ Египт финансовыхъ затрудиенііі, п г. Ферри д йствптельно согласился прпнять участіе въ созванной въ Лондон международной конференціи, подшісавъ предварнтельныя условія съ Англіей, которыя, однако, при бол е тщателыюп пров рк , оказались не <...>
Собрание_передовых_статей_Московских_ведомостей__М._Н._Катков_..._1885_год.pdf
Стр.1
ЛстогЯ^ т» ^ ^ \ '• - — 3 1 £/& іч ^& ^ •*у - х .
Стр.2
Kb М. H. КАТКОВЪ. HE КОПИРОВАТЬ f СОБРАНІЕ ПЕРЕДОВЫХЪ СТАТЕЙ МОСКОВСКИХІ) В^ДОМОСТЕЙ, 1885 ГОДЪ. «Sfe. ИЗДАНІЕ С. П. КАТКОВОІІ. МООКВА. 189 8.
Стр.3
^••v нмсыи іг^г.м^ 2007052003 Типографія В. В. Чичерина, йрот. Марьвной слоб., за Камеръ-Комежскимъ вал., соб. д., 2 ст. Моск. у зда
Стр.4
4 ^^L ^ ^^^ ^ с^^^^^ UsU s**1 ^ St^^r^"^*-^'
Стр.5
Собрание_передовых_статей_Московских_ведомостей__М._Н._Катков_..._1885_год_(1).pdf
322 земной горнопромышленности, которую искусственно пришлось вызывать къ жизни въ стран выдачеи различныхъ привилегій, попудныхъ премій и субсидій. Можно ли признать такую политику выгодною для страны? Теперь правнтельство пор тило вступить на путь національной экономической политики; принимаются м ры для охраны народнаго труда отъ иностранной конкурренціи. Ыо можно лн признать достаточнымъ такое покровительство которое будетъ ограничиваться лишь повышеніемъ таможеннаго тарифа? Таможенный тарифъ даетъ только охрану противъ конкурренціи иностраннои ран е развившейся и усп вшей ужеокр пнуть промышленности, но не даетъ туземной производительности вс хъ средствъ для усп шнаго развитія. Такъ наприм ръ, громадное вліяніе оказываютъ на развитіе промышленностн жел зно-дорожные тарифы и масса другихъ условій. Ыеобходимо поставить д ло такъ чтобы вс эти условія не тормозили движенія промышленной жизни въ стран , какъ это часто бываетъ теперь, а способствовали бы ея, развитію. Нельзя не зам тить что большая часть торговопромышленной д ятельности страны, за исключеніемъ горно - промышленности, находнтся теперь въ в д ніи Министерства Финансовъ, учрежденія по преимуществу и почти исключнтельно фискальнаго, ибо его главная задача—наполнепіе государственной казны ради соблюденія бюджетнаго равнов сія. Теоретически оно конечно озабочено и процв таніемъ народнаго хозяйства какъ нсточника государственныхъ доходовъ, но это ц ль далекая къ которой можно стремиться лишь на досуг между сп шными д лами по веденію собственно казеннаго хозяйства, ію сбору казенныхъ доходовъ хотя бы и съ ущербомъ на практик для хозяйства народнаго. Для сод йствія бол е усп шному развитію народнаго хозяйства требовалось бы устранить см шеніе разнородныхъ фискальныхъ и хозяйственныхъ задачъ, при которомъ посл днія подавляются первыми, нужно бы полное разграниченіе ихъ, такъ чтобъ одно в домство, не развлекаясь побочными д лами, блюло важные для государства фискальные интересы, а другое, освобожденное отъ суетливыхъ хлопотъ сборщика налоговъ и кассира, могло бы неразд льно посвящать всю свою д ятельность заботамъ о не мен е вансномъ государственномъ интерес подъема народнаго хозяйства по вс мъ его отраслямъ. Особенно необходнмо подумать объ этомъ въ настоящее время когда народохозяйственная д ятельность переживаетъ тяжкій, н сколько л тъ тянущіпся кризисъ, который мало подаетъ надеждъ на скоро благопріятное разр шеніе. При сосредоточеніи всеп народохозяйственной д ятельности въ в д ніи спеціа,льнаго учрежденія быть-можетъ въ непродолжптельномъ времени былп бы пзысканы средства для подъема и сельскохозяйственной производительности и для улучшенія торговли ея продуктами на иностранныхърынкахъ, отъ упадка которой страна терпнтъ теперь громадные убытки. J\ 5 1S4 . Москва, 6-го іюля. Уставъ Государственнаго Дворянскаго Земельнаго Банка Высочайше утвержденъ и опубликованъ. Державная мысль прошла чрезъ лабораторію коммиссШ, министерствъ, департаментовъ, общихъ собраній и стала закономъ. Нельзя сказать чтобъ она въ этомъ путешествіи не потеряла многаго существеннаго для ея прочнаго, полезнаго и широкаго осуществленія. Будемъ уповать что исполненіе добавитъ то чего мы, къ сожал нію, не находимъ въ устав , и пожелаемъ исполнителямъ твердости воли и ум нья въ исполненіи Державной воли не только по букв , но и по духу. Уставъ, въ томъ внд какъ онъ лежитъ предъ нами, можетъ одинаково послужить къ сведенію всего д ла государственнаго дворянскаго кредита на н тъ, и къ созданію изъ него могущественнаго рычага для правильнаго движенія государственно-хозяйственной жизни Россіи. Если закладные лнсты Государственнаго Дворянскаго Земельнаго Банка будутъ пом щены по низкой ц н , или инструкціи для оц нокъ будутъ такъ ст снительны что лишатъ возможности переводить въ Государственный Банкъ залоги изъ частныхъ банковъ; если Дворянскій Банкъ и его отд ленія не будутъ съ самаго же начала хорошо и видно поставлены и обставлены, или наконецъ формальности д - лопроизводства и волокиты будутъ такъ
Стр.1
323 обшнрны что оттолкнутъ отъ Государств ннаго Банка пом щиковъ-хозяевъ, то, конечно, д ло надо считать пропащимъ. Но если, напротивъ, вс причастные ко введенію и къ веденію этого д ла, отъ министра до оц нщика, будутъ проннкнуты .желаніемъ широко осуществить и прочно поставить его, и если, въ чемъ мы не видимъ повода сомн ваться, со стороны властей будетъ оказываема надлежащая поцдержка новому банку и его руководителямъ, то недостатки устава могутъ быть исправлены, неясности разъяснены, и законъ разовьется и покажетъ себя не на бумагЬ, а на д л . Главная роль, а съ т мъ вм ст и наибольшая отв тственность въ усп х этого д ла выпадаетъ, по уставу, на министра Финансовъ. Изв стно что первоначальнымъ проектомъ предполагалось слить Дворянскій Банкъ съ Крестьянскимъ и создать Всесословный Государственный Земельный Банкъ. Изв стно также что про ктъ этотъ былъ возвращенъ для изм ненія его въ смысл созданія особаго Государственнаго Земельнаго Банка для дворянъ. Это исполнено. Но въ устав , посл таблицы штатовъ, «сть семь прпм чаній, изъ коихъ первое гласитъ: „Должности по Государственному Дворянскому Земельному Банку могутъ временно, съ разр шенія миннстраФинансовъ, ^ыть зам щаемы лицами служащнми въ Крестьянскомъ Поземельномъ Банк . Точно также и служащпмъ въ Дворянскомъ Банк можетъ быть временно, съ разр шенія министра Финансовъ, поручаемо исправленіе должностей по Крестьянскому Банку." Ограниченій никакихъ; вс доллшости по Дворянскому Банку могутъ быть зам - щены служащими no Крестьянскому Банку, а тамъ гд этого не произойдетъ, служащимъ въ Дворянскомъ Банк можетъ быть поручаемо исправленіе должностей по КрестьянскомуБанку. Въ обоихъ случаяхъ сказано: „временно," но безъ обозначенія срока. Такимъ образомъ, отъ министра •Финансовъ будетъ завис ть дать новому Банку обликъ и характеръ. Мы склонны думать что прнм чаніе это вызвано чисто практическими соображеніями, воспользоваться уже существующимъ персоналомъ Крестьянскаго Банка для порученія ему временно вэденія на м стахъ д лъ Дворянскаго Банка. Быть-можетъ при этомъ играетъ н которую роль и экономія въ смысл назначенія исполняющимъ должность толысо усиленнаго содержанія по занимаемой должности, а не двойнаго по об имъ должностямъ. Но если этого н тъ, то мы должны предсказать министру много затрудненій къ разд ленію этихъ должностей въ посл дствіи и даже въ пріисканіи управляющихъ для чисто дворянскихъ отд леній. Предс датель Отд ленія Крестьянскаго Банка получаетъ 2.000 р. Управляюіцій Отд леніемъ Дворянскаго Банка 1-го разряда 5.000 p., 2-го разряда 4.000 р. Если должности эти будутъ совм щены, то предс датель Отд ленія Крестьянскаго Банка, будучи управляющимъ Отд леніемъ 2-го разряда Дворянскаго Банка, будетъ получать 6.000 p., тогда какъ управляющій Отд леніемъ 1-го разряда Дворянскаго Банка только 5.000 р. Изв стно какъ трудно и какъ неудобно уменыпать содержаніе; а если принять въ соображеніе вполн достаточное содержаніе присвоенное каждой изъ этихъ должностей и полную возможность для министра Финансовъ д лать сбереженія посредствомъ соединенія н сколькихъ губерній въ одно в д ніе^ то представится желательнымъ чтобы совм щеніе въ однихъ лицахъ должностей по Дворянскому и по Крестьянскому банкамъ встр чалось на д л какъ можно р же. Дал е, по ст. 11 Устава, „указаніе губерній входящнхъ въ кругъ в д нія каждаго изъ отд ленігі Банка зависитъ отъ мннистра Финансовъ." Отъ него одного: онъ не обязанъ ни сноситься съ министромъ Внутреннихъ Д лъ или Государственныхъ Имуществъ, ни справляться съ желаніями дворянства губерніи. Онъ вс это можеть д лать и можетъ сл довательно создать отд ленія такъ чтобъ они нанбол е отв чали условіямъ для усп шнаго д йствія Государственнаго Дворянскаго Банка; но можетъ поступать и наоборотъ, и неудачною сформировкой губерній пли неудачнымъ возложеніемъ должностей можетъ легко задержать развитіе д ла Государственнаго Дворянскаго Банка и даже дискредитировать его на первыхъ порахъ. Этого посл дняго должно особенно остерегаться. Вс наказы и инструкціи даются ыинистромъ Финансовъ, что прп краткомъ и лаконичномъустав особенно существенно для будущаго хода д лъ Банка. РІсключеніе составляетъ только порядокъ оц нки л с21*
Стр.2
324 ныхъ угодій и надзора за л сами, который хотя тоже опред ллется миннстромъ Финансовъ, но по соглашенію съминистромъ Государственныхъ Имуществъ. Остается жолать чтобы въ этой областн участіе Министерства Государственныхъ Имуществъ было какъ можно шире. По ст. 12 Уст. „растущій л съ допускается ко включенію въ оц нву въ томъ лишъ случа , если рубка производится по л сохозяйственному плану, отъ котораго заемщикъ обязуется не отступать безъ надлежащаго разр шенія." По стать же 14 и 2 наблюденіе за исполненіемъ заемщиками обязательствъ возложено на обязанность отд - леній. Ясно что при такихъ условіяхъ если и оц нка л совъ, и наблюденіе за ихъ сохранностыо будутъ лежать только на отд леніяхъ Банка, безъ помощи чиновъ Государственныхъ Имуществъ, л са вовсе не будутъ включаться въ оц нку, а чрезъ это чрезвычайно затруднитсл переходъ въ Государственный Банкъ им ній заложенныхъ въ частныхъ банкахъ, особенно въ с верной и средней полос Россіи. Поэтому, желательно чтобъ оц нка л совъ въ закладываемыхъ въ Дворянскій Банкъ им ніяхъ, разсмотр ніе или составленіе л - сохозяйственныхъ плановъ и наблюденіе за рубкой въ заложенныхъ им ніяхъ приняло на себя Мьнистерство Государственныхъ Имуществъ. Инструкція же Дворянскаго Банка должна только указывать порядокъ разсмотр нія доставляемыхъ л сныхъ оц - нокъ и заключать въ себ правила для назначенія ссудъ. Такоі! порядокъ предетавляетъ еще то удобство что открываетъ прост йшій путь для однообразнаго введенія въ жизнь законовъ объ охран л - совъ отъ истребленія. Считаемъ по этому поводу ум стнымъ сд лать одно общее зам чаніе по отношенію къ Уставу Государственнаго Дворянскаго Земельнаго Банка. Намъ сдается что онъ слишкомъ обособленъ, слишкомъ мало введенъ въ государственную жизнь, въ губернію и у зды. Въ немъ нигд мы не находимъ, наприм ръ, указаній на порядокъ сношеній съ м стными властями. А между т мъ, кто лучше исправника или становаго знаетъ каждое им ніе и все что въ немъ д лается? Никто лучше ихъ, при сод иствіи губернатора, конечно, не можетъ наблюсти за исполненіемъ обязательствъ заемщиками или ихъ управляющнми, или предотвратить ихъ нарушенія. He сл дуетъ забывать что село, особенно бывшее пом щичье село, хорошо ще помнитъ Опекунскій Сов тъ, знаетъ его порядки, и отъ Государственнаго Дворянскаго Банка буд тъ ждать т хъ же порядковъ. Банку же несравненно удобн е идти по испытанной, торной дорог ч мъ врубаться въ жизнь съ новыми пріемами. Итакъ, повторяемъ, будущее Государственнаго Дворянскаго Земельнаго Банка мы видимъ въ его исполненіи. Уставъ неоправдаль вс хъ ожиданій. Дворянскія вотчины остаются и при новомъ Банк такою же движимостью какою ихъ сд лали суд,ебные уставы и земельные банки. Дворянское представительство, обязательное въ томъ именно город который выберетъ министръ Финансовъ и при томъ управляющемъ котораго назначитъ министръ, хотя бы имъ былъ предс датель отд ленія Крестьянскаго Банка, мало соотв тствуетъ нанменованію Банка Дворянскимъ. Наконецъ, им нія неисправныхъ заемщкковъ предположено продавать съ публичнаго торга, а самая стоимость займа изъ Государственнаго Зеічельнаго Банка поставлена въ зависимость отъ ц ны закладныхъ листовъ. Все это далеко отъ нормы требованій. Но не будемъ загадывать впередъ; воздержимся отъ предположеній, чтобы не ввести въ спокойное ве|деше новаго д ла вопросовъ самолюбія и личнаго раздраженія. Будемъ наблюдать. , Ув ренность что д ло это, возбужденное j по мысли и почину самого Государя и j быстро доведенное до осуществленія несмотря на вс происки и противод нствія, не погибнетъ и не заглохнетъ, незыблема івъ насъ. Если не окажутся годными люди, іИхъ зам нятъ другими; если окажется негоднымъ законъ, его исправятъ; но мысль лежащая въ основ этого закона такъ важна по своимъ посл дствіямъ что не 1 можетъ не осуществиться, и помогать ея осуществленію, не только за страхъ, но \ и за сов сть, долгъ каждаго в рноподданнаго. Моеква, 6-го іюля. Петербургскій сотрудникъ в нской Политической Корреспонденцги, письма коего считаются въ Англіи полуофиціозными, за
Стр.3
325 в рялъ на дняхъ будто Русское правительство не нам рено ничего предпринимать по вопросу объ Афганской границ пока лордъ Солсбери не обнаружитъ своихъ нам реній въ связи съ этимъ вопросомъ. 6 іюля, нын шній англійскій премьеръ обратился къ парламенту съ р чыо которая, не взирая на всю элементарность своего содержанія, можетъ быть т мъ не мея е прннята за опытъ выраженія взглядовъ новаго министерства. Заявленіе лорда Солсбери было встр чено въ Европ весьма благопріятно. Въ В н , Берлин , Петербург усмотр ли въ р чи британ^наетъ де и себя какъ главу министер•ства обязаннымъ къ поддержк хеднва Тевфика. скаго премьера и министра иностранныхъ д лъ такой чистоссрдечный пошибъ какимъ не отличалось ни одно изъ пространныхъ объясненін г. Гладстона. Лордъ Солсбери не отозвался ни словомъ о многихъ важныхъ политическихъ интересахъ и затрудиеніяхъ нын шней Англіи.Наприм ръ, что было зам чено повсем стно, онъ совс мъ не упомянулъ о характер нын шнихъ отношеній между Англіей и н которымн другими великими державами. Ыо нелногое имъ сказанное было выражеію ясно, точно и снлъно. ОтносительноСудана премь•еръ заяиилъ что Англія не должна окончательно выводить оттуда своихъ войскъ пока не уляжется тамъ фанатическое броженіе угрожающее Егнпту. Оберегать этотъ край, принятый ею на свое попеченіе, ото всякаго рода опасностей стало де для Англіи священнымъ долгомъ. Кабинетъ не можетъ де сказать ничего о своихъ видахъ на окончательное устройство Египта въ политическомъ смысл , пока пе совершилась тамъ замедлившаяся финансовая реформа. Свято чтя обязательства своихъ предшественниковъ, онъ, Солсбери; приКоснувшись Афганистана, лордъ Солсберп естественно долженъ былі. упомянуть о переговорахъ съ Россіей относительно Афганской границы, причемъ заявилъ что, унасл довавъ эти переговоры отъ г. Гладстона, онъ нам ренъ продолжать ихъ съ того пункта на коемъ они остановились при прежнемъ кабинет . Такъ, напрпм ръ, -онъ нам ренъ де настаивать на включенін Зульфагарскаго прохода во влад ніп эмира Абдуррахмана. Впрочемъ, лордъ Солсбери видимо не считаетъ чтобы д йствительное р шеніе пограничнаго вопроса находилось въ логической связи съ помянутыми переговорами. Такое его мн ніе явствуетъ изъ сл дующей знаменательной оговорки: „Впрочемъ, милорды, когда бы переговоры эти ни окончились, я не стану утверждать чтобъ они им ли особо важное или р шительное значеніе... Коль скоро д ло касается обороны нашихъ интересоъъвът хъкраяхъ, то не трактаты или соглашенія, кои конечно полезны по-своему, должны быть нашею опорой. Дружб эмира, хотя и о ней стоитъ хлопотать, хотя и въ этой сторон наши хлопоты, над юсь, ув нчаются усп хомъ,—дружб эмира мы не можемъ дов рить нашихъ интересовъ. Мы дов римъ ихъ удачнымъ и быстро осуществимымъ планамъ обороны нашей границы везд гд она еще слабо защищена. Мы примемъ м ры къ созданію твердынь кои служили бы не только къ отраженію нападеній на нашу граннцу въ Индіи, но и выдавались бы настолько впередъ оной чтобы грозный валъ войны никогда не могъ къ ней прихлынуть. Этого рода пртотовленія (намекъ на изв стное выраженіе Гладстона) не будутъ, над юсь, ни пріостановлены, ни оставлены, какія бы ни произошли въ Англіи перем ны, какая бы государственная партія нн взяла у насъ верхъ..." Какъ ни мало сказалъ 6 іюля лордъ Солсбери, но въ томъ что сказано имъ по вопросу объ Афганской границ есть уже, кажется, канва для бол е или мен е зр - лаго политическаго плана. Впрочемъ, если премьеръ придаетъ вообще мало значенія наличному капиталу матеріаловъ выработанныхъ переговорами, то странно почему онъ является столь педантично строгимъ въ вопрос о Зульфагарскомъ проход . В дь п этотъ вопросъ существуетъ лишь насколько свято statu quo переговоровъ кои начаты бывшимъ кабинетомъ. Ссылка на обязательства къ эмиру видимо представляется лорду Солсбери хотя п устар вшимъ, но все же такимъ аргументомъ безъ коего обонтись трудно даже и ему. Положимъ что на дурбчр въ Равуль-Ппнди лордъ Дёфферинъ д пствительно об - іцалъ Абдуррахману отстоять для него Зульфагаръ, но в дь тогда же Афганскій эмнръ наотр зъ отказался допустпть англійскія вопска въ своп влад нія. Между т мъ, уже изъ приведенныхъ выше намековъ премьера явствуетъ что оборона Индіи, какъ понимаютъ ее Англпчане, немыс
Стр.4
326 лима безъ новыхъ посягательствъ на афганскія земли. Премьеръвызывается, сд - дoвaтeльнo^ оборонять для эмира не принадлежащій посл днему пунктъ за тысячп верстъ отъ граннцы англійскихъ влад ній и въ то же время не скрываетъ своего нам ренія ввести англійскія войска въ Афганистанъ, вопрекп р зко высказанноіі вол Абдуррахмана. He странно ли это? He должны лн, прп посягательств Англичанъ на Афганскую территорію, рушиться вс ихъ об щанія и обязательства данныя повелителю Афганцевъ? Какъ скоро пов ренный покушается на собственноеть дов рителя, то онъ, конечно, уже не можетъ дол е оставаться законнымъ оберегателсмъ его иыущественныхъ ннтересовъ. Торійская газета Standard пріобр ла теперь значсніе офидіозной. Развивая идею премьера о защит Индін протнвъ неизв стнаго врага, газета эта предвндитъ необходимость наступательнаго отпугиванія онаго въ видахъ искорененія въ немъ всякаго помысла о вторженіп въ Брптанскіе пред лы. Какъ бы далеко ни былъ воображаемый непріятель, но Афганистану присуждается въ Англіи печальный уд лъ служить Британцамъ своими землями для возведенія фортовъ п пронзводства импровнзованныхъ вылазокъ. Такимъ образоыъ, эпоху нейтральныхъ зонъ п государствъбуфферовъ должна см нить эпоха террпторіально-широкихъ и эластическихъ границъ съ плацдарыами для наступательныхъ д йствій. Б дный Афганнстанъ! Будь онъ „буфферъ," будь онъ что угодно, а все приходится ему, по глубокому уб ждснію Англичанъ, расплачиваться своими боками за блага ихъ культурнаго сос дства. Какую бы линію границы на с вер Россія ни признала для себя удобною и какой бы строгііі запретъ на себя тамъ ни наложііла, ннчто повпдимому ые изл чптъ Англіи отъ ея задорныхъ страховъ кром разв серіознаго заявленія Афганцевъ чтобъ южные сос ди ихъ, если ужь хотятъ непрем нно терзаться страхами, то терзались бы у себя дома. Какъ скоро Россія прочно осядется въ своихъ среднеазіятскихъ окраинахъ, устранивъ вс поводы къ пограничнымъ недоразум ніямъ со своими д йствптельными сос дями, —Персіеіі, Китаемъ, Афганистаномъ, быть-можетъ Англія н сдастся тогда на ув щанія Афганцевъ ободренныхъ Россіей и уберетъ вс свои щупальцы въ свою индійскую скорлупу. He въ этомъ ли чаятельномъ исход сл - дуетъ впд ть Средне - Азіятскій millennium? Ыо мечтать объ этомъ политическояъ ра еще далеко преждевременно въ виду безпокоііности холернческаго темперамента нашихъ за-афганпстанскихъ сос дей. Вотъ, напрнм ръ, какія загадки загадываются ио иоводу помянутой выше р чи лорда Солсбери: „на бумаг ," говоритъ Standard, „не трудно указать линію укр - пленныхъ постовъ и гарнизоновъ, коими ыожно бы снабдить Индійскую границу въ Гильгит , Пешавер , Дера-Изманлъ-хан н Кветт . Это кажется весьма удобнымъ и достаточнымъ для вс хъ практическихъ ц лей..." Русская пословица гласитъ что „отъдобра добра HeHiuyrb;" Standard однако продолжаетъ: „но въ виду непріятеля устремляющагося впередъ съ явнымъ нам реніемъ вторгнуться въ Индію намъ нельзя терп ливо ждать за своими окопами чтобъ онъ напалъ на насъ. Рано или поздно, намъ прндется выйти изъ своихъ пред ловъ и нанести обидчнку р шнтельный ударъ какъ скоро онъ окажется въ сфер распространенія нашей властн. Вотъ почему даже и самая безукорпзненная линія обороны будетъ для насъ все же недостаточна, а та линія, которую мы указалн выше, даже слаба во многи.чъ отношеніяхъ. Намъ нужно такую границу, которая представляла бы удобство для перехода въ наступленіс, a такъ какъ такой сплошной линін мы въ настоящее время открыть для себя не ыожемъ, то надо удовольствоваться какнмълибо однпмъ пунктомъ. Событія указали намъ такой подходящій пунктъ въ Кандагар . Какъ скоро наша (Белуджистанская) линія жел зной дорогп достигнетъ Пишііна (въ афганскихъ влад ніяхъ), то устранится всякое сомн ніе въ томъ что Кандагаръ им етъ великое военное зна| ченіо. Завершоніе необходимыхъ рельсовыхъ сообщеній будетъ зат мъ первымъ шагомъ, устройство постояннаго лагеря близь Кандагара—вторымъ." Такъ вотъ на что сбирается подняться Англія изъ страха предъ Россіей. Только і хватнло бы мочи, а то и не такіе подви| ги предприняла бы она съ того же страхуг ,еслибъ очутнлась въ Кандагар , второй столиц Афганистана. А Россіи, если в - рить Англичанамъ, опасно де предоставить въ пользованіе даже и горный про
Стр.5