313
лежащія пров рк въ порядк кассаціи
(или ревизіи какъ гласитъ н мецкій терминъ)
не считаются окончательными и могутъ
быть исполняемы не иначе какъ прбдварителъно
всл дствіе ходатайства и по
особому постановленію суда.
J№ isa .
Москва, 2-го іюяя.
Еще одно возраженіе противъ изм неБІЯ
порядка исполненія судебныхъ р шеній
по гражданскимъ д ламъ, сверхъ того
о коемъ мы говорили въ № 181 MOCK.
В д., будетъ заключаться въ томъ что
пріостановленіе исполненія аппеляціонныхъ
р шеній до пров рки этихъ р шеній въ
кассаціонномъ порядк , или до истеченія
срока на принятіе кассаціонной жалобы,
послужитъ поощреніемъ для недобросов
стныхътяжущихся,которыебудутъпользоваться
правомъ обжалованія я
окончатольныхъ
„ р шеній исключителыю съ ц лью
отсрочкп исполненія оныхъ и обременять
Сенатъ массою неоснователышхъ жалобъ.
Это возраженіе безспорно очень в сское;
но и оно при ближайшемъ разсмотр
ніи не выдерживаетъ критики. Въ самомъ
д л , еслибы главною заботой при
организаціи суда было предупредить возможность
недобросов стнаго пользованія
процессуальными гарантіями тогда сл довало
бы ограничиться лишь одною инстанціей
суда и вовсе не допускать переноса
д ла ни въ апцеляціонную, ни въ кассаціонную
инстанцію, такъ какъ и въ аппеляціонныя
инстанціи приносится очень много
жалобъ неосновательныхъ им ющихъ
ц лью лишь отдалить моментъ принудительнаго
исполненія. Но помимо этого неосновательная
жалоба еще не есть доказательство
того что жадобщикъ обратился
къ высшему суду зав домо недобросов стно.
Какъ бы ни былъ совершенъ законъ
регулирующій гражданскія правоотношенія
онъ никогда не можстъ обнять вс хъ случаевъ
д йствителыюй жнзни кои должны
выть подведены подъ него. Сложное устройство
суда и пров рка р шеній по инстанціямъ
отъ которой до сихъ поръ нигд
совершенно не отказывалось правосудіе
лучше всего это доказываетъ. Наши
же законы, коихъ прим неніе и толкованіе
возложены на судъ, во вс хъ отношеніяхъ
неудовлетворительны и суду приходится
не только ихъ толковать, но и весьма
часто дополнять, такъ какъ жизнь давно
опередила ихъ устар вшія нормы, и въ
масс случаевъ нашъ гражданскій кодексъ
не даетъ никакого отв та на поставленный
вопросъ, а между т мъ судъ обязанъ
дать этотъ отв тъ. Судебное р шеніе по
такимъ вопросамъ, на которые не им ется
прямаго и яснаго отв та въ закон , перестаетъ
казаться произвольнымъ лишь
съ того момента когда они подтверждены
высшимъ авторитетомъ Кассаціоннаго Суда
коему присвоено право обязательной
интерпретаціи законовъ. Возможно ли, въ
виду одного этого соображенія, искусственно
преграждать тяжущимся путь къ высшей
инстанціи, коль скоро такой судъ существуетъ?
А этотъ путь несомн нно преграждается
во вс хъ т хъ случаяхъ когда
тяжушдйся знаетъ что исполненное р иіеніе,
которое онъ можетъ обжаловать;
если
и будетъ изм нено на бумаг , окажется
непоправимымъ на д л .
Но, скажутъ, возможно ли не принять
во вниманіе необходимости оградить Сенатъ
отъ чрезм рнаго накопленія д лъ?
He сл дуетъ ли оііасаться что всл дствіе
изм ненія порядка, который и теперь не
вполн избавляетъ верховный трибуналъ
отъ массы неосновательныхъ жалобъ, накопленіе
д лъ возрастетъ до такихъ разм
ровъ что Сенату не будетъ никакой
возможности осилить свою задачу?
Количество д лъ поступающихъ въ Сенатъ
конечно возрасло бы; но едва ли это
должно быть признано непреодолимымъ
препятствіемъ къ устраненію аномалій.
Практика нашего суда вообще доказала
до какой степени плохо разчитано было
при составленіи судебныхъ уставовъ количество
рабочей силы потребной для того
чтобъ осилить трудъ возложенныіі на КассаціонныйСудъ.
По первоначальному штату
кассаціонныхъ департаментовъ Сената,
составъ оныхъ былъ опред ленъ всего изъ
8 сенаторовъ (по 4 на кансдый департаментъ),
и при нихъ прокуратура изъ 4
лицъ (по 2 на департаментъ). Съ 1877 года
штатъ этотъ получилъ громадное приращеніе:
вс хъ сенаторовъ кассаціонныхъ
департаментовъ состоитъ нын 51 (27 въ
уголовномъ, 23 въ гражданскомъ и одинъ
первоприсутствующШ въ общемъ собраніи
департаментовъ). Личный составъ сенатской
прокуратуры, играюіцей весьмаваж
Стр.1
314
ную роль въ производств кассаціоннаго
суда, доведенъ до 26 (13 при уголовномъ,
12 при гражданскомъ департамеит и одинъ
оберъ-прокуроръ при общемъ собраніи).
Вм ст
съ изм неніемъ штатовъ значительно
упрощенъ самык порядокъ производства
въ кассаціонномъ суд ; департаменты
подразд лены на отд ленія. Въприсутствіе
департаментовъ (изъ семи сенаторовъ)
поступаютъ лишь такія д ла „по
которымъ оказывается необходимость въ
разъясненіи точнаго смысла законовъдля
рутсоводства къ единообразному нхъ истолкованію
и прим ненію." Только по этимъ
д ламъ изготовляются и печатаются во
всеобщее св д ніе подробно мотивированныя
р шенія. Вс же прочія д ла по коимъ
не ттредстоитъ надобности въ новыхъ
указаніяхъ Сената на толкованіе законовъ,
разсматриваются въ отд леніяхъ (въ присутствіи
лишь трехъ сенаторовъ), и по
этимъ д ламъ Сенагь ограничивается краткою
резолюціей. Сверхъ того, Сенату предоставлено
суммарно отвергать въ распорядительномъ
зас даніи вс т жалобы
кои предъявлены съ нарушеніемъ установленныхъ
законовъ формальныхъ условій,
или же не заключаютъ въ себ никакихъ
указаній на поводы къ отм н р шенія.
При такомъ значительномъ личномъ состав
и столь существенныхъ облегченіяхъ,
нельзя думать чтобы можно было опасаться
такого обремсненія Сената которое ему
было бы невозможно осилить. Н тъ сомн
нія что возможность отсрочить исполненіе
р шенія побудитъ къ подач кассаціонныхъ
жалобъ многихъ тяжущихся,
которые ньш отъ этого воздержнваются
не видя въ том-ъ никакой для себя практической
пользы. Flo далеко не вс тяжущіеся
будутъ им ть интересъ затягивать
д ло и при введеніи того изм ненія о коемъ
мы говоримъ. Предварительное исполненіе
р шеній, которое допускалось бы
судами первой и второй степени, и прнтомъ
гораздо чаще нежели теперь, послужитъ
самымъ важнымъ и виолн правом
рнымъ коррективомъвъэтомъ отношеніи.
Другою задержкой, хотя и мен е нормальною,
будетъ служить кассаціонный залогъ.
Тотъ избытокъ д лъ на который д йствительно
увеличится производство Сената
распред лился бы на дв категоріи: 1)
жалобы приносимыя, безъкакого-либо основательнаго
повода, съ исключительною
ц лью протянуть д ло и отсрочить исполненіе
р шенія и 2) жалобы по такимъ д -
ламъ, гд пм ются в скіе доводы, противт.
р шенія аппеляціоннаго суда, но по
которымъ въ настоящее время н тъ разчета
обращаться къ кассаціонному суду
въ виду того что, разъ исполненныя, эти
р шенія становятся непоправимьши.
Первый разрядъ жалобъ очевидно не
можетъ причинить Сенату никакого важнаго
обремененія, какъ бы велико ни было
количество этихъ жалобъ. Он будутъ отвергаемы
суммарно въ распорядительномъ
зас даніи; а. для этого будетъ достаточно
б гло просмотр ть жалобу. Что же касается
жалобъ второй категоріи, то само
собою разум ется что относнтельно такихъ
жалобъ не можетъ быть и р чи о большемъ
или меныпемъ обремененіи Сената,
ибо одно пзъ двухъ: либо такихъ жалобъ
окажется не много; тогда не будетъ и обремененія;
либо въ Сенатъ станетъ поступать
не малое количество жалобъ, требующихъ
серіознаго разсмотр нія, которыя
при теперешнемъ порядк остаются
неподанными. Но если таково будетъ посл
дствіе предлагаемой поправки въ судебныхъ
уставахъ, то это будетъ самымъ
нагляднымъ доказательствомъ несостоятельности
теперь суіцествующаго порядка.
Еслибы наступило второе изъ указанныхъ
посл дствіи п теперешнему составу
Кассаціоннаго Суда было бы д иствительно
не по силамъ новое приращеніе его
труда, тогда разум ется оставалось бы
лишь еще увеличить штатъ Кассаціоннаго
Суда, дабы къ его правосудію могли приб
гать вс т кто нын лишенъ этой важн
йшей гарантіи гражданскаго процесса.
Судя по прим ру другихъ странъ, такое
увеличеніе у насъ личнаго состава
Кассадіоннаго Суда было бы въ порядк
вещей; ибо нашъ Кассаціонный Судъ и
теперь слишкомъ малочисленъ сравнительно
съ равными ему трибуналами въ прочихъ
европейскихъ государствахъ. Для
прим ра укажемъ лишь на то что Германскій
Имперскій Судъ при самомъ его
учрежденіи получилъ составъ изъ шестидесяти
сов тниковъ. А Германскій Имперскій
Судъ им етъ вотъ какія преимущества
предъ нашнмъ кассаціоннымъ судомъ
по отношенію къ количеству лежащаго на
немъ труда: Толкованіе законовъ несравненно
легче въ Германіи, гд существуетъ
в ковая юридическая наука и правильная
судебная практика; по числужителей, Гер
Стр.2
315
манія на половину мен е той части Россіи
на которую простирается компетенція
нашего кассащоннаго суда. Наконецъ, и
это всего существенн е, вс малоц иныя
д ла подсудныя въ Германіи трибуналу
соотв тствующему нашему мировому суду
(до 1.500 марокъ) им ютъ своею кассаціонною
инстанціей не имперскій судъ, a
аппеляціонные трибуналы.
.№ 183.
Мооква, 3-го іюпя.
На дняхъ мы обращали вниманіе читателей
на возникшіе въ посл днее время
слухи о н коемъ грандіозномъ финансовомъ
проект , сочпняемомъ при громкихъ
выраженіяхъ сочувствія и одобренія со стороны
заграничныхъ биржъ. Въ петербургскихъ
газетахъ пишутъ что д ло идетъ
не о чемъ иномъ какъ о преобразованіи
Государственнаго Банка, и притомъ именно
въ смысл передачи его и вс хъ его
операцій въ руки частной, привилегированной,
монопольной акціонерной компаніи.
Вм сто существующаго государственнаго
кредитнаго учрежденія предполагается
создать банкъ по образцу Англійскаго,
который выпускалъ бы въ обращеніе банковые
билеты обезпеченные безостановочнымъ
разм номъ на золото. Ц лыо такой
реформы выставляется подъемъ ц нности
кр дитнаго рубля.
Никакихъ подробностей ни о проектируемыхъ
условіяхъ передачи государственнаго
банковаго учрежденія въ частныя руки,
ни о связанномъ съ этою передачей
фпнансовомъ план пока,въ видуне им ется.
Но ч мъ неопред ленн е слухи, т мъ
сильн е вызываемая имътревога. Неизв стно
какую пользу принесетъ Россіи проектируемая
реформа, и будетъ ли еще отъ \
нея польза, но что она дорого, страшно'
дорого обойдется стран , въ этомъ едва
ли есть сомн ніе.
Англіискій Банкъ, конечно, весьма почтенное
учрежденіе, пользующееся громаднымъ
всемірнымъ креднтомъ. Англичане
справедливо гордятся этимъ своимъ учрежденіемъ,
точно также какъ всею своею
конституціей, своими верхнею и нижнею
палатами. Но отнюдь не сл дуетъ чтобъ
эти учрежденія въ равной м р были хороши
и для Россіи, чтобы д ятельность
ихъ на нашей почв давала бы такіе же
результаты что и въ Англіи. При вс хъ
своихъ достоинствахъ, англійскія учрежденія
им ютъ и свои темныя стороны, а наши
условія таковы что на нашей почв
именно эти темныя стороны англійскихъ
учрежденій и получили бы особенный ходъ
и первенствующее значеніе. Трудно и едвали
возможно создать въ Петербург совершенный
двойникъ Англійскаго Банка,
который им лъ бы одинаковое съ нимъ
значеніе и авторитетъ въ д л денежныхъ
оборотовъ. Но еслибы возможно было не
только создать такое учрежденіе, а просто
перенести Англійскій Банкъ, со вс мъ
его личнымъ составомъ, со вс мн его средствами
и кродитомъ, съ береговъ Темзы
на берега Невы, онъ скоро пересталъ бы
быть т мъ что онъ есть и не только не
сд лался бы предметомъ гордости наіпей
страны, а сталъ бы для нея истиннымъ
народнымъ б дствіемъ. Припомните образъ
д йствій котораго держался Англійскіі!
Банкъ въ эпохи разныхъ постигавшихъ
Англію денежныхъ и экономнческихъ крпзисовъ,
припомните эту массу справедливыхъ
жалобъ которыя этимъ образомъ д йствій
вызывались. Бсякій сколько-нибудь
усиленный спросъ на золото и вызываемое
имъ усиленное предъявленіе банковыхъ билетовъ
къ разм ну обычно влекли за собой
ст сненіе торговыхъ и вообще денежныхъ
оборотовъ, подъемъ учета, сокращеніе
банковыхъ операцій и самыхъ разм
ровъ бумажнаго денежнаго обращенія,
именно въ т моменты когда положеніе
д лъ требовало ихъ расширенія во изб -
жаніе денежныхъ кризисовъ. He перечислить
т хъ банкротствъ и убытковъ которые
были посл дствіемъ такихъ д йствій
Англійскаго Банка. Co стороны это не такъ
видно, и въ самой Англіи, по минованіи
кризисовъ, неудобства проистекающія отъ
отъ слишкомъ ревностнаго охраненія Баикомъ
своего золотаго фонда скоро забываются.
Денежные кризисы бываютъ тамъ
не часто, экстренный запросъ на золото
для вывоза за границу тамъ вообше р дкость.Какъ
всемірный кредиторъ, Англія
можетъ всегда массами получать его отъ
своихъ должниковъ, хотя, какъвсемірный
торговецъ, предпочитаетъ получать отъ
нихъ проценты не золотомъ, а товаромъ.
Въ случа экстренной надобности въ золот
, Англичане всегда безъ труда могутъ
Стр.3
316
добыть его въ желаемомъ количеств , помимо
кладовыхъ Англійскаго Банка, продажей
на заграничныхъ биржахъ части принадлежащихъ
имъ чужеземныхъ долговыхъ
обязательствъ. Совс мъ не то у насъ въ
Россіи. Мы некредиторы, адолжникидругихъ
странъ. Необходимость въ большихъ
массахъ золота для заграничныхъ расплатъ
у насъ не временное и случайное, а постоянное
явленіе, неизб жный результатъ
обычиаго положенія въ какомъ находится
нашъ разчетный балансъ. И этотъ постоянный
спросъ на золото изъ м сяца въ м -
сяцъ держалъ бы у насъ въ осад кладовыя
Банка. Чрезм рныи спросъ на золото
для вывоза за границу у насъ хроническая
бол знь, а не острая какъ въ
Англіи. Вызываемый такою бол зныо ст -
снителышй для вс хъ денелсныхъ операдій
образъ д йствій АнглійскагоБанка былъ
бы у насъ не преходящимъ и мимолетнымъ,
а постояннымъ п систематичеекимъ. Перепеся
къ себ Англійскіи Банкъ, мы осудили
бы себя терп ть постоянно то чему
въ Англіи подвергаются только во время
р дкихъ кризисовъ. Вся связанная съ денежными
оборотами хозяйственная жизнь
страны,—а какая же сторона этонжизни
съ ними не связана?—находилась бы постоянно
въ подавленномъ, угнетенномъ состояніи.
Денежное
обращеніе основанное на неразм
нныхъ кредитныхъ деньгахъ им етъ
соріозныя неудобства; но эти неудобства
ничто въ сравненіи съ т ми какія водворплись
бы у насъ еслибы, при существующихъ
условіяхъ разчетнаго баланса, м -
сто нын шнпхъ кредитныхъ билетовъ заступили
вдругъ разм нные банковые билеты
выпускаемые на такихъ точно основаніяхъ
на какихъ выпускаются они Англійскимъ
Банкомъ. Наши денежные обороты,
правда, питаются нын пищею не
самаго высшаго качества, но ію крайней
м р им ютъ въ достаточномъ количеств
эту пищу, а это во всякомъ случа
лучше голода, который наступилъ бы въ
случа зам ны кредитныхъ билотовъ, при
существующихъ условіяхъ, разм ниыми
банковыми билетами.
Впрочемъ, о совершенной зам н кредитнаго
обращснія банковымъ, повидимоыу,
не мечтаютъ и авторы предполагаемой
реформы Банка. Обращеніемъ банковыхъ
билетовъ предполагается, по слухамъ,облагод
ять страну не сполна, а лишь отчасти.
Монопольный акціонерный банкъ будетъ
выпускать разм нные на золото банковые
билеты, но на ряду съ ними останутся
въ обращеніи и нын шнія бумажныя
деньги. Удивительно только какимъ
образомъ ихъ совм стное обращеніе можетъ
быть согласовано съ ц лью реформы.,
которою выставляется подъемъ ц ны
кредитнаго рубля,. Будуть рядомъ два рубля,
одинъ разм нный, привилегированный,
акціонерный, другой неразм нный, неполноправны
і, государственный. Можетъ ли выиграть
въ ц н этотъ посл дній отъ сос
дства съ первымъ?
Совм стное обращеніе разм нныхъ и нера,зм
нныхъбумажныхъденежныхъзнаковъ
у насъ не совс мъ д ло небывалое. Депозитки
обращались наряду съ ассигнаціями въ
періодъ предшествовавшій окончательной
зам н посл днихъ разм нными кредитными
билетами. Но едва ли то что требовалось
или допускалось тогдашними обстоятельствами
можетъ быть признано ум стнымъ
теперь. При нын шнихъ разм рахъ нашихъ
заграничныхъ платежей, при нын шнихъ
разм рахъ нашихъ вн шнихъгосударственныхъ
и общественныхъ долговъ, при нын
шнемъ таможенномъ тариф , графъ Канкринъ
едва ли р шился бы на ту реформу
денежнаго обращенія которая тогдабыла
совершена имъ. Во всякомъ случа ,
поданный имъ прим ръ показываетъ что
для совершенія такой реформы н тъ никакой
необходимости въ поредач этого
государственнаго д ла въ распоряженіестороннихъ
своекорыстныхъ рукъ и въ постыдномъ
для національной чести, а потому политически
вредномъ, приниженіи государственнаго
кредита предъ кредитомъ частной
компаніи.
Монопольная банковая компанія разв
лучше монопольныхъ жел знодорожныхъ
компаній? А въ какой м р посл днія служатъ
государственнымь и общественнымъ
интересамъ показано долговременнымъ печальнымъ
опытомъ. Гд гарантіи что правительственная
инспекція по отношенію къ
банковымъ концессіонерамъ будетъ д пствительн
е ч мъ по отношенію къ концессіонерамъ
жел знодорожнымъ? И, наконецъ,
если П(]авительство способно давать
государственному банковому учрелсдснію
нужное направленіе, въ чемъ же побужд
ніе устранять правительство отъ прямаго
имъ зав дыванія и б жать къд льцамъ
биржеваго міра съ мольбою: пріидите
Стр.4
317
княжить и влад ть вс мъ русскимъ кредитомъ
и денежнымъ обращеніемъ?
J>5 184 .
Мооква, 4-го іюля.
Корреспондентъ Daily News, приставшіи
у Персидской границы къ экспедиціи генерала
Скобелева, находится теперь въ
пл ну въ Мерв и оттуда посылаетъ чрезъ
Мешхедъ крайне сенсаціонныя телеграммы
въ Лондонъ. Посл дняя его эта телеграмма
над лала переполохъ въ англійскихъ
газетахъ. Въ телеграмм между прочимъ
сообщалось: „русскій командуіош,ій
„войсками въ Асхабад то и д ло пись„менно
уговариваетъ мервскихъ главарей
„понуждая ихъ признать владычество Рос„сіи.—Если
племена будутъ дружественно
„располонсены, пишетъ онъ, то территорія
„ихъ останется неприкосновенною и двн„женіе
Русскихъ къ востоку направится
„на Мешхедъ.—Русскіе заняли весь с -
„верный берегъ Атрека до Кучана. Устро„ены
блокгаузы въ недальнемъ разстоя„ніи
одинъ отъ другаго. Это исправленіе
„границы весьма важно и проч."
Для уразум нія этой телеграммы требуется
н сколько географическихъ поясненій.
Истоки р къ Атрека и притока ГериРудъ,
р ки Кешефъ-Рудъ, почти сходятся;
об р кн берутъ начало въ горахъ
южн е Копетъ-Дагскаго хребта (у подножія
его къ с веру тянется узкою полосой
Ахалъ-Текинскій оазисъ) и н сколько восточн
е крайняго пункта занимаемаго нами
въ оазис , Асхабада. Близь р ки Кешефъ-Рудъ
стоитъ Мешхедъ, а на ГериРудъ
Гератъ. Атрекъ течетъ къ СЗ мимо
городовъ Кучана и Ширвана и н сколько
с верн е города Буджнурда, зат мъ поворачиваетъ
на западъ до нашего укр -
пленія Чатъ (при впаденіи Сумбара въ
Атрекъ):, дальн йшее ея теченіе по Туркменской
степи общеизв стно. Отт. Асхабада
къ Ширвану есть дорога чрезъ Копетъ-Дагъ,
но очснь дурная. Отъ Кучана
до Мешхеда надо идти чрезъ перевалъ и
зат мъ долиной Кашефа-Рудъ. Кучанъ придется
въ 4
а изъ Мешхеда, утверждаютъ въ Англіи,
рукой подать въ Гератъ, что впрочемъ на
самомъ д л далеко не такъ.
/г>
пути отъ Каспія къ Мешхеду,
Посл перваго взгляда на карту англійскіе
публицисты почти вс хъ отт нковъ
не могли сдержать свое волненіе. Россія
не псполнила своего об щанія, даннаго въ
начал нын шняго царствованія, не расширять
своихъ влад ній въ Средней Азіи,
толкуютъ газеты. Русскіе замышляютъ занять
Мервъ, хотя бы и мирнымъ путемъ.
Онн стали уже по всену с верному берегу
Атрека и т мъ захватили у Персііі
ц лую область.
Journal de St.-Petersbourg посп шилъ
успокоить англійскія газеты прежде всего
относптельно Мерва. „Съ дикими племенами,
говоритъ газета, н тъ возможности
вести переговоры; въ особенностн же ие
договариваются съ ними въ такихъ видахъ
какіе такъ охотно приписываются
Россіи н которыми газетами. Д ло идетт,
о томъ чтобъ обезпечить безопасность новопріобр
тенной территоріи, предохранить
ее отъ разбойннчьихъ наб говъ, а потому
весьма естественно что русскія власти предупредили
жителей Мерва что отнюдь нс
им ется въ виду нападать на нихъ, и что
если они будутъ уважать чужія влад нія,
то съ ними не станутъ искать ссоры; что
же касается сообщенія имъ о поход на
Мешхедъ, входящемъ будто бы въ русскую
программу, то объ этомъ никто и
не думалъ. Въ нам ренія русскаго правительства
вовсе не входитъ уклоненіе
отъ предначертаннаго имъ себ образа
д йствій; оно не ищетъ новыхъ территоріальныхъ
npioeptTeHifi."
Впрочемъ, въ Англіи уже едва упоминаютъ
теперь о Мерв . Крики о Мерв
см нились уже криками о Мешхед . Saturday
Eeview даже разр шаетъ намъ занять
Мервъ. „При искреннемъ дов ріи къ
Россіи, говоритъ она, было бы весьма
сстественно, разумно и справедливо придоставить
Россіи власть надъ Мервомъ.
Мервъ былъ средоточіемъ туркменскаго
владычества, главною квартирой враговъ
караванной торговли, столицей посл дняго
незавнсимаго уголка въ Туркестан .
Присоединеніе его віюлн округляло бы
русскую гранпцу, обезпечивало бы спокойную
торговлю и открывало бы новый
путь на Самаркандъ." Какая радикальная
перем на во взгляд на Мервъ посл столь
недавнихъ яростныхъ криковъ по поводу
предполагаемаго движенія нашего на этотч^
оазисъ! Ч мъ объясняется эта перем на?
Та же Saturday Revietv говоритъ:
Стр.5