Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 684001)
Контекстум

Собрание передовых статей Московских ведомостей / М. Н. Катков ... 1870 год (290,00 руб.)

0   0
Первый авторКатков Михаил Никифорович (1818-1887)
Издательство[Б.и.]
Страниц822
ID80353
Катков Михаил Никифорович (1818-1887). Собрание передовых статей Московских ведомостей / М. Н. Катков ... 1870 год / Катков Михаил Никифорович (1818-1887) .— : [Б.и.], 1897 .— 822 с. — URL: https://rucont.ru/efd/80353 (дата обращения: 15.11.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Подитика разложенія явствующая изъ русскихъ корреспонденцій въ н мецкія газеты. <...> 10. Ёъ изи ненію уеловій земдевлад нія въ Западномъ кра . <...> II Розультаты колебаній національиой политики По поводу указа объ установлеиіи иаказанія за огдашеиіе въ печати св д пій обпаруживаевъ Западномъ кра . <...> Медленность выкупной операціи въ Западномъ Почтовое д ло. кра . <...> Неправильности допущенныя Почтовьшъ В доыствомъ по контракту съ г. Аннепковьшъ Западномъ кра . <...> Задача правительетва въ балтійскихъ губерКъ воироеу о позеиельноиъ устройетв Цаніяхъ есть задача націовально-политичеекая, а не ранъ. <...> Ототавные еолдаты изъ Латышей и Эстовъ Гражданскій подвнгъ русскихъ дворянъ и здравый емыслъ русекаго народа. <...> Преобразованія въ балтійскпхъ губериіяхъ Преобразовавіе учрежденій по крестьянскимъ должны вести ихъ къ полноиу органическому объедиііенію съ Россіей. <...> Д йствительныя причины удаленія изъ Балтійскаго края солдатъ изъ Эетовъ и Латышей. <...> Балтійекія провипціи должны быть частыо русскаго государства или н иецкою страною. <...> По поводу появленія въ National Zeitung докуиента касающагося д лопроизводства иа русПечать. скомъ язык въ присутетвенвыхъ м стахъ балПо поводу предостереженія отъ Министра Вну- тійскихъ губервій. <...> Союзъ Австріи еъ Пруссіей аротивъ Россіи аа Крестьянскія повинноети. <...> іе St.-Petershiirger Zeitung въ искаЮридпчесіш-эконоиическое значевіе нпотечна- жев <...>
Собрание_передовых_статей_Московских_ведомостей__М._Н._Катков_..._1870_год.pdf
u ^су^ A •Ш£.
Стр.1
н М. Н. КАТКОВЪ. и Ь05 СОБРАНІЕ ПЕРЕДОВЫХЪ СТАТЕЙ ІОСШСШІ. В^ДОІОСТЕІ, 1870 годъ. !Й&і ИЗДАНІЕ С. П. КАТКОВОИ. МОСКВА. 189 7.
Стр.2
Типографія Б, Б. Чич рина, прот, Жарьиной (цш^ т . за Жаиеръ-Коллешскиііъ валоиъ, соб. домъ, 2 ст. Моск. у зда
Стр.3
т\я u/fPiPb, НЯБГОЛІІЧЪ н 4% тшл . tyteb*
Стр.4
1870 годъ. Указатель етат йг • ВПУТРЕШШЯ ПОЛИТИКА. Общіе вопросы 2 ) . Внутреинес обозр ніе за истекшій годъ. 3. ГСто нагаи революціонеры. Характеристика Бакуиина. 4. Подитика разложенія явствующая изъ русскихъ корреспонденцій въ н мецкія газеты. 5. Причины едиаодушія нашихъ копсерваторовъ и радякаловъ въ вопросахъ націонаіьной подитики Россіи. 186 —А. Трп задачи русскаго иарода. 202. Матеріалыіая сила народовъ есть выражеаіе ыравствеііной сиды ихъ. 225—А. Государственный оиыслъ русекаго народа. 251-Б. Администрація. Проектъ админиетративао-полпцейской реФорми. 19. 32. 39 60. 70. По поводу слуховъ о переуетройетв адчиішстративцой части Минпстеретва Путей Сообщепія. 22. Переустройство административнаго зав дываяія жел зныии дорогаии. 83. Разборъ изи неній общихъ цептральныхъ учрежденій Мииистерства Путей Сообщенія и упра«ле.іія шоссейиыии и водяиыии сообщвіііяии. 86. Военное д ло. Перевооружеаіе войскъ. 2—Б. Перевооруженіе артнллеріи п п хоты. 45—ВНачадо воеиной реФориы. 240 —А. Желателыюсть перевода иатуральной постойиой повшшости на денешаую и необходимость •сооруженія казармъ, 241—Б. Желательность поддвржки правительствоиъРоссійскаго Общес.тва стр лковъ. 246 Польза всеобщей воииской повианости. 257. Западный край. Продажа ии ній съ публичнаго торга въ ЮгоЗааадаоиъ кра какъ путь къ усилеаію въ вемъ русекаго зеилевлад нія и м ры облегчающія пріобр теяіе этихъ ии иій. 10. Ёъ изи ненію уеловій земдевлад нія въ Западномъ кра . Оиииатія между нашими радикалаии и лже-коасерваторами въ этвмъ воирос . Диберальяая цензура. 14. Начало и прекращеаіе ушотребленія русекаго языка при католическоиъ б госдуженіи въ Западноиъ кра . 41. 127—А. Крестьяаское д ло въ С вер -Заиадноиъ кра . Воаросъ о сервитутахъ. И. Гоеударетвеииыя заслуги Д, Г. Вибикова въ въ Юго-Западаоиъ кра . 43—А. Вмепское праздиеств 19-го Фввраля по поводу завершевія креетьянской реФормы. 43—Б. Русскій языкъ какъ средство разобщенія католнцизиа еь полоаизмоиъ. 44—А. Націоиальиый воиросъ въ Западн мъ кра , 54. Ходъ русскаго зеилевлад аія въ Юго-Западноиъ кра . 61. Введеаіе руеекаго языка въ дополнительаое католячеекое богослужевіе. 68. 102. 108—Б. 140. Устройетво государственаыхъ креетьянъ въ Западиомъ кра . Люетрація. 69. Крестьяяское д ло въ Заиадяомъ кра . 71. 118. 124. Причиян иріоетановки русскаго движенія въ Западаомъ кра . 72. Д ятельиоеть Общества Взаимваго Поземельааго Кредата въ Западаоиъ кра . 73. Воеросеійское заачеаіе сліяяія Малой Руси еъ Велигсою. 99—А. Результаты подчияеаія мировыхъ посредаиковъ губернской адинаиетраціи въ Заяадвомъ кра . 104. Слухи распускаемые подьской партіей объ изм аеаіи вравлтельетвеішой полятикн въ Зааадномь кра . 109. •лрпблявпт льпо. а рубрнками. *) Цііфры овііачають нум ра Москоеснихъ Шдомоапей, а буБвы А, Б, В озпачаюгъ д рван, иторая л трвтья статг.я въ даиііомъ ыумор ; иум ръ страпицы уиазыва тъ да часть статьи. Сод рдані н которыпі статой иомо быть обозлаіено лиіль ) Общіе вопросы, каоающі ся Россік, затрогиваютея тавжв въ и воторыхъ сгатьяіъ, цох щвияии цодъ другдля
Стр.5
Собрание_передовых_статей_Московских_ведомостей__М._Н._Катков_..._1870_год_(1).pdf
264 учрежденія зав дующаго выкупомъ им ли надлежащую гласность. Съ этою ц лію они полагаютъ, вопервыхъ, къ составу этого учрежденія присоединить представителей дворянства для ближайшаго и точнаго контроля за выкупными операціями, и вовторыхъ, публиковать срочные отчеты по выкупу для всеобщаго св д нія. He подлежитъ соын нію что при такихъ условіяхъ упрочится полное дов ріе къ выкупу, а это, независимо огъ усп шнаго разр шенія крестьянскаго д ла, будетъ им ть самыя благод телышя посл дствія для внутренняго кредита вообще." (Мат. Ред. Ком. т. XI, стр. 215)." Предположенія финансовой коммиссіи были одобрены правительствомъ, которое утвердило вс проектированныя ею м ры. Въ составъ главнаго выкупнаго учрежденія введены два члена отъ дворянства. Ст. 47 положенія о выкуп обязала главное выкупное учрежденіе составлять отчетъ для внесенія его въ сов тъ государственныхъ кредитныхъ установленій, въ которомъ, какъ изв стно, зас даютъ представители дворянства и купечества. Кром того отчетъ долженъ печататься во всеобщее св д ніе. На губернскія присутствія, какъ м стныя учрежденія по выкупу, возложено составленіе общихъ по губерніи в домостей, на основаніи св д ній получаемыхъ изъ у здныхъ казначействъ. Въ стать 48 въ пунктахъ 9 и 10 прямо выражено что губернскія присутствія должны соотавлять какъ „денежные," такъ и всякіе иные отчеты по выкупной операціи. „Ближайшее наблюденіе для охраненія „казны отъ безпорядковъ по выкупной „опера.ціи" возложено закономъ на предс дателя казенной палаты. „Оиъ отв чаг „етъ въ особенности за правилыюе веде„ніе счетоводства по выкупной опораціи, .„какъ въ губернскомъ присутствіи, такъ „и въ у здныхъ казначействахъ." (Пол. о вык. ст. 49.) Что касается до центральнаго выкупнаго учрежденія, то участіе въ немъ депутатовъ отъ дворянства не могло принести пользы. Въ сов т государственныхъ кредитныхъ устаиовленій тоже зас даютъ, какъ изв стно, по шести депутатовъ.сгь петербургскаго дворянства и купечества. По закону очеты кредитныхъ учрежденій считаются очищенными и съ чиновииковъ ихъ слагается всякая отв тственность лишь чрезъ подпись депутатовъ подъ отчетами. Изв стно однако что участіе п тербургскихъ депутатовъ въ контрол надъ государственными кредитными операціями не им етъ никакого значенія. Между т мъ въ главное выкупное учрежденіе члены отъ дворянства быди назначены на томъ | же основаніи, на какомъ допущены они \ъъ сов тъ кредитныхъ установленій; они таіасе выбираются петербургскимъ дворянствомъ (Пол. Главн. Ком. 28-го іюня 1861 г.). Надобно думать что еслибыконтролю дворянства надъ выкупною операціей придавалось серіозное значеніе, то въ 1861 году, при совершенно иныхъ условіяхъ, не былъ бы повторенъ порядокъ въ теченіе полустол тія обнаружившій толькосвоюполн йшую несостоятельность. По счастію, точная отчетность по всей выкупной операціи требуется нын не толь|ко сословными, но и общими правительственными интересами. Изъ числа данныхъ выкупной операціи остающиХся въ неизв стности, наибольшую важность им етъ состояніе запаенаго капитала выкупной операціи. Обыкновенно считаютъ что въ запасный капиталъ операціи долженъ поступать только лишній 1 нами сверхъ 5% ренты и г вьшлачиваемый крестья/9 0 /() ніе выкупныхъ бумагъ. Это одиако совершенно нев рно. Точный смыслъ закона говоритъ что вс остатки отъ выкупной операціи должны поступать въ запасныи капиталъ. Приводимъ подлинный текстъ ст. 143 Положенія о выкуп : „Изъ поступающихъ отъ крестьяні. вы/і на погашекупныхъ платежей отчисляетоя прежде всего то что сл дуетъ на уплату процентовъ по билетамъ и свид тельствамъ, на погашеніе билетовъ и на уплату банковаго долга. Зат мъ все остальное обращается въ запасный капиталъ выкупной операціи, предназначенный на покрытіе издержекъ по управленію оною, а тавже особых-ь расходовъ и потерь." Смыслъ этихъ слові, не допускаетъ никакихъ сомн ній. Въ запасный капиталъ должны быть обращены вс сбереженія по выкупной, операціи, сл довательно и прибыли государственнаго банка отъ зачета банковыхъ долговъ при выкупной ссуд . Посл днее прямо выражено финансовою коммиссіей составлявшею проектъ Положенія. И ісоторы губернскіе комитеты по освобожііеиію крестьянъ ходатайствовали чтобы банковые долги лежаідіе на пом -
Стр.1
265 щичьихъ им ніяхъ не засчитывались въ выкупную ссуду и долгъ погашался бы постепенно процентами приносимыми выкупньши бумагами. Финансовая коммиссія отв чала на это предложеніе между прочимъ сл дующее: „Если изложенное предположеніе основано на разности того погасительнаго процента который требуется банками (І1 2%) и тог о /, и конечно, за покрытіемъ банковаго долга остается непогашенною н которая доіш кадсдой облигаціи... Означенная разность должна обратиться въ пользу самой выкупной операціи, усиливая запасный капиталъ ея, а съ т мъ вм ст обезпечивая и ускоряя правильный исходъ выкупа." (Мат. Ред Комм. т. XI, стр. 194) Какіе же главные остатки выкупной на выкупныя облигаціи (5° п операціи должны поступать въ ея запасный капиталъ? Первое м сто между ними занимаетъ, конечно, '/'2% платимаго крестьянами на расходы по управленію и въ запасъ. По даннымъ о ход выкупа опубликованнымъ Ежеюдникомъ Министерства Финансовъ, означенныхъ суммъ должно быть въ запасномъ капитал къ осени текущаго года отъ сд локъ утвйржденныхъ: Въ 1863 году „ 1864 „ „ 1865 „ „ 1866 „ „ 1867 „ „ 1868 „ „ 1869 „ 2.836.356 р. 3.056.328 „ 1.645.600 1.579.272 „ 971.105 „ 533.892 „ *) 260.000 „ _ 10.882.553 р. Мы беремъ еще наименьшую цифру считая что вс сд лки утверждены были съ посл дняго срока 1-го ноября, тогда какъ они утверждаются тоже къ срокамъ 1-го февраля, 1-го мая и 1-го августа. Запасный капиталъ выкупа пом щается, конечно, въ какихъ-либо ц нностяхъ приносящихъ доходъ и къ помянутой сумм надо присоединить проценты л тъ за 6, за 5 и т. д. Въ будущемъ году тотъ г0 /» о которомъ идетъ р чь дастъ запасному капиталу приращеніе почти на 3 милл. руб. и эта цифра подлежитъ постоянному увеличенію. Зат мъ наибол е значительный остатокъ долженъ оказаться отъ перевода прежнихъ банковыхъ долговъ на крестьянскіе пла•) По 1-е декабря 1868 г. C/sVn)) который предназначенъ билетовъ), то, тежи. Вс хъ таковыхъ долговъ переведено 225.032.183 руб., то-есть большая половина долга числившагося за влад льцами по отчетамъ казенныхъ кредитныхъ учрежценій за 1859 годъ, предъ т мъ временемъ когда началась ихъ ликвидація. Изв стныя сбереженія должны оставаться также отъ разности сроковъ въ которые крестьяне выплачиваютъ плателси и въ которые казна выдаетъ проценты по выкупнымъ бумагамъ, а также отъ неполнаго погашенія билетовъ 2-го выпуска. Въ запасный капиталъ должны поступать и еще н которыя суммы всл дствіе довольно частныхъ взносовъ выкупныхъ платежей сверхъ оклада. Таковыхъ переплатъ поступило въ 1867 году 1.222.267 р. Недоимки, бывающія по выкупнымъ платежамъ и въ сущности незначительныя, не им ютъ того вреднаго вліянія на запасный каігаталъ, какого можно было ожидать. При выкупной операціи задерживаются въ казн на очень лродолжителыше сроки значительные платежи по выкупнымъ бумагамъ, служащимъ обезпеченіемъ казенныхъ и частныхъ взысканій. Въ Биржевыхъ В домостяхъ напечатана недавно выписка изъ счета по выкупнымъ платежамъ сд ланнаго въ государственномъ казначейств . Самъ составитель этого счета долженъ былъ приписать на немъ что казначейству совершенно неизв стно точное значеніе цифръ в домостей по выкупной операціи. По приблизительнымъ же даннымъ, въ числ 18.559.037 остатковъ отъ выкупныхъ платежей числившихся въ казначействахъ въ 1868 году, считалось 14.561.925 р. разныхъ неисполненныхъ расходовъ. питалъ выкупной операціи долженъ заключать въ себ Судя по вс мъ даннымъ, заиасный кавесьма почтенное число милліоновъ рублей. Временньш выдачи изъ него были весьма незначительны. Въ томъ же счет , опубликованномъ въ Биржсвыхъ В домостяхъ, значится что съ начала операціи по 1868 годъ на счетъ запаснаго капитала было отпущено только 1.193.000 р. Ыа чрезвычайное пособіе выкупной операціи было отчислено въ 1859 и 1860 годахъ свыше 231 суммы, кажется, производились пособія мелкопом стнымъ влад льцамъ, но в роятно и тутъ были остатки. Точное опред леніе состава и разм ровъ запаснаго капитала выкупной операціи /2 милл. руб. Изъ этой
Стр.2
266 сть теперь суідественная потребность во многихъ отношеніяхъ. Ие говоря объ оче шідпыхъ общихъ ннтересахъ государсгвеннаго хозяйства, не говоря о томъ интерес который связанъ съ разъясненіемъ возможнаго пути при окончательиой развязк крестьяпскаго вопроса, им - ющей ц лію свободное движеніе населенііі безъ ущерба влад льцамъ землн, не говоря наконецъ о той зависимости въ коей находится отъ количества помянутаго запасиаго капитала кредитъ публіікп къ выкупнымъ бумагамъ и связаннымъ съ ними пятнпроцентпымъ билетамъ 1-го выпуска, которые былп пом іцены al pari и пострадали отъ выкупа, не говоря обо всемъ этомъ, нельзя не указать иа прнближеніе 1872 года, то-есть того срока до истеченія коего должно быть по згікону, объявлено о порядк и способ погашенія S'/a'/o ренты, что не можетъ быть сд лано пока весь ходъ выкупной операціи не будеть разъясненъ подлежаіцнми учрежденіями для самого правительства. Н тъ спора что требующіеся для того счеты многосложны, но съ каждымъ годомъ они становятся сложн е и кром того при пхъ сведеніи потребуется много справокъ могущихъ затяпуть оное. Вотъ почему теперь, кажется, настало вромя для того чтобы поставнть это вансное д ло на очередь. Нужно ли говорить насколько составленіе подробнаго счета по выкупной операціи можетъ быть полезно для ея дальн ишаго хода? Положеніе о выкуп назначаетъ запасный капиталъ выкупной операціи на издержки по управленію, на покрытіе особыхъ расходовъ в потерь и наконецъ на скор йшее погаіпоніе банковыхъ бнлетовъ иомощію усиленныхъ тпражей (разум ется, если биржевая ц на билетовъ выше пари) или покупкн бнлетовъ по нарицательной ц п (если бпржевая ихъ ціиіа ииже пйри). Такимъ образоыъ з&конъ им лъ въ виду какъ обезішченіе, такъ и облегченіе выкупнон оггераціи н указывалъ на такую м ру которая одннаково выгодпа для об ихъ сторонъ, какъ для кресті.лпъ, такъ и для влад льцевъ выкуішыхъ бумагъ. Усиленное погашеніе подішмаетъ ut.ay бумагъ и дозволяетъ облегчить выкупные платежи посредствоімъ сокращенія ихъ срока, а таклсс и понижать ихъ на всю еумму процентовъ которые сл довало бы платить no выкупнымъ бумагамъ. Въ особенности было бы справодливо уменьшить платежи въ бол е нуждаюіднхся м стностяхъ с верной полосы, гд крестьяне платятъ не только за землю, но и за р шеніе крестьянскаго д ла въ общегосударственныхъ интересахъ. Нельзя отрицать что ументіеніе выкупныхъ платежей въ этихъ м стностяхъ представляется уже теперь какъ неотложная потребность, а съ теченіемъ времени будетъ оказываться все бол е. и бол е необходимымъ. Иельзя также н признать что ч мъ скор е будутъ уменьшены выкупные платежи тамъ гд это неизб жно, т мъ меньше можетъ быть разм ръ пониженія, ибо т мъ мен е разорятся крестьяне. Но съ другой стороны нельзя также упускать нзъ виду что государственная казна не должна нести тягостей отъ удовлетворенія этой потребности, помимо т хъ средствъ которыя доставляются ей выкупною операціей. Поэтому для того чтобы понижать платежи требуется составленіе полнаго отчета о ея ход и состояніп. Люди знаюідіе ув рены что средствъ на вс это окажется больше ч мъ требуется: выкупная операція, какъ и вообіце крестьяиская реформа, основаны на прочныхъ, хорошо обдуманныхъ основаніяхъ. Но везд и всегда бываютъ пессимисты и им ютъ изв стное вліяпіе которое бол в или мен е отражается на ход д лъ, а потому нельзя, даже и при отсутствіи практической надобности, пренебрегать собираніемъ данныхъ которыя могутъ представить ту или другую иравнтельственную операцію въ блистательиомъ вид . Вьисупная же операція продставится нменно въ блистательномъ вид когда будетъ составленъ подробный отчетъ о ней. Въ заключеніе прибавимъ еіде н сколько словъ. Безъ веякаго сомн пія, язбытки отъ выкупной операціи должны быть по сгіраведлпвости употребляемы на нее же. Право воспользоваться ими принадлежитъ прежде всего пом щикамъ и крестьянамъ участповаішшмъ или им юіцимъ участвовать въ выкупныхъ сд лкахъ. Но н которую, небольшую часть запаснаго капитала выкупной операціи можио бы отд - лить и на другія д ли. Лишній '/2 0 уплачиваемый крестьянами могъ бы дать средства на устройство народныхъ бан/в
Стр.3
267 ковъ, полезныхъ для всего русскаго рабочаго люда, а отъ остатковъ доставленігыхъ переводомъ долговъ и другпми выгодамн было бы позволительно отд лить пзв-іістную долю длл поддержки поземельнаго кредита вообще, въ общемъ интерес вс хъ русскпхъ землевлад льцевъ. Малаго пособія было бы достаточно чтобы вызвать повсюду въ Россіи губернскіе поземельныо банки, которые въ свою очередь могли бы послужить для исііолнеиія яам стахъформальностейпо выкупной операціи. При ігредстоящемъ упраздненін посредниковъ и губернскихъ присутствій порученныя имъ д ла по выкупной операціи должны быть переданы въ кгь кое-яибо иное учрежденіе. Если м стными представителями выкупа явятся нс чиновники, а должностныя лица поземельнаго банка, то это будетъ весьма выгоднодля усп ха выкупа, и самып выкупъ можетъ принять иноіі характеръ, соотв тственно иовому фазису въ который нын вступило крестьянское д ло. * Мооква. 29-го апр ля. Событія происходящія теперь во Франдіи справодливо обращаютъ на себя внимаиіе ц лаго міра. Страна эта, іювидимо.му, вступаетъ теперь въ новын періодъ существованія, и пером на въ судьбахъ ея не можетъ не отозваться на д лахъ всей Бвропы, которая въ настоящее время бол е ч мъ когдг^либо есть связаиая снстема. ІІрообразованіе, которымъ Франщя перереходитъ теперь отъ одного государственнаго порядка къ другому, им етъ одну иесьма зам чательную характеристическую особевпость. Мпого разъ въ течепіе кын шняго стол тія м няла она свои порядкн; во виервые радикалыюе из.мі;аеніе въ образ ея правленія совершается ке путемъ рсволюціи, ііизвергающей троніэ, іізгоияюіцей діпіастііо и іютрлсаіощеіі страну междуусобіемъ. Баервые верховная власть въ этой стран свободно р ша(ІТСЯ на реформы, суіцествснио изм няющія государственное устройство и далеко оставляюш,ія за собою ожиданія вс хъ иартій; впервые д ло политнческоіі свободы является во Фраиціи актоміі дииастіи долженствующимъ укр пить ее и обезпечить ея продолженіе. Вс т учрежденія которыми гордятся преданія іюльской мона])хіи, выіпедшей изъ революціп и павшей отъ революціи, не толі.ко возстановляются въ Наполеоновской имп рін, но возстановляются на самой іпирокойоснов , которая во дни іюльской монархіи была предметомъ тщетнаго домогательства либеральныхъ партій. Эта особенность новаго рода революцін пережнваемой теперь Франціей не предв щаетъ ли д йствительно новую эпоху въ ея историческомъ развитіи? He есть ли она знаменіе что для этой страны оканчпвается иеріодъ роковаго чередованія революцій н диктатуръ, и полагается начало прочиому порядку вещен? Дай Богь чтобъ это было такъ! Пора! Въ самомъ д л , пока д ло свободы было во Франціи лишь вынуждениою уступкой, она была явленіемъ поверхностнымъ •и случайнымъ, и служила только орудіемъ партій домогавшихся власти. Теперь когда свобода исходитъ изъ полноты самой власти достаточно спльной чтобъ отречься отъ дпктатуры,—когда свобода является не случаііною сд лкои со враждебпыми партіями, а внутрепнимі^ д ломъ существующаго порядка и династіи которая слнвается со страной, то есть основаніе ожндать что страна эта наконецъ найдетъ въ себ основы для правильиаго политнческаго развитія и что свобода пойдетъ ей въ прокъ. Зло которымъ страдала Франція и которое д лало ее игралищемъ всякихъ властолюбій и политическихъ экспериментовъ закліочается безспорно въ чрези рнон бюрократической дентралпзаціи п ад.министративной всеподавляющей опекіз. Франція есть классическал страна бюрократіи, и админнстратіівныи механизмі, выработался въ ней до мельчайшихъ подробностсй. Революціи которымъ страна эта подвергалась нс оставили въ ней почти пичего что могло бы состязаться съ бюрократіей п отводить ее въ должные пред лы, —ничего что ооладало бы н которою степецыо самостоятельности п упругостн. Все истекаетъ изъ бюрократіи, все держнтся ею, и все схянуто къ ея центрамъ. За все и про все отв чаетъ администраіі.ія и, оиа является единственнымъ вырансеніемъ государства, одинственною функціей его, которое пскусственно зам - няетъ д иствіе вс хъ прочихъ силъ орі-анической государствениой жнзни. Досихъ
Стр.4
268 поръ никому, кром чинопнаго люда, не было д ла до существовавшихъпорядковъ, никто кром бюрократіи не поддерживалъ ихъ, никакіе самостоятельные общественные интересы не были> съ ними связаны. франція изчезала въ Париж , какъ главномъ центр бюрократическаго мехаиизма, и судьбы великой страны р шались мгновенно, однимъ ударомъ. Партія которой удавалось овлад ть механизмомъвъего центральиомъ пункт овлад вала и всею страной, которая пассивно и безсильно отдавалась ей въ руки. Чернь парижскихъ предм стій стала т мъ же ч мъ были преторіанцы во времена Римской имперіи; царижскія уличныя побоища стали свовго рода двордовыми переворотами, только происходившими подъ открытымъ небомъ, въ бол е обширныхъ разм рахъ, съ большими потрясеніями и кровопролитіемъ. Уличные мятежи въ Париж низвергали правнтельства, рушили троны, и Франція неоашданно просьшалась то республикой, то монархіей, то страною объявленною въ осадиомъ тіоложеніи; населенія съ удивленіемъ узнавали что Богъ послалъ имъ такого-то короля, такого-то императора, такихъ - то благотворителей - диктаторовъ. Но съ разгромомъ правительствъ, съ перем ною династій, въ заведенномъ административномъ механизм ничего не изм - нялось. Торжествовавшая партія только захватывалавъ свои руки административную машину, и все государство переходило въ ея обладаніе, пока новый переворотъ не передавалъ его въ руки другой партіи. Въ прочность начинающагося во Францін новаго порядка вещей можно пов рить толысо тогда когда онъ будетъ д ломъ не одной бюрократіи, но вс хъ живыхъ силъ страны, вс хъ ея м стностей, вс хъ ея мелкихъ общинъ. Безъ этого самыя либеральныя учрел:денія, какъ всего лучше свид тельствуетъ опытъ самой Франціи, не логутъ им ть серіознаго значенія, а будутъ только поверхностною игрой, отвлеченностію, измышленною доктриной. Истинное и плодотворное самоуправленіе начинайтся въ т хъ элементарныхъ сочетаніяхъ изъ которыхъ слагается государственный организмъ народа. Адмииистративная дедентрализація давно уже есть предметъ помышленій политичоскихъ людей Франціи; но ни одно изъ господствовавшихъ досел правительствъ не могло или не хот ло приняться за это д ло. Когда р чь идетъ объ административной децентрализаціи, то сущность вопроса конечно состоитъ не въ томъ чтобы м стиымъ агентамъ бюрократической администраціи дать возможно ббльшую самостоятельность среди населеній пассивныхъ и лишенныхъ всякаго участія въ д лахъ собствсннаго интереса, а чтобы возбудить въ общественныхъ силахъ самод ятельность. Требуется, напротивъ, высвободить изъ-подъ опеки подавленныя ею силы, и предоставить имъ самнмъ д иствовать въ своемъ интерес и т мъ способствовать общему благу. Излишнія полномочія предоставляемыя м - стнымъ административнымъ агентамъ въ отношеніи къ обществу есть самый дурной видъ централизаціи, и ведетъ къ подавленію жизни вм сто того чтобы способствовать ея плодотворному развитію. Наполеонъ III, возвратившій стран спокоиствіе п теперь возвращающій ей конфискованную имъ свободу, можетъ упрочить ее,- а вм ст съ нею и свою династію, не иначе какъ изыскавъ способъ децентрализовать Францію въ административномъ отношеніи, дать жнзнь и самоуправленіе ея общинамъ' и освободить ее отъ бюрократической опеки, которая, выходя изъ своихъ естественныхъ пред ловъ, становится гораздо бол е опасностыо нежели обезпеченіемъ для государства. Вопросіз этотъ находится теперь во Фраиціи на очереди, и отъ удачнаго разр шенія будутъ завис ть судьбы страны. Нельзя всегда созывать народъ въ комиціи, и возбуждать тревоги плебисцитовъ для того чтобы заручитьоя народнымъ сод йствіемъ въ чрезвычайныхъ обстоятельствахъ, какъ нельзя основывать безопасность государства только на томъ патріотизм который вспыхиваетъ въ народ во время непріятельскаго яашествія. Ыадобно чтобы народъ всегда и постоянно былъ заннтересованъ общимъ благомъ, а для этого одинъ путь — правильное развитіе общественнаго самоуправленія, неразрьгено связаннаго съ государственными интересами. Императоръ Наполеонъ очень хорошо понялъ что одинъ административный механизмъ съ помощію штыковъ не могъ бы обезнечить мирное и спокойное существованіе имггеріи. Вотъ почему во вс р шительныя минуты императоръ обращался къ ц лому народу и отъ него велъ свою власть, вознося ее надъ вс ми партіями. Многіе осуждаютъ его за то что онъ счелъ нуж
Стр.5
Собрание_передовых_статей_Московских_ведомостей__М._Н._Катков_..._1870_год_(2).pdf
538 оружія Высказывая такъ прямо свое нам реніе окончательно сокрушить могущество ненавистной имъ Франціи, н мецкія газеты (или государственные люди которые за оными скрываются) прикидываются что весьма недовольны Англіей за ея непрошенное посредничество, и какъ будто воображаютъ что Англія начинаетъ тянуть сторону Франціи. Он начинаютъ даже грозить что Англія не им етъ надлежащаго понятія о сил Германіи, и вызываютъ Англичанъ со вс мъ ихъ флотомъ попытаться въ состояніи ли они будутъ принудить. Германію, сир чь Пруссію, отказаться отъ территоріальнаго увеличенія на счетъ Франціи. И гн въ, и вызовы прусской журналнстики, всо это несомн нно комедія которую играютъ хитрые политики направляющіе печать. Ничьею дружбой Пруссія не дорожитъ такъ въ настоящую минуту какъ дружбой Англіи,—дружбой, въ которой ей и сомн ваться нечего, ибо вс интересы и симпатіи Англіи на ея сторон . Пруссія усиливается выставить какъ можно бол е р шительными одержанные ею усп хи и требовать ссб возможно ббльшаго вознагралсденія при заключеніи мира. На д - л же она не можетъ желать продолженія воины которая ч мъ дол е будетъ затягиваться, т мъ невыгодн е должна становиться для нея. Пруссія уже наіірягла для борьбы вс свои силы и наводнила Францію огромными массами войска, оставивъ беззащитными свои другія границы, ч мъ, сказать къ слову, она единственно обязана нейтралитету Россіи, за который, однако, нашему отечеству достадся совершенио не двусмысленный, памятный нашиыъ читателямъ намекъ со стороны Крестовой Газеты. Газета Times старается вразумить прусскую печать насчетъ настоящаго значенія предполагаемаго вм шательства Англіи. Возражая на угрозы и вызовы съ театральнымъ паоосомъ національнаго достоинства Англіи, которая достаточно-де сильна чтобы не уклониться ни отъ какой борьбы, Times успокоиваетъ прусскую печать что въ настоящее время не въ этомъ заключается воиросъ, и что вовсе но думаютъ навязывать Германіи благоразумные сов ты при помощи воорузкеннаго вм шательства. Д ло только въ томъ что Европа справедливо гордится-де об ими воюющими націями, и что уиичтожить Францію было бы все равно что „выколоть глазъ Евроn'b." Сл довательно,, если Англія и р - шается возвысить свой голосъ для заступничества за Францію, которой грозитъ-де конечное уничтоженіе, то единственно по. чувству безкорыстнаго учаотія къ націи которая недавно еще первенствовала въ Европ во во хъ искусствахъ и наукахъ. Но Пруссія можетъ-дв быть спокойна насчетъ Англіи. „Часъ расправы съ.Пруссіей „посредствомъ грубой силы." говоритъ Ті„mes, никогда не наступитъ, если только „ея собственная неум ренность невозобно„витъ потомъ въ Европ опасеніи въ род „т хъ которыя были возбуждены Наполео„номъ I и которыя, наконецъ, соединили „вс націи противъ невыносимой тиранніи." Вс эти объясненія и пререканія разчитаны единственно на то чтобы сбить съ толку общественное мн ніе въ Европ и обмануть дипломатію какъ русскую, такъ и французскую. Какою бы Франція ни вышла изъ борьбы, Англія уже готовится взять ее на буксиръ, какъ единственный остающійся ей другъ и союзникъ въ Европ , между т мъ какъ Россію предполагается закр пить попрежнему за Пруссіей. А между т мъ бол е откровонныя или бол е болтливыя изъ англійскихъ газетъ проговариваются о д йствительномъ положеніи д лъ. Fall Mall Gazette, указывая на неожиданный и поразительный фактъ возникновенія въ Европ колоссальнаго военнаго могущества, присовокупляетъ что не въ Англіи „прежде и жив е всего" ощутится вліяніе этого факта, и что поб ды Пруссіи должны пробудить въ Россіи бол е живой интересъ ч мъ во всякой другой неитральной держав . До сихъ поръ Пруссія остерегатсь вызывать враждебность Россіи, чтобъ им ть свободу исполнить свои планы объединенія Германіи и не допустить сближенія Россіи съ Франціей. Теперь же не только Берлинскій кабинетъ будетъ-де держать себя независим е предъ Россіёй относительно восточной политики, но неизб жно обратитъ-де вниыаніе свое и на балтійскія провинціи. Англіиская газета весьма хорошо понимаетъ что до сихъ поръ графъ Бисмаркъ благоразумно уклонялся отъ раздора съ Россіей, но справедливо сознаетъ таклсе что въ посл дствіи ему не будетъ надобности держаться такой осторожной подитики. „Н мцы балтійскихъ провинцій," говоритъ
Стр.1
539 въ заклю.ченіе англійская газета, „глубо„ко заинтересованы событіями войны, и „когда они говорятъ своимъ русскимъ со„с дямъ, при получоніи изв стій о прус„скихъ усп хахъ: Даши войска побили „ваши, то молсетъ-быть заключается кгь„кое-то предв щаніе въ такомъ инстинк„тивномъ отождествленіи Россіи съ пора„женною арміей." В. • Въ № 166 нашей газеты мы передали изв стіе о новомъ заготовляемомъ въ Лифляндіи адрес дворяиства, желающаго,— для какой ц ли, пока неизв стно,—принудить также крертьянъ и бюргеровъ подітисать этотъ адресъ. Въ адрес , какъ елышно, изложено въ сущности то же самое что было сказано недавно въ изв - стномъ лифляндскомъ адрес , напечатанномъ прежде всего въ аугсбургской Allgeтеіпе Zeitung, именно что подписавшіеся признаютъ вредными вс реформы которыя могутъ сблизить Лифляндію съ прочею Россіей. Этотъ н мецкій адресъ навязываютъ теперь къ подгшси латышскимъ крестьянскнмъ обществамъ, ие знающимъ ни слова по-н іМецки, да не даютъ прочитать его даже и знающимъ н мецкій языкъ Латышаыъ: подпиши и молчи. Для заідиты себя, б дные, гонимы латышскіе крестьяне и н которые бюргеры н мецкаго происхожденія стали подписывать другой адресъ, въ которомъ они просятъ, напротивъ, о введеніи русскаго судопроизводства и земскихъ учрежденій. Очень понятыо что гроыадная масса населенія сочувствуетъ этой просьб , и что только въ самыхъ неразвитыхъ или застращенныхъ обществахъ крестьяне могутъ подписать адресълифляндскихъ феодаловЪі Однако ы стныя власти стали вид ть въ прдписавшихъ дворянскій адресъ невинныхъ лифляндскихъ патріотовъ, а въ ихъ противникахъ—враговъ порядка. Въ Курляндіи, калсется, это идетъ н сколько иначе; тамъ, какъ слышно, подписались около 4.000 Евреевъ города Митавы подъ просьбою о введеніи въ Курляидіи русскаго судопроизводства вм сто балтійскаго произвола. Курляндскій губернаторъ, сказываютъ, об щалъ передать эту просьбу высшему правительству. ,; . , . j\p ISO . Моеквь, 20-го августа. А . Итакъ, маршалъ Макъ-Магонъ, пропавшій безъ в сти изъ Реймса, отыскался. Въ то время вогда армія кронприыца достаточно продвинулась въ направленіи къ Парижу, герцогъ Маджентскій бросился со своею арміей с вернымъ обходомъ на соединеніе съ Базеномъ. Путь предстоялъ длинный и трудный: но еслибы предпріятіе удалось, то оно могло бы им ть весьма важные результаты для Фраыцузовъ. Впервые у французскаго главнокомандующаго была бы въ распоряженіи большая армія, которая дала бы ему возможность иереити къ наступленію и вообще предпринять что-либо значительное. Но непріятель не дремалъ. Были перехвачены депеши отправленныямаршаломъБазеномъ, о чемъ теперь офиціально объявляютъ изъ главной прусской квартиры, какъ значится ъъ телеграым Русскаго Агентства, воспроизведенной въ нашемъ сегодняшнемъ вечернемъ нзданіи. Войска кронпринца, вм сто двилсенія къ Парижу, устремились иа с веръ къ Ретелю. Диспозиція прусскихъ армій разомъ изм иилась. Все направилось къ окрестностямъ Аргоискаго л са и къ изв стной жел зной дорог идущей близь бельгійской границы изъ Мезьера чрезъ Седанъ, Кариньянъ и Тіонвиль на Мецъ. Позади, впереди и на всемъ протяженіи пути который долженъ былъ совершить Макъ-Магонъ въ своемъ отважномъ движеніи появились прусскія колоины. Прежде ч мъ Макъ-Магонъ усп лъ прибыть въ Седанъ, германскія войска были уже въ Вузье, на 03. отъ Аргонскаго л са. Новая только что сформированная, чрезъ отд леніе н которыхъ частей отъ арміи принца Фридриха-Карла, съ присоединеніемъ къ нимъ ландвера, четвертая армія прихлынула къ Маасу съ востика. Сегодняшнія прусскія депеши изв щаютъ о сраженіи которое происходило у деревни Бомона къ югу отъ Седана, верстахъ въ 17 отъ этой кр пости и верстахъ въ 30 къ 03. отъ Вузье. Депеши говорятъ о поб д одержанной надъ Макъ-Магономъ. Въ д л участвовали три н мецкіе корпуса; и само по себ оно не им етъ большаго значенія. Очевидно, не вся армія Макъ-Магона подверглась нападенію, a то ль
Стр.2
540 ко одинъ фланговый отрядъ ея, который былъ еще на л вомъ берегу Мааса, межь т мъ какъ другая часть Макъ-Магоновой арміи перешла эту р ку с верн е. Отрядъ этотъ былъ настигнутъ на пути въ весьма близкомъ разстояніи отъ Мааса. Нападеніе повидимому было сд лано врасплохъ. Французская колонна, несмотря на пресл дованіе, усп ла однако перейти черезъ Маасъ въ Музон . Несмотря на потери которыя она могла понести въ этомъ сраженіи, отъ ц ли своего назначенія она однако не уклонилась. Она во всяконъ случа должна была переправиться черезъ Маасъ, если Макъ-Магонъ идетъ на соединеніе съ арміей Базена стоящеи у Меца. За Маасомъ оставшая колонна должна была соединиться съ главными оилами МакъМагона, котораго главная квартира въ Седан , но котораго войска продвинулись уже до Кариньяна, гд по бельгійской деггеш , полученной вчера, находился саыъ императоръ. Въ такомъ положеніи представля тся д ло на оонованіи изв стій съ прусской стороны, посл сраженія 30-го (18-го) августа. Но сейчасъ полученная телеграмма изв щаетъ что въ бельгійскихъ газетахъ сообщается изв стіе о новомъ д л происходившемъ въ сл дующій день, то-есть вчера, въ среду, 31-го (19-го) августа. Если в рить этому изв стію, то французская колонна потерп вшая пораженіе при Бомон и перешедшая посл того черезъ Маасъ при Музон , остановилась у Во, верстахъ въ двухъ-трехъ отъ переправы, на восточномъ берегу Мааса, и зд сь подверглась новому нападенію, которое заста внло ее податься назадъ къ Седану. Прусская телеграмма изъ Варенна, полученная чрезъ н сколько минутъ посл бельгійской, объ этомъ д л не упоминаетъ, но говоритъ что прусскіе передовые отряды уже заняли сос дніе Седану деревни и присовокупляетъ что планъ Макъ-Магона высвободить Базена потерп лъ окончательную неудачу. Съ французской стороны, до сихъ поръ еще не получено никакихъ св д ній о движеніи Макъ-Магона, и о приключеніяхъ которымъ подверглись части ёго арміи. Иесомн нно однако то что сраженія о которыхъ сообщаютъ прусскія депеши не им ютъ сами по себ большой важности. He говоря уже о кавалерійской сшибк при Нуар , которая иазывается въ пруо скихъ депешахъ Gefecht, и самая Schlacht при Вомон ничего не р шаетъ, ибо въ ней участвовала лишь незначительная доля стоящихъ нын другъ противъ друга силъ об ихъ сторонъ. Тяжкое испытаніе для арміи Макъ-ЬІагона еще впереди. • Б. Краткій отчетъ о второмъ зас даніи выборныхъ зд шняго биржеваго общества пом щенный во вчерашнемъ № нашсй газеты, об щаетъ что эти зас данія послужатъ къ усп шной разработк многихъ практическихъ вопросовъ касающихся биржевыхъ и торговыхъ сд локъ. Иельзя не обратить вниманія на вполн д льныя зам чанія, высказанныя зд шнею биржею по поводу крайне высокой ц ны вексельной бумаги для написанія денежныхъ переводовъ (трансфертовъ). Въ самомъ д - л фактъ поразительный! Всл дствіе учрелсденія мнолсества банковъ и улучшенія сообщеній видъ нашей внутренней торговли начинаетъ изм няться и громадныя оуммы денегъ переводятся изъ одного конца Имперіи въ другой посредствомъ бумагъ. Страховой сборъ съ пересылки денежныхъ капиталовъ падаетъ; почтовое в домство созываетъ особую коммиссію для пересмотра правилъ о пересылк капиталовъ. Ясно что потребность въ персводахъ велика. Между т мъ оказывается что они не могутъ им ть у насъ правильной юридической формы всл дствіе того что вексельная буыага на которой они должны быть написаны стоитъ иногда доролсе той платы которую беретъ банкъ за переводъ денегъ и во всякомъ случа не мен е 75 "/0 этой платы. Переводы должны теперь д латься подъ формою пересыльныхъ квитанцій или обыкновенныхъ купеческихъ кредитивовъ. Отсюда недостаточное обезпеченіе интересовъ публики и потеря дохода для казны не гголучающей вовсе никакой пошлины съ квитанцій и пр. Вотъ еще доказательство настоятельной необходимости пересмотра всей систсмы нашихъ актовыхъ налоговъ. Надняхъ мы старались пояснить общее значеніе реформы этихъ налоговъ и упомянули о проект новаго устава о гербовомъ сбор . Въ этомъ проект сохраняются существующіе въ нын д йствующей систем дв категоріи гербовыхъ пошлипъ подъ
Стр.3
541 наименованіемъ простаю и пропорціональнаго гербоваго сбора. Первый взимается съ разныхъ бумагъ и актовъ, въ опред - ленномъ разм р , независимо отъ ц нности имуществъ и сд локъ, до которыхъ эти бумаги и акты могутъ касаться. Второй уплачивается въ изв стной пропорціи къ этой ц нности. Такое разд леніе гербоваго сбора совершенно раціонально, и принято во во хъ системахъ гербовыхъ погалинъ другихъ государствъ. Дв категоріи пошлинъ соотв тствуютъ двумъ существенно различнымъ (и въ экономическомъ и въ юридическомъ отношеніи) категоріямъ документовъ, облагаемыхъ пошлиною. Постоянный или простой гербовый сборъ (нын шняя простал гербовая бумага) установленъ по проекту для письменныхъ актовъ, не заключаіощихъ въ себ передачи имущественныхъ правъ. Пропорціональному сбору подвергнуты акты, посредствомъ которыхъ совершается таковая передача, которые потому нуждаются въ соблюденіи изв стныхъ установленныхъ закономъ обрядовъ (явка актовъ и укр пленіе правъ) и вызываютъ особенную д ятельность государственныхъ учрежденій; разм ры этой д ятельности государственныхъ учрежденій бол е или мен е соотв тствуютъ ц нности передаваемаго по акту имущественнаго права, и потому пошлина оплачивающая эти услуги государства должна быть пропорціональна упомянутой ц нности. Сообразно этому правильному основному началу, пропорніональнымъ сборомъ облагаются, по проекту, т же акты, которые и нын подлежатъ таковому сбору: 1) вс такъ-называемые явочные и кр постнъге акты, пишущіеся ньш на кр постной гербовой бумаг , и 2) векселя," заемныя письма и другія подобныя имъ денежныя обязательства, уплата по которымъ назначена на срокъ или по приказу получателя. Пропорціональный гербовый сборъ не подвергается вообще въ проект никакимъ кореннымъ перем намъ. Отд лъ о гербовомъ сбор съ векселей й другихъ срочныхъ денелсныхъ бумагъ проеістируется въ точности согласно съ Высочайше утвержденнымъ 18-го іюня 1868 г. мн ніемъ государственнаго сов та. Этотъ законъ (прим ч. къ ст. 198 т. V по прод. 1869 года), какъ справедливо зам чаетъ зд шное биржевое общество, требуетъ однако пересмотра относительно ц ны вексельной бумаги для переводныхъ операцій. Часть этихъ операдій очевидно не можетъ быть сравнена въ д л налога съ другими способами передачи или перехода денежныхъ суммъ. Относительно пропорціональнаго сбора съ другой категоріи актовъ, пишущихся нын на кр постной гербовой бумаг , единственное существенное нововведеніе противъ нын шняго порядка состоитъ въ томъ что вм сто 24 разборовъ бумаги отъ 1 руб. до 1.350 руб. для разныхъ суммъ актовъ (отъ 151 руб. до 300.001 руб. и бол е) предполагается установить сборъ въ разм р l акта, взимаемыи деньгами при его совершеніи. Высшимъ пред ломъ этого сбора съ одного акта назначается 2.000 руб., съ суммы въ 1 милліонъ, такъ что со вс хъ актовъ выше этой суммы будетъ взиматься та же пошлина въ 2.000 руб., подобно тому какъ нын высшій разборъ кр постной бумаги 1.350 руб. одинаковъ для вс хъ актовъ свыше 300.000 руб. Вс /s /0 акты до 150 руб. (включительно) освобождаются отъ пропорціональнаго гербоваго сбора, также какъ и нын , и пишутся напростой гербовой бумаг . Предполагаемый разм ръ пропорціональнаго гербоваго сбора ( а о с ъ суммы акта) будетъ вообще н которымъ пониженіемъ нын шняго налога, кром , конечно, актовъ превышающихъ 300.000 руб. и платившихъ нын не бол е 1.350 руб. Сверхъ того теперешній разм ръ гербоваго сбора неодинаково пропорціоналенъ къ разнымъ суммамъ актовъ; minimum этой пропорціи 0,20% (то-есть проектируемый разм ръ) и maximum доходитъ до 0,607о • Эта неравном рность будетъ устранена. Въ разчет сд ланномъ податною коммиссіей ожидается н которое увеличеніе (60.000 руб.) дохода отъ простой гербовой бумаги (40 коп. достоинства), накоторой будутъ писаться акты, сверхъ оплаты ихъ пропорціональнымъ гербовымъ сборомъ. Это предположеніе представляется страннымъ: никакія выгоды казны, хотя бы и бол е значительныя ч мъ упомянутое ничтожное возвышеніе дохода; не могутъ, калсется, оправдать удвоеніе гербовыхъ непропорціональныхъ пошлинъ, лишающее ихъ всякаго справедливаго основанія. Независимо отъ над жды напомянутый излишекъ дохода, въ проект не объясn съ суммы
Стр.4
542 нены основанія ув ренности питаемойего составителями что сборъ казны при новомъ порядк и разм р взиманія пропорціональной гербовой пошлины не уменьшится. Предполагаемый разм ръ пошлины есть наименьшій изъ нын шнихъ, ибо взята наименьшая пропорція ц ны кр постной бумаги къ сумм акта, и потому съ достов рностію можно ожидать уменьшенія дохода казны по этой категоріи гербовыхъ пошлинъ; н которое увеличеніе дохода можетъ быть отъ сд локъ на высокія суммы, всл дствіе сказаннаго возвышенія пред ла пошлинъ (съ 1.350 до 2.000 p.); но это увеличеніе теперв неизв стно и не можетъ быть сильно, ибо милліонныхъ сд локъ бываетъ мало. Строгая математическая пропорціональность налога, при новомъ порядк взиманія его, будетъ раціональн е нын шняго порядка, но этому одному нельзя еще жертвовать доходомъ казны, когда такія жертвы гораздо нужн е по многимъ другиыъ отраслямъ налоговъ, сд лавшихся невыносимыми. He должно также терять изъ виду что при зам н продажи актовой гербовой бумаги простымъ взысканіемъ денегъ при свид тельствованіи актовъ; гербовая пошлина см шива тся съ кр постною (нын шнею 40 бовыхъ и вообще актовыхъ пошлинъ. Для устраненія этого чрезвычайнаго недостатка до сихъ поръ еще ничего окончательно не проектировано; часть эта, какъ сказаио въ доклад податнои коммиссіи, будетъ разработана по полученіи затребованныхъ св д ній а справокъ отъ разныхъ в домствъ, но до р шенія вопроса объ изъятіяхъ отъ платежа гербовыхъ пошлинъ не возможно вполн оц нить в роятныхъ финансовыхъ результатовъ реформы. Относительно льготъ отъ платежа гербоваго сбора должно сказать вообще что предоставленіе ихъ вс мъ безъ изъятія заведеніямъ и учрежденіямъ учебнымъ, благотворительнымъ, богоугод-; нымъ и проч., существующимъ исключительно или преимущественно на казенный счетъ, разум ется само собою, хотя оно и далеко не безусловно принято у насъ какъ въ д йствующемъ законодательств , такъ и въ новомъ проект ; зат мъ общая польза требуетъ освободить отъ этого налога вс частныя и общественныя заведенія, подобныя вышепомянутьшъ, коль скоро они не им ютъ промышленнаго характера. Но этими основаніями для гербовыхъ льготъ, бол е или мен е гоеподотвующими : у насъ и пын , /с)) взимаемою точно также деньгами при составленіи акта. Кр постная пошлина въ систем нашихъ актовыхъ налоговъ представляетъ собою особую высшую категорію налога, соотв тствующую особой высшей категоріи укр пленія и государственной охраны правъ на имущества, а именно правъ по і передач недвижимыхъ имуществъ и no насл дшву, при высот налога необходима пропорціональность. He совс мъ маловалсно для правильной податной системы, чтобы разныя категоріи и основанія налоговъ были и въ самомъ порядк ихъ взиманія отличаемы вн шними удобовразумительными признагками. Ко второй части проекта коммиссіи, къ простому гербовому сбору мы еще возвратимся, а теперь сд лаемъ еще одно зам чаніе относящееся ко всей систем гербовыхъ пошлинъ. Налагая чрезм рную тяжесть на иныя сд лки, эта система допускаетъ въ то ж времямногочисленныя и во многихъ случаяхъ (наприм ръ ио балтійскимъ губерніямъ) нич мъ неоправдываемыя изъятія отъ платежа гери только не систематически проведенными въ.законодатедьств , сл довало бы ограничиться, отм нивъ вс остальныя, или по крайней м р , не допуская новыхъ изъятій, если уваженіе къ священнымъ прежними^ законами интересамъ не дозволитъ крутаго уничтоженія вс хъ льготъ существующихъ вопреки высказанному началу. Нельзя забывать что, съ одноц стороны, многочисленныя льготы и изъятія отъ актовыхъ налоговъ значительно парализуютъ у насъ возрастаніе этого дохода; съ другой стороны, одна льгота вызываетъ другую, и предоставленіе льготы однимъ лицамъ заставляетъ другихъ доыогаться того . же самаго. Справедливость требуетъ подчинить даро^ ваніе льготъ и изъятій отъ налога какому-нибудь началу, и устранить все то что им етъ характеръ исключительной и произвольной привилегіи, обидной и часто разорительной для людей и м стностей не пользующихся ею; таковы, наприм ръ, у насъ значительныя привилегіи прибалтійскаго края по актовымъ налогамъ и въ томъ числ безусловная свобода всей Курляндской губерніи отъ кр постиыхъ (4'І /о)
Стр.5
Собрание_передовых_статей_Московских_ведомостей__М._Н._Катков_..._1870_год_(3).pdf
812 гнхъ занятій и достаточпо состоятельныхъ для безвозмозднои городскоіі службы лицъ, удовлетворяіощііхъ, кром того, и вс мъ другимъ нравствоинымъ и умствснігымъ условіямъ. Поэтому былъ уже прим ръ что гласные одного губернскаго города избрали въ должность головы лицо состоящее на короииой служб , именно въ должности товарпща предс дателя окруишаго суда, въ томъ конечно предположеніи что избранный, какъ заявнвіпій свое согласіе баллотироваться, уволіітся по своемъ избраиіи отъ несовм етимой съ званіемъ городскаго головы должности. Междут иъ, нзъ Правительственнаю В стника узнаемъ что означенному городскому обществу разъяснено что опо не им ло права избирать въ головы лицъ занішавшихъ означенную, или подобную же должность, въ виду ст. 89 Город. Под., въ котороіі говорится о несовм стимостн должностей по городскому управлеиію съ долл{ностями по суду (въ томъ числ съ должностыо участковаго мироваго судьн), со службой въ казначейств и съ духовнымъ званіемъ, хотя въ стать д йствнтельно употреблено выразкеніе „не могутъ быть избираемы". Такимъ образомъ оказывается что переходъ съ н которыхъ отраслей государственной службы на службу общественную д лается у пасъ фактическн невозможнымъ, ибо весьма р дко кто изъ служащихъ согласнтся, предварительно выборовъ, увольняться отъ своей должности по государственной служб . Колу прндетъ охота бросить службу изъ одной любви къ баллотированію? Если д иствителыш означенное толковапіе в рно выражаетъ смыслъ статьи Городоваго Положенія, то н тъ сомн нія что иаши города, коль скоро получатъ возможность, будутъ ходатайствовать объ пзм иеніи или в рн е о разъясненіи этой статьи въ томъ смысл въ какомъ понимало ее избпрательное общество означеннаго города. Во вс хъ странахъ существуютъ законы о иесовм стпмости должностен; но едва ли гд -либо понимаютъ этотъ закоиъ въ томъ смысл чтобы изв стное должностиое лицо, им я вс другія права на общественную должность и желая подвергиуться избранію, доллсно было предварителыю баллотпровки удалиться отъ занимасмой корониои должности. Такъ- депутатъ представительнаго собранія, получая коронную должность, слагаетъ званіе депутата, и на оборотъ, если чиновникъ избранъ депутатомъ, то долженъ увольниться отъ должности. -<*
Стр.1