IA
Министерство Народыаго Просв щенія.
hi'.
ЧТАТИСТИЧЕСКШ СВ Д-БНІЯ
BO ІАШЬНОМУ ОБРАЗОВАІШ
ВЪ РОССІЙСКОИ ИМПЕРІИ.
ВЫПУСКЪ ТРЕТІИ.
I
.
о п ы т ъ
СРАВНИТЕЛЬНАГО ОБОЗР НІЯ УСП ХОВЪ НАЧАЛЬНАГО НАРОДНАГО
ОБРАЗОВАНІЯ ВЪ РАЗНЫХЪ М СТНОСТЯХЪ РОССІЙСКОЙ ИМПЕРІИ
(съ 10 графическими таблицами, въ особомъ прможенш),
РЕДАКЦ4-ЯВ.
И. Фармаковекаго.
->?-«-Ж-Ф-<»С.-ПЕГЕРБУРГЪ.
Іипографія
Спб. Акц. Общ. печатпаго и ішочебумажішч)-д ла „Слово". М. йтальянская, 21.
1902.
Стр.2
ч*
niwiiiir
Минист рство Народнаго Просв щ нія.
СТАТИСТИЧЕСКІЯ СВЪДЪНІЯ
ПО НАШЬНОМУ ОБРАЗОВАНІЮ
ВЪ РОССІЙСКОЙ ИМПЕРІИ.
ВЫПУСКЪ ТРЕТІЙ.
опытъ
СРАВНИТЕЛЬНАГО ОБОЗР НІЯ УСП ХОВЪ НАЧАЛЬНАГО НАРОДНАГО
ОБРАЗОВАНІЯ ВЪ РАЗНЫХЪ М СТНОСТЯХЪ РОССІЙСКОЙ ИМПЕРІИ
(съ 10 графическими таблицами, въ особомъ прмозшіи).
РЕДАКЦІЯ
В. И. Фармаковекаго.
С.-ПЕТЕРБУРГЪ .
Тииогпафія Спб. Акц. Общ. печатнаго и пиочебумажиаго д ла „CitoBO*. М. ИталЬявокая, 2і.
1902.
Стр.3
Ц лію ыастоящаго изданія было выясненіе сравнительной усп шности
развитія д ла начальнаго народнаго образованія въ разныхъ м стностяхъ
Имперіи и въ разныхъ группахъ населенія, въ связи съ матеріальными
затратами на это д ло со стороны правительства и населенія.
Нам ченная ц ль работы опред лила ближайшимъ образомъ и ея
пред лы. Изъ им ющагося на лицо статистическаго матеріала мы извлекли
данныя, которыя, характеризуя развитіе д ла народнаго образованія въ
разныхъ м стностяхъ Имперіи, допускаютъ въ то же время возможность
сравненія, обобщеній и выводовъ.
Смотря на свою задачу такимъ образомъ, мы_сдсредоточили_вниманіе
на школахъ, назначенныхъ для д тскаго возраста, выд ливъ почти
совершенно заведенія, назначенныя для распространенія знаній въ сред
взрослаго населенія. Къ этому вынудили насъ, съ одной стороны, совершенная
недостаточность статистическаго матеріала относительно обучені^взросльіхъ,
а съ другой—особыя условія постановки д ла обученія
взрослыхъ. Воскресныя школы, повторительные классы, вечерніе курсы
для рабочихъ и т. п. учрежденія, открываемыя въ в д ніи Министерства
Народнаго Просв щенія и Православнаго Испов данія, о которыхъ
у насъ им ются достаточныя св д нія, составляютъ лишь незначительную
часть общаго состава учрежденій для начальнаго образованія
взрослыхъ. Важн йшимъ орудіемъ начальнаго образованія взрослыхъ
у насъ является служба въ арміи и флот . Между т мъ данныхъ,
относящихся къ этой групп образовательныхъ учрежденій, не им ется
вовсе. Съ другой стороны, и т школы для взрослыхъ, относительно
которыхъ мы не лишены св д ній, отнюдь не могутъ быть отожествляемы
съ учебными заведеніями, назначенными для д тскаго возраста, такъ
какъ первыя отличаются отъ посл днихъ не однимъ только возрастомъ
учащихся, но вс ми условіями своего существованія, въ которыхъ случайность
и неопред ленность играютъ выдающуюся роль. Училища, назначенныя
для д тей, представляютъ посл довательную систему заведеній
начальнаго образованія разныхъ степеней, обезпеченную отъ случайностей
точными опред леніями закона и основанными на немъ постановленіями
административныхъ и хозяйственны хъ учрежденій. Учи^
лища же для взрослыхъ не им ютъ ни уставовъ, ни обезпеченныхъ
Стр.5