> i
fi. JI. ^.иляровъ-уТлатоновъ.
D D 11 m
'I
Томъ L
Издаиіе К. II Поо доносцсва0*Щ
I
О
С
II11 ОД ИЛЬЯМИ 'ГН[10Г1)П'І'І«.
М О С К В А.
1899.
Стр.1
Никита Петровичъ Гиляровъ-Платоновъ.
Въ настоящій Сборникъ входятъ сочиненія Н. П. ГиляроваПлатонова:
критическаго, богословскаго, философскаго, экономическаго,
соціальнаго, юридическаго, педагогическаго, филоло
гическаго и историко-литературнаго содержанія, пом щавшіяся
на пространств слишкомъ 30 л тъ (1855—1886 гг.) въ разныхъ
изданіяхъ преимущественно славянофильскаго направленія.
Разнообразіе затронутыхъ авторомъ темъ свид тельствуетъ
объ его широкомъ и глубокомъ научно-философскомъ и литературномъ
образованіи. Воспитанникъ средней и высшей духовной
школы 30-хъ и 40-х'ъ годовъ, онъ вынесъ изъ нея обширныя
богословскія и философскія познанія, з^м нье и привычку
мыслить самостоятельно, добросов стность въ работ и любовь
къ умственному труду. «Особеннымъ счастьемъ для себя почитаю,
говоритъ Гиляровъ въ своихъ автобіографическихъ воспоминаніяхъ,
*) что вн шній случай приставилъ меня къ самымъ
средоточнымъ вопросамъ знанія и в ры и притомъ, гд об
области соприкасаются: такого характера даваемы были мн
темы для диссертацій въ студенчеств и таковы были потомъ
дв ка едры, мн врученныя, которыя не давали завязать въ
побочномъ и второстепенномъ, не сковывали спеціальностью...
Академіи же моя в чная признательность, что давала просторъ
моей внутренней жизни. Она мн снисходила, даже баловала
*) <чИзъ пережитаго» 2 т., стр. 346.
1*
Стр.3
IV
меня. На ц лые м сяцы у зжалъ я въ Москву въ теченіе учебнаго
курса, чтобы изученіемъ писателей, которыхъ не находилъ
въ академической библіотек , заполнять оказывавшіеся проб
лы. Въ посл дній годъ студенчества мн отведена была даже
профессорская квартира, чтобы общежитіе своимъ многолюдствомъ
не нарушало моего углубленнаго труда, напряженіе котораго,
съ в чными муками умственнаго чадорожденія, начальству
было даже мало изв стно».
Блестяще окончивъ курсъ наукъ въ Московской Духовной
Академіи въ 1848 году и получивъ въ вид особаго отличія
за изсл дованіе о философіи Гегеля (входящее въ составъ
этого Сборника) прибавленіе «Платоновъ» къ своей фамиліи,
Гиляровъ былъ оставленъ при Академіи баккалавромъ по каедр
герменевтики и ученія о в роиспов даніяхъ, ересяхъ и
расколахъ. Въ 1854 году ему поручены были чтенія по русскому
расколу во вновь открытомъ тогда миссіонерскомъ отд леніи.
Такимъ образомъ, онъ явился первымъ ученымъ, давшимъ тонъ
и направленіе въ этой новой наук . Изъ этой области его
спеціальности въ Сборникъ входятъ дв статьи о пап Формоз
и Логика раскола.
Въ воспоминаніяхъ слушателя Гилярова протоіерея Григорія
Петровича Смирнова-Платонова*) мы им емъ свид тельство
о томъ значеніи, какое им ли тогда чтенія Гилярова и
о томъ впечатл ніи, которое онъ производилъ на своихъ слушателей.
«Въ нашемъ курс им лъ р шительное вліяніо на
студентовъ молодой баккалавръ Н. П. Гиляровъ-Платоновъ...
Вс лекціи его — по предмету «ученія о в роиспов даніяхъ:>
(сравнительное богословіе) наполнены были общими воззр ніями,
посвященными критик понятій существующихъ и разъясненію
началъ истинныхъ. Проводимая имъ идея Православія, какъ
такой идеальной основы религіозной жизни, которая не даётъ
м ста никакимъ сд лкамъ съ существующими испов даніями
и которая, отрицая всякія отступленія отъ нормы, сказалась
досел преимущественно отрицаніемъ религіозной догматики
и практики во вс хъ испов даніяхъ, но сама еще не раскры*)
Curriculum vitae. йзъ области воепоминаній и мечтаній. Къ читателямъ
и соотчичамъ. Д тская помощь. 1885 г., стр. 39.
Стр.4
V
лась во всей полнот , желанной для современной мысли и жизни,
эта идея нашла доступъ въ студенческомъ разум и установила
многихъ въ пониманіи. Самостоятельная жизнь Востока и
Запада, носившая сл ды р зкаго различія съ- самаго начала,
неизб жно привела къ разд ленію церквей съ того времени,
какъ оказалось нужнымъ все догматизировать и формулировать.
И Востокъ и Западъ—въ своеобразномъ теченіи жизни оставались
правы: вина разд ленія и еще больше вина раздражения,
достигавшаго до взаимнаго озлобленія, падала на немногихъ
лицъ, которыя отъ себя самихъ пытались соединять несоединимое
и вступать въ жаркую полемику. На лекціяхъ раскрывалась
идея свободы сов сти и въ сознаніе слушателей вводилось
начало терпимости. Лекціи сосредоточивались потомъ на
исторіи русскаго раскола вообще и особенно на исторіи русской
полемической литературы. Бытовая сторона раскола, на
которую совс мъ почти не обращали вниманія наши д ятели,
составляла жизненную стихію лекцій нашего наставника; исторія
русской полемики, съ одной стороны очень раздраженной,
съ другой—неум лой и курьезной, и то и другое по необходимости—
всл дствіе того, что на одной сторон преобладало
уб жденіе, а на другой оффиціальность, осв щалась новымъ
св томъ, давала на каждомъ шагу св жіе матеріалы, увлекала
слушателей». Самъ Гиляровъ въ письм къ И.
. Романову
вспоминалъ, что «в щанія его выслушивались съ ка едры 'буквально
затаивъ дыханіе: паденіе волоса, казалось, было слышно».
Оставайся Гиляровъ-ГГлатоновъ профессоромъ Академіи,
онъ, в роятно, составилъ бы себ громкое имя въ области разработки
богословскихъ наукъ и въ частности въ сфер изученія
раскола.*) Этотъ путь невидимому бол е всего привлекалъ
Гилярова, который время своей профессорской д ятельности
всегда называлъ лучшимъ временемъ своей жизни. Покинувъ
не по своей вол акадейіическую ка едру, онъ считалъ,
что онъ сошелъ съ истиннаго своего пути, вынужденъ былъ
*) «Не пять, не десять талантовъ далъ Вамъ Богъ, писалъ М. П. Погодинъ
Гилярову,—а двадцать, тридцать и даже бол е. Вы не знаете себ
ц ны, что и хорошо только въ н которомъ смысл , а не вообще. Вамъ
непрем нно сл дуетъ писать исторію русскаго раскола».
Стр.5