Павелъ Ардашевъ,
li t
\ / ІВИНЦІАЛЫІАЯ
ДМЩЕСТРАЩЯ ВО ФРАНДІЙ
п
ШШ M l I'JiMTO шп
1774Іиіщіаіымі
інгашш.
Ииоршкііе юідіиаіе двіяв
аш тш.
^^-.i.^U--^.
l?yj Гі
т
[ЕТЕРБУРГЪ.
л Балаш'.
нка 95,
Стр.2
ш
Павелъ Ардашевъ.
) 1 2>ч
' ! >
ПРОВИНЦІАЛЬНАЯ
АДМЙНИСТРАЦІЯ ВО ФРАНЦІЙ
й шшцш цп mm ішці
1774-1789.
Ірвщіашые тщіш.
щші ш изсл юваніе прйуществеио до архивнымъ щшъ .
Т о м ъ I.
-•—І-Ьі—*С.-ПЕТЕРБУРГЪ.
Тиюграфія
„В. С. Балашевъ и К0
1900.
" Фонтгкка 95.
Стр.3
и первыя сеиь главъ первой книгн извлеч ны пзъ Журпала Мпнпсторства
Народнаго Просв щснія, за 1898—1900 гг.
2007056 69
Стр.4
ПРЕДИСЛОВІЕ .
воначально были напечатаны въ Журнал Минисшерства
Народнаго Просв гценія за 1898, 1899 и І
Введеніе и первыя семь главъ первой книги пер9
0 0
годы.
При перепечатк отд льнымъ изданіемъ, авторъ им лъ
возможность, кром исправленія многихъ ускользнувшихъ
ран е отъ вниманія опечатокъ, устранить н -
которыя, зам ченныя уж.е по отпечатаніи въ /Курнал ,
неточности, а также сд лать кое-какія добавленія. Что
касается двухъ посл днихъ главъ, то он нигд ран е
не были •напечатаны.
Кое-какія дополненія, которыя можно было бы сейчасъ
сд лать къ библіографическому обзору, со времени
составленія котораго прошло около двухъ л тъ, авторъ
счелъ бол е удобнымъ отложить до окончанія втораго
тома настоящаго сочиненія, въ виду того, что, съ одной
стороны, до т хъ поръ могутъ явиться новыя сочиненія,
им ющія сд лать необходимыми новыя „добавленія",
съ другой—среди появившихся до сихъ поръ,
за эти посл дніе два года, работъ, им ющихъ бол е
или мен е близкое отношеніе къ предмету настоящаго
изсл дованія, мы не могли бы отм тить ни одной
капитальной.
Стр.5
— 321 —
королевекаго прокурора города Парижа {subcUUgids du procureur du
Boi de la ville de Paris) 'З, субделегатовъ купеческаго старгигты
(должность равноеильная ыеру) города Парижа {subdelegues dtt
vot des marchands de Paris) 2
ргё),
и даже субделегатовъ коллегіальныхъ
учреждепій, какъ субделегатъ верховной комиссіи королевскаю сов
та [subdelegue de la commission souveraine du Cunseil) въ Реймс 3
J.
Упомянемъ къ слову папскаго субделегата [subdelegue du раре), о которомъ
говоритъ одинъ каионнческій словарь семнадцатаго стол тія 4
Изъ этого видио, что субделегатство не было такъ сказать спецн).
фнчеекимъ
придаткомъ интендантетва. Т мъ не мен е, вс остальные
впды субделегатовъ им ли такъ мало практическаго значенія,
что
пзсл дователь лишь случайпо нападаетъ—не скажемъ даже на сл ды
пхъ д ятельпоети, а просто на сл ды ихъ существованія. Возможно
докскаго ігатендапта; что касается резиденцііі, то въ однпхъ случаяхъ он со
вшідаюгь у субделегатоиъ обоихъ категорііі, въ другихъ и тъ. 0'гаостітельно субделегатовъ
главнокомапдующаго (только въ Лангдок ) и тъ, кажется намъ, нужды
іірпб гать къ глпотез „недоразум иія", для того чтобы объяснить отсутствіе
нсякпхъ сл довъ ихъ сущестнованія въ архііиныхъ документахъ (кром нашпхъ
собствепныхъ пзысканііі, пм емъ возможность сослаться опять на А. Бретта и
Моиэиа): в роятн е всего, что эти должностп суідествовалн, какъ тлтулы безъ
псякпхъ функцііі. Во ВСЯЕОЫЪ случа , было бы странно предположпть, чтобы
іі стныіг ежегодникъ ыогъ до такоіі степевн сд латься жертвою недоразум нія,
чтобы опублнковать именноіі сшісокъ несуществующнхъ должпостныхъ лицъ. Что
касаегся іірпведениаго въ предыдущемъ прнм чанін за.м чашя чішоввика генеральнаго
коптроля о томъ, что „шічего неизв стио объ этого рода воручеп іхъ
(должностяхъ)", то оно не должпо нисколько изумлять насъ посл того, что было
пзложено въ третьеіі глаи введенія. Бъ адыишістратпвноіі переппск наыъ
встр тплось всего лишь разъ уполпінаніе объ одномъ „субделегат главнокомандующ,аго"
въ такоіі форм : „М. Farconnet, commissaire des guerres, subdelegue de
Vintendant et subdelegue du comie de Fdrigord (commandant en chef en Languedoc)".
Archives nationales, serie H 987 (1785).
') Monin. „L'Etat de Paris en 1789". Paris, 1889, p. 504 (ссылка на Archives
nationales, serie H 1953).
2
) Archives departevientalcs de la Blame, serie C 1641. L'intendant de Champagne
au Prevot des marchands de Paris, 11 decemhre 1785: „Le S. Marguere,
1'un de vos subdelegues, avait ordonue..."—„Almanach de Compiegne", 1788: „Subdelegation
de M. le Prevot des marchands de Paris. M. Demouy fils, subdelegue.
M. Thibault, procureur du Roi. M. Cliarmolue le jcune, greffier. M. Ouarnier
fils, Maitre du Pont".
3
) „Almanach des Trois-Eveches", 1788, p. 142: ,,Subdiligatmi de la Commission
souveraine, etablie a Kheims par Lettres-patentes du 21 novemlire 1765.
M. Colli, subdelegue".
•) Tliaumas. „Dictionnaire canonique". Paris. 1682, іц-fol., p. 430.
21
Стр.1
— 322 —
даже, что н которые изъ нихъ, какъ, наприм ръ, субделегаты генералъ-губернаторовъ
былц чисто фиктивною должностыо, титулолъ безъ
всякаго практическаго значенія, какимъ сд лалось подъ коиецъ стараго
порядка, за н которыми исключеніями, саио учрежденіе генералъ-губериаторства.
Какъ
бы то ни было. фактъ тотъ, что сами совреыешіики до такой
стеиеин ыало зам чали существованіе другихъ субделегатовъ,
что, говоря о субделегатахъ интенданта, говорили большею частыо просто
„субделегатъ", считая излншнимъ прибавлять „пнтецданта".
Быстрое развитіе учрежденія субделегатства объясняется, однако,
главнымъ образомъ т мъ, что оно отв чало живой и настоятельнои
потребности им ть интендантамъ непосредственно подчиненныхъ имъ
агентовъ въ провинціи. Въ лиц субделегатовъ интендаитъ им лъ
въ своей провинціи такія же „очи и уши", какія въ лиц самихъ интендантовъ
им ло правительетво. Такимъ же точно образомъ, какъ
интендантъ ни отъ кого ве завие лъ, кром правнтельства, такъ и
субделегатъ не зналъ надъ еобою другаго начальства. кром интенданта,
отъ усмотр нія котораго завис ло какъ назначеніе на должноеть
субделегата, такъ и отр шеніе отъ нея '). Правительство предоставляло
полную свободу интендантамъ въ этомъ отношеніи и обыкновенно
не вм шивалось въ назначеніе субделегатовъ ни прямо, ни
косвенио 2
). Если правительству поступала л;алоба на того или другаго
субделегата, то въ этомъ случа оно обыкновенно ограничивалось
лищь т мъ, что рекомендовало интенданту пров рить ея справедливость
и приыять соотв тственныя м ры по своему усмотр нію 3
), хотя
и еть случаи. правда, р дкіе, что инт нданту „предлагалось" см -
стить своего субделегата 4
).
') Guyot, op. cit., t. Ill, pp. 441—447.
') Archives nationales, serie H 1429. Въ 1786 г. беарнсЕій лптендаитъ xoчетъ
см стнть своего субделегата въ Тарб , угоднаго м стыому еписвопу, который
и хлопочетъ передъ правительствомъ о иобуждешл интенданта къ оставленію
этого субделегата па его м ст . Правитедьство, однакэ, нашло „а удобныиъ
ст снять интенданта въ выбор своихъ субд легатовъ" и отклонило просьбу
еиископа о вм піате.іьств ьъ эго д ло.
•) Ibidem. Ho поводу пііедставленнои правительству жалобы на субделегата
въ Памье, „on invite I'lntendant к prendre les renseignements les plus precis sur
tons les griefs de cette requete".
*) Ibidem. Feuilles de travail de M. Acher (1785). „On croit que quand
M. Boucheporn (intendant de Pau et Bayonne) sera de retour, il conviendra de
lui proposer de revoquer ce subdelegue". ШалонсЕІіі пыт ндантъ пишетъ, въ
Стр.2
— 323 -
Субделегата даже нельзя назвать чиновникомъ, должностнымъ лицомъ,
онъ проето—дов реиыое лицо иятеядаяга '}, и вс его полыомочія
держатся исключительно на „норучеАіи", врученноиъ ему
интендантомъ 2
), подобно тому, какъ источяикомъ поляомочій посл
дняго было „порученіе" отъ короля. Субделегатъ, это, улотр бляя
выражеяіе эпохи,—„челов къ интенданта" („Гіютше de I'intendant")
3
(„I'homme du rol") 4
), подобно тому, какъ интеядантъ—это „челов къ короля"
) . Какъ форма, такъ и содержаніе „порученія"
завис ли всец ло отъ усмотр нія интендаята. Отсюда разнообразіе
„порученій" 5
) . Одинъ интендантъ могъ дать бол е полномочій
своимъ субделегатамъ, ч мъ другой, и одинъ и тотъ же ннтендантъ
могъ дать неодннаковыя полномочія различныыъ субделегатамъ своего
иитепдаытства. Большая или ыеньшая широта этихъ полномочій обусловливалась
обыкновенно болыпею или меньшею етепеныо важности
того или другаго субделегатства, а также и различныыи другими спеціальнымп
условіями м ста или времени.
Ч мъ валш е постъ, по обширноети ли территоріи субделегатетва,
по важпости лн города, служащаго его столицей,—и ч мъ бол е
оыъ удаленъ отъ непоередственнаго наблюденія ннтенданта, т мъ
1777 году, къ своему главному секретарю, по поводу ша.тонскаго субделегата
Ле-Горльв, не поладппшаго съ м стныиъ ешіскопомъ: „mais cependant, comme се
dernier (le subdelegue) a une tete cliaude, vous ne feriez pas mal de Ini i'aire
insinuer que si je ne lui otais pas la place de subdelegue moi-meme, j'y aurais
iti force par le Ministre*. Archives departementales de la Marne. serie C 1941.
^ „Code de la police". Paris, 1767, p. 2: „La commission de subdelegue est
un emploi de confiance".
*) Guyot, loco cit., приводитъ ц лігкомъ текстъ двухъ „поручепій" (commissions)
на званіе субделегата (1771 и 1773 гг.).—Въ „Archives historiques du Роіtou",
t. XX, pp. 116—117, напечатано „ііорученіе", данное пуатевпнскимъ интендантомъ
одному изъ свонхъ субделегатовъ, въ 1784 году.
*) Archives nationales, serie Н 613. Мбтоіге presente par М. de la Bove,
intendant de Bretagne, h M. Turgot, шаі 1775: n£es subdeleguis... sont les hommes
de Vintendant, ils n'ont le caractere public que par lui".
*) „Proces-verbaus de I'Assemblee provinciale du Hainaut" (Bibliotheque nationale,
Lk 15—29). Discours de 1'intendaut, 15 decembre 1787: „Un commissaire
diparti est I'homme du Hoi, son miuistere consiste a executor ses ordres supremes*.
6) Субделегатскія „порученія" краііне р дки въ архивахъ, даже въ копіяхъ
(въ ііодлнншікахъ же врядъ ли вообщ гд сохрашшісь, крои , быть можетъ,
сеиейныхъ архивовъ). Напечатано, насколько намъ іізв стно, только трн пзъ
атого рода „порученііі", отм чеішыя во второыъ ирпм чаиіи на этой страниц
.
21*
Стр.3
— 324 —
бблыпимъ дов ріемъ, т мъ болыпими полномочіями должно бытьт
естественно. облечеио лицо, которому поручается этотъ постъ. Таковы,
напрнм ръ. были субделегаты въ Тулуз , въ Реймс , въ Нант ,
въ Тарб , въ Фуа ') . Н которые изъ такпхъ еубделегатовъ, съ расширеинымъ
кругомъ полномочій. присванвалп ееб , какъ мы уже вид
ли выше, титулъ геиералъ-субделегатовъ 2
).
II.
Субделегатетво не представляло изъ себя гоеударственной должности
въ еобственномъ емысл , не только потому, что звапіе еубделегата
покоилось исключительно на „порученіп" интеиданта, ио также еще
и потому, что оно не было самостоятельиою должноетыо.
Субделегатство можпо еравиить еъ ныи шнею субъ-префектурою.
И субделетатъ и субъ-префектъ (sous-prefetj являются непосредственными
и подчпненными оргаиамп—одинъ ннтеыданта. другой префекта
Но не нужно при этомъ упускать изъ вида двухъ обстоятельствъ. Во
первыхъ, субъ-префектъ есть чиновникъ. должностное лицо, назначаемое,
какъ и самъ префектъ, правительствомъ н имъ ж см щаемый 3
);
субделегатъ, напротивъ, есть не бол е, какъ дов ревиое лицо интенданта.
имъ назначаемое и имъ же см щаемое. Должность субъпрефекта
сущеетвуетъ въ силу изв стыаго общаго закопоположеиія;
званіе субделегата и связапныя еъ нимъ полномочія покоятея исключнтельно
на „порученін" иитеиданта. который его назиачаетъ и
см щаетъ ad nutum. Это разъ. Во-вторыхъ, зваыіе субделегата, за
р дкими исключеніями, н было самостоятельною. самодовл ющею
должностыо. которая бы еама по себ давала пэв стиое ыатеріальное
и общественное положепіе своему обладателю и составляла бы изв
стную служебвую карьеру, какъ это им етъ м ето относительно
субъ-префектуры, которая служитъ сплошь да рядомъ преддверіемъ
къ лрефектур , въ противоположность субделегатству, которое отнюдь
') Первые три КЙЪ перечпсленныхъ постоот. былп ішжны псл дствіе значптельности
городовъ, посл дніе дяа—псл дствіе какъ обшпрноспі подв домствеипыхъ
и\гъ террнторіп (область Ъпгоррл. мъ одиомъ, область Фуа въ другомъ случа
), ТНЕЪ п всл дствіе ппеціальнагп адмпшістратшшо-праиоваго положеиія
этихі. областей (области со ттатамн, »ъ каждоіі пзъ которыхъ субделегатъ
янлялся едііпствеііпымъ предсгавителемъ интенданта).
') См. выше, стр. 294.
>) ВаіЫе. я
Тгаііё do' droit public et administratif". Paris, 1886, t. VIII, p. 687.
Стр.4
— 325 —
не играло роли подобнаго преддверія по отношенію къ интендантству.
Въ огроыноыъ большииств случаевъ, должноеть еубделегата
является лишь придаткомъ къ друюй какой-либо должности, или къ
другимъ должностямъ, которыми уже обладало данное лицо до полученія
субделегатетва, которое ечиталось совм етимымъ еъ какою
угодно другою должиостыо, по крайнен м р de facto.
Однимъ словомъ, субделегатъ, это по болыпеи части челов къ еъ
нзв стыымъ елужебыымъ положеніемъ независимо отъ субделегатства.
Объясияется подобиое положеніе д ла т мъ, что должность субделегата
требовала изв етнаго образовательнаго ценза ^, а людеіі,
удовлетворявшнхъ этому условію, было въ то время ыало вн чиновной
буржуазіи; съ другой стороны, само no себ , званіе субделегата,
по евоей матеріальной и ыоральной необезпечеиноетіі (разуи я
подъ посл днеп безусловную зависимоеть этой должности отъ произвола
иитенданта), не могло бы дать еколько-шібудь сносыаго положенія
челов ку съ изв стнымъ образовательнымъ цензомъ.
Вотъ почему мы ветр чаемъ средн субделегатовъ такую масеу
должиостиыхъ лицъ самыхъ разиообразыыхъ категорій. Самый обшпрный
коитиыгентъ субделегатовъ доставляло судеиское еоеловіе, какъ
самый многочисленнын классъ чиновной буржуазіи при етаромъ порядк
. На первомъ план зд сь идутъ адвокаты и „прокуроры"
{avocats, procurmrs), составлявшіе во миогнхъ пнтеидантствахъ главный
коитингеитъ субделегатовъ 2
).
') „Code de la police", 1767, art. VIII: „Un subdelegue doit avoir connaissance
elementaire des arts et des sciences, qui ont le rapport le plus ітшёdiat
aux besoins de I'humauite et de 1'ordre de la societe. J'exigerais, par exemple,
d'un subdelegue qu'il eut, par rapport aux arts, des principes de geometrie
pratique, d'arpeutage, de mecanique et d'architecture. II est frequent ii. portee de
faire mesurer un terrain, une distance, une hauteur, de faire aligner des chemins,
de faire lever des plans et dresser des devis, de reparer ou de construire, de
domier des avis et prendre des soins pour rencouragement des arts et manufactures...
A I'egard des sciences, je suppose qu'il a acquis les principes de toutes
celles qui constituent la bonne education. II retirera surtout une grande utilite de
1'Histoire et de la Physique experimentale... L'Histoire civile et natureile de son
pays doit principalement fixer son attention, parce que e'est de lui qu'on a droit
d'attendre, a cet egard, les memoires les plus circonstancies et les plus dignes
de foi. Au surplus, la justice, la police, le commerce et les finances sent perpetuellement
la source des details d'un subdelegue".
l
) Archives nationales, serie H 613. Caze de la Bove, intendant de Bretagne
au Controleur general, 1775: „Aujourd'liui plusieurs de ces places (de subdelegues^
3ont confiees i\ des avocats, k des procureurs..." Много также адвоЕатовъ среди
Стр.5