Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 683131)
Контекстум

История русской церкви / [Соч.] Е. Голубинского, засл. проф. Моск. духов. акад. Период первый, Киевский или Домонгольский (290,00 руб.)

0   0
Первый авторГолубинский Евгений Евстигнеевич (1834-1912)
Издательство[Б.и.]
Страниц975
ID80604
Голубинский Евгений Евстигнеевич (1834-1912). История русской церкви / [Соч.] Е. Голубинского, засл. проф. Моск. духов. акад. Период первый, Киевский или Домонгольский : Первая половина тома / Голубинский Евгений Евстигнеевич (1834-1912) .— : [Б.и.], 1901 .— 975 с. — URL: https://rucont.ru/efd/80604 (дата обращения: 09.11.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Но если это такъ, то касательно возможностп, которая существовала къ распространенію ыежду ніши христіанства отъ Грековъ, долJKHO быть сказапо сл дующее. ^опервыхъ, бывъ покорены посл дшшъ. дакійскнмъ царемъ Децебаломъ, Углпчн н Тігоерцы при шшер. <...> 1255 sub fin.), i ) Весьма зам чательньгаъ образомъ сохраннлась ііамять о Траян у русCKIIXI. <...> Духа п что вс въ ихъ время обращавшіеся ко Хрпсту получалн послі. крещенія даръ языковъ, и въ числ другнхъ язьшовъ называетъ н скп скііі (у Миня въ Патрол. t L, col. <...> Но въ половин IX в яа еами Болгары, совершенно усвоывші къ этому временп націоиалі,ыость покор нныхъ пмп въ' Дакіи н за Дуна мъ Славянъ, пршія.іи отъ Грековъ хрпстіанство. <...> Владимпра, мы не должны поставлять его въ связь съ хрпстіанствомъ этого посл дняго. <...> Владимпра христіанствомъ историческимъ должно думать, что этой связп м жду ними не было н что посл дне , не ведя своего начала отъ перваго, явилось, какъ н что совершенно новое и самостоятельное '). <...> Пожелавъ побывать въ Рим , апостолъ отправился къ устью Дн пра, чтобы поііти въ иего сейчасъ указанною дорогой. <...> Временшік ); въ Ипатск. л т.: „мытелью" (деревенскіе ллітелп u до сихъ поръ моютъ головы в-ік банях'!) кваеомъ для очнщенія ихъ отъ такъ называемой плоти; у Малороссовъ до настоящаго времени есть слово лытель, которое значип. теилую воду съ квасомі. лли съ иятоЗ для мытья головы). <...> Изъ сказаній, заключающнх-ь въ себ краткія изв стія, были переведены на славянсьііі языкъ <...>
История_русской_церкви__[Соч.]_Е._Голубинского,_засл._проф._Моск._духов._акад._Период_первый,_Киевский_или_Домонгольский.pdf
1 Й,;^;. -wІА i twu.J
Стр.1
, - І^- Г І ;•- ^' ИСТОРІЯ ПССКОІІ ЦЕПІІІІІ Е. Голубинскаго. ЗАСЛУЖЕННАГО ОРДИНАРНАГО ПРОФЕСООРА Московской Дз'хоі;пой АКАДЕМІИ. ТОМЪ 1. Періоді . ігервый, КІЕВС^І Й ил и домонгольскій . ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ТОМА. ІІЗДА.НІЕ ВТОРОЕ, ПСПРЛВЛМІПІОК II ДОПОЛШШНОЕ, лйііеч&таяное ІШПЕРАТОРСКИМЪ ОБЩЕСТВОМЪ ИСТОРШ u ДРЕВІіиСТЕЙ РОССІЙСКИХЪ прн Московскомъ Уипверсптет . ] / I М 0 С К В А. Университетская типографія, Страстной бульваръ. 1901. , \
Стр.2
nam mm ИСТОРІЯ ^ w 4 . IШ // E. Г o л y 6 : c к a r o. ЗА( ЛУЖЕННАГО ОРДИНАРНАГО ПРвфЕССОРА МоСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕ том ъ ІІ> 3{ Період ъ первый , КІЕВСКІ Й ил и домонгольскій . ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ТОМА. ІІЗДАНІЕ ВТОРОЕ, ПСПРАВЛЕННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ, / аанечатанное ИМПЕРАТОРСКИМЪ ОБЩЕСТВОМЪ UCTOPIH и ДРЕВНОСТЕЙ РОССШСКПХЪ при Ыосковскомъ Универсптет . -==нкз М 0 С К В А. Универснтетская типографія, Страстиой бульваръ, 1901. ,
Стр.3
еаблюдеше.мъ Д йствптельнаго Члена Е. Е. Голубинскаг; 2007041 243
Стр.4
Первое изданіе настоящей 1-й половины I тома моеи Исторіи русской церкви, напечатанное въ 1880-мъ году давно распродано. He мен е давно приготовивъ ее ко второму изданію, я не вид лъ возможности напечатать второе изданіе и отложилъ было всякую о немъ мысль. Но неожиданнымъ образомъ явилась возможность... Люди, благосклонно встр тившіе эту 1-ю половину I тома моей Исторіи русской церкви въ первомъ изданіи, над юсь, также благосклонно примутъ ее и во второмъ изданіи; а что касается до людей, которые въ первомъ ызданіи встр тили ее враждебно, то <а долженъ сказать имъ, что хотя вражда ихъ вовсе и не составляетъ чего нибудь пріятнаго для меня, но что во всякомъ случа я не им лъ желанія, насилуя свои уб жденія, преклонять ихъ гн въ на милость какими-нибудь имъ уступками. Обязанъ я искреннею благодарностію Обществу Исторіи и Древностей Россійскихъ, которое взяло на себя печатать мою Исторію, и которое вотъ уже напечатало дв ея книги, составляющія два полутома. Эту искреннюю благодарность мою Обществу и считаю своимъ долгомъ засвид тельствовать публычно ^. ') Въ Обществ я обязанъ особенною благодарностію его казначею, мосму бывшему учснику по Московской Духовной Академіи, С. А. Б локурову, по предложенію котораго Обіцество взяло на себя печатаніе моей Исторіи, который помогалъ мн при печатаніи книгь и который принялъ на себя ихъ продажу.
Стр.5
История_русской_церкви__[Соч.]_Е._Голубинского,_засл._проф._Моск._духов._акад._Период_первый,_Киевский_или_Домонгольский_(1).pdf
482 Т. I. ГЛ. ПГ. УПРАВЛКШЕ. Въ настоящее время архіереп паши управляютъ СВОІІМІІ опарХІИМІІ такъ-сказать шісьмешю п бумажно, посредствомъ указовъ. Но въ древнее время этотъ способъ управлеиія былъ неудобопрігм ііпмъ: невозмояшо было им ть иьш шшіхъ канцелярій, нбо негд было взять писцовъ; невозможио было ппсать въ сотняхъ и тысячахъ экземпляровъ указы, пбо шісать пхъ на пергаменгЬ было бы крайне дорого п ііри тогдашнемъ способ писанія нужпо было бы іім ть каицеляріи въ 10 разъ бол е многочисленныя, тЬмъ ііыи шііія. Такпмъ образомъ, въ древнее время долженъ былъ преобладать н господствовать способъ уаравленія изустііый, посредствомъ устиой передачп прпказовъ. При обшириостп епархій н этотъ пзустный способъ управлеыія представлялъ н малыя трудпостп. Но ему помогалъ тотъ, какъ мы говорили выше, существовавшій въ древнеи Руси обычай, чтобы свящепііііки еиархій ел егодио собирались къ свонмъ архіереямъ на епархіалыіые соборы И.ІІІ сборы. Опред лепиымъ времепемъ этпхъ сборовъ была нед ля православія плп первое воскресеиье велпкаго поста, которое и получило оть шгхъ пазваігіе сбориаго '). Обычай былъ запмствованъ, какъ иеобходпмо думать, отъ церквп Греческой, вт. которой, в роятно, было прпнято, чтобы торжество православія архіереп совершалп вм стЬ со вс мп свящешіпками свопхъ епархій 2 ). Едва лп можпо думать, чтобы у насъ собпралнсь вс свящеіпшкп каждой епархіи, нбо по тон же обшпрности посл дннхъ у насъ было бы это певозможію; в роятн е, что они собпрались въ большемъ или ыеиьшемъ колнчеств поочередно. Но во всякомъ случа чрезъ то ііли другое количество являвшпхся священниковъ архіереп и логли разсылать пзустно своп прнказанія п указы по епархіямъ. Къ велнчайшему сожал нію, мы пока вовсе не им емъ сколько-шібудь подробиыхъ св д пій объ Какъ церквн скуд&о снабжены былн у пасъ богосдухебніімв иііигами (н иногда сове мъ но іім .іи пхъ) дад пъ псріодъ МОСКОБСКІЙ, когда книгіі зпачітз.іьио подешев ли и стали зыачіггслыю бол е достуііііыми для пріобр тенія ТІІМЪ ідеегвде, увидщсь ниже (А какъ свящеішііки и грамотпые и въ весьма позди йшее время «муимілм об діиі безъ служебніша наизусть, ограішчиваясь одними толы;о возгласамв, см. Диспныя запаски св. Динитріа Ростовск. І;І. Вивдіо . XA'II, 102). *) Иоиго]). 1 л х. іюдъ П78 п 1230 гг.: „по чисі и нед ли на Сборъ". 2 ) Предяоло/исніе иодтворягдаетъ Ііонстантииъ ІІорфіірогиіиітъ. Еоторнй гоиоригь, что въ нед дю православіл служатъ съ патріархомъ ві, Вла^ернсаоЗ церБвп НПтроттоХітаі, (ірхіепіскоітоі каі ітпокотгоі, бооі Ь'й тихшаі б теі; іх) айт ) і^Цбра tv Tfj ттбХеі, 6цо{ш(Г каі к)г)Рч<оі тп^ метаХгі1 ; ^кк>.Г|аіа<; каі оі тіЬ С Е ш ё к к \-.і a і OL1 каі баоі Ь' й і ттааі то'і<; цо аатгіріок; тб цо гіргі ріо doKoOaiv і -сайгц тг) еогріХактш тгбХеі, De ceremonn. Lib. 1. cap. 28 иач., y Жиия p. oi»G нач.
Стр.1
ІІРИХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО И ПРИХОДЫ. 48 3 :этихъ ежегодныхъ сборахъ свящеишшовъ къ архіереямъ. Очень можетъ быть, что ииые архіереи, не довольсіъуясь только т мъ, что являвшіеся священшіки сослулшли имъ на торжеств православія, оставлялп ихъ у себя иа бол е или мен е продолжіггельиое время, нтобы составлять съ ннші пастоііщіе соборы для разсужденій обо всякаго рода текущихъ д лахъ u нулідахъ и что такимъ образомъ сборы эти въ древнее время нграліі въ церковной админнстрацін бол е яли мен е важпую роль '). Свящеыйикп не только суть священники или чішовннкп церковные, но, какъ вс чшювшіки, вм ст п гралсдане государства. Всл дствіб этого оня'подлелгатъ двоякой лодсудности—церковной и государ.ствеиной. Какъ въ Греціи іорисдіхкція епископовъ простнралнсь на ^священниковъ и вообще вс хъ духовыыхъ пли клнрііковъ не только какъ на чпновннковъ церковныхъ, но п какъ на градгданъ: такъ это было и у иасъ. У Грековъ въ мпиуту прішятія намп отъ ыихъ хрп^тіанства п въ дальн йшее время нашего періода домсыгольскаго священшікп въ качеств гражданъ подлежалн суду ешіскоповъ во вс хъ нреступлепіяхъ уголовиыхъ п во вс хъ д лахъ грал данскііхъ; но съ т .мь ограиичеіііемъ въ первомъ случа , что еслн преступленіе было очень тяжкое, тр бовавшее иастоящей казнгі, то виновный, по нзвержеіііи нзъ сана, предавался для пололгенной закономъ казии гражданскішъ судьямъ (такъ какъ ыалагать на кдго бы то нп было казнн было 1 ) Въ зашіси о щюставденіи Тверскаго ешіскопа Арсенія. пом щепнон въ 4-R Новгородскон л тописн, подъ 1409 г.—Собр. л тт. IV, 111, читаемъ о нашихъ сборахъ случайную зам тку: „прпсп вшу сбору всегодищному, многол тствовахомъ пастырю іі учптелю своему въ нед лю сборную; въ понед лышкъ же ученіе слышахомъ пзъ устъ его п н кая исправленія отъ законнвіхъ д лъ; посл же (даде) вс мъ благословепіе п прощеніе и отъпдохомъ въ своясіг. Образцы поученій, которыя должны быліі говорііть епископы соборамъ свяіценниковъ,—въ Памятни. Павлов. У-iS-i S п (в роятно) 134, I. Въ поздн йпшхъ заиадно-русскнхъ Корычііхт. надъ ЗТІІМІІ образцовыми поученіями чіггаотся надписапіе: „Въ іюнед локъ второе нед ліі поста на собраніе свящеішпческое науки иеправленій духовныхъ... и поученіе мос имя рекъ архіеішскоиа... къ вамъ... всему священпическому чину" (у Павл. ibid. col. Ill , легенда). Въ древнемъ святительскомъ, іюученіи новопоставлеиному свящеіішіку читается: „па сборъ ирііходи на исправленіе церковьныхъ веіціи, па пріятье истиньнаго разума...,—у Лав.юв. ibid. col. 108.—0 наішіхъ соборахъ на католическомъ Запад , им вішіхъ м сто также въ всдикомъ пост , см. у А.іыти въ Kircbengeschichte, § 195, 8 Aufl. I В., S. 504.—He давно наГідено поученіе архіипископа Новгородскаго Иліи, предлоліснное пмъ священыикамъ своей епархііі въ ііервое сборное воскресеніе но занятіи имъ ка едры. См. о ііоучеііііг ииже, въ лр(ідожешяхъ къ этой глав . 31*
Стр.2
484 Т. I. ГЛ. Ш. УПРАВЛЕНІЕ. не д ло еппскоповъ), п съ т мъ ограниченіемъ въ обопхъ случаяхъ,. что еслн нзъ двоихъ судивпшхся одинъ былъ аііряншгь и если' онъ. составлялъ сторону обвиняемую, то нужно было обращаться ЕЪ гра кданокому судь , сообразно общ му положенію греко-римскаго закоиодательства, что е ауы
Стр.3
ПРПХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО И ПРИХОДЫ. 485 нуила Еомнина гр ческое духовенство было свободно: отъ личныхъ повинностей (^роасоттіхаі ^гітоир^іаі,—городскія и вообще земскія службы ло выборамъ или оч реди), отъ натуральныхъ повинностей (починки мостовъ, дорогъ и пр., которыя называются грязными повинностями,— р-лгараі Хгітоуруіаі), отъ домовой или подомной подати (р.ітато ), отъ экстраординарныхъ податей (ісм wptcrfxeva тс>і<і(лата,—за право тор•говли и еще не знаемъ за что), отъ новыхъ налоговъ(/.аі аІ ouvis^siat); не было свободно: отъ пеголовной подати (/.гср/Хітко , ішач хссраХаю , е-гихгфаЛаі.о , улсраЛіхсх; sopoc, саріІайоЗ^тъпоземельной подати(^£иуоХ6ytov), отъ постойной ловинности (ооуг,), отъ депежной повинностн (сборовъ на военный флотъ,—amoSamq -'ЛСОМАСО , и, можетъ быть, •еще на что нибудь *). Импер. Мануилъ Комнинъ своими двумя новеллами, изъ коихъ одна 1144-го года, а другая—неизв стяаго поздн йшаго, освободилъ духовенство отъ поземельной подати, отъ постойной и денежной повинностей и вообще отъ всякихъ податей и • повинностей, за исключеніемъ поголовной подати 2 ) . Какъ было у насъ въ періодъ домонгольскій, положительныхъ св д яій не им емъ. Но со вс ю в роятностію надл житъ думать, что у насъ съ самаго перваго времени духовенство было освобождено отъ всякихъ государственныхъ податей и повинностей, такъ что съ самаго перваго времени стало сословіемъ какъ бы вн государственнымъ (<об лённымъ>) въ самомъ полномъ смысл этого слова. Ханы монгольскіе въ своихъ ярлыкахъ освобождаютъ наше духовенство отъ всякихъ податей и довинностей; но едва ли можно думать, чтобы ханы захот ли сами отъ себя даровать духовенству бблыпія привиллегіи, нежели какія оно им ло ирежд . Если бы духовенство наше не было освобождено отъ какихъ лпбо податей и повинностей, то, конечно, оно искало бы освободиться отъ нихъ и до насъ должны были бы сохраниться памятникн сего исканія: а между т мъ такихъ памятвдіковъ мы вовсе не знаемъ. (РІм емъ поздн ышія свид тельства, что не признавалась свобода дувунла Комнина, о которомъ сейчасъ ннже. 2 ') Царскія кнпги, кн. Ш, тит. Ш, §§ 2—6, и извлеченіе изъ новедлъ Ма) Извлеченіе пзъ новеллъ Манунла Комнина de immunitate clericorum, которыя непзв стны въ подлішномъ вид ,—у Ралли и Л. II, 570, и у Ца.харІе въ Jus Graeco-Romanum, Ш, 432; о год первой новеллы—у посл дняго. Въ новеллахъ разіичаются Ьгциооіакоі iepeT?,—обпіественные илн прнходскіе священники, и ігроаштпкоі ібрбі^,—личные священники, находившіеся въ им ніяхъ церковныхъ п монастырсіспхъ. Посл дніе какъ будто освобождены бьыи Манупломъ Комниномъ оэт. вс хт. €езъ исключеиія податей н повпнностей.
Стр.4
486 Т. I. ГЛ. Ш. УПРАВЛЕНГЕ. хов нства отъ постойиой повинностп; но не признаваласъ не тю закопу,. a no злоупотребленію, п не правптельствомъ, а его частными чпновппками. За т мъ, въ поздн йшее время, начииая съ ХЛ"! в ка, духовенство начало быть лривлекаемо къ участію въ деиежныхъ сборахъ для общественныхъ нуждъ; но это было нововведеніе, каковымъпменно оио п представляется въ изв стіяхъ). Въ Греціп прпходское духов иство было тяглымі, по СЛІОШРЛІІІО къ ешіскоітамъ, іш нио—длатило пмъ шв стішя ежеічідныя податн. Таковымъ стало оио н у иасъ въ Россіи,—объ этомъ скажемъ шіже,. когда будемъ говорпть о средствахъ содержапія еиископовъ. Ипатская л тошісь въ одноыъ м ст ,іімеішо подъ 1187-M7. годом-в, прп отісаіііп смерти Галпчскаго ккязя Ярослава Осмомысла Владимпровнча пазываетъ церковные «зборы вся> (которые созвалъ князь для. прощалыюй бос ды) К Что разум ть подъ этпмп шюгішп зборамп илн соборамп? Впосл дствіи мы увпдпмъ, что п Еоторые города (Новгородъ, Псковъ и Москва) іш ли помпогу соборовъ (Новгородъ и Москва по сеын, ПСЕОВЪ—пять), что каждый соборъ им лъ своего соборскаго доповскаго старосту (въ Нові^ород п Псков ) плп свсего.. пізотопопа (въ Москв ) и что духов пство городовъ п ирішадлежавШІІХЪ пмъ у здовъ было разд л по і между эттш собораші, составляя прп каждомт. пзъ пнхъ какъ бы особую корпорацію нлп свое особое ц лое. Эти поздн йшіе соборы по своему происхождоиію им ли зиаченіе не адмшшстративное, а богослужебпое, пмеино—зііачеиіе ц(зрквей, въ которыхъ должио совершаться ежедк виое богослуженіе вс мъ составоыъ (поочередно) лрпщіслешшхъ къ нпмъ свящешшковъ (о чемъ скажемъ нпже). Но относительно др вішхъ сборовг і. ігли соборовъ представляется намъ н иев роятиымъ сд лать другое дредположепіе. Выше мы говоршш, что памятшікц юго-западиой Руси ХУІ в ка представляютъ д ло о свящешшкахъ, составлявшпхъ архіерейскіе клиросы, такимъ образомъ, что, съ однон сторопы, оші дринадлежали ЕЪ Еа едралышмъ архіерейсЕіімъ соборамъ, а съ другой стороны— былн иастоятелями прнходсЕпхъ церЕвей. Если Бредположпть, что таЕЪ было и ъъ періодъ ДО-МОИГОЛЬСЕІЙ, 'j'o ыолаю будетъ думать, Что свящешшЕіі разд леіш были на соборы по т мъ дриходсЕішъ церквамъ, Еоторымд зав дьгеалп члены Елироса, д что, составляя лри сихъ цер*) 2 нзд. стр. 442. Точио такжо поздв йшая л топись (так'і. названиал)' Тверская іюдъ 1159 г. говоритъ, что одішъ князь „посла въ Шевъ къ свят й' Софіи и по вс мъ соборамъ, да творятъ стояніе всенощное въ церквахъ-' (Полн.. собр. д тт. т. 15. стр. 228 tin).
Стр.5