484
Т. I. ГЛ. Ш. УПРАВЛЕНІЕ.
не д ло еппскоповъ), п съ т мъ ограниченіемъ въ обопхъ случаяхъ,.
что еслн нзъ двоихъ судивпшхся одинъ былъ аііряншгь и если' онъ.
составлялъ сторону обвиняемую, то нужно было обращаться ЕЪ гра кданокому
судь , сообразно общ му положенію греко-римскаго закоиодательства,
что е ауы
Стр.3
ПРПХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО И ПРИХОДЫ.
485
нуила Еомнина гр ческое духовенство было свободно: отъ личныхъ
повинностей (^роасоттіхаі ^гітоир^іаі,—городскія и вообще земскія службы
ло выборамъ или оч реди), отъ натуральныхъ повинностей (починки
мостовъ, дорогъ и пр., которыя называются грязными повинностями,—
р-лгараі Хгітоуруіаі), отъ домовой или подомной подати (р.ітато ), отъ
экстраординарныхъ податей (ісм wptcrfxeva тс>і<і(лата,—за право тор•говли
и еще не знаемъ за что), отъ новыхъ налоговъ(/.аі аІ ouvis^siat);
не было свободно: отъ пеголовной подати (/.гср/Хітко , ішач хссраХаю ,
е-гихгфаЛаі.о , улсраЛіхсх; sopoc, саріІайоЗ^тъпоземельной подати(^£иуоХ6ytov),
отъ постойной ловинности (ооуг,), отъ депежной повинностн
(сборовъ на военный флотъ,—amoSamq -'ЛСОМАСО , и, можетъ быть,
•еще на что нибудь *). Импер. Мануилъ Комнинъ своими двумя новеллами,
изъ коихъ одна 1144-го года, а другая—неизв стяаго поздн
йшаго, освободилъ духовенство отъ поземельной подати, отъ постойной
и денежной повинностей и вообще отъ всякихъ податей и • повинностей,
за исключеніемъ поголовной подати 2
) . Какъ было у насъ
въ періодъ домонгольскій, положительныхъ св д яій не им емъ. Но
со вс ю в роятностію надл житъ думать, что у насъ съ самаго перваго
времени духовенство было освобождено отъ всякихъ государственныхъ
податей и повинностей, такъ что съ самаго перваго времени
стало сословіемъ какъ бы вн государственнымъ (<об лённымъ>)
въ самомъ полномъ смысл этого слова. Ханы монгольскіе въ своихъ
ярлыкахъ освобождаютъ наше духовенство отъ всякихъ податей и довинностей;
но едва ли можно думать, чтобы ханы захот ли сами отъ
себя даровать духовенству бблыпія привиллегіи, нежели какія оно
им ло ирежд . Если бы духовенство наше не было освобождено отъ
какихъ лпбо податей и повинностей, то, конечно, оно искало бы освободиться
отъ нихъ и до насъ должны были бы сохраниться памятникн
сего исканія: а между т мъ такихъ памятвдіковъ мы вовсе не знаемъ.
(РІм емъ поздн ышія свид тельства, что не признавалась свобода дувунла
Комнина, о которомъ сейчасъ ннже.
2
') Царскія кнпги, кн. Ш, тит. Ш, §§ 2—6, и извлеченіе изъ новедлъ Ма)
Извлеченіе пзъ новеллъ Манунла Комнина de immunitate clericorum, которыя
непзв стны въ подлішномъ вид ,—у Ралли и Л. II, 570, и у Ца.харІе въ Jus
Graeco-Romanum, Ш, 432; о год первой новеллы—у посл дняго. Въ новеллахъ разіичаются
Ьгциооіакоі iepeT?,—обпіественные илн прнходскіе священники, и ігроаштпкоі
ібрбі^,—личные священники, находившіеся въ им ніяхъ церковныхъ п монастырсіспхъ.
Посл дніе какъ будто освобождены бьыи Манупломъ Комниномъ оэт. вс хт.
€езъ исключеиія податей н повпнностей.
Стр.4
486
Т. I. ГЛ. Ш. УПРАВЛЕНГЕ.
хов нства отъ постойиой повинностп; но не признаваласъ не тю закопу,.
a no злоупотребленію, п не правптельствомъ, а его частными чпновппками.
За т мъ, въ поздн йшее время, начииая съ ХЛ"! в ка, духовенство
начало быть лривлекаемо къ участію въ деиежныхъ сборахъ
для общественныхъ нуждъ; но это было нововведеніе, каковымъпменно
оио п представляется въ изв стіяхъ).
Въ Греціп прпходское духов иство было тяглымі, по СЛІОШРЛІІІО
къ ешіскоітамъ, іш нио—длатило пмъ шв стішя ежеічідныя податн.
Таковымъ стало оио н у иасъ въ Россіи,—объ этомъ скажемъ шіже,.
когда будемъ говорпть о средствахъ содержапія еиископовъ.
Ипатская л тошісь въ одноыъ м ст ,іімеішо подъ 1187-M7. годом-в,
прп отісаіііп смерти Галпчскаго ккязя Ярослава Осмомысла Владимпровнча
пазываетъ церковные «зборы вся> (которые созвалъ князь для.
прощалыюй бос ды) К Что разум ть подъ этпмп шюгішп зборамп илн
соборамп? Впосл дствіи мы увпдпмъ, что п Еоторые города (Новгородъ,
Псковъ и Москва) іш ли помпогу соборовъ (Новгородъ и Москва
по сеын, ПСЕОВЪ—пять), что каждый соборъ им лъ своего соборскаго
доповскаго старосту (въ Нові^ород п Псков ) плп свсего..
пізотопопа (въ Москв ) и что духов пство городовъ п ирішадлежавШІІХЪ
пмъ у здовъ было разд л по і между эттш собораші, составляя
прп каждомт. пзъ пнхъ какъ бы особую корпорацію нлп свое особое
ц лое. Эти поздн йшіе соборы по своему происхождоиію им ли зиаченіе
не адмшшстративное, а богослужебпое, пмеино—зііачеиіе ц(зрквей,
въ которыхъ должио совершаться ежедк виое богослуженіе вс мъ
составоыъ (поочередно) лрпщіслешшхъ къ нпмъ свящешшковъ (о
чемъ скажемъ нпже). Но относительно др вішхъ сборовг
і. ігли соборовъ
представляется намъ н иев роятиымъ сд лать другое дредположепіе.
Выше мы говоршш, что памятшікц юго-западиой Руси ХУІ
в ка представляютъ д ло о свящешшкахъ, составлявшпхъ архіерейскіе
клиросы, такимъ образомъ, что, съ однон сторопы, оші дринадлежали
ЕЪ Еа едралышмъ архіерейсЕіімъ соборамъ, а съ другой стороны—
былн иастоятелями прнходсЕпхъ церЕвей. Если Бредположпть, что таЕЪ
было и ъъ періодъ ДО-МОИГОЛЬСЕІЙ, 'j'o ыолаю будетъ думать, Что свящешшЕіі
разд леіш были на соборы по т мъ дриходсЕішъ церквамъ,
Еоторымд зав дьгеалп члены Елироса, д что, составляя лри сихъ цер*)
2 нзд. стр. 442. Точио такжо поздв йшая л топись (так'і. названиал)'
Тверская іюдъ 1159 г. говоритъ, что одішъ князь „посла въ Шевъ къ свят й'
Софіи и по вс мъ соборамъ, да творятъ стояніе всенощное въ церквахъ-' (Полн..
собр. д тт. т. 15. стр. 228 tin).
Стр.5