ЖНІНШНІШІІІІГНШІННІНПШІІІІНЖ
КНИГА ТРЕТЬЯ.
Отъ см рти императора
еодооія I до папства Григорія
Великаго.
395-590 г.
ГЛАВА I.
Аркадій и Гонорій.—Оригенистическій споръ.
тоустъ,
I.
^ЕОДОСІЙ оставилъ двухъ сыновей: Аркадія 18 л тъ,
и Гонорія, которому было только 11 л тъ; къ старшему
перешло по насл дству владычество на восток
, а къ младшему—на запад . Посл этого разд -
ленія, Римская имперія въ своемъ полномъ состав
уже никогда опять не объединялась.
Гонорій
Царствованіе этихъ недалекихъ государей
было полно всякихъ б дствій.
Сами не будуяи способны къ
395—423 г.
Аркадіи
395—408 г.
управленію, каждый изъ рихъ подчинялся посл довательному
ряду министровъ и воепачальниковъ, Изъ нихъ только
Стилихонъ, полководецъ Гонорія, обладалъ качествами,
требовавшииися для поддержанія имперіи. Въ 403 году
онъ разбилъ Алариха Готскаго въ Полленціи, въ Лигуріи;
но пять л тъ спустя, въ то самое время, когда особенно нужны
были его способности для отраженія новаго готскаго пашествія, онъ
палъ жертвой интригъ своего соперника, Олимпія. Римъ былъ трижды
осажденъ готами. Первая осада была снята всл дствіе уплаты большаго
выкупа; вторая им ла своимъ сл дствіемъ поставленіе со стороны
Алариха императоромъ н коего Аттала, котораго ояъ впоСв.
Іоаннъ Зла
Стр.1
342
ИСТОРІЯ ХРИСТІАНСКОЙ ЦЕРКВИ.
сл дствіи низложилъ въ неудовольствіи на его неспособность,
и въ третьей осад городъ былъ взятъ 404—410 г.
и разграбленъ. Въ теченіе этого неріода мы постоянно
слышимъ о мятежахъ въ различныхъ провинціяхъ, о возстаніи
варваровъ, допущенныхъ въ пред лы римскихъ влад ній,
и о нашествіяхъ новыхъ ордъ изъ заграничныхъ странъ. Эти нашествія
бол е всего выпадали на западную половину имперіи. Въ
404 году, Гонорій, находя себя въ опасности отъ готовъ въ Милан
, переселился въ Равенну, которая въ теченіе трехъ сл дующихъ
стол тій, не смотря на вс перем ны въ правптельств , продолжала
считаті.ся столицей Италіи ').
Въ 408 году Аркадію насл довалъ его сынъ, еодосій II, семил
тній мальчикъ. Юный государь былъ сначала подъ опекой Анимія,
и съ 414 года—подъ опекой своей сестры Пульхеріи, которая
въ теченіе почти сорока л тъ держала въ своихъ рукахъ верховную
власть на восток 2
). Гонорій царствовалъ до 423 года.
Слабость правительства, вторженія варваровъ и перем ны въ
администраціи препятствовали принятію какой нибудь выдержанной
и однообразной политикивъ д л подавленія язычества. Какъ
на восток , такъ и на запад не разъ издавались законы объ
отм н жертвоприношеній 3
) и о конфискаціи т хъ жалованій и
арендъ, которыя досел предоставлялись языческому жречеству; но
яеобходимость частыхъ повтореніі этихъ законовъ, равно какъ и
случайныя послабленія этихъ законовъ, показываютъ, что ониприводились
въ исполненіе весьма не строго. Зам чательно, что часто
выеказываются угрозы тяжелыіш наказаніями противъ властей, которыя
окажутся небрежными въ приведеніи этихъ законовъ въ исполненіе
4
); какъ будто правительство знало, что среди его м стныхъ
должностныхъ лицъ было много такихъ, отъ которыхъ трудно
было ожидать охотнаго сод йетвія этимъ законамъ. Бъ 408 году,
во время управленія Олиішія, Гонорій издалъ законъ, по котороиу
вс , кром испов дующихъ православное христіанство, лишалисъ
права на службу при двор . Но Генеридъ, командиръ войскъ
въ Рим , одинъ изъ варварсЕихъ вождей, отъ оружія которыхъ въ
это время завис ли выродившіеся римляне, съ негодованіемъ сбросилъ
съ себя знаки своего полномочія, отказался отъ всякаго изъятія,
которое бы не простиралось на другихъ язычниковъ, и до
такой степени устрашилъ императора, что онъ иосп шно отм нилъ
') Soz. іх, 1.
3
') Gibbon, in, 30, 63, 91, 92, 120-32, 72.
) Cod. Theodos. XYI, X, 13 и сл д.
*1 Напр. тамъ же, 19; Code Just, i, xv, 7 (451 r.).
Стр.2
АРЕАДІЙ И ГОНОРІЙ.
343
это постановленіе '). На восток однако же подобяые завоны были
издаваемы какъ Аркадіемъ, такъ и юнымъ еодосіемъ ?).
Къ концу іг стол тія, среди язычниковъ ходидъ разсказъ, будто
аи. Петръ, при посредств магическихъ чаръ, открылъ, что христіанство
просуществуетъ 365 л тъ и зат мъ логибнетъ 3
). Періодъ
ственно сочувствовалъ и былъ низвергнутъ Стилихономъ.
Еогда Аларихъ въ первый разъ осадилъ Римъ, языческіе члены
сената приписывали эти б дствія имперіи пренебреженію къ
обрядамъ, которыми ихъ отцы получали милость боговъ и возвели
свою страну на степень высшей славы. Какіе то тусканскіе прорицатели,
заявлявшіе, будто бы они спасли Нарни отъ нашеетвія
непріятеля низведеніемъ молній на него, предлагали подобнымъ
же образомъ избавить Римъ посредствомъ своихъ причитаній и
жертвоприношеній. По свид тельству одного языческаго писателя,
даже будто бы епископъ Иннокентій согласился на этотъ опытъ,
подъ условіемъ лишь, чтобы онъ сд ланъ былъ тайно, ^предпочитая
при этомъ спасеніе города своему собственному мн нііо". Тусканцы
однако же настаивали, какъ на существенномъ уеловіи,
чтобы обряды были совершены со всею форыальностью и общенародноетью,
отъ имени государства и въ присутствіи сената, и такъ
яакъ сенаторы отказались дать подобнаго рода санкцію идолослуженію,
то прорицатели были отпущены ни съ ч мъ *). Этотъ разсказъ,
в роятно, им етъ своимъ основаніемъ лишь то, что язычники
желали воспользоваться общественнои опасностью, съ ц лыо достигнуть
возстановленія своей религіи. Аттила, хотя и крещенный
въ аріапство, льстилъ имъ возстановленіемъ древнихъ обрядовъ; но
ихъ радость скоро бнла прес чена его низложеніемъ.
этотъ былъ раепшренъ до 398, и надежды языческой партіи воспрянули
опять; но они были разочарованы, и за ними сл довали и
другія разочарованія. Варварскій иредводитель Радагесъ,
который, будучи самъ язычникомъ;
есте406
г.
Варварскія нашествія были въ д йствительности весыіа гибельны
для язычества. He было ни одного прим ра, когда бы варвары прпниыали
старую релнгію Греціи или Рима: они или держались суев
рій своихъ собственныхъ предковъ, или принимали какую-нибудь
форму христіанства. Аларихъ и его готы, бывшіе аріанами, направляли
свою ярость противъ языческихъ храмовъ даже
сильн е, ч мъ христіане имперіи, и ЕО времени
396 г.
сіосіша ( , 46), но вообще онъ прішимается.
*) Cod. Theodos. х і,
3
*) Бъ такомъ впд разсказъ передается Зосішомъ ( , 41). Созоменъ (іх, 6)
свид тельствуетъ, что обряды былп іісполнеіш, но потерп ліі неудачу.
) Augiist. De Civ. Dei xrui, 53—4.
нашествія именно Алариха въ Грецію относится
') Разсказт. этотъ одпако же осповывается на сомпительпомъ свпд тедьсгв
, 29,48;х, 21. Ср. законы Justini, Cod. Just, і, і , 20; , 12.
Стр.3
344
ИСТОРІЯ ХРИСТІАНСКОЙ ЦЕРКВИ.
уничтоженіе Елевзинскихъ мистерій. При взятіи Рима, храмы подверглись
нападенію, между т мъ какъ церкви пользовались почтеніемъ,
и т , кто искалн уб жища въ нихъ, находили пощаду, а н -
которые по крайней м р изъ готскихъ воиновъ проявляли въ своемъ
поведеніи къ беззащитнымъ н которое вліяніе на себя испов дуемой
ими религіи '). Въ б дствіяхъ, постигавшихъ Римъ, хриетіаневид
ли мщеніе Бога. Ореди нихъ ходилъ разсказъ, что Аларихъ во время
похода былъ упрапшваемъ однимъ святымъ инокомъ пощадить городъ,
и отв чалъ;
но его постоянно побуждаетъ взять этотъ городь н кто Великій2
что онъ идетъ туда не до своей собственной вол ,
).
Язычники съ своей стороны относили вс б дствія времени на счетъ
христіанства,—каковое мн ніе бл. Августинъ отвергалъ во многихъ
пропов дяхъ, и въ опроверженіе-же котораго онъ предпринялъ свой
великіи трудъ я
о град Божіемъ", написанный между 412 и 426
годами. Съ этою же ц лью Орозій, испанецъ, по желатю Августина
написалъ около 417 года очеркъ веемірной исторіи, въ которой
онъ доказываетъ, что древніе в ка бнли такъ же б дственны, какъ
и его собетвенное время, и народы б дствовали даже еще болыпе,
такъ какъ они не им ли для себя спасенія въ иетинной религіи 3
Язычество однако долго прозябало еще. На восток
).
еодосій
въ закон отъ 423 года, повидимому, спрашиваетъ, есть ли еще
у язычества приверженцы; но сомн ніе въ этомъ отношеніи опровергается
ясными фактами 4
). Главная твердыня старой религіи однако
же находилась на запад . Въ н которыхъ округахъ духъ ея
былъ еще столь силенъ, что христіане. пытавшіеея приводить въ
исполненіе закони противъ храмовъ и идоловъ, бнгли убиваемы разъяренными
язычниками ь
). Во многихъ м стахъ^ гд испов дывалась
христіанская религія, старые боги—покровители еще занимали свое
прежнее положеніе, и кром значительнаго проникновенія языческаго
духа въ христіанство этого времени, многіе чисто языческіе
идеи и обычаи еще удерживались и среди христіанъ. Переходъ прозелитовъ
въ христіанство былъ чаето лишь вн шнимъ; такъ какъ
приверженцы старой религіи не были вообще расположены ни терп
ть изъ за нея, ни лишаться выгодъ, связанныхъ съ исиов даніемъ
новой в ры, то многіе изъ нихъ принимали крещеніе, и впосл
дствіи, при первомъ удобномъ случа , опять объявляли себя
язычникамн. Отсюда возникла необходимость въ т хъ частыхъ постановленіяхъ
противъ в роотступничества, которыя были бы не3
')
Orosius, гп, 39 (PatTol. хххі"); Aug. De Civ. Dei і, 2, 4; Soz. ix, 10')
Socr. vn, 16; Soz. ix, 6.
) Oros. Hist. Praef. i, 1 (Patrol, xxxi).
') Cod. Theodos. XVI, x, 22. Въ 425 г. онъ повторяетъ выраженіе соын нія
касательно какъ язычества, такъ п іудеиства (тамъ же, XV, у, 5).
) Aug. Ерр. 50, 91.
5
Стр.4
АРКАДІЙ И ГОНОРІЙ.
),
345
объяснимы, есди бы отступники всегда были д йствитедьно христіанами
1
Африка была главнымъ оплотомъ язытества, и тамъ раздоры донатистскаго
раскола много сод йствовали ему. Бл. Августинъ сов
тывалъ кроткій способъ обращенія съ идолопоклонниками, кавъ
наибол е полезный и д йствительный. „Сначала, говоритъ онъ,
мы постараемся низвергнуть ждоловъ въ ихъ сердцахъ. Когда они
сами сд лаются христіанами, то или пригласятъ насъ къ доброму
д лу разрушенія ихъ идоловъ, или предупредятъ насъ въ этомъ.
Между т мъ мы должни молиться за нихъ, а не гн ваться на
нихъ" 2
). Онъ жалуется, что христіане принимали участіе съ языческихъ
церемоніяхъ и увеселеніяхъ. Соборъ, состоявшійся въ Еараген
въ 399 году, побуждалъ иішератора запретить изв стныя
пиршества, которыя были однимъ изъ главныхъ средствъ поддержанія
старой редигіи, а также приказать разрушить вс остатки
идолопоклонства ви ст съ храмами, находившимися въ деревняхъ 3
).
Правительство еще не было подготовлено ЕЪ такимъ м рамъ; въ
томъ же самомъ году были изданы новел нія о совершеніи общественныхъ
увеселеній, хотя и безъ жертвоприношеній или суев -
рій, и чтобы т мъ изъ храмовъ, которые не содержали въ себ ничего
незаконнаго, не было ваносимо никакого вреда 4
) . Но девять
л тъ спустя, закономъ, предназначеннымъ для всей имперіи, подобныя
пиршества были запрещены, и епископы были унолномочены
уничтожать вс памятники идолопоклонства 5
). Т изъ храмовъ,
которые не представляли никакой красоты въ своей архитектур ,
были разрушены. Состоялось повел ніе, чтобы храмы въ городахъ
или пригородахъ обращены были для общественнаго употребленія;
многіе были закрыты и оставались пустыми, пока не воспользовались
ими христіане и не обратнли ихъ въ церкви 6
).
Старая римская аристократія, которая держалась религіи своихъ
предковъ бол е изъ гордости, ч мъ до уб жденію, всл дствіе
взятія Рима была разс яна. Многіе изъ ея членовъ выселились въ
свои влад нія въ Африк , Египт , или въ другихъ м стахъ, и языческіе
интересы всл дствіе этого" сильно пострадали. Но въ деревенскихъ
частяхъ Италіи, нё смотря на упомянутый уже законъ
408 года, которымъ землевлад льцамъ повел валось разрушать хра')
Между 381 п 426 годаыи бы.чо пздано восемъ законовъ противъ отстуиничества-
Cod. Theodos- Х Т, тп. Ср. Cod. Just. I, хі, 10.
) Serm. LXU, 11 (t. r).
J
3
) Cod. Canon. Eccl. Afric. 58, 60 (Hard, i, 898).
*) Cod. Theodos. XVI, x; 17, 18.
^) Тамъ же, 19 (408 г.).
) Тамъ же, 13, 19.
в
Стр.5
71 2
ИСТОРІЯ ХРИСТІАНСКОЙ ЦЕРКВИ.
мому было весьма трудно приводить эти каноны въ испоіненіе
среди этого могущественнаго класса; соборъ турскій, въ посл днемъ
году царствованія, свид тельствуетъ, что часто возбуждались жалобы
на уклоненіе отъ уплаты десятинъ и девятинъ, но что жалобы
эти не находили должнаго удовлетворенія.
16. Распоряженіе церковными доходами еще находилоеь въ рукахъепискоиовъ;
но въ новыхъ королевствахъ запада діаконы какъ
такіе не принимали того же участія въ управленіи ими, какое придало
ихъ должности столь болыпую важность въ древнее время.
Управитель (oeconomus), который помогалъ еішскопу въ отправленіи
имъ своихъ д лъ, могъ быть иди діакономъ, или священникомъ; по
своему достоинству онъ стоялъ первымъ посл епископа и зав -
дывалъ ка едрой въ случа ея вакантности. Въ н которыхъ м -
стахъ доходы д лились на четыре части, причемъ одна часть предоставлялась
епископу съ его домом'ь;
другая—остальному духовенству,
одна—б днымъ и странникамъ, и одна—на поддержаніе и
расходы церкви; въ другихъ м стахъ д леніе было трех-частньшъ,
причемъ одна треть предоставлялась епископу, другая духовенству,
и одна шла на нужды церкви ').
Низшее духовенство иногда обвиняло епископовъ въ томъ, что
они брали бол е, ч мъ имъ надлежаю, и начиная съ і стол
тія постановлялись правила для ограниченія ихъ въ этомъ отношеніи.
Даже гд духовенству аккуратно выплачивалась вся
принадлежащая еыу доля, доля каждаго отд льнаго лица всетаки
завис ла отъ волн епискоиа, отъ ыилости котораго такимъ
образомъ завис лъ каждый членъ духовенства. Гд выплачивалась
десятина, тамъ, в роятно, между м стнымъ духовенствомъ и епископами
существовало изв стное соглашеніе съ д лью устраненія
связанныхъ съ этимъ д лоиъ неудобетвъ. Соборъ вормскій, отъ
829 года, постановилъ, что епископи^ им ющіе достаточный доходъ
отъ другой собственности, должны отказываться отъ своей канонической
доли въ десятинахъ въ пользу церкви и б дныхъ.
Часто постановляемы были каіштуляріи съ ц лью воспрепятствовать
плательщикамъ десятинъ захватывать право распоряжаться ими
по своему усііотр нію, вм сто того, чтобы предоставлять его епи0
CM. Cone. Tolet. і , отъ 633 года, с. 33; Gapit. отъ 799 г. с. 13. Трехчастное
д леніе было нзв стно подъ названіемъ испанскаго обычая; четырехчастное
называлось римскимъ (см. папы Спмплиція Ер. 3 отъ475 г.—Patrol, ыш),
и есть указаніе на епископовъ, которые заявлялп, что хотя они и пм ютъ право
на третью часть, какъ это предписаво канономъ толедскаго собора, однако же
ояи находятъ возможпымъ удовлетворяться четвертою частью, согласно съ обычаемъ
римскпмъ (напр. Гентонъ базельскій, окодо 820 года; Hard, і , 1243). To
же самое изв стно о ломбардскихъ еішскопахъ въ Павін, отъ 856 года (Pertz,
Leges, і).
Стр.1
ІЕРАРХІЯ.—УПРАВЛЕНІЕ ЦЕРКВИ.
скопаы'ь;
71 3
и производить уплату той церкви, которую они могли
предпочитать по своимъ частяымъ соображеніямъ, а не той церкви,
которая им ла д йствительное право на это. Въ такихъ случаяхъ
м стные правители должны были заботиться о томъ, чтобы сд лано
было должное возмездіе.
Въ постановленіяхъ испанскихъ соборовъ была н которая ыепосл
довательность въ отношеніи налоговъ, подлежавшихъ уплат епископамъ.
2-ой соборъ брагскій въ 571 году запрещалъ имъ брать
третыо часть изъ приношешй, и вм сто нея позволялъ имъ только
ежегодную плату двухъ солидовъ отъ каждаго прихода. 4-ый соборъ
толедскій, состоявшійся въ 633 году, при другомъ правительств ,
постановляя, чтобы епископъ не пользовался бол е, ч мъ третьею
частыо, не ссылается на канонъ брагскій. Но другой соборъ толедскій,
отъ 646 года, возобновляетъ это правило, а еще бол е поздній
соборъ, отъ 655 года, возвращается къ систем предоставленія
епископу третьей части. Взиманіе двухъ солидовъ впосл дствіи проникло
и во Францію, но тамъ съ теченіемъ времени епископы,
вм сто того. чтобы признавать его зам ной своей трети, требовали
его въ качеств дополнительнаго платежа, подъ названіемъ к а е дральной
подати ').
Какъ упомянутыя выше обременительныя пос щенія епископовъ,
такъ и новыя учрежденія архидіаконовъ, заявлявшихъ притязаніе
на изв стные платежи по праву своей должности, весьма много сод
йствовали об дн нію приходскаго духовенства.
17. Пом стныя церкви во Франціи, за исключеніемъ приходскаго
церковнаго участка (mansus), подлежали уплат вс хъ
обыкновенныхъ налоговъ, если только не освобождалиеь особыми
лривиллегіями. Иначе было въ Англіи, гд церковная земля была
изъята отъ вс хъ платежей, кром того, который назывался „троякою
необходимостью" (trinoda necessitas),—TO есть обязанностью
сод йствовать національному войску, построенію кр постей и принимать
участіе въ расходахъ на содеряганіе мостовъ и болыпихъ
дорогъ.
18. Кавъ и въ прежнее время, продолжали издаваться каноны,
запрещавшіе духовенетву предаваться гражданскимъ занятіямъ. Въ
Англіи отъ священниковъ требовалось знать какое нибудь ремесло,
пользоваться имъ и научать ему подчиненннхъ имъ церковнослужителей,
однако же не съ ц лью своихъ собственныхъ выгодъ, a
съ ц лью устраненія отъ нихъ искушешй л ноети и предоставленія
имъ средствъ для пособія б днымъ. Подобныя же постановленія
были во Франціи и въ другихъ м стахъ.
!) Си. Ducauge подъ сл. Cathedraticum.
Стр.2
714
ИСТОРІЯ ХРИСТІАНСКОЙ ЦЕРКВИ.
19. Высокое общественное положеніе духовенства въ германскихъ
королевствахъ явствуетъ изъ т хъ оц нокъ, которыя полагались
за ихъ жизнь. Плата, изв стная подъ назваиіемъ Wehi-, существовавшая
у всего германскаго нлеменвг ') (но отнюдь не ограничивавшаяся
имъ), первоначально предназначалась для удовлетворенія
родственниковъ убитаго лица за его жизнь и возстановленія
мира между ними и убійцей, такъ чтобы народ'ь, всл дствіе
частной вражды, не былъ лишаемъ службы своихъ членовъ. Принципъ,
по которому родственницы убитаго бнли освобождаемы отъ
всякаго участія въ этомъ платеж , иленно, что он не способны
были осуществлять мщееіе, естественно расиространялся и на духовенство;
но когда духовенство сд лалось могущественнымъ сословіемъ,
церковь требовала подобеой платы и за ихъ смерть. Во
Франціи плата за иресвитера равнялась илат за графа (окружнаго
начальника); плата за епископа равнялась плат за герцога. Въ
Англіи архіеіінскопъ оц нивался въ этомъ отношеніи одинаково съ
ателитомг, т. е. приндемъ крови, епископъ съ илъдормеиомъ, или
м стнымъ аиглійскимъ графомъ, священникъ съ таномъ, т. е. меньшимъ
дворяниномъ. Въ то вреыя. Еогда представители св тской власти не въ
состояніи были читать или писать, обладаніе ученостыо д лало членовъ
духовенства единственнымилицами,которіля только и способиы
были ко многимъ важныыъ должностямъ. Епископы, какъ члены сов та,
занимали положеніе выше окружныхъ начальниковъ;
военныхъ людей.
Карлъ Великій держался политики возвышенія іерархіи въ противов
съ сил своихъ грубыхъ вассаловъ. Онъ постановлялъ, чтобы вс
оказывали епископамъ повиновеніе, и заявлялъ, что отказывавшіе въ
этомъ не должны им ть м ста въ его имперш, „даже если бы это
были его собственные сыновья" 2
). Такъ какъ гражданскія выгодн
духовенства сд лались больше, то духовныхъ должностеи добивались
и члены госиодствующаго племени, которые раньше оставляли ихъ въ
рукахъ поб ждепныхъ. Встр чающіяся среди духовенства отъ гп стол
тія варварскія имена указываютъ на то, что франки въ это именно
время начали вступать въ дерковныя должности, и весыіа скоро зат
мъ результатъ этой перем ны сказался въ необходимости законовъ
для удержанія духовенства отъ мірскихъ ігривычекъ и занятій. Епискоыы
водили въ походы отряды, которые должны были поставляться
съ ихъ земель для усиленія національнаго войска, и не только присутствовали
при этомъ сам;и(что былод ломъ обязательныыъ, и въ н -
которыхъ отношеніяхъ могло быть благод тельнымъ), но и буквально
сами занимались военною службою. Они не хот ли допустить, что ихъ
духовный санъ лишалъ ихъ родоваго права, принадлежавшаго важ0
Tacit. Germ. 21.
3
) Hard, rr, 940.
Стр.3
ІЕРАРХІЯ.—УПРАВЛЕНІЕ ЦЕРКВИ.
715
дому свободному франку на участіе въ войнахъ своего народа; они
хот ли также, цоказывая себя энергичными лицами, доказать, чта
ихъ собственность не можетъ съ безнаказанностыо подвергнуться
нападенію со стороны ихъ мірскихъ сос дей, а также, быть можетъ^
съ ц іью охранить свои им нія отъ обращенія ихъ со стороны государя
въ вознагражденіе за военныя услуги другихъ людей. Бонифацій
старался искоренить подобные обычаи; по его настоянію,
было постановлено, что духовенство не должно носить оружія, чтолишь
столькіе изъ нихъ могутъ сопровождать воиско, сколько требуется
для исполненія обязанностей священнаго служенія въ войск
, и что эти посл дніе долж,ны ограничиваться только своими
священными обязанностями. Но преобразованіе это, повидимому,
продержалось недолго; Карлъ Великій возобновлялъ повел ніе своего
отда и ув щевалъ духовенство, вм сто ношенія оружія, уповать
въ д л защиты на Бога. Одинъ сомнительный документъ изображаетъ
его объясняіощимъ, что д лыо такихъ иостановленій не
было, какъ предполагали епископи, лишеніе ихъ принадлежащихъ
имъ почестей. Но даже въ теченіе остальныхъ л тъ его царствованія
оказывались необходимыми новыя запрещенія этого рода, и
когда сильная рука великаго императора перестала д йствовать,
воинственныя наклонности франкскихъ епископовъ проявились еще
въ болыпей степени, ч мъ когда либо. Въ Англіи духовенство также
было склонно носить оружіе, по праву, принадлежащему ихъ свободному
состоянію, и всл дствіе этого постановлялись каноны для
искореневія подобнаго обычая.
Въ то время^ какъ франкскіе законы ограничивали склонность
духовенства къ воиственнымъ предпріятіямъ, принимались м рн
также и ЕЪ тому, чтобы восирепятствовать влад телямъ собственности
изб гать связанныхъ съ нею обязательствъ, подъ предлогомъ
рукоположенія или монашества. Такъ, въ 799 году, мы встр чаемъ
постановленіе, что никакой дворянинъ не им лъ права приниыать
поетриженія кром какъ посл взсл дованія его д ла діоцезнымъ
епископомъ, и что если такое духовное лицо впосл дствіи пожелаетъ
жить на своей собственной земл , оно должно вести ту же
военную службу, какъ и другіе.
Вм ст съ ношеніемъ оружія, духовенству запрещены были и другіе
св тскіе обычаи и удовольствія, какъ держаніе у себя охотничьихъ
собакъ и ястребовъ, азартныя игрвг, шумныя увеселенія, мірскія п сни
и инструментальвая музыка, а также общества п вцовъ и шутовъ.
20. Саыыя зам чательныя постановленія касательно брака духовенства
въ теченіе этого періода принадлежатъ Востоку, именно,
постановленія трулльскаго собора (691 года ?). Этотъ соборъ сильно
противился второбрачію.Пресвитеры, вступавшіе въ такіе браки, по не
Стр.4
716
ИСТОРІЯ ХРИСТІАНСЕОЙ ЦЕРКВИ.
му подлежали низложенію; если вторая жена умирала, или если мужъ
разлучался съ нею, то онъ могъ ретаваться въ своемъ сан , но не
им лъ права отправлять священническихъ обязанностей. Если священникъ,
діаконъ или иподіаконъ женился иавдов , то онъ долженъ
быль разлучиться съ своеи женою, подвергнуться запрещенію и лишиться
права на дальн йшее повышеніе 1
). Соборъ запрещаетъ подъ
страхомъ низложенія обычай африканскихъ и ливійскихъ епискоиовъ,
которые будто бы сожительствовали съ евоими жеяами; жен епископа
повел валось разлучиться съ нимъ и поступить въ монастырь 2
).
Онъ порицаетъ обычай армянъ, которые требовали, чтобы духовенство
происходило изъ священническихъ семействъ, и позволяли лицамъ
такого происхожденія д йствовать въ качеств п вцовъ и чтецовъ,
безъ полученія постриженія, и онъ же запрещаетъ духовенству
вступать въ бракъ посл рукоположенія въ иподіаконство. Но въ
своемъ 13-ыъ правил , посл заявленія, что римская церковь требовала
отъ лицъ, рукоположенныхъ въ иресвитера или діакона, об -
щанія воздерживаться отъ своихъ женъ, соборъ выразительно освящаетъ
противоположный обычай, п приводитъ въ основаніе этого
„Апостольскія ІІравила". По опред ленію собора, не сл дуетъ брать
никакого об щанія, не сл дуетъ настаивать на разлученіи супруговъ;
онъ угрожаетъ низложеніемъ всякому, кто бы сталъ лишать
священнивовъ, діаконовъ или иподіаконовъ ихъ женъ, и вс мъ т мъ
членамъ изъ духовенства, которые бы, иодъ предлогомъ благочестія,
оставляли своихъ сувругъ. Хотя 29-ое правило позволяетъ духовенству
„варварскихъ" церквей разлучаться съ своими женами,
если они считаютъ это своимъ долгомъ и если на это согласны ихъ
женн, но позволеніе это, по заявленію собора, дается только изъ
снисхожденія къ той узкой мнительности 3
), какой можно было ожидать
въ такихъ церквахъ.
Соборъ, которыи въ этомъ и въ другихъ пунктахъ прямо и зареческой
церкви.
На Запад періодъ этотъ представляетъ намъ много постановленій
противъ брака духовенства. Меровингскіе короли подтвердили
в домо выступалъ противъ принциповъ и обычаевъ Рима, естественно
едва ли могъ найдти благосклонность у папъ, и, какъ мы
вид ли, онъ былъ отвергнутъ Сергіемъ і *). Но санкція, данная
браку духовенства, навсегда получила значеніе въ православной
г1
') С. з.
*) Сс: 12, 48. Это счптается н которымн первымъ церковішііъ засономъ въ
отоыъ отаошеніи, хотя ему предшествовалъ гражданскіГі законъ Юетпніапа (Ом.
выше, стр. 513).
') С. 33.
3
) Міхрофо^іа—малодушіе.
*) Си. выпіе стр. 579.
Стр.5