ББК 7УДК 37.013(470)(091)”17/18” 
И4.03(2) 
91 
Автор: 
Электронные версии книг 
на сайте www.prospekt.org 
Исхакова Р. Р., кандидат исторических наук, доктор педагогических наук, профессор 
кафедры социальной работы, педагогики и психологии Казанского национального исследовательского 
технологического университета. 
Рецензенты: 
протоиерей Алексей Колчерин, доктор церковной истории, заведующий кафедрой 
общей и церковной истории Казанской православной духовной семинарии; 
Морозов А. В., кандидат исторических наук, доцент кафедры социальной работы, 
педагогики и психологии Казанского национального исследовательского технологического 
университета. 
И91 
Исхакова Р. Р. 
Становление педагогики в православных духовных учреждениях Казанской 
губернии (XVIII–XIX вв.) : монография. — Москва : Проспект, 2022. — 120 с. 
ISBN 978-5-392-36672-9 
Работа основана на неопубликованных ранее архивных материалах. В монографии 
прослеживаются формирование системы духовного образования в России, ее цели 
и задачи, а также специфика духовных учебных заведений в образовательном пространстве 
России. Казанская духовная академия, Казанская духовная семинария рассматриваются 
как центры подготовки педагогических кадров, выпускники которых 
с применяли свои знания уже не только в системе духовного образования, но и светдеятели 
частично восполнили имеющийся вакуум и предложили свои подходы и мекого. В силу недостатка светских педагогов и педагогического образования духовныетоды 
не только духовного образования, но и светского. Автор возвращает из забвения 
целый ряд значительных фигур, стоявших у истоков отечественного педагогического 
образования в духовных академиях, семинариях и школах. 
Книга рекомендуется не только специалистам, но и широкому кругу читателей, интересующихся 
педагогикой и историей российского духовного образования. 
ББК 7УДК 37.013(470)(091)”17/18” 
4.03(2) 
Текст публикуется в авторской редакции. 
Научное издание 
СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ В ПРАВОСЛАВНЫХ 
ДУХОВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 
Исхакова Резеда РИфовна 
КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ (XVIII–XIX вв.) 
Монография 
Печать цифровая. Печ. л. 7,5. Тираж 1000 (1-й завод 100) экз. Заказ №. 
ООО «Проспект» 
Подписано в печать 04.04.2022. Формат 60×90 1 
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4. 
ISBN 978-5-392-36672-9 
©© Исхакова Р. Р., 2022 
/16 
ООО «Проспект», 2022 
								                        
									                        Стр.2
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ...............................................................................................................................3
Глава 1. Духовно-учебные заведения как фактор
развития педагогического образования ..........................................10
§ 1. Роль конфессионального образования
в формировании образовательного
пространства России XVIII–XIX вв. .....................................................10
§ 2. Подготовка педагогов и состояние педагогической
науки в Казанской духовной академии ............................................16
§ 3. Педагогическое направление в деятельности
Казанской духовной семинарии ..........................................................42
Глава 2. Формирование учительского корпуса
церковно-приходских школ ..................................................................58
§ 1. Политический курс и идейная борьба
вокруг церковно-приходских школ ....................................................58
§ 2. Подготовка учителей для церковно-приходских школ
Казанской епархии ....................................................................................84
Заключение .......................................................................................................................96
Библиографический список ........................................................................................98
1.
Неопубликованные документы Национального архива
Республики Татарстан ...............................................................................98
Литература.................................................................................................. 102
Список сокращений ..................................................................................................... 118
2.
								                        
									                        Стр.119