-O J^i
/
3
ВЪ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩІЙ СЕНАТЪ.
Xсектантскаго
богоолуженія.„та,іи '
п. т . р.гЛ
аЯе
ХУ
ПОКОРМЪИШЕЕ ХОДАТАИСТВО.
Уже въ Чірошломъ году въ газетахъ появились сообщенія о томъ, что Министерство
Внутреннихъ Д лъ внесло въ Сенатъ рапортъ по вопросу объ установленіи порядКа богослуженія
и произнесенія пропов дей сектантскими духовными лицами. На этихъ дняхъ,
по сообщеніямъ газетъ, сенаторамъ 1-го Департамента разосланъ проектъ опред ленія
по упомянутому вопросу, сл дующаго содержанія:
«Сообразивъ настоящій рапортъ министра вн. д лъ съ закономъ, — правительствующій сенатъ
находитъ, что понятіе сектантской общины опред ляется въ ст. 2 отд II именного Высочайшаго Проектъ
указа отъ 17 октября 1906 г. (П. С. 3. 28424), согласно коей подъ таковой общиной сл дуетъ опред леразум
ть общество посл дователей одного и того же в роученія, им ющее ц лью удовлетвореніе нія Сената.
религіозныхъ, нравственныхъ, просв тительныхъ и благотворительныхъ потребностей ея членовъ,
собирающихся для общей молитвы въ молитвенномъ дом или иномъ, предназначенномъ для сего
пом щеніи. Дал е изъ смысла п. в. ст. 8 и ст. 9 того же отд ла указа 17 октября 1906 г. явствуетъ,
что всякая община должна быть ограничена пред лами точно опред ленной м стности и, наконецъ,
по сил ст. ст. 13 и 27, община можетг избирать наставниковъ для отправленія духовныхъ требъ
(ср. ст. 7 отд И Высочайше утвержденнаго 17 апр ля 1905 г. положенія комитета министровъ «объ
укр пленіи началъ в ротерпимости», (II. С. 3. 26126), причемъ,—какъ это видно изъ совокупнаго
разсмотр нія дальн йшихъ статей закона,—посл дній неуклонно связываетъ сказанную должность
наставника' съ жизнью избравшей его общины. ставя наставника въ положеніе духовнаго руководителя
членовъ оной и одновременно распорядителя административно-хозяйственными ея д лами.
Такимъ образомъ, надлежитъ признать, что основными элементами сектантской общины являются
по закону. 1) легализованное законнымъ порядкомъ общество лицъ, связанныхъ, съ одной стороны,
единствомъ испоз дуемаго ими в роученія, и, съ другой стороны, жительствомъ въ пред лахъ опред
ленной территоріи; 2) общій молитвенный домъ (или иное, предназначенное для сего, пом щеніе)
и 3) избираемый обществомъ наставникъ. Сопоставленіе такого вывода съ разъясненіями, преподанными
правительствующимъ сенатомъ въ опред леніи I общаго собранія отъ 4 февраля 1911 г. по д лу
Сыртланова, уб ждаетъ въ томъ, что употребляемый закономъ о сектантахъ спеціальный терминъ
«община» объемлетъ собою понятіе, тождественное въ существ своемъ съ принятымъ въ области
в роиспов днаго права общимъ понятіемъ «прихода».
Въ соотв тствіи съ симъ и им я въ виду 1) что основной ц лью Высочайшихъ актовъ 17 апр ля
1905 г. и 17 октября 1906 г. являлось уравненіе сектантовъ въ правахъ съ лицами т хъ испов даній,
существованіе коихъ санкціонировалось и регламентировалось д йствующими законами; 2) чтоозначенные
Высочайшіе акты отнюдь не им ли въ виду присвоенія сектантамъ объема правъ, большаго ч мъ
тотъ, коимъ пользовались лица, испов дывавшія другія ученія; 3) что въ отношеніи сихъ посл днихъ
ученій закономъ (ст. 97 Высоч. утв. 9 апр ля 1883 г. уст. дух. консист., ст. ст. 422
448, 451, 1325, 1357, 1416 и 1431 св. зак. т. XI, ч. I уст. иностр. испов д., изд. 1896 г. и по прод.'
1906 г.) твердо установленъ принципъ т сной связи духовныхъ лицъ съ обслуживаемымъ ими
приходомъ, территоріальными пред лами коего и ограничена священнослужительская д ятельность
пастыря, и 4) что для случаевъ, требующихъ отступленій отъ сего общаго правила, законъ устанавливаетъ
обязанность предварительнаго разр шенія подлежащей духовной или св тской власти,—
правительствующій сенатъ признаетъ, что къ изъятію сектантовъ отъ д йствія указаннаго общаго
порядка не усматривается основаній и что посему,—какъ это и указываетъ въ рапорт своемъ
министръ внутр. д лъ,—духовныя лица и наставники сектантскихъ общинъ могутъ выступать въ
качеств требоисполнителей и пропов дниковъ только по отношенію къ членамъ данной общины, a
въ случа
необходимости допущенія сектантскихъ наставниковъ къ совершенію богослуженій въ
неподв домственныхъ имъ общинахъ, таковое допущеніе должно завис ть,—за отсутствіемъ у сектантовъ
высшей духовной власти,— отъ разр шенія м стнаго губернскаго начальства.
Обращаясь же къ возбужденному министромъ вн. д лъ вопросу о наставникахъ, обслуживающихъ
духовныя нужды сектантовъ, необъединенныхъ въ общины, и принимая во вниманіе, что законъ
17 октября 1906 г. н содержитъ въ себ правилъ, предусматривающихъ возможность избранія
духовныхъ наставниковъ сектантами вн легализованныхъ въ законномъ порядк общинъ ихъ,—
правительствующій сенатъ признаетъ, что сообразно съ симъ, и самое существованіе духовныхъ
наставниковъ, не пріуроченныхъ ни къ какой офиціальной религіозно-общественной единиц
представляется
съ точки зр нія закона недопустимымъ (ст. 32 отд. П закона 17 октября 1906 г.).
Руководствуясь вс ми приведенными соображеніями, правительствующій сенатъ опред ляетъ:—объ
изложенномъ разъясненіи возбужденныхъ въ рапорт отъ 15 декабря 1912 г. за Ns 11765 вопросовъ
министра внутр. д лъ ув домить указомъ».
| московскій пуща ъ
Наставника Евангельскихъ христіанъ-бап[ъ
С.-Петербург6Ур'Греевит а ^ ^
Ви
с. ь
пГра
ХІГГ-І Лі^^І*' п 2 4 ЛИН1И №
ИРІЯдаШІЙМЙЕИі
въ «Дом Еван,
97, 147, 152',
Стр.3