Гесудврсгіеітіі
КИБМиіиНА
СССР
№. »• і . ЫШ
Іеромонахъ Симонъ Тодорекій ( t архіепиекопъ псковекій
и нарвскій) и его четыре неизданныхъ шва.
Й
А ФОЫ 40—50-хъ годовъ XYIII в ка въ сонм высшей
отечественной іерархіи, въ л тописи строителеп церковно-обществеыной
лшзпи этого періода, скромно вы^
ступаетъ знамеіштый ар.хіепископъ псковсіай и нарвскій,
j Симонъ (Тодорскій), имя котораго, по зам чанію историка
той эпохи, наряду съ славными именами Стсфаиа Яворскаго.
еофилакта Лопатинскаго,
еофаыа Прокоповича, Арсенія
МацЬевича, Георгія Коішсскаго, является гордостію') для Кіевской
духовиой академіи, гд онъполучалъ образоваиіе до классовъ
«богословіи» прежде своего отправленія за границу. Краткую, ыо
вполн точную и справедливую характеристику личиости и направленія
церковпо-общественпой д ятелыюсти этого іерарха
даютъ дв надписи: одна—на б логородскомъ иортрет , другая—
эпитафія на м ст блажепнаго его упокоеиія въ псковскомъ
Тропцкомъ собор . Первая—называетъ его «премудрымъ и святымъ
мужемъ», который «академію кіевскую просв тилъ и
прославилъ учеиіемъ восточиыхъ языковъ и чтеиіемъ священпаго
писапія, зналъ языкъ еврейскій, сирскій, халдейскій,
арабскій, греческій, латинскій и н мецкій совершенпо» J
);
вторая,—вм ст съ характеристикой учепой д ятельыости, касается
его высокихъ правственныхъ -качествъ. «Рол;ден'ь, читаемъ
зд сь, отъ благочестивыхъ родителей, отъ нихъ лсе яко
воспитанъ бысть измлада во благочестіи, тако уже мужъ бывъ,
') Чистовичъ И. А.,
стр. 32.
а
еофанъ Прокоповичъ и его время. Спб. 1868,
) Филаретъ, архіеп. черниг., Обзоръ русской духовной лит ратуры
изд. 3. (Спб. 1884), стр. 325.
П. ТОДОРСКІІ.
Стр.4
2
вс мъ бяше образъ христіанскаго житія словомъ и д ломъ,
кротокъ и по Апостолу преподобенъ, незлобивъ. трезвенъ, ц -
ломудръ, честенъ. Толикою же любовію къ премудрости горяше,
яко не доволенъ творясь снисканными чрезъ труды свои
прилежныя въ богоспасаемомъ град Кіев науками, но желаніемъ
вождел въ ъ пользу, и украшеніе своему отечеству
въ далечайшихъ и чулсдыхъ странахт^ поискать различные роды
языковъ, въ ясн йшее открытіе силы- Болаихъ словесъ и святыхъ
отцевъ писаній, ид лсе странствуя къ своему, въ немъ
же родися, россійскому и ему же въ Кіев обручися латинскому
языку, совершеыно греческому и во удпвленіе вс мъ
н мецкому, а восточныхъ языковъ еврейскому, сирскому, аравійскому
и халдейскому, тако навыче любомудрію, ими лсе пе
точію самъ пользовася, но и другимъ многимъ изъ т хъ наукъ,
въ Кіев публично пребывая учитолемъ, преподавалъ... Собствепн
е же вс мъ милосердія отеческаго къ страннымъ и убогимъ
образъ показавъ» 1
).
Н которыя біографическія св д пія о Симон даетъ «собствешюручное
показаніе
его о первыхъ (37-мп) годахъ
лшзни», представлеиное имъ «по предлож нію канцеляріи каоедральной
архіепископіи кіевской», при прошеніи о пострилсеніи
въ монашество. Это показаніе въ значительыой степени
исправляетъ св д нія о вн шнихъ событіяхъ лшзии Симона,
встр чающіяся у позди йшпхъ историковъ 2
). Такъ, оыъ писалъ:
') Евгеній митр., Исторія княжества псковскаго, Кіивъ 1831. ч. Ш,
стр. 64—65; ср. Толстой М. графъ, Святыни и дррвности Пскова, М. 1861,
стр. 43—44.
•) Евгеній митр., Слов. историч. писат. дух. чина... (Спб. 1818), ч. II,
стр. 595—598, а также Исторія княжества псковскаго (Кіевъ 1831), ч. III,
стр. 64—65 и Опнсані Кіево-Софійскаго собора и кіевской іерархіи (Кіевъ
1825), стр. 222. Въ двухъ первыхъ сочиненія.хъ м. Евгеній указываетъ годъ
рожд нія Симона (1700), а родиной называ тъ Кіевъ. Кром того, во вс хъ
трехъ трудахъ утверждаетъ, что Симонъ окончилъ курсъ наукъ въ і нскомъ
универсиі т ; ср. Дгевъ М. прот.. Историч. опнсаніе костромскаго
Ипатскаго монастыря, М. 1858, стр. 41—44, а также Островскт П. прот.,
Историко-статистическое описаніе костромскаго ііервокласснаго ка едральнаго
Ипатьевскаго ыонастыря, Кострома 1870, стр. 116. Въобоихътрудахъ
5г
тв рждается, что Симонъ происходилъ „изъ малороссійскихъ дворянъ,
получилъ образованіе въ кіевской академіи, иотомъ съ 1727 года за границею
въ универоитетахъ: галльскомъ и іенскомъ". — Проф. В. А. Бильбасовъ
въ своей „Исторіи Екатерины Второй, т. I. (Спб. 1890) ошибочно
утверждаетъ, что Симонъ „окончилъ курсъ московской духовной академіи"
(стр. 114).
Стр.5