— 353
навливаться подробно на эхой хорошо изв стной Анненковской эпопе х
),
укажемъ лишь на ея эпилогъ. Какъ засвид тельствовала „лжквидаціонная
комиссія", при ревизіи et „нер дко приходилось останавливаться на неудовлехворительности,
дороговизн и безполезностж н которыхъ сооруженій";
зат мъ „расходованіе суммъ на содержаніе управленій производилось
далеко не ц лесообразно", причемъ н которыя м схныя управленія
„были уличены въ растрат вв ренныхъ имъ казенныхъ суммъ и имуществъ".
Что касается самого генерала Анненкова, то, какъ выразился
министръ юстиціи, „только вниманіе государя къ прежнимъ заслугамъ
генерала Анненкова ж исключительность условій (!), въ которыхъ онъ
д йствовалъ, спасли его отъ судебнаго разбирательства". Ему былъ
объявленъ дишь выговоръ, да и то „безъ опубликованія".
Всл дъ за неудачной кампаніей 1891 г., обнаружившей недостатки
устар вшаго продовольственнаго устава, были образованы, какъ мы говорили
выше (см. главу XIX), „губернскіяпродовольственныясов щанія".
Въ этихъ сов щаніяхъ обратилъ на себя вниманіе и-вопросъ объ организаціи
общественныхъ работъ въ ряду другихъ м ръ помощи голодающему
населенію; при этомъ большинство сов щаній, наученное опытомъ
Анненковской эпопеи, высказалось за то, чтобы работы эти выполнялись
подъ блжжайшимъ руководствомъ административныхъ учрежденій,новы ст
съ т мъ н которыя сов щанія (пермское, херсонское и др.) указываля и
на то, что лншь активное участіе въ этомъ д л земства можетъ поставить
работы на надлежащую почву.
Начиная съ 1898 г. (въ связи съ крупными неурожаями) ОІІЯТЬ д -
лаются попытки оргаішзовать общественныя работы. Таковы, ыапр., работы
„попечительства о доыахъ трудолюбія" въ 1899—1902 гг., организованныя
въ Поволжь , Бессарабіи и Сибири; тогда же производились
работы л сного департамента на ассигнованиыя въ 1898 г.—910 т. р.
и въ 1901 г.—1.500 т. р. Въ общемъ эти работы были организованы бол е
удачно, ч мъ у генерала Анненкова, но поскольку он им ли характеръ
помопщ населенію—вопросъ иной. По л снымъ работамъ, производившимся
на счетъ указаинаго выше ассигнованія, казна получила
чистой прибыли 701.311 р. (за 1899—1901 гг.). Такая „значительная
прибыль,—какъ справедливо зам чаетъ г. Максимовъ,—ыогла произойти
только при поннженной расц нк труда" 2
).
Какъ мы вид ли, до самаго посл дняго времени, именно до начала
900-хъ годовъ, земства не принимали активнаго участія въ организаціи
общественныхъ работъ, и д ло ограничилось т ми неыногими случаями,
') См., напр., Максимовъ. „Очерки по исторіи обіцестиеііпыхъ работъ ві, Россіи",
стр. 123—132.
^ Ibid., стр. 209.
Исторія Земства, т. II.
23
Стр.1
— 354 —
0 которыхъ у насъ было упомянуто выше. Водросъ этотъ выдвинулся
въ земствахъ въ нов йшее время въ связи съ закономъ 12 іюня 1900 г.,
изъявшимъ продовольственное д ло изъ в д нія земствъ.
Устранивъ зеиство отъ участія въ основныхъ продовольственныхъ
операціяхъ, правительство не р шалось совершенно лишить земства
участія въ д л помощи населенію. На обязанности ихъ были оставлены
заботы о прокормленіи скота; зат мъ земства моглж оказывать населенію
благотворительную помощь изъ собственныхъ средствъ и т. п.,
и, наконепгь, на земство возлагалось между прочимъ „устройство общественныхъ
работъ". Въ такомъ смысл былъ изданъ рядъ циркуляровъ—
1 января, 21 марта и 17 августа 1901г.; особенное же вниманіе этому
вопросу было уд лено циркуляроыъ 21 марта. Имъ предлагалось земствамъ
обсудить „вопросъ о составленіи плана общественныхъ работъ
заблаговременно", „а равно войта въ обсужденіе вопроса объ источник ,
на счетъ коего могли бы быть отнесены расходы по организаціи т хъ
или другихъ работъ". Циркуляромъ 17 августа предписывалось созвать
чрезвычайныя у здныя ж губернскія земскія собранія для названной
выше ц ли и указывалось, что наибол е подходящимъ источникомъ для
организаціи работъ являются дорожные капиталы, образованные по закону
1895 г. и еще не использованные земствами.
7 сентября былъ разосланъ НОВЫЁ циркуляръ, настаивавшій на
немедленномъ выясненіж вопроса о трудовой помощи въ неурожайныхъ
м стностяхъ земскими управами, при участіи агрономическаго и техническаго
персонала.
Въ отв тъ на эти призывы зеыства откликнулись различно. Н которыя
(напр., Ярославское губ., Вытегорское, Гжатское и др.) не вид
ли надобности въ общественныхъ работахъ; другія земства (напр.,
Тверское губ.) отнеслись къ предложенію принципіально-огрицательно,
чтб объясняется главнымъ образомъ ихъ отношеніемъ къ изъятію продовольственнаго
д ла изъ в д нія земства. По мн нію, напр., Тверского
губернскаго собранія, общественныя работы „являются такой же
продовольственной помощыо, какъ и вс другіе виды ея, а потоиу
должны быть въ в д ніи правительства, взявшаго въ свои руки продовольственное
д ло". Наконецъ, третья категорія земствъ отнеслась сочувственно
къ менистерскому предложенію и взялась за рганизацію
работъ, но лишь одно Саратовское губернское земство осуществило
эти работы; Нижегородское и Пермское земства, напр., хотя и itpoизвели
изсл дованія и т. п., но къ работамъ не приетупали.
Саратовское земство предприняло работы на текущія средства дорожнаго
капитала; кром того, оно ходатайствовало о пособіп въ 200 т. р.
Стр.2
— 355 —
u уат мъ o ссуд въ 300 т. р. Первое ходатайство удовдетворено не было,
ІІ организація мелкихъ общественныхъ работъ была поручена губернатору
на сумму 203 т. p., причемъ уже самъ губернаторъ передалъ земству
85 т. р. Второе ходатайство земства (о ссуд въ 300 т. р.) получило
удовлетвореніе; впосл дствіи эта ссуда была превращена въ безвозвратное
пособіе.
Въ кампанію 1902 г. правительство ассигновало въ распоряженіе
саратовокаго губернскаго присутствія 326 т. р. на организацію трудовой
поыощи. Это побудило зеыства ходатайствовать о передач организаціи
работъ земству, ибо, по мн нію губернскаго собранія, „только
м стное земское собраніе въ силахъ справиться съ такой сложной задачей
и, благодаря своему составу, знанію м стныхъ условій и опыту,
создать планом рную картнну общественныхъ работъ".
Ходатайство это получило удовлетвореніе,—и зелству были переданы,
въ вид безвозвратнаго пособія, указаняыя 325 т. р. иеще 75 т. р.
На эти средства производились работы въ 1903 — 04э
гг. въ у здахъ:
Хвалынскоыъ, Саратовскомъ и Вольскомъ, главньшъ образомъ по улучшенію
дорогъ.
Въ 1906 г. къ организаціи общественныхъ работъ ириступилъ
рядъ земствъ, получивъ изъ казны безвозвратное пособіе въ разм р
6.132.857 р. Эта сумма распред лилась между губернскими земстваыи
-сл дующимъ образомъ:
Губ. земства .
Воронежскае
Казанское
Нижегородское
Пензенское
Самарское
Тыс. руб.
450
850
50
360
900
Губ. земства .
Саратовское
Симбирское
Тамбовское ...... .
Тульское
Уфимское
Тыс. руб.
1.240
450
475
975.s
350
Кром того, было выдано Ардатовскому земству (Нижегород'ской
губ.)—32.267 р.
Такимъ образомъ, земства получили, наконецъ, возможность оргализовать
бол е или мен е широко общественныя работы. Но является
вопросъ, въ какой м р эти работы удовлетворяютъ своему ближайшему
назначенію—помощи голодающимъ—и поскольку он сод йствуютъ осуществленію
общихъ задачъ земства—подъему благосостоянія населенія?
Мы не жм емъ возможности отв тить на этотъ вопросъ, такъ какъ д ло
общественныхъ работъ еще слжшкомъ новое и не усп ло проявить себя
въ достаточной м р . Укажемъ лишь на то, что въ земской сред
им ется не мало противниковъ участія земствъ въ организаціи общественныхъ
работъ. Они указываютъ 'З, во-первыхъ, на то, что въ боль1
)
См., напр., Е. Р. Клевезаль. „Обществепныя работы и земство". („Саратоо•ская
Земская Нед ля" 1903 г., № 9).
23*
Стр.3
— 356 —
шинств случаевъ слишкомъ незначительныи % затратъ расходуется на
, оплату труда; бблыпая же часть ихъ идетъ на матеріалъ и т. д. Вовторыхъ.
они указываютъ на то, что „въ продовольственномъ д л передъ
зенствомъ стояхъ гораздо бол е серьезныя задачи, ч мъ организація
обществегшыхъ работъ... Разработка нормальнаго зеыскаго плана
борьбы съ посл дствіями неурожаевъ... составляетъ ближаишую насущ.
ную задачу земства" 1
). Въ-третьихъ, организуя работы въ широкомъ
масштаб , земство ііринуждено отвлекать и средства, и личныя силы
отъ осуществленія общаго плана своихъ м ропріятій,—напр., должно
нарушать сплошь и рядомъ схему постройки дорогъ, меліорацій и т. д.
Особенно возражаютъ противники общественныхъ работъ противъ затраты
спеціально земскихъ средствъ на организацію общественныхъ работъ, не
входящихъ въ общій планъ д ятельности земства,—и въ этомъ они безусловно
правы. Лигаь при значительныхъ затратахъ общественныя работы
могутъ принести пользу, въ качеств м ры помощи голодающимъ.
Такія затраты не подъ силу скромнымъ земскимъ бюджетамъ; земства
не должны отвлекать своихъ средствъ отъ ••осуществленія того плана
работъ, который диктуется имъ соображеиіями экономическаго характера
и проч., на выполненіе работъ благотворителънаго характера.
Вообще, сл дуетъ зам тить, что воаросъ о характер общественныхъ
работъ ж ихъ роли еще слишкомъ ыало разработанъ земстваыи и ждетъ
своего изсл дованія.
ГЛАВА XXII.
Въ предыдущихъ главахъ мы набросали общій очеркъ земскихъ
сужденій и м ропріятій по продовольственному д лу. Яеобходимость
считаться съ недостаткомъ м ста не позволила намъ остановиться подробн
е на этомъ воарос ; во всякомъ случа , намъ кажется, что наибол
е существенное нами отм чено. Читатель могъ уб диться въ томъ,
что продовольственное д ло—это наимен е разработанная ж наиыен е
упорядоченная область земской д ятельности. Съ „продовольственнымъ
хаосомъ" 2
) могла поспорить до недавняго времени еще лишь одна
отрасль земскаго хозяйства,—дорожное д ло. Но съ середины 90-хъ годовъ,
посл изданія закона 1 іюня 1896 г., это д ло значительно подвинулось
впередъ, и въ немъ начинаетъ складываться система, вырабатываться
планъ. Теперь очередъ стоитъ за продовольственныыъ д ломъ.
Посл всего сказаннаго не трудно вид ть, въ чемъ должна состоять
реформа этого д ла. Прежде всего необходимо р организовать земскіл
*) Е. Клеиезаль. „Ооществетіыя работы и т. д.", стр. 69.
Стр.4
•— 357 —
учрежденія на началахъ безсословности и учредить мелкую земскую едияицу;
зат мъ органы земства должны быть снабжены бол е широкой
властыо въ .отношеніы приведепія въ исполненіе расиоряженій земскихъ
собраній. Наконецъ, какъ показала тоже практика, нбобходило образованіе
постолнной общеземской оргапизаціи для совм стной д ятельности
земствъ въ продовольственномъ д л , какъ и въ нрочихъ отрасляхъ.—
Это одна сторона реформы. Сказанное зд сь вытекаетъ изъ всего предыдущаго
изложенія. Мы вид ли тамъ, какъ сильно отражалась на веденіи
продовольственнаго д ла сословно-классовая структура земскихъ учрежденій
(ею обусловливался индифферентшмъ къ образованііо земскихъ
продовольственныхъ капиталовъ, отрицательное отиошеніе къ организаціи
д ла на принципахъ безсословности и взанмнаго страхованія); вид
ли также безпомощность земствъ, благодаря отсутствію объединенія
лежду ними и благодаря оторванности ихъ отъ массы населенія.
Другая сторона вопроса заключается въ реформ самихъ основъ
продовольственноя системы, въ зам н приніщпа ссудъ началолъ страхованія.
При этомъ само собой разум ется, что сословности не должно
быть ы ста въ данномъ д л .
Наконецъ, третья сторона вопроса сводится къ тому, что земства
должны приложвть усилія къ выработк организаціи и методовъ работы
въ продовольственной области, какъ это они практикуютъ въ другихъ
отрасляхъ своей д ятельности. Необходимо создать продовольственную
организацію, подобно тому, какъ существуетъ организація страховая,
агрономическая, ветеринарная ж т. д. Въ основу этой организаціи долженъ
быть положенъ принципъ коллегіальности. Укажемъ зд сь, что въ
земствахъ д лались попытки создать подобную организацію (напр., Пермское
земство до 1892 г. поручало веденіе продовольственныхъ операціи
агрономаыъ), но развитія он не получили. Теперь должны быть созданы
продовольствениые агенты, продовольственныя комиссіи прк управахъ;
зат мъ, должны организовываться съ зды—у здные, губернскіе,
областные и общеземскіе—по продовольственнымъ вопросамъ. Нельзя не
обратить также вниманія и на необходимость планоы рнаго сотрудничества
между у здными и губернскими земствами; до сихъ поръ такового
болыпею частыо не наблюдалось.
Сконструировавъ организацію продовольственной помощи, земства
должны будутъ еще много поработать надъ выясиеніемъ методовъ своей
д ятельности въ данной области, причемъ имъ придется обратять вниманіе,
во-первыхъ, на то, чтобы і і ропріятія по продовольственноГі
помощи вылились въ стройную систему, приспособленную къ м стньшъ
условіямъ, а, во-вторыхъ, на то, чтобы эти м ропріятія стояли въ непосредственной
связи съ д ятельностыо земства по поднятію экономи
Стр.5