УДК 78.02
ББК 85.3
С 28
С 28
Севашко, Анатолий Владимирович.
Звукорежиссура и запись фонограмм : практическое руководство / А. В. Севашко. — 2-е изд.,
ISBN 978-5-89818-358-5
Эта книга посвящена теме «консервации» и воспроизведения объемной звуковой картины, приэл.
— 1 файл pdf : 434 с. — Москва : ДМК Пресс, Додэка-XXI, 2023. — Систем. требования:
Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный.
званной вызывать у слушателей определенный эмоциональный отклик. На ее страницах рассматриваются
такие актуальные проблемы современного «фонограммостроения», как акустика помещений
и музыкальных инструментов, психоакустика, теория и практика создания объемной звуковой картины
средствами двухканальной стереофонии, особенности применения многоканальных систем типа
Dolby Stereo, специфика использования аналоговых и цифровых технологий звукозаписи и многие
другие, не менее интересные вопросы.
Материал, изложенный в 40 главах, можно использовать как учебное пособие для звукорежиссеров
и звукоинженеров всех уровней квалификации — от начинающего любителя до опытного профессионала.
«Работники пульта и микрофона» найдут в ней комплексное изложение теории и практики
ремесла, множество профессиональных секретов и ценных рекомендаций. Особый интерес данное
издание вызовет у пользователей компьютеров, освоивших музыкальный Hard and Soft, но мало знакомых
со звуком как таковым.
Несмотря на то что книга написана с расчетом на целевую аудиторию, она, безусловно, заинтересует
широкий круг читателей. Автор надеется, что многие явления, описываемые на ее страницах,
станут настоящим открытием для меломанов, которые получат возможность существенно расширить
свой кругозор, разобраться в тонкостях звучания фонограмм, профессионально оценить качественные
характеристики своей аппаратуры и научиться получать максимальное удовольствие от прослушивания
современной и классической музыки.
Данное издание будет полезно и композиторам, музыкантам, аранжировщикам, саунд-продюсерам,
а также специалистам, имеющим отношение к производству, продаже и эксплуатации звукового, кино-
и видеооборудования.
УДК 78.02
ББК 85.3
Электронное издание на основе печатного издания: Звукорежиссура и запись фонограмм : практическое руководство /
А. В. Севашко. — Москва : ДМК Пресс, Додэка-XXI, 2015. — 432 с. — ISBN 978-5-97060-267-6. — Текст : непосредственный.
Все
названия компаний или продуктов, упоминаемые в книге, являются торговыми знаками или зарегистрированными торговыми
знаками их владельцев.
Ничто из этой публикации не подлежит ни перепечатке, ни размещению в базах данных, ни передаче в какой бы то ни было
форме и какими бы то ни было средствами, включая электронные, механические, фотокопирование, запись и т. д., без соответствующего
на то письменного разрешения владельцев авторских прав.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав,
правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-89818-358-5
© А. В. Севашко
© Издательский дом «ДодэкаXXI»
© Издание, ДМК Пресс, 2015
								                        
									                        Стр.3
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Содержание
Предисловие ...............................13 
Глава 1. Звук — от зарождения к восприятию .............17 
Откуда появляется çâóê? ............................18 
Понятие акустики ................................19 
Геометрическая акустика ............................20 
Плоская волна ..................................20 
Сферическая волна ...............................21 
Волновые характеристики реальных излучателей звука ..........21
Влияние среды распространения на характер волн .............22 
Фазовые характеристики волн .........................22 
Êîå-÷òî из теории нелинейной акустики ..................23 
Отличительные характеристики звуковых волн ...............23 
Глава 2. Громкость и динамика звука .................25 
Понятие звукового давления ..........................26 
Понятие интенсивности звука .........................26 
Электрические аналоги понятий давления и интенсивности .......26
Минимально заметная разница громкостей .................27 
Логарифмический характер шкалы ощущений человека .........27
Нерукотворный памятник Беллу .......................27 
Проверка выбора десятичного основания для логарифма
слухового ощущения ..............................30 
Психоакустическая модель ощущения громкости .............30 
Еще одно ïîíÿòèå, относящееся к громкости, — сон ...........33 
Глава 3. Основы теории о высоте звука ................35 
Инфранизкочастотный диапазон .......................36 
Ультразвуковой диапазон ............................37 
Þìîð— это чувство дистанции (Á. Áðåõò) .................37 
Диапазон слышимого çâóêà. Чистый тон ...................38 
Многотоновые çâóêè, понятие частотного спектра .............38 
Частотные интервалы в теории передачи сигналов .............40 
3 
								                        
									                        Стр.4
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Содержание
Глава 4. Психоакустическая оценка тембра и высоты звука .....41
Понятие тембра .................................43 
Понятие основного тона ............................44 
Понятие обертонов ...............................44 
Понятие форманты ...............................44 
Возможности коррекции тембра корректорами АЧХ ...........46 
Зависимость высоты звука от частоты основного тона ...........47 
Зависимость высоты звука от частоты обертонов ..............47 
Зависимость высоты звука от характеристик,
не связанных с частотой ............................47 
Оценка высоты тона созвучий .........................48 
Частный случай — два тональных звука с обертонами ...........48 
Зонная теория ..................................48 
Что такое цент ..................................49 
Нелинейный характер ñëóõà. Субъективные тона .............49 
Биения .......................................50 
Глава 5. Музыкальные стандарты высоты звука,
или «Небольшое отступление для технарей, подзабывших
теорию ìóçûêè» .............................51 
История создания нотного ряда ........................52 
Пифагорово решение проблемы транспонирования ............53 
Пифагорова комма или «âîë÷üÿ êâèíòà» ...................54 
Чистый строй ...................................55 
Равномерная темперация — модель Веркмейстера .............55 
Сравнение музыкальных строев ........................58 
Последовательные и одновременные сочетания звуков ..........59
Понятие гармонического и мелодического интервалов ..........60
Аккорды ......................................61 
Аккордовые и неаккордовые звуки ......................62 
Другие музыкальные строи ...........................62 
Масштаб частоты в электроакустических измерениях ...........62
Глава 6. Архитектурная акустика ...................63 
Что происходит со звуковыми волнами в замкнутом пространстве? . . 65
Исследование реакции на акустический импульс .............65 
Понятие диффузности звукового поля ....................69 
Время стандартной реверберации .......................69 
Значение ранних отражений ..........................71 
Необходимость применения законов нелинейной акустики .......71
4 
								                        
									                        Стр.5
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Содержание
Глава 7. Защита от акустических шумов ................73 
Линеаризация АЧХ реверберации .......................74 
Допустимый уровень шума ...........................74 
Источники возникновения шумов ......................75 
Методы борьбы с шумами ...........................76 
Борьба с шумами воздушного происхождения ...............76 
Борьба с шумами ударного происхождения .................78 
Глушение шумов в системе вентиляции ...................79 
Борьба с низкочастотными шумами электрического происхождения . . 80
Глава 8. Моделирование акустики ...................81 
Глава 9. Радиус гулкости и акустическое отношение .........93 
Понятие акустического отношения ......................94 
Практическое применение АО .........................95 
Введение понятия ОРНГ ............................95 
Показательный пример использования ОРНГ ...............98 
Зависимость ОРНГ от частоты ........................100 
Глава 10. Критерии качества фонограмм ...............101 
Глава 11. Теоретические основы стереофонии,
или «Îáúåìíîå звучание — парадоксы без ìèñòèêè» ........107 
Отличие «живого» звука от воспроизведенного
электроакустическим трактом ........................108 
Возможности человека по локализации источников звука .......108
Деление психоакустической теории на моноуральную
и бинауральную .................................109 
Особенности моноурального восприятия ..................110 
Бинауральное слияние .............................110 
Бинауральная локализация ..........................111 
Монофонические фонограммы .......................115 
Двухканальные стереофонические фонограммы .............116 
Разрешающая способность двухканальной стереофонии ........116
Ухудшение локализации в условиях реальной студийной записи ....118
Ухудшение локализации в условиях домашнего прослушивания
стереофонических фонограмм ........................119 
Выводы о реальной разрешающей способности стереофонии
на современном этапе создания и воспроизведения фонограмм ....122
Курьезы ......................................124 
5 
								                        
									                        Стр.6
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Содержание
Глава 12. Методика установки колонок для прослушивания
стереофонических фонограмм .....................125 
Глава 13. Практические опыты стереофонической записи .....133
Особенности монофонической записи ...................134 
Интенсивностная стереофония с использованием пары
совмещенных и регулируемых по направлению микрофонов ......135
Интенсивностно-фазовая стереофония с использованием
пары разнесенных микрофонов .......................138 
Сравнение интенсивностной и интенсивностно-фазовой
стереофонии ...................................138 
Перспективная технология стереозаписи со странным
названием — «Искусственная ãîëîâà» ....................140 
Необходимость полимикрофонной технологии стереозаписи .....141
Необходимость линейности фазовой характеристики
звукозаписывающего тракта .........................142 
Балансирование стереокартины .......................143 
Глава 14. Вариант «фотографической» технологии
полимикрофонной стереозаписи ...................145 
Изображение расстояния до виртуальных источников звука ......147
Задание параметров угловой локализации виртуальных
источников звука ................................147 
Технология «ôîòîãðàôè÷åñêîé» стереозаписи ...............148 
Усовершенствование метода фотографической записи
при невозможности исключения взаимопроникновения сигналов . . 154
Глава 15. Òðåõ- и более канальная стереофония ...........159 
Особенности терминологии ..........................160 
Разрешающая способность стереофонии ..................160 
Развитие системы двухканальной стереофонии ..............160 
Типичный пример озвучивания современного американского
кинофильма ...................................162 
Çàäà÷è, решаемые системами Surround Sound ...............163 
Максимальная формула Surround Sound 10.1 ................164 
Ограничение формулы 10.1 до 5.1 ......................167 
Особенности технической реализации Surround-ñèñòåì .........167 
Технологии объемного звука в домашних кинотеатрах ..........172 
Перспективные форматы записи и воспроизведения
объемного звука .................................173 
Доступна ли для «ðÿäîâîé» студии запись в формате Surround 5.1? . . 175 
6 
								                        
									                        Стр.7
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Содержание
Глава 16. Акустика инструментов, рождающих музыку .......179 
Определение музыкального инструмента ..................180 
Классификации музыкальных инструментов ...............180 
Трехгрупповая система классификации музыкальных
инструментов ..................................180 
Система классификации музыкальных инструментов
Хорнбостеля—Закса ..............................181 
Развитие конструкций инструментов в отсутствии
геометрической теории ............................182 
Акустические характеристики музыкальных инструментов .......183
Характер атаки и затухания звука ......................183 
Частотный диапазон и спектр звука .....................185 
Тембр — обертоны и форманты .......................185 
Стабильность основных тонов и формант .................185 
Особенности настройки инструментов ...................186 
Переходные тона ................................186 
Случаи отсутствия основного тона ......................186 
Громкость излучения и динамический диапазон .............186 
Глава 17. Ударные инструменты ....................189 
Тимпаны или литавры .............................190 
Большой барабан ................................194 
Тарелки ......................................196 
Малый барабан .................................197 
Тамтам ......................................198 
Треугольник ...................................199 
Кастаньеты ...................................200 
Колокольчики ..................................200 
Колокола .....................................201 
Ксилофон ....................................202 
Маримба .....................................203 
Вибрафон ....................................204 
Бубен .......................................204 
Изучаем «Самоучитель игры на áóáíå» ...................204 
Большая ударная установка ..........................205 
Подготовка к студийной записи ударной установки ...........207 
Особенности настройки барабанов .....................207 
Технология настройки двухсторонних барабанов «в унисон» ......209
Технология настройки двухсторонних барабанов
на фиксированный интервал .........................210 
7 
								                        
									                        Стр.8
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Содержание
Студийная запись ударной установки ....................211 
Выбор типов микрофонов, наиболее подходящих для записи
ударной установки ...............................213 
Глава 18. Челеста ...........................215 
Глава 19. Клавесин ...........................217 
Глава 20. Фортепиано .........................221 
История создания и конструкция ......................222 
Особенности акустики рояля .........................224 
Соотношение акустики инструмента и акустики помещения ......225
Стереофонический образ инструмента ...................227 
Проблемы ухода за инструментом ......................228 
Глава 21. Духовые инструменты ...................231 
Основы звукоизвлечения ...........................232 
Сравнение со струной .............................232 
Возбуждение колебаний ............................233 
Настройка акустического резонансного усилителя
на заданную частоту ..............................234 
Условное деление на деревянные и медные ................235 
Флейта ......................................236 
Большая флейта .................................237 
Малая флейта ..................................238 
Альтовая флейта ................................238 
Особенности записи флейты .........................238 
Гобой .......................................239 
Английский рожок ...............................240 
Кларнет ......................................241 
Малый кларнет .................................242 
Альтовый кларнет (áàññåòãîðí) ........................243 
Бас-кларнет ...................................243 
Особенности записи кларнетов .......................243 
Саксофон ....................................244 
Фагот .......................................245 
Контрафагот ...................................247 
Запись деревянных духовых инструментов .................248 
Медные духовые инструменты ........................249 
Корнет ......................................249 
Альт-корнет ...................................249 
8 
								                        
									                        Стр.9
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Содержание
Тенор .......................................250 
Баритон .....................................250 
Труба .......................................250 
Тромбон .....................................252 
Валторна .....................................253 
Туба ........................................255 
Фанфара .....................................256 
Особенности записи медных духовых инструментов ...........256 
Электрифицированное áóäóùåå? ......................257 
Глава 22. Орган .............................259 
Глава 23. Áàÿí, аккордеон, губная гармоника ............267 
Баян ........................................268 
Аккордеон ....................................271 
Губная гармоника ................................271 
Глава 24. Ñêðèïêà, àëüò, виолончель .................273 
Скрипка .....................................274 
Альт ........................................277 
Виолончель ...................................279 
Глава 25. Контрабас ..........................281 
Глава 26. Акустическая гитара ....................285 
Конструкция и акустика инструмента ....................286 
Типы гитар ....................................289 
Особенности записи акустической гитары .................290 
Глава 27. Электрогитара ........................295 
Глава 28. Бас-гитара ..........................301 
Глава 29. Арфа .............................305 
Глава 30. Ограниченные по составу коллективы исполнителей . . 309
Камерные составы ...............................311 
Запись хоровых произведений ........................312 
Запись современной электронной музыки .................314 
Запись ансамблей, исполняющих современную
акустическую музыку .............................315 
Запись джаз-бэндов ..............................316 
9 
								                        
									                        Стр.10
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Содержание
Глава 31. Оркестры ..........................319 
История оркестра ................................320 
Симфонический оркестр ...........................320 
Почему большой оркестр получил название симфонического? .....321
Как сочетаются в симфоническом оркестре отдельные
инструменты и ãðóïïû? ............................322 
Струнная группа ................................323 
Группа деревянных духовых инструментов .................323 
Группа медных духовых инструментов ...................324 
Группа ударных инструментов ........................325 
Группа инструментов, не вошедших в другие группы ...........326 
Стереофонический образ симфонического оркестра ...........327
Запись симфонического оркестра с солистами ..............327 
Запись симфонического оркестра и хора ..................328 
Другие виды оркестров ............................329 
Глава 32. Лампа или полупроводник — стоит ли игра ñâå÷? ....331 
О минусах транзисторов ............................332 
О плюсах транзисторов ............................333 
О минусах ламп .................................333 
О плюсах ламп .................................334 
Глава 33. Микрофоны .........................337 
Конденсаторные микрофоны с внешним источником
напряжения для поляризации обкладок ..................339 
Электретные микрофоны ...........................342 
Пьезоэлектрические микрофоны ......................342 
Динамические микрофоны ..........................343 
Радиомикрофоны ................................343 
PZM-ïðèåìíèêè звука ............................344 
Характеристики приемников звука .....................346 
Проблемы, возникающие в процессе эксплуатации
приемников звука ................................348 
Глава 34. Контрольные акустические агрегаты и головные
ñòåðåîòåëåôîíû.............................351 
Характеристики динамиков и акустических колонок ...........352 
Оценка переходных процессов ........................354 
Проблемы соответствия рекламы и действительности ..........354
Проблемы с качеством .............................354 
Искажения, возникающие в слуховой системе человека .........355 
10 
								                        
									                        Стр.11
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Содержание
Классификация акустических колонок ...................355 
Особенности акустических агрегатов ближней зоны ...........356 
Особенности акустических агрегатов дальней зоны ............357 
Необходимость фазирования .........................358 
Подбор стереопары ...............................358 
Особенности подключения пассивных акустических колонок .....359
Магнитное экранирование ..........................359 
Головные стереотелефоны ...........................359 
Особенности применения головных телефонов
в студиях звукозаписи .............................360 
Перспективы развития электроакустических систем ...........361
Технология NXT ................................361 
Глава 35. Аналоговые магнитофоны .................363 
Принципы работы магнитофона .......................366 
Технические характеристики современных магнитофонов .......367
Достоинства и недостатки аналоговых магнитофонов ..........368
Многоканальная аналоговая запись .....................371 
Будущее в ïðîøëîì? ..............................371 
Глава 36. Êàðàóë, оцифровывают! ..................373 
Формат CD ...................................374 
Формат SACD ..................................374 
Формат DVD-Audio ...............................376 
Многоканальная запись и сведение
в формате PCM— Pro Tools лидирует ....................376 
Станция премастеринга и авторизации звука формата SACD ......379 
Необходимость применения DSP.......................380 
Устаревшие алгоритмы цифровой обработки звука ............383 
Влияние высоких частот на качество звуковоспроизведения ......384
Сравнивать рано ................................385 
Требования к трактам записи-обработки фонограмм
форматов DVD-A и SACD ...........................386 
Глава 37. Звукорежиссер и индикаторы уровня — кто прав,
кто âèíîâàò? ..............................389 
Для чего нужен визуальный контроль уровня ñèãíàëà? .........390 
Технологические проблемы ..........................390 
Аналоговая магнитная запись ........................390 
Цифровые системы ...............................391 
Радиопередачи .................................391 
11 
								                        
									                        Стр.12
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Содержание
Громкость ....................................392 
Характер звукового сигнала ..........................393 
Характеристики и типы стандартизованных измерителей ........393
VU-meter .....................................395 
Квазипиковый ИУ ...............................395 
Peak Level Meter .................................396 
Over ........................................397 
Градуировка øêàëû: почему не в âîëüòàõ? .................397 
Глава 38. Можно ли научить профессии звукорежиссера? .....399 
Глава 39. Звукозапись в законе ....................407 
Раздел 2. Авторское право ...........................409 
Закон Соединенных Штатов Америки Об Авторском Праве
(âåðñèÿ 1976 ã.) .................................410 
Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от
незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 ã. . . . 412 
Раздел 3. Смежные права ...........................416 
Раздел 5. Защита авторских и смежных прав ................418 
Глава 40. Опасности профессии ....................419 
Об ущербе, наносимом колебаниями в неслышимых диапазонах
частот .......................................420 
Инфразвук ....................................420 
Ультразвук ....................................421 
О вреде громкого звука ............................421 
Меры по защите слуха .............................423 
Обеспечение электромагнитной безопасности
при эксплуатации компьютерной техники .................424 
Заземление ....................................425 
Защита от статического электричества ...................427 
Профилактика оборудования .........................429 
Заключение ...............................431 
12 
								                        
									                        Стр.13