Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 612903)
Контекстум

Высшее образование Бурятии в годы Великой Отечественной войны

0   0
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц57
ID928590
АннотацияПособие посвящено изучению истории высшего образования Бурятии в годы Великой Отечественной войны. В книге представлены курс лекций, ключевые термины и понятия, вопросы для обсуждения на се- минарских занятиях, список литературы и методические рекомендации. Адресовано для обучающихся по направлению подготовки 46.04.01 История.
Кем рекомендованоЭСУ БГУ
Кому рекомендованодля обучающихся по направлению подготовки 46.04.01 История
ISBN978-5-9793-1020-6
УДК378:94(571.54)˝1941/45˝(075.8)
ББК74.48+63.3(2)622(2Рос.Бур)Я73
Высшее образование Бурятии в годы Великой Отечественной войны / В.В. Номогоева, Л.Б. Иванова, А.А. Очиров .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2025 .— 57 с. — ISBN 978-5-9793-1020-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/928590 (дата обращения: 07.06.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Высшее_образование_Бурятии_в_годы_Великой_Отечественной_войны.pdf
В. В. Номогоева, Л. Б. Иванова, А. А. Очиров ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУРЯТИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Учебно-методическое е пособие УЛАН-УДЭ 2025
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» В. В. Номогоева, Л. Б. Иванова, А. А. Очиров ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУРЯТИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Рекомендовано Экспертным советом университета в качестве учебно-методического пособия для обучающихся по направлению подготовки 46.04.01 История Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета имени Доржи Банзарова 2025
Стр.2
УДК 378:94(571.54)˝1941/45˝(075.8) ББК 74.48+63.3(2)622(2Рос.Бур)Я73 Н 813 Утверждено к печати Экспертным советом университета Протокол № 8 от 13 мая 2025 г. Р е ц е н з е н т ы Н. С. Байкалов, д-р ист. наук, доц., Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова С. З. Галсанова, заведующая историко-краеведческим центром им. М. Н. Хангалова, Национальный музей Республики Бурятия Н 813 Номогоева В. В. Высшее образование Бурятии в годы Великой Отечественной войны: учебно-методическое пособие / В. В. Номогоева, Л. Б. Иванова, А. А. Очиров. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета им. Д. Банзарова, 2025. — 56 с. ISBN 978-5-9793-1020-6 Пособие посвящено изучению истории высшего образования Бурятии в годы Великой Отечественной войны. В книге представлены курс лекций, ключевые термины и понятия, вопросы для обсуждения на семинарских занятиях, список литературы и методические рекомендации. Адресовано для обучающихся по направлению подготовки 46.04.01 История. УДК 378:94(571.54)˝1941/45˝(075.8) ББК 74.48+63.3(2)622(2Рос.Бур)Я73 ISBN 978-5-9793-1020-6 © В. В. Номогоева, Л. Б. Иванова, А. А. Очиров, 2025 © Бурятский госуниверситет им. Д. Банзарова, 2025
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Данное учебно-методическое пособие посвящено изучению истории высшего образования Бурятии в годы Великой Отечественной войны. Важным представляется необходимость введения студентов в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности. Настоящее учебное издание представляет собой учебно-методическое пособие для дисциплины «История образования и науки Сибири и Дальнего Востока» в рамках реализации образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 46.04.01 История очной формы обучения и подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС). Дисциплина «История образования и науки Сибири и Дальнего Востока» имеет прямую связь с учебными курсами по отечественной и мировой истории. Содержательная часть курса выражается посредством системы исторических императивов, принятых в российской исторической науке и в соответствии с действующими указами Президента РФ «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и «Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения». Дисциплина «История образования и науки Сибири и Дальнего Востока» относится к обязательной части Блока 1 в структуре образовательной программы. Изучение дисциплины направлено на формирование профессиональных компетенций и индикаторов: ОПК-4.2 — применяет знание теории и методологии исторической науки в профессиональной, в том числе педагогической, деятельности; ПК-1 — способен к самостоятельному проектированию и реализации самостоятельного научно-исследовательского проекта в области истории; 3
Стр.4
ПК-1.1 — владеет углубленными знаниями теоретико-методологических основ в области проведения научных исследований по истории; ПК-1.2 — готов к самостоятельной постановке проблемы научного исследования, обоснованию ее актуальности, определению степени изученности, разработке общей структуры научно-исследовательской работы и ее поэтапной реализации. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: – основные проблемы развития образования и науки Бурятии; – общую закономерность развития региона во взаимосвязи с мировым исторического процессом; – основные концепции исторического исследования; уметь: – применять методологию исторического исследования; – выявлять исторические особенности региональной истории; владеть: – необходимыми знаниями о методике научных исследований. Основная задача настоящего учебно-методического пособия — выявление и систематизирование знаний о деятельности высшей школы Бурятии в годы Великой Отечественной войны, раскрытие ее роли в социально-экономическом и культурном развитии региона, а также формирование у обучающихся компетенций в области исторического анализа и научно-исследовательской работы в рамках дисциплины «История образования и науки Сибири и Дальнего Востока». Учебно-методическое пособие состоит из курса лекций, методических рекомендаций для обучающихся и библиографического списка. Рассчитано на преподавателей и студентов гуманитарного направления подготовки, изучающих региональную историю, а также может быть интересно широкой публике. 4
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ К началу Великой Отечественной войны высшая школа Советского Союза представляла собой достаточно прочную, четко организованную систему подготовки высококвалифицированных специалистов для всех отраслей народного хозяйства. В 1940/41 учебном году она насчитывала 817 вузов, в которых обучалось 811,7 тыс. студентов. Научно-педагогическую работу в стенах институтов и университетов вели около 50 тыс. специалистов, в том числе 5,3 тыс. профессоров. Свыше 300 вузов имели аспирантуру, активно развивалась научно исследовательская деятельность. Ежегодный прием в вузы в 1938–1940 гг. составлял примерно 218 тыс. чел. (в 1940 г. — 263,4 тыс. чел.), а ежегодный выпуск — 109,4 тыс. чел. (в 1940 г. — 126,1 тыс. чел.). Массовая мобилизация преподавателей и учащихся старших курсов, невзгоды военного времени нарушили деятельность учебных заведений Бурят-Монгольской АССР. До Великой Отечественной войны в Бурят-Монгольской АССР функционировали два вуза: Бурят-Монгольский педагогический институт и Бурят-Монгольский зооветеринарный институт. В условиях начавшейся войны уже 4 июля 1941 г. был издан первый приказ по Бурят-Монгольскому пединституту об уходе на фронт группы студентов. На основании распоряжения Главвуза Наркомзема СССР от 27 сентября 1941 г., Бурят-Монгольский зооветеринарный институт был временно закрыт. Студентов всех курсов ветеринарного факультета перевели в Омский ветеринарный институт, а студентов зоотехнического факультета — в Омский сельскохозяйственный институт. Перед Бурят-Монгольским педагогическим институтом остро стояла задача пополнения учительских коллективов школ недостающими кадрами. Деятельность Бурят-Монгольского государственного педагогического института в 1941–1945 гг. — это история подвига, который совершался не только на фронте, но и в аудиториях, лабораториях, колхозных полях и госпиталях. Институт сумел сохранить образовательный процесс, адаптировать учебные планы к требова5
Стр.6
Содержание Предисловие…………….…………………......................... 3 Введение……………………………………………………. 5 Высшее образование Бурятии накануне Великой Отечественной войны………………………………… 7 Организация учебного процесса и подготовка специалистов в Бурят-Монгольском государственном педагогическом институте в годы Великой Отечественной войны……………………………………………… 12 Преподаватели и студенты Бурят-Монгольского государственного педагогического института на фронтах Великой Отечественной войны………………………. 20 Научная и общественная жизнь Бурят-Монгольского государственного педагогического института в годы Великой Отечественной войны………………………. 31 Заключение…………………………………………………. 39 Методические рекомендации……………………………… 40 Библиографический список…………….…………………. 46
Стр.56

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически