В. В. Номогоева, Л. Б. Иванова, А. А. Очиров
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУРЯТИИ
В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Учебно-методическое е пособие
УЛАН-УДЭ
2025
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Бурятский государственный
университет имени Доржи Банзарова»
В. В. Номогоева, Л. Б. Иванова, А. А. Очиров
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУРЯТИИ В ГОДЫ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Рекомендовано Экспертным советом университета
в качестве учебно-методического пособия для обучающихся
по направлению подготовки 46.04.01 История
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
имени Доржи Банзарова
2025
Стр.2
УДК 378:94(571.54)˝1941/45˝(075.8)
ББК 74.48+63.3(2)622(2Рос.Бур)Я73
Н 813
Утверждено к печати
Экспертным советом университета
Протокол № 8 от 13 мая 2025 г.
Р е ц е н з е н т ы
Н. С. Байкалов, д-р ист. наук, доц.,
Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова
С. З. Галсанова, заведующая историко-краеведческим
центром им. М. Н. Хангалова,
Национальный музей Республики Бурятия
Н 813
Номогоева В. В.
Высшее образование Бурятии в годы Великой Отечественной
войны: учебно-методическое пособие / В. В. Номогоева,
Л. Б. Иванова, А. А. Очиров. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского
госуниверситета им. Д. Банзарова, 2025. — 56 с.
ISBN 978-5-9793-1020-6
Пособие посвящено изучению истории высшего образования Бурятии
в годы Великой Отечественной войны. В книге представлены курс
лекций, ключевые термины и понятия, вопросы для обсуждения на семинарских
занятиях, список литературы и методические рекомендации.
Адресовано для обучающихся по направлению подготовки 46.04.01
История.
УДК 378:94(571.54)˝1941/45˝(075.8)
ББК 74.48+63.3(2)622(2Рос.Бур)Я73
ISBN 978-5-9793-1020-6
© В. В. Номогоева, Л. Б. Иванова, А. А. Очиров, 2025
© Бурятский госуниверситет
им. Д. Банзарова, 2025
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данное учебно-методическое пособие посвящено изучению истории
высшего образования Бурятии в годы Великой Отечественной
войны. Важным представляется необходимость введения студентов
в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной
деятельности.
Настоящее учебное издание представляет собой учебно-методическое
пособие для дисциплины «История образования и науки Сибири
и Дальнего Востока» в рамках реализации образовательной
программы высшего образования по направлению подготовки
46.04.01 История очной формы обучения и подготовлено в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования (ФГОС). Дисциплина «История
образования и науки Сибири и Дальнего Востока» имеет прямую
связь с учебными курсами по отечественной и мировой истории. Содержательная
часть курса выражается посредством системы исторических
императивов, принятых в российской исторической науке и в
соответствии с действующими указами Президента РФ «Об утверждении
основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и
«Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации
в области исторического просвещения».
Дисциплина «История образования и науки Сибири и Дальнего
Востока» относится к обязательной части Блока 1 в структуре образовательной
программы.
Изучение дисциплины направлено на формирование профессиональных
компетенций и индикаторов:
ОПК-4.2 — применяет знание теории и методологии исторической
науки в профессиональной, в том числе педагогической, деятельности;
ПК-1
— способен к самостоятельному проектированию и реализации
самостоятельного научно-исследовательского проекта в области
истории;
3
Стр.4
ПК-1.1 — владеет углубленными знаниями теоретико-методологических
основ в области проведения научных исследований по
истории;
ПК-1.2 — готов к самостоятельной постановке проблемы научного
исследования, обоснованию ее актуальности, определению степени
изученности, разработке общей структуры научно-исследовательской
работы и ее поэтапной реализации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
– основные проблемы развития образования и науки Бурятии;
– общую закономерность развития региона во взаимосвязи с мировым
исторического процессом;
– основные концепции исторического исследования;
уметь:
– применять методологию исторического исследования;
– выявлять исторические особенности региональной истории;
владеть:
– необходимыми знаниями о методике научных исследований.
Основная задача настоящего учебно-методического пособия —
выявление и систематизирование знаний о деятельности высшей
школы Бурятии в годы Великой Отечественной войны, раскрытие ее
роли в социально-экономическом и культурном развитии региона, а
также формирование у обучающихся компетенций в области исторического
анализа и научно-исследовательской работы в рамках дисциплины
«История образования и науки Сибири и Дальнего Востока».
Учебно-методическое
пособие состоит из курса лекций, методических
рекомендаций для обучающихся и библиографического
списка. Рассчитано на преподавателей и студентов гуманитарного
направления подготовки, изучающих региональную историю, а
также может быть интересно широкой публике.
4
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ
К началу Великой Отечественной войны высшая школа Советского
Союза представляла собой достаточно прочную, четко организованную
систему подготовки высококвалифицированных специалистов
для всех отраслей народного хозяйства. В 1940/41 учебном
году она насчитывала 817 вузов, в которых обучалось 811,7 тыс. студентов.
Научно-педагогическую работу в стенах институтов и университетов
вели около 50 тыс. специалистов, в том числе 5,3 тыс.
профессоров. Свыше 300 вузов имели аспирантуру, активно развивалась
научно исследовательская деятельность. Ежегодный прием в
вузы в 1938–1940 гг. составлял примерно 218 тыс. чел. (в 1940 г. —
263,4 тыс. чел.), а ежегодный выпуск — 109,4 тыс. чел. (в 1940 г. —
126,1 тыс. чел.).
Массовая мобилизация преподавателей и учащихся старших
курсов, невзгоды военного времени нарушили деятельность учебных
заведений Бурят-Монгольской АССР. До Великой Отечественной
войны в Бурят-Монгольской АССР функционировали два вуза: Бурят-Монгольский
педагогический институт и Бурят-Монгольский
зооветеринарный институт. В условиях начавшейся войны уже
4 июля 1941 г. был издан первый приказ по Бурят-Монгольскому
пединституту об уходе на фронт группы студентов. На основании
распоряжения Главвуза Наркомзема СССР от 27 сентября 1941 г., Бурят-Монгольский
зооветеринарный институт был временно закрыт.
Студентов всех курсов ветеринарного факультета перевели в Омский
ветеринарный институт, а студентов зоотехнического факультета —
в Омский сельскохозяйственный институт.
Перед Бурят-Монгольским педагогическим институтом остро
стояла задача пополнения учительских коллективов школ недостающими
кадрами. Деятельность Бурят-Монгольского государственного
педагогического института в 1941–1945 гг. — это история подвига,
который совершался не только на фронте, но и в аудиториях, лабораториях,
колхозных полях и госпиталях. Институт сумел сохранить
образовательный процесс, адаптировать учебные планы к требова5
Стр.6
Содержание
Предисловие…………….…………………......................... 3
Введение……………………………………………………. 5
Высшее образование Бурятии накануне Великой
Отечественной войны………………………………… 7
Организация учебного процесса и подготовка специалистов
в Бурят-Монгольском государственном педагогическом
институте в годы Великой Отечественной
войны……………………………………………… 12
Преподаватели и студенты Бурят-Монгольского государственного
педагогического института на фронтах
Великой Отечественной войны………………………. 20
Научная и общественная жизнь Бурят-Монгольского
государственного педагогического института в годы
Великой Отечественной войны………………………. 31
Заключение…………………………………………………. 39
Методические рекомендации……………………………… 40
Библиографический список…………….…………………. 46
Стр.56