ББК 87УДК 1:355.01.6:68 Ю16
Автор:
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Юд А.-П. (1954 г. р.), французский писатель и философ, специалист по этике войны, выпускник
Высшей нормальной школы и Сорбонны. Опубликовал более 10 работ по практической
философии, в том числе «Введение в философскую ответственность», «Этика и политика»,
«Рынок и солидарность», «Рост и свобода», «Приготовление к будущему» и др. Создал
и возглавил Центр этики и права при Военной академии Сен-Сир, наладил плодотворное
академическое сотрудничество с Высшей школой экономики в Москве. Основал Международное
общество военной этики в Европе.
Рецензенты:
Белозёров В. К., доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии
Московского государственного лингвистического университета;
Климов С. Н., доктор философских наук, профессор, профессор кафедры «Философия, социология
и история» Российской открытой академии транспорта Российского университета
транспорта.
Ю16
Юд А.-П.
Философия войны : монография / пер. с франц. Г. П. Скворцова ; под ред.
А. В. Соловьева. – Москва : Проспект, 2025. – 136 с.
Монография посвящена проблеме возможности предотвращения войны и установления
мира в современных исторических, социально-политических и ментальных условиях. Она
является естественным продолжением и развитием подхода к анализу конфликтных отношений
между политическими субъектами, выработанного в рамках направления политической
философии, известного как философия войны. Название книги может показаться на
первый взгляд узкоспециальным, но в ней затрагиваются в доступной широкому читательскому
кругу форме фундаментальные проблемы свободы, справедливости и равенства, которые
связаны с одним из величайших прав человека – с правом на жизнь. Автор привлекает в
своих оригинальных рассуждениях как известные отечественному читателю мысли, концепции
и факты, так и не очень распространенные в силу разных источниковых баз, используемых
в нашей и французской науке об обществе, мире и войне. Все это делает данный труд
актуальным и интересным.
ISBN 978-5-392-42172-5
Издание предназначено всем, кто интересуется вопросами войны, мира и путями достижения
такого состояния социума, которое гарантировало бы если не «вечный мир», то хотя
бы надежное и длительное равновесие между конфликтующими субъектами.
ББК 87УДК 1:355.01.6:68
Изображение на обложке: «Марс», Д. Веласкес, 1640 г.
Научное издание
Юд Анри-Поль
ФИЛОСОФИЯ ВОЙНЫ
Монография
Печать цифровая. Печ. л. 8,5. Тираж 1000 (1-й завод 100) экз..
ООО «Проспект»
Подписано в печать 16.10.2024. Формат 60×90 1
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-42172-5
© Юд А.-П., 2024
© ООО «Проспект», 2024
/16
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1. Теории справедливой войны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
2. Цель оправдывает средства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
3. Принципы военной этики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
Глава I. Определение войны, взгляд снаружи и изнутри.
Проблема войны. Решение проблемы Левиафана . . . . . . . . . .21
1. Война, рассмотренная снаружи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
2. Война: вид изнутри . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39
Глава II. Левиафан не является решением проблемы войны . . . . . . . . .50
1. В каком смысле Левиафан может стать реальностью
и сохранить себя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50
2. Левиафан не может выполнить свои обещания
по поводу мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54
3. Левиафан — самая бесспорная из всех причин войны. . . .59
Глава III. Другое решение — политический мир без Левиафана . . . . . .64
1. Размышления о современном национализме . . . . . . . . . . .65
2. Мысли о прежнем и современном империализме . . . . . . .71
3. Рассмотрение постмодернистского пацифизма . . . . . . . . .75
4. Обзор постмодернистского антинационализма . . . . . . . . .81
5. Набросок политического решения без Левиафана . . . . . . .86
Глава IV. Другое решение — культурный мир без Левиафана . . . . . . .88
1. Во избежание любых недоразумений . . . . . . . . . . . . . . . . . .88
2. Руководящие принципы культуры мира . . . . . . . . . . . . . . .90
3. Универсализация критики религии
как фактора войны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .93
Стр.134
Оглавление | 135
4. Придать универсальность понятиям фанатизма,
священной войны и теократии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .100
5. Новая проблематика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .102
6. Первый упрек: вера в Абсолют не может быть
согласована с поддержанием мира.
Как в новой гуманистической культуре
мир предполагает Абсолют . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .104
7. Второй упрек: религия не может сочетаться
со свободой духа. Как в новой культуре свобода
духа может сочетаться с поиском Абсолюта . . . . . . . . . . .109
8. Третий упрек: религия не может быть примирена
с секуляризмом (светскостью) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .112
9. Когда религия аутентична и гуманистична,
она является фактором мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .117
10. Аутентичная и гуманистическая религия должна
найти линию водораздела между консервативной
ностальгией и либеральными иллюзиями . . . . . . . . . . . . .120
Эпилог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .129
11. Как конкретно может быть установлен
на практике «мир веры»? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .121
Стр.135