Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 619308)
Контекстум

Социология науки

0   0
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц91
ID941235
АннотацияВ пособии изложены основные теоретические положения и ключевые понятия социологии науки как отрасли социологического знания. Предназначено для обучающихся по направлению подготовки 39.03.01 Социология.
Кем рекомендованоЭСУ БГУ
Кому рекомендованодля обучающихся по направлению подготовки 39.03.01 Социология
ISBN978-5-9793-1041-1
УДК316 (075)
ББК60.561.8я73
Социология науки / М.И. Добрынина .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2025 .— 91 с. — ISBN 978-5-9793-1041-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/941235 (дата обращения: 10.10.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Социология_науки.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.89
Социология_науки.pdf
М. И. Добрынина СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ Учебное пособие Улан-Удэ 2025
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» М. И. Добрынина СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ Рекомендовано Экспертным советом университета в качестве учебного пособия для обучающихся по направлению подготовки 39.03.01 Социология Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета имени Доржи Банзарова 2025 1
Стр.2
УДК 316 (075) ББК 60.561.8я73 Д 57 Утверждено Экспертным советом университета Протокол № 1 от 16 сентября 2025 г. Рецензенты В. Г. Жалсанова кандидат социологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела истории, этнологии и социологии, ИМБТ СО РАН Е. П. Бальжинимаева кандидат социологических наук, доцент кафедры политологии и социологии, Бурятский госуниверситет им. Д. Банзарова Добрынина М. И. Д 57 Социология науки: учебное пособие. ― Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета им. Д. Банзарова, 2025. ― 90 с. ISBN 978-5-9793-1041-1 В пособии изложены основные теоретические положения и ключевые понятия социологии науки как отрасли социологического знания. Предназначено для обучающихся по направлению подготовки 39.03.01 Социология. УДК 316 (075) ББК 60.561.8я73 ISBN 978-5-9793-1041-1 2 © М. И. Добрынина, 2025 © Бурятский госуниверситет им. Д. Банзарова, 2025
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ «Социология образования и науки» является обязательной дисциплиной в рамках реализации программы высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология очной формы обучения. Настоящее учебное издание охватывает один из двух разделов (модулей) данной учебной дисциплины, а именно, «Социологию науки». Подготовлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего образования. Социология науки со времени своего основания объясняла и описывала такие области социальной реальности как социальный институт науки и социальный институт знания, социальные роли и нормативные модели поведения ученых, анализ основополагающих идей в этой сфере и их социальное значение. Целью данного учебного пособия является знакомство студентов с социологией науки как отраслью социологического знания, специфическими чертами, социальными функциями, проблемами социального института науки. Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций: УК-6.1 — использует инструменты и методы управления временем при выполнении конкретных задач, проектов, при достижении поставленных целей; ОПК-2.1 — анализирует классические и современные социологические теории, концепции и подходы; ОПК-2.2 — использует категориально-понятийный аппарат социологии. В результате освоения дисциплины студент должен знать: - специфические черты и функции науки как социального института, механизмы взаимодействия его с другими социальными институтами; - субъектов и структуру современной научной деятельности; - потребности и интересы участников научного процесса; - социальный характер и типологию проблем в сфере науки; 3
Стр.4
уметь: - анализировать состояние современного научного сообщества, определять потребности и интересы основных субъектов научного процесса; - выявлять и формулировать социальные проблемы в научной сфере; - выбирать методы социологического исследования актуальных социальных проблем науки; владеть: - навыками моделирования совместной деятельности в ходе реализации научно-исследовательских программ; - навыками разработки программ и инструментария к выбранным методам социологического исследования актуальных социальных проблем в сфере науки. Учебное пособие состоит из семи тем, каждая из которых сопровождается вопросами и заданиями, активизирующими познавательный процесс студентов, а также списком использованной литературы для более подробного знакомства с рассматриваемыми проблемами. В пособии содержится глоссарий, в приложениях даны дидактические материалы. 4
Стр.5
Содержание Предисловие Тема 1. Социология науки в структуре социологического знания Тема 2. Наука как система знаний об окружающем мире. Научное познание Тема 3. Наука в обществе Тема 4. Организационная и коммуникативная структура науки Тема 5. Университеты как центры науки и образования Тема 6. Методы социологии науки. Наукометрия Тема 7. Тенденции развития науки Заключение Словарь терминов Библиографический список Приложение 3 5 14 23 31 40 49 56 63 64 68 73 88
Стр.89

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически