№ 6/2010 
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР 
В.В. Шахгильдян, чл.-корр. РАН 
РЕДАКЦИОННАЯ 
КОЛЛЕГИЯ: 
Ал-р.С. Аджемов, к.т.н. 
Арт.С. Аджемов, д.т.н. 
Е.Б. Алексеев, д.т.н. 
В.А. Андреев, д.т.н. 
В.И. Борисов, чл.-корр. РАН 
В.В. Бутенко, д.т.н. 
М.А. Быховский, д.т.н. 
В.В. Витязев, д.т.н. 
П. П. Воробиенко, д.т.н. 
А.А. Гоголь, д.т.н. 
Ю.А. Громаков, д.т.н. 
В.Ф. Гуркин, к.т.н. 
Ю.Б. Зубарев, чл.-корр. РАН 
А.А. Иванов, д.т.н. 
Л.Я. Кантор, д.т.н. 
С.В. Кизима, д.т.н. 
И.В. Ковалева (зам. главного 
редактора) 
Б.И. Кузьмин, к.т.н. 
К.И. Кукк, д.т.н. 
А.Е. Кучерявый, д.т.н. 
С.Л. Мишенков, д.т.н. 
Н.Н. Мухитдинов, ген. директор 
Исполкома РСС 
А.П. Оситис, президент МАС 
Т.Г. Рахимов, к.т.н. 
С.Г. Ситников, к.т.н. 
В.В. Тимофеев, к.т.н. 
Г.Ш. Хасьянова, к.э.н. 
В.О. Шварцман, д.т.н. 
ВЕДУЩИЙ РЕДАКТОР 
Е.В. Жарикова 
НОМЕР ГОТОВИЛИ 
ТАКЖЕ: 
И.А. Богородицкая 
Н.В. Ефимова 
Т.И. Марунич 
Е.М. Беленькая 
КОМПЬЮТЕРНЫЕ 
ДИЗАЙН, НАБОР, ВЕРСТКА 
Ю.С. Яковлев 
Подписные индексы 
по каталогам: 
«Роспечать» —71107 
«Пресса России» — 41411 
«Почта России» — 61854 
ISSN 0013-5771. 
ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ. 2010, № 05. 1-56. 
Сдано в набор 10.06.2010. 
Подписано в печать 21.06.2010. 
Печать офсетная. Формат 60×90¹/8 
Изд. № 62. Усл. кр.-отт. 14,12. 
Уч.-изд. л. 19,6. Усл. печ. л. 7. 
Тираж 3000 экз. 
© 000 “Инфо-Электросвязь” 
За содержание рекламных материалов 
редакция ответственности не несет. 
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ В СНГ 
На 15-м заседании Координационного совета РСС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2 
ШПД и цифровое ТВ — стимулы развития телекоммуникаций в Кыргызстане . . 3 
Борогодицкая И. А.  Рынок высоких технологий на этапе модернизации: 
итоги «Связь-Экспокомм-2010». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 
Ковалева И. В.  Универсальная сеть электросвязи как платформа информационного 
общества. Итоги 11-го Форума МАС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 
ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ 
Продуктивный диалог регулятора с отраслью. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 
Лукьянчиков Ю. М.  Государственная поддержка отечественного производителя: 
законодательные инициативы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 
Алексеев Е. Б., Бубук Г. А., Желнов В. А., Насонов А. Ю.  Реализация федерального 
закона «Об обеспечении единства измерений» в сфере связи 
и массовых коммуникаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 
ЦИФРОВАЯ СВЯЗЬ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ 
Тематическая подборка 
Кильдишева О. Э., Лунев С. Ф. , Леппа В. Р., Александров А. Г.  Широкополосные 
радиопередатчики КВ-диапазона для цифровых линий связи . . . . . 25 
Гилькина С. Л., Гришуков А. А., Денисова Е. Ю.  Дистанционный контроль 
и управление оборудованием системы аэронавигации . . . . . . . . . . . . . . 29 
Комяков А. В., Вдовин Л. М., Кондина И. В., Кулаков Д. С.  Современная 
отечественная авиационная аппаратура автоматического обмена данными . .32 
Худяков Г. И.  Пропускная способность цифровых каналов электросвязи 
с квадратурной амплитудной модуляцией. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38 
Александров А. М.  Рандомизированные модели цифрового телетрафика . . 41 
Сухоруков А. И., Хисматов И. Ф.  Методика оценки качества цифровых 
каналов связи при передаче аналоговой информации авиационных систем 
радиовидения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 
КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ 
Абденов А. Ж., Рубанович М. Г., Хрусталев В. А.  Исследование температурных 
режимов пленочных резисторов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 
Южаков А. А.  Автоматизированная система диспетчерского контроля 
и управления на базе технологии Lon Works . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52 
ИЗ ИСТОРИИ СВЯЗИ 
Золотинкина Л. И., Головков А. А.  Этапы становления исследований 
и подготовки специалистов в области радиотехники в ЭТИ-ЛЭТИ . . . . . . . . . . . 54 
ИНФОРМАЦИЯ 
Проект «Ямал-400» стартовал. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 
LTE Russia & CIS 2010 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28 
Кузьмин Б. И.  Очень интересная и полезная книга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 
Совершенствование нормативного правового регулирования управления 
сетями электросвязи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 
«Ростелеком» расширил пропускную способность каналов «ВолгаТелекома» 
до 42 Гбит/с . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 
At the 15 th 
tion Council of the RCC 
Session of the Coordina2 
BOGORODITSKAYA 
I. A.  High technologies 
market during modernization 
step. The results of Svyaz-Expocomm-2010 
4 
KOVALEVA 
I. V.  A universal telecommunication 
network as Information 
Society’s platform. The results of the 
11 th 
ITA International Forum 14 
Productive dialogue between regulatory 
bodies and sector 
17 
LUKJANCHIKOV Y. M.  Government 
support for domestic producers: legislative 
initiatives 
18 
ALEKSEYEV E. B., BUBUK G. A., ZHELNOV 
V. A., NASONOV A.Yu.  Application 
of Federal Act “On measuring 
unity enforcement” in telecommunications 
and mass media sector 22 
KILDISHEVA O. E., LUNIEV S.F. , LEPPA 
V. R., ALEXANDROV A. G.  Broadband 
HF radio transmitters for digital 
communication lines 
25 
GILKINA S. L., GRISHUKOV A. A., DENISOVA 
E.Yu.  Remote management 
and supervision of an air navigation 
system’s facility 
29 
KOMYAKOV A. V., VDOVIN L. M., KONDINA 
I. V., KULAKOV D. S.  Modern 
domestic aviation equipment for automatic 
data exchange 
32 
KHUDIAKOV G. I.  Quadrature-amplitude 
modulation digital communication 
channels’ capacity 
38 
ALEXANDROV A. M.  Randomized 
digital teletraffic models 
41 
SUKHORUKOV A. I., KHISMATOV I. F.  
Method of evaluating digital communication 
channels’ quality while transferring 
analog data of aviation radiowave 
imaging systems 
44 
ABDENOV A. J., RUBANOVICH M. G., 
KHRUSTALEV V. A.  Study of film resistors’ 
thermal behavior 
47 
YUZHAKOV A. A.  An automated 
control and management system 
based on Lon Works technology 52 
ZOLOTINKINA L. I., GOLOVKOV A. A.  
Establishing radio engineering research 
and human resource development 
at ETI—LETI 
54 
INFORMATION 24, 28, 37, 43, 46 
В соответствии с решением Президиума ВАК Минобрнауки России журнал «Электросвязь» включен в Перечень ведущих рецензируемых 
научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой 
степени доктора и кандидата наук (http://vak.ed.gov.ru/common/img/uploaded/files/vak/enumeration/2010/mits-23-03-2010.doc). 
								                        
									                        Стр.1
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
2
ISSN 0013-5771. «ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ», № 6, 2010
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ В СНГ
НА 15-м ЗАСЕДАНИИ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА РСС
Накануне 65-й годовщины Дня
Победы, общего праздника государств,
объединенных в Региональное
содружество в области связи (РСС),
в Москве состоялось 15-е заседание
Координационного совета государств
— участников СНГ по информатизации
при РСС. Вел заседание
председатель Координационного
сове та минис тр связи и мас совых
коммуникаций Рос сийской
Федерации И. О. Щёголев.
Электронные государственные
услуги. На заседании КС была заслушана
информация Исполкома СНГ
о ходе реализации решений Совета
глав государств СНГ по вопросам
дальнейшего развития сотрудничества
в области ИКТ. Речь шла о выполнении
Стратегии сотрудничества
государств — участников СНГ в сфере
информатизации и Плана действий
по ее реализации до 2010 г., о создании
и развитии межгосударственной сети
информационно-маркетинговых центров,
электронного здравоохранения
и телемедицины, о введении паспортновизовых
документов нового поколения.
Участники заседания поделились
опытом информатизации в своих странах.
Так, в Азербайджане создается государственный
реестр (реестры населения,
движимого и недвижимого имущества,
нормативных актов, адресов,
административно-территориального
деления, юридических лиц и др.), позволяющий
при оказании услуг населению
реализовать принцип «единое
окно». В Армении утверждаются
стандарты электронного управления
по безопасности, защите авторских
прав, функциональной совместимости
и инфраструктурам.
Заметно повысил рейтинг готовности
к электронному правительству
Казахстан, за год поднявшийся с 81-й
позиции на 46-ю (см. ЭС № 11’2009, с. 6).
Как сообщил управляющий директор
по мониторингу и развитию «электронного
правительства» АО «НИХ
Зерде» А. К. Уызбаев, на портале казахстанского
е-правительства сегодня
можно воспользоваться 37 электронными
сервисами и получить 22 интерактивные
услуги. К настоящему моменту
выдано более 150 тыс. ЭЦП для
граждан и бизнеса, внедряется система
«Е-лицензирование», позволяющая перевести
процессы выдачи госорганами
разрешительных документов в электронный
вид.
В России, где электронное правительство,
в соответствии с классификацией
ООН, сегодня находится
на втором из пяти этапов, рассматриваются
возможности для реализации
третьего (интерактивного) и четвертого
(транзакционного) этапов. Глава
Минкомсвязи И. О. Щёголев в ответ
на просьбу оценить работу портала
госуслуг, сказал: «Трудно давать
оценку собственной работе. Я знаю,
что некоторые выражают неудовлетворенность
этим ресурсом: конечно,
хочется немедленно получать ответы
в электронном виде, а паспорта —
по почте. Но надо понимать, что невозможно
сразу шагнуть на пятый уровень
по классификации подобных услуг
ООН. За два квартала, что существует
портал, он предоставил доступ к большому
блоку информации, и это, хочется
надеяться, заслуживает позитивной
оценки».
Совет признал необходимым осуществлять
мониторинг внедрения
ИКТ в своих государствах на основе
системы электронных паспортов объектов
информационного общества, характеризующих
состояние и перспективы
развития ИКТ, обмениваться
опытом по использованию технологий
«электронного правительства», а также
включить мероприятия по развитию
электронных государственных
услуг в качестве одного из приоритетных
направлений в новую редакцию
Стратегии и как самостоятельный раздел
Плана действий по ее реализации
на период до 2015 г.
Информационная безопасность.
Одной из ключевых составляющих развития
информационного общества является
защита прав граждан и их персональных
данных, поэтому на заседании
большое внимание было уделено мероприятиям
по обеспечению информационной
безопасности.
В частности, рассматривался вопрос
трансграничной передачи персональных
данных в государствах — участниках
СНГ. Эти сравнительно новые проблемы,
сказал председатель Комиссии
по информационной безопасности,
заместитель начальника Главного
управления ИТ и телекоммуникаций
Службы информации и безопасности
Республики Молдова А. Е. Донос, связаны
с решением на межгосударственном
уровне вопросов юридической значимости,
взаимного признания и защиты пересылаемых
документов. Задача обеспечения
безопасности и легитимности обмена
конфиденциальной информацией
решается с применением специализированных
средств защиты в сочетании
с целым комплексом совместных организационных
мероприятий. В правовом
аспекте это позволяет добиться юридического
признания и использования
программ криптографической защиты,
разработанных в других государствах,
на территории вовлеченных в процесс
сотрудничества стран. Без этого практически
невозможно обеспечить совместимость
применяемых программ
по защищенному обмену документами
с ЭЦП. Развитие ИКТ в рамках единого
пространства СНГ диктует необходимость
тесного взаимодействия государственных
систем связи участников СНГ
между собой и с третьими государствами.
Для решения этой задачи необходима
единая система защищенного трансграничного
юридически значимого информационного
обмена.
Комиссии по информационной
безопасности было поручено разработать
проект Конвенции о порядке признания
юридической значимости электронных
документов в международном
информационном обмене между государствами
— участниками СНГ.
Комиссия по информационной безопасности
предложила создать Единый
центр по обеспечению безопасности
в киберпространстве государств —
участников СНГ, который должен осуществлять
сбор и анализ информации
по компьютерным инцидентам, консультативную
и техническую поддержку
пользователям для предотвращения
угроз компьютерной безопасности
в рамках пространства СНГ.
И. А. Богородицкая
								                        
									                        Стр.2
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
ISSN 0013-5771. «ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ», № 6, 2010
ШПД И ЦИФРОВОЕ ТВ — СТИМУЛЫ РАЗВИТИЯ
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ В КЫРГЫЗСТАНЕ
В рамках 42-го заседания Совета
глав администраций связи Ре гио нального
содружества в области связи (РСС)
интервью журналу «Эле ктро связь» дал
Б. Н. Нурматов, исполняющий обязанности
директора Государственного агентства
связи при Правительстве Кыр гызской
Рес публики.
— Байыш Нурматович, какова ситуация
на телекоммуникационном рынке
Кыргызстана?
— В Бишкеке население получает
весь спектр телекоммуникационных
услуг. У нас достаточно операторов —
около 300 компаний работают во всех
сегментах рынка, так что конкуренция
довольно острая. Теперь надо сделать
так, чтобы они пошли в регионы. Для
этого мы должны повсеместно строить
широкополосные магистрали на базе
оптоволоконных линий связи и значительно
расширить возможности цифровых
радиорелейных магистралей.
Лишь решив эту задачу, мы сможем
развивать там ШПД, чтобы люди могли
получать услуги не только телефонной
связи, но и весь спектр современных
услуг.
Сейчас занимаемся исследованием
того, какие ресурсы имеются, что потенциально
возможно, чтобы на основе этого
анализа разговаривать с операторами.
Нам также предстоит внести изменения
в лицензионные соглашения, чтобы эта
задача, решаемая в интересах населения
и государства, развития экономики
и т. д., оказалась операторам по силам.
Это первое основное направление
деятельности администрации связи
Кыргызской Республики на данном
этапе.
— Но оптоволокно очень дорогое.
Кто будет финансировать эти проекты?
— Во-первых, оптоволокно сейчас
значительно подешевело. Во-вторых,
уже 12 операторов строят оптоволоконные
линии связи за счет собственных
средств. В частности, «Кыргызтелеком»
закончил магистраль Бишкек — Ош,
которая связывает Китай с югом Кыргызстана.
Кроме того, мы выводим
оптоволокно на границы с соседями —
с Узбекистаном и Таджикистаном.
На севере запланирована еще одна
магистраль с Китаем: Торугарт — Бишкек.
Причем желающие строить ее
тоже есть, поскольку это очень оживленная
транспортная артерия, обеспечивающая
международные грузоперевозки.
Так что север и юг республики
будут соединены оптоволокном.
Оптоволоконные линии связи существуют
и в регионах — в Чуйской долине,
в районе Иссык-Куля. И, конечно,
в Бишкеке — там оптоволокно проложено
почти до каждого дома.
Услуги ШПД на основе оптоволокна
оказывает целый ряд операторов, в том
числе «Кыргызтелеком».
В республике работает несколько
спутниковых компаний, обеспечивающих
услуги связи там, куда посредством
других технологий сигнал довести нельзя.
Например, на руднике Кумтор, где
добывается золото, действует сотовая
связь, но трансмиссия идет через спутник.
Конечно, это очень дорого.
— И вторая главная задача?..
— Переход на цифровое телевидение.
Сейчас эта услуга предоставляется
в трех областях на юге республики,
и вот уже год как мы тестируем ее
в Бишкеке. Будем активнее работать
в этом направлении, и прежде всего
предстоит актуализировать нормативную
правовую базу. Сейчас заканчиваем
подготовку государственной программы
по цифровому ТВ. Желающих
заняться этим бизнесом достаточно.
— Байыш Нурматович, вы много внимания
уделяете образовательному телевещанию?..
—
Мы еще в 2004 году предлагали
реализовать в Кыргызстане пилотный
проект по интерактивному мультимедийному
вещанию в странах с горным
рельефом. Он помог бы среднеазиатским
странам шире применять возможности
цифрового вещания. Проект
был утвержден в качестве одной из пяти
региональных инициатив для региона
стран РСС, и в 2008 году между
Министерством транспорта и коммуникаций
КР и Бюро развития электро—
В чем вы видите основную задачу
возглавляемого вами ведомства на данный
период?
— Мы будем стараться обеспечить
операторам возможность стабильной
работы, чтобы они, как обычно, предоставляли
населению, государственным
учреждениям и коммерческим организациям
необходимые инфокоммуникационные
услуги. Такова наша основная
стратегия.
Беседовала И. А. Богородицкая
связи МСЭ было заключено соглашение
о его реализации. Был объявлен конкурс,
который выиграла компания DIM
TV, предложившая организовать образовательный
канал на кыргызском языке
«Алиппе ТВ». Сегодня DIM TV получила
все необходимые разрешительные
документы, лицензии и частоты.
Проект является инновационным,
но весьма сложным в реализации, поэтому
ему требуется поддержка международных
организаций. Мы надеемся,
что эта инициатива, одобренная РСС,
будет принята на ВКРЭ-10, которая
пройдет в Хайдарабаде (Индия).
— А проникновение сотовой связи
по республике можно оценить?
— Мобильная связь — более 4 млн
SIM-карт, но так как у многих пользователей
по два-три телефона, то реальная
цифра, наверное, 2,5 млн. На рынке
сотовой связи Кыргызстана работает
шесть сотовых операторов: два
крупных, один средний и остальные
поменьше. У трех компаний есть лицензии
GSM — с ними ведется работа,
чтобы они начинали оказывать услуги
3G. Сейчас мы будем ускорять развитие
ШПД посредством внедрения технологий,
которые уже зарекомендовали
себя в мире.
— Байыш Нурматович, как повлияли
известные события, имевшие место
в Кыргызстане в апреле, на развитие
отрасли связи?
— Все кыргызские операторы —
и мобильные, и фиксированные — работали
в штатном режиме. Деятельности
операторов был нанесен ущерб, который,
наверное, можно считать относительно
небольшим: в Бишкеке оказались
разгромлены два сервис-центра.
Так что последние события на связь
практически не повлияли.
3
								                        
									                        Стр.3