Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610501)
Контекстум
Вопросы литературы  / №6 2009

Прозаический цикл Ф. Сологуба «Сказочки». Серьезное и смешное в формировании смысла целого (66,00 руб.)

0   0
АвторыЗУСЕВА В.
Страниц19
ID239032
Аннотация.
Прозаический цикл Ф. Сологуба «Сказочки». Серьезное и смешное в формировании смысла целого / В. ЗУСЕВА // Вопросы литературы .— 2009 .— №6 .— URL: https://rucont.ru/efd/239032 (дата обращения: 23.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СОЛОГУБА «СКАЗОЧКИ»: СЕРЬЕЗНОЕ И СМЕШНОЕ В ФОРМИРОВАНИИ СМЫСЛА ЦЕЛОГО «Сказочки», опубликованные как цикл в 10м томе «Собрания сочинений» Ф. <...> Между тем, это произведение крайне любо пытно с разных точек зрения — и в аспекте проблемы прозаического цикла и его целостности, и в плане бытова ния и трансформации малых эпических жанров (притча, Нам известно всего несколько небольших статей о «Сказоч ках», причем, как правило, это произведение исследуется «на фоне» другого, в контексте литературной традиции. <...> Однако нам представляется, что той «нит кой», благодаря которой можно «размотать клубок» и оценить своеобразие сологубовских «Сказочек», являет ся соотношение в них серьезного и смешного. <...> Таковы сказки «Молот и цепь», «Пу тешественниккамень», «Ключ и отмычка», «Два стекла», «Лампа и спички», «Капля и пылинка», «Самостоятель ные листья», «Одежды лилии и капустные одежки», «Злая гадина, солнце и труба», «Сказки на грядках и сказки во дворце», «Пожелтевший березовый лист, капля и нижнее небо», «Три плевка», «Небесные сплетники», «Черемуха и вонючка», «Две межи», «Лучишка в темничке», «У метлы гости». <...> «Сказочки» как книгу прозаических миниатюр, ориентированных на народную сказку, ис следует американский ученый А. <...> Среди сологубовских «сказочек» к ним отно сятся «Две девочки и песок», «Крылья», «Благоуханное имя», «Плененная смерть», «Дорога и свет», «А третий— дурак». <...> Необходимо подчеркнуть, что эти повествования отчетливо тяготеют к двум полюсам: дидактическому (например, первые три и последняя из перечисленных) и метафизическому (таковы «Плененная смерть» и «Доро га и свет»), хотя в сказках обеих разновидностей присут ствует момент чудесного. <...> , говоря о «Сказочках» Сологуба, отмечает, что «стоит обратить вни 274 мание на специфическую детскую литературу или на пер вое чтение для только что обучившихся грамоте: как ка жется, сологубовские произведения балансируют на грани <...>