В.П. Михайлова, Н.И. Корытченкова, Л.А. Александрова ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебное пособие 3-е издание, стереотипное Рекомендовано Редакционноиздательским Советом Российской академии образования к использованию в качестве учебного пособия Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 1 УДК 343.95(075.8) ББК 88.4 М69 Библиотека юриста Главный редактор Д.И. Фельдштейн Заместитель главного редактора С.К. Бондырева Члены редакционной коллеги и: А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, В.П. Борисенков, А.А. Деркач, А.И. Донцов, И.В. Дубровина, М.И. Кондаков, В.Г. Костомаров, Н.Н. Малофеев, Н.Д. Никандров, В.А. Поляков, В.В. Рубцов, Э.В. Сайко Рецензент ы: др педагог. наук, заслуженный учитель РФ, действительный член АПСН, ректор Кузбасского регионального института развития профессионального образования Т.С. Панина; др психолог. наук, профессор кафедры юридической психологии и педагогики Академии права и управления Минюста России А.И. <...> В пер вой излагается структура юридической психологии как науки и объект ее исследования — личность в системе правовых отношений; вторая часть посвящена практическому исследованию основных индивидуальнопси хологических особенностей будущих юристов и юристовпрактиков. <...> Психологическая защита как тип реакций на трудные жизненные ситуации . <...> Психологические особенности деятельности юриста (на примере участкового инспектора). <...> Осознание необходимости эмоциональной саморегуляции в деятельности работников юридического труда . <...> 202 ЧАСТЬ II Практикум по личностному и профессиональному саморазвитию будущего юриста. <...> Изучение особенностей интеллектуального развития будущего юриста . <...> Определение ведущих акцентуаций характера будущих юристов . <...> Исследование индивидуально психологических особенностей студентов юридического факультета . <...> В пятой главе рассматриваются психологические особенности юридической деятельности и профессионально важные качества работника юридического труда, а также <...>
Юридическая_психология_(2).pdf
УДК 159.9(075.8)
ББК 88.573я73
М69
Рецензенты :
Т.С. Панина —д-р пед. наук, заслуженный учитель РФ,
действительный член АПСН;
А.И. Ушатиков — д-р психол. наук, профессор
Академия права и управления Минюста России
М69
Михайлова В.П.
Юридическая психология : учеб. пособие / В.П. Михайлова,
Н.И. Корытченкова, Л.А. Александрова. — 5-е изд., стер. —
Москва : ФЛИНТА, 2025. — 392 с. — ISBN 978-5-9765-0124-9. —
Текст : электронный.
Пособие по юридической психологии состоит из двух
частей. В первой излагается структура юридической психологии
как науки и объект ее исследования — личность в системе
правовых отношений; вторая часть посвящена практическому
исследованию
основных
факультетов вузов.
УДК 159.9(075.8)
ББК 88.573я73
индивидуально-психологических
особенностей будущих юристов и юристов-практиков.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических
ISBN 978-5-9765-0124-9
© Михайлова В.П., Корытченкова Н.И.,
Александрова Л.А., 2022
© Издательство «ФЛИНТА», 2022
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ................................................................................................. 8
Методические указания по работе с материалом
учебного пособия «Юридическая психология» ................................. 10
1. Работа с теоретическим разделом учебного пособия............. 10
2. Работа над практической частью учебного пособия ...............11
Краткое содержание курса .................................................................. 12
ЧАСТЬ I
Глава 1. Предмет и структура юридической психологии .................. 18
1.1. Правовая психология ............................................................. 18
1.2. Виктимная психология .......................................................... 21
1.3. Судебная патопсихология ..................................................... 21
1.4. Превентивная психология ..................................................... 22
1.5. Криминальная психология.................................................... 25
1.5.1. Характеристики преступников в зависимости
от типа преступлений ................................................. 26
1.5.2. Характеристика личности корыстных
преступников .............................................................. 26
1.5.3. Психология убийц ...................................................... 28
1.5.4. Условия снижения криминальной активности ........ 30
1.6. Следственная психология...................................................... 31
1.7. Пенитенциарная психология ................................................ 33
1.7.1. Принципы пенитенциарной психологии ................. 34
1.7.2. Трансактный анализ как метод воздействия
в местах лишения свободы ......................................... 40
1.7.3. Понятие «типология и классификация»
осужденного в пенитенциарных учреждениях ......... 43
Вопросы.................................................................................................. 51
Глава 2. Проблемы личности в психологии ....................................... 53
2.1. Понятие о личности в психологии ....................................... 53
3
Стр.3
2.2. Подструктуры личности ........................................................ 56
2.2.1. Первая подструктура личности ................................. 56
2.2.2. Вторая подструктура личности .................................. 74
2.2.3. Третья подструктура личности................................... 81
2.2.4. Формирование структур личности ............................ 90
2.3. Соотношение целого и частей в структуре личности........ 100
2.4. Зарубежные теории личности ............................................. 102
Вопросы................................................................................................. 106
Глава 3. Неблагоприятные варианты развития личности ............... 108
3.1. Варианты неблагоприятного развития личности .............. 108
3.1.1. Дисгармония психического развития — фактор
появления детей группы риска ................................. 108
3.1.2. Школьная дезадаптация как фактор
возникновения детей группы риска ......................... 109
3.1.3. Варианты неблагополучного развития личности ..... 110
3.1.4. Социальное неблагополучие в структуре
личности ..................................................................... 110
3.2. Неблагоприятные варианты развития
эмоционального Я ................................................................ 113
3.2.1. Вариант эмоциональной неустойчивости,
нестабильности, повышенной возбудимости ......... 119
3.2.2. Дефекты умственного развития................................ 122
3.3. Неврозы и невротическое развитие личности ................... 123
3.3.1. Варианты невротического развития личности ........ 123
3.3.2. Неврозы и их классификация ................................... 125
3.4. Психопатическое развитие личности ................................. 128
Вопросы................................................................................................. 131
Литература, рекомендуемая для самостоятельной проработки ....... 132
Глава 4. Трудные и критические жизненные ситуации
в генезе девиантного, делинквентного
и криминального поведения ............................................... 133
4.1. Понятие о трудных, стрессовых жизненных ситуациях ....... 134
4
Стр.4
4.2. Виды стрессоров ................................................................... 135
4.3. Типы реакций на трудные жизненные ситуации ............... 136
4.3.1. Психологическая защита как тип реакций
на трудные жизненные ситуации ............................. 136
4.3.2. Конфликтные ситуации и типы реакций на них ...... 139
4.3.3. Трудная жизненная ситуация как фрустрация.
Типы реакций на фрустрацию .................................. 140
4.4. Барьер психической адаптации и трудные жизненные
ситуации ................................................................................ 143
4.5. Понятие о психической травме и посттравматическом
стрессовом расстройстве (ПТСР) ....................................... 146
4.6. Криминальное и виктимное поведение
как возможное следствие предшествующей
психической травматизации ............................................... 148
4.7. Особенности посттравматического стресса
у детей и подростков ............................................................ 151
4.8. Психологические последствия насилия ............................. 153
4.9. Понятие о копингстратегиях и совладеющем
поведении ............................................................................. 157
4.9.1. Понятие «совладание с жизненными
трудностями».............................................................. 157
4.9.2. Ресурсы совладания с жизненными
трудностями ............................................................... 159
4.9.3. Стратегии совладания с жизненными
трудностями ............................................................... 161
Вопросы................................................................................................. 167
Литература, рекомендуемая для самостоятельной проработки ....... 168
Глава 5. Юрист как личность и профессионал ................................ 170
5.1. Специфика юридической деятельности ............................ 170
5.2. Психологические особенности деятельности
юриста (на примере участкового инспектора) ................... 172
5.2.1. Идеальная модель следователя ................................. 179
5
Стр.5
5.2.2. Психологические особенности юридической
деятельности .............................................................. 182
5.2.3. Психологические особенности работников
уголовного розыска ................................................... 182
5.2.4. Типичные ошибки следствия на первоначальном
этапе ............................................................................ 184
5.3. Профпригодность сотрудников правоохранительных
органов .................................................................................. 184
5.4. Понятие о профессиональной деформации
в работе юриста .................................................................... 186
5.5. Психогигиена и психопрофилактика стресса
и профессионального «сгорания» в работе юриста ........... 191
5.5.1. Осознание необходимости эмоциональной
саморегуляции в деятельности работников
юридического труда ................................................... 191
5.5.2. Синдром эмоционального сгорания ........................ 195
Вопросы................................................................................................. 202
ЧАСТЬ II
Практикум по личностному и профессиональному
саморазвитию будущего юриста ........................................................... 204
Введение ........................................................................................ 204
Практикум № 1. Диагностика свойств личности
будущего юриста ........................................................................... 206
Практикум № 2. Изучение особенностей интеллектуального
развития будущего юриста ........................................................... 224
Практикум № 3. Изучение волевой сферы и ответственности
будущего юриста ........................................................................... 238
Практикум № 4. Определение эмоциональной направленности
будущего юриста ........................................................................... 247
Практикум № 5. Определение агрессивности и ее места
в структуре личности будущего юриста ...................................... 254
Практикум № 6. Изучение межличностных отношений
у будущих юристов ....................................................................... 258
6
Стр.6
Практикум № 7. Определение ведущих акцентуаций характера
будущих юристов .......................................................................... 272
Практикум № 8. Развитие навыков ведения дискуссии
у будущих юристов ....................................................................... 284
Практикум № 9. Психологическая самоподготовка будущего
юриста............................................................................................ 287
Практикум № 10. Судебнопсихологическая экспертиза ............... 301
Тематика рефератов по юридической психологии
и практических занятий по темам ............................................... 329
Вопросы для размышления и самостоятельной проработки
по курсу «Юридическая психология» ......................................... 335
Контрольные вопросы по курсу «Юридическая психология» ........ 337
Контрольные вопросы для самопроверки по курсу
«Юридическая психология» ........................................................ 339
Приложение к практикуму. Исследование индивидуально
психологических особенностей студентов
юридического факультета ............................................................ 348
Библиография ..................................................................................... 378
7
Стр.7