Бекасова Е.Н. (г. Оренбург) ОБЛИК ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА КАК ЭТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ НАРОДНОГО ДУХА: ОТ НЕСТОРА ДО НАШИХ ДНЕЙ Жизнь и смерть – эти понятия, неразрывно связанные в своём единстве и противостоянии в мироздании и человеческом обществе, не существуют друг без друга. <...> Смерть всегда заканчивает жизнь, а жизнь всегда проверяется смертью. <...> И одновременно экспериментировало со смертью в бесконечных насильственных смертях, количество и качество которых не столько зависело от уровня цивилизации, сколько от её технических продвижений в достижении массовых убийств. <...> Древнерусский человек в своём средневековом сознании готов был на битву – отсюда славные походы Олега к вратам Царьграда и завоевания Святослава, «аки пардус<гепард>войны многитворяще»1. <...> Однако ещё до принятия христианства с его главным постулатом «не убий» произошло событие, строго отвернувшего Русь от кровавых завоеваний чужих стран, – приход на Русь печенегов. <...> И тогда послали киевляне гонца к Святославу с великим укором: «Ты, княже, чюжеи земли ищещии блюдеши, а своя сяохабивъ(покинул). <...> Аще ти не жаль очинысвоеи, ни матери, и детей своихъ». <...> С этого времени вся ментальность восточнославянской, а затем русской народности прирастала защитой своей земли. <...> Именно Святославу принадлежат основополагающие слова, запрограммировавшие на тысячелетие значимость и суть воинского долга: «Уже намъсде пасти, потягнемъмужьски, братья и дружино! <...> <…> Да не посрамимъ земле Руские, но ляжемъ костьми, мертвы ибо срама не имамъ. <...> Речь Святослава перед битвою, где противник в три раза превосходил числом, была поистине исторической. <...> И для врагов, которые почти дословно передают слова Святослава: «Погибла слава, которая шествовала вслед за войском россов, легко побеждавших соседние народы и без кровопролитья порабощавшим целые страны, если мы теперь позорно отступим … Проникнемся мужеством, [которое завещали] нам предки…»4. <...> И для русской земли … В речи <...>
ОБЛИК_ЗАЩИТНИКА_ОТЕЧЕСТВА_КАК_ЭТИЧЕСКАЯ_ЦЕННОСТЬ_НАРОДНОГО_ДУХА_ОТ_НЕСТОРА_ДО_НАШИХ_ДНЕЙ.pdf
Бекасова Е.Н. (г. Оренбург)
ОБЛИК ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА КАК ЭТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ
НАРОДНОГО ДУХА: ОТ НЕСТОРА ДО НАШИХ ДНЕЙ
Жизнь и смерть – эти понятия, неразрывно связанные в своём единстве
и противостоянии в мироздании и человеческом обществе, не существуют
друг без друга. Смерть всегда заканчивает жизнь, а жизнь всегда проверяется
смертью. И в этих двух ипостасях испытывается человек, поэтому во все
времена человечество пристально наблюдало и осознавало феномен бытия и
небытия, преломлённого жизнью и смертью. И одновременно
экспериментировало со смертью в бесконечных насильственных смертях,
количество и качество которых не столько зависело от уровня цивилизации,
сколько от её технических продвижений в достижении массовых убийств.
Древнерусский человек в своём средневековом сознании готов был на
битву – отсюда славные походы Олега к вратам Царьграда и завоевания
Святослава, «аки пардус<гепард>войны многитворяще»1.Однако ещё до
принятия христианства с его главным постулатом «не убий» произошло
событие, строго отвернувшего Русь от кровавых завоеваний чужих стран, –
приход на Русь печенегов. И тогда послали киевляне гонца к Святославу с
великим укором: «Ты, княже, чюжеи земли ищещии блюдеши, а своя
сяохабивъ(покинул). Аще ти не жаль очинысвоеи, ни матери, и детей
своихъ». Тут же великий воин вернулся в Киев – и «бысть мир»2.
С этого времени вся ментальность восточнославянской, а затем русской
народности прирастала защитой своей земли. Именно Святославу
принадлежат основополагающие слова, запрограммировавшие на
тысячелетие значимость и суть воинского долга: «Уже намъсде пасти,
потягнемъмужьски, братья и дружино! <…> Да не посрамимъ земле
Руские, но ляжемъ костьми, мертвы ибо срама не имамъ. Аще ли побегнемъ,
срамъимамъ. Не имамъубежати, то станемъ крепко, азъ же предъ вами
поиду…»3.
Стр.1