ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ, КУЛЬТУРОЛОГИИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 4 / 2014 серия РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX–XXI ВЕКОВ: НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕЧЕНИЯ Екатеринбург 2014 УДК 80.01 (082) ББК Ш5 (2-р) 6-3 У 68 Редакционная коллегия: Серия «Русская литература XX-XXI веков: направления и течения»: Н.В. Барковская, д-р филол. наук, проф. <...> У 68 Уральский филологический вестник / ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». <...> (Серия «Русская литература XX–XXI веков: направления и течения». <...> 15) ISSN 2306-7462 Статьи, вошедшие в данный выпуск, посвящены различным проявлениям стратегии трансгрессии в современной литературе, опровержению привычных ценностных иерархий, испытанию на прочность границ художественности, жанровым инновациям. <...> Сборник подготовлен в рамках научного проекта “Стратегии трансгрессии в современной русской литературе” (Грант Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук МК-79.2013.6). <...> Ответственные за выпуск: Н.В. Барковская, О.Ю. Багдасарян ISSN 2306-7462 © ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2014 © Уральский филологический вестник, 2014 2014 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК Русская литература ХХ–ХХI веков: направления и течения СОДЕРЖАНИЕ От редакции . <...> Трансгрессия концепта «Дом» в литературе эмиграции «четвертой волны» . <...> Мотив ребенка и семьи в прозе Михаила Шишкина: постановка вопроса . <...> Киносценарий по классическому произведению как образец современной метапрозы . <...> .206 № 4 4 2014 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК Русская литература ХХ–ХХI веков: направления и течения ОТ РЕДАКЦИИ Статьи Уральского филологического вестника 2014 года, серии «Русская литература XX – XXI веков: направления и течения» (продолжающей одноименный сборник), сконцентрированы вокруг стратегий трансгрессии <...>
Уральский_филологический_вестник._Серия_Русская_литература_XX-XXI_веков_направления_и_течения_№1_2014.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ, КУЛЬТУРОЛОГИИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ
ВЕСТНИК
№ 4 / 2014
серия
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX–XXI ВЕКОВ:
НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕЧЕНИЯ
Екатеринбург
2014
Стр.2
УДК 80.01 (082)
ББК Ш5 (2-р) 6-3
У 68
Редакционная коллегия:
Серия «Русская литература XX-XXI веков: направления и течения»:
Н.В. Барковская, д-р филол. наук, проф.
(Уральский государственный педагогический университет)
М.А. Литовская, д-р филол. наук, проф.
(Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б.Н. Ельцина)
Е.В. Пономарева, д-р филол. наук, проф.
(Южно-Уральский государственный университет)
М.Н. Липовецкий, д-р филол. наук, проф.
(Университет штата Колорадо, США)
У 68 Уральский филологический вестник / ФГБОУ ВПО
«Уральский государственный педагогический университет».
– Вып. 4. / Гл. ред. Н.В. Барковская – Екатеринбург,
2014. – 211 с.
(Серия «Русская литература XX–XXI веков: направления и
течения». Вып. 15)
ISSN 2306-7462
Статьи, вошедшие в данный выпуск, посвящены различным проявлениям
стратегии трансгрессии в современной литературе, опровержению
привычных ценностных иерархий, испытанию на прочность
границ художественности, жанровым инновациям.
Сборник подготовлен в рамках научного проекта “Стратегии
трансгрессии в современной русской литературе” (Грант Президента
Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских
ученых – кандидатов наук МК-79.2013.6).
Тексты публикуются в авторской редакции.
Ответственные за выпуск: Н.В. Барковская, О.Ю. Багдасарян
ISSN 2306-7462
© ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2014
© Уральский филологический вестник, 2014
Стр.3
2014
УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Русская литература ХХ–ХХI веков: направления и течения
СОДЕРЖАНИЕ
От редакции ............................................................................................... ....5
СУБЪЕКТЫ ТРАНСГРЕССИИ:
ПОГРАНИЧНОСТЬ И ПЕРЕХОДНОСТЬ
Лощилов И.Е. «Лучше быть идиотом, чем Антоном Сорокиным!».
Об «Екклезиасте писательском» .................................................... ....10
Степанова А.А. Город на границах: эстетические грани образа в
литературе переходных эпох ............................................................ ....25
Цепенникова А.Н. Трансгрессия концепта «Дом» в литературе
эмиграции «четвертой волны» ......................................................... ....39
Прушковская И.В. Абсурдность разума в постижении феномена
смерти (на материале пьесы турецкого драматурга Ш. Гюрбюз
«Ни в возрасте, ни в голове разума нет») ................................ ....49
Меркотун Е.А. Драматургия нового апокалипсиса: управление
потоками действия ............................................................................ ....58
Хабибуллина М.Н. «Очарованность Китаем»: образ транскультурного
будущего в творчестве В. Сорокина ....................................... ....68
Скотницка Анна. Мотив ребенка и семьи в прозе Михаила Шишкина:
постановка вопроса ................................................................. ....77
Черняк М.А. «Библиотравелог» в новейшей прозе для подростков:
к вопросу о жанровой трансгрессии в современной литературе
.............................................................................................. ....91
ЖАНРОВЫЕ СТРАТЕГИИ ТРАНСГРЕССИИ
Алексеева Н.В. Цикл «Жерлица дружинная» А.М. Ремизова: поэтика
малых форм ............................................................................... ..107
Маркова Т.Н. Мениппейная игра в современной прозе ......................... ..120
Кубасов А.В. Киносценарий по классическому произведению как
образец современной метапрозы ..................................................... ..133
Пономарева Е.В. Несказочные сказки Александра Кабакова ................ ..142
3
№ 4
Стр.4
2014
УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Русская литература ХХ–ХХI веков: направления и течения
Багдасарян О.Ю. Художественная стратегия Н. Байтова и поэтика
романа «Любовь Муры» .......................................................... ..154
Барковская Н.В. Концептуальный эклектизм в книге Комара и
Меламида «Стихи о Смерти» ........................................................... ..163
Светашёва Т.А. Игровая природа жанровой трансгрессии в русской
поэзии второй половины ХХ века ........................................... ..179
Верина У.Ю. Три способа назвать книгу: «Трибьюты и оммажи»
В. Ермолаева, «Стихи и проза в одном томе» М. Степановой,
«Ассорти» В. Ыванова .............................................................. ..188
Сведения об авторах ................................................................................ ..203
SUMMARY................................................................................................. ..206
№ 4
4
Стр.5