Литературный барометр Евгений Абдуллаев Требуется «негр» В позапрошлом году мне пришлось прочесть что-то около девяноста романов. <...> С разной, естественно, степенью погружения: что-то просто «продиагоналил», что-то — от корки до корки. <...> И в какой-то момент, пытаясь все это как-то обдумать и переварить, задумался относительно этнического состава действующих лиц. <...> Достаточно приехать в любой крупный российский город и пройтись по улицам: не заметить этнического разнообразия просто невозможно. <...> Но ощущение такое, что живут они в таинственном мононациональном государстве. <...> Каковым Россия не была даже во времена Алексея Михайловича Тишайшего. <...> Современный романист, перевоплощаясь в главного героя (или нескольких) может — воображаемо — изменить пол, эпоху и местожительство. <...> Я уже не говорю о народах бывших союзных республик, которые почти во всех городах постоянно или почти постоянно живут, работают, учатся, торгуют, гастарбайтят. <...> Не так много, но где-то раз в два-три года что-то печатается. <...> Изредка — привлекает к себе внимание и за пределами литературных кругов. <...> Да и в советское время русские довольно охотно писали про не-русских. <...> Как это точно описала Дина Рубина в повести «Камера наезжает! <...> Теперь «верно расставлять национальные акценты» авторов никто не заставляет: пиши про кого хочешь и как хочешь. <...> Вся этническая палитра пред тобой — на улице, в транспорте, в подъезде. <...> В 2003 году Наталья Игрунова задавала аналогичный вопрос в беседе с Борисом Дубиным: «Что касается опыта переживания распада империи — вспоминаются только два писателя, у кого это вылилось в серьезный разговор: Андрей Волос («Хуррамабад») и Афанасий Мамедов с его бакинским циклом. <...> Нет интереса в обществе к тому, что происходит за пределами нынешней России? <...> И все же — опыт распада империи за последние лет десять как-то осмыслен. <...> Сегодня вопрос стоит уже не столько о том, «что происходит за пределами нынешней России». <...> Андрей Волос прекрасно <...>