Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610501)
Контекстум
Дружба народов  / №11 2014

Звероуловлен буду (80,00 руб.)

0   0
Первый авторБалла Ольга
Страниц6
ID439591
АннотацияСобытия нового романа Алексея Варламова уместились в три переломных года русской истории: с 1914-го до 1917-го. От последнего предвоенного лета до прихода к власти большевиков. Далее разверзается бездна, заглядывать в которую автор уже не отваживается. Он прерывает повествование на самом ее краю, но всеми доступными ему средствами дает читателю почувствовать: за краем — мрак, и этот мрак — не столько даже социального (социальное для него, в конечном счете, глубоко вторично), сколько метафизического порядка. «Мысленный волк» — роман о борьбе света и тьмы — и о победе тьмы.
Балла, О. Звероуловлен буду / О. Балла // Дружба народов .— 2014 .— №11 .— С. 216-221 .— URL: https://rucont.ru/efd/439591 (дата обращения: 23.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Книжный развал Ольга Балла Звероуловлен буду События нового романа Алексея Варламова уместились в три переломных года русской истории: с 1914-го до 1917-го. <...> От последнего предвоенного лета до прихода к власти большевиков. <...> Он прерывает повествование на самом ее краю, но всеми доступными ему средствами дает читателю почувствовать: за краем — мрак, и этот мрак — не столько даже социального (социальное для него, в конечном счете, глубоко вторично), сколько метафизического порядка. <...> «Мысленный волк» — роман о борьбе света и тьмы — и о победе тьмы. <...> Книга — даже не столько анализ причин, по которым эта последняя оказалась сильнее и восторжествовала, сколько хроника этого торжества и духовная, душевная, эмоциональная его физиология. <...> Поэтапная история падения людей в объятия тьмы — вполне добровольного, а не только потому, что их втягивало, — хотя да, втягивало, и весьма активно. <...> Варламов детально, в убедительных внутренних монологах, показывает, как русскими душами и русской жизнью завладевали — именно Алексей Варламов. <...> Иные из святых отцов полагали, что мысленный волк и есть сатана, другие считали его порождением диавола и блудницы, третьи распознавали в нем одного из самых темных, злобных и льстивых духов, но каждый благочестивый сын Церкви читал в последовании ко Святому причащению молитву, составленную святителем Иоанном Златоустом: да не на мнозе удаляйся общения Твоего, от мысленного волка звероуловлен буду. <...> » Получается, что из героев книги никому (почти никому?) это и не удалось, да не каждый и старался: все многообразие представленных в романе лиц — это разнообразие путей к падению. <...> В пределах одного ветвящегося сюжета, как под крышей одного дома, в котором — как и на одном уровне значимости в глазах современников — они при жизни, по всей вероятности, 216 никогда бы не сошлись, Варламов сводит персонажей, важных, может быть, не столько для русской истории, мысли, слова и чувства (то есть да, важных <...>