УКАНГ 22016 ● Я.М. Фридлянд, первый заместитель генерального директора по научной работе, ООО «Научноисследовательский институт транспорта нефти и нефтепродуктов», Москва, Россия; А.М. Короленок, д.т.н., профессор, декан факультета «Проектирование, сооружений и эксплуатация систем трубопроводного транспорта», РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, Москва, Россия; Ю.В. Колотилов, д.т.н., профессор кафедры «Нефтепродуктообеспечение и газоснабжение» РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, Москва, Россия системе управления нормативной базой проектирования, сооружения и эксплуатации магистральных нефте проводов (МН) процедуры обоснования различных нормативных требований, их уточнения, корректировки являются од ними из самых ответственных и сложных. <...> Еще более ответственна процедура при нятия решений по одобрению содержания и развитию нормативных документов в целом, а также систем взаимосвязанных документов определенного направления [1–3]. <...> Поскольку вводимые в нормативные документы требования (к применяемым материалам и конструкциям МН, спосо бам сооружения и контролю качества, регламенту технического обслуживания и т.д.) играют решающую роль для даль нейшего обеспечения промышленной бе зопасности объектов, первостепенное значение приобретают вопросы совер шенствования процессов подготовки нор мативных предложений и повышения качества принимаемых решений, объе диняемые понятием «поддержки реше ний» [4–7]. <...> Реализация системного подхода к формированию нормативной базы проек тирования, сооружения и эксплуатации объектов МН с учетом промышленной безопасности возможна только на основе создания специальной прогностической системы поддержки нормативных реше ний с элементами искусственного интел лекта. <...> Современные человекомашинные сис темы поддержки принятия решений (СППР), предусматривая всестороннее накопление знаний по определенному научному направлению <...>