324 Sub specie aeternitatis SUB SPECIE AETERNITATIS К.Н. <...> Русское племя и русская государственность, имея в себе всегда мало оригинального, всякий раз, меняя центры, меняли и нечто весьма важное в своем культурном типе во всем строе своей жизни и в духе своего мировоззрения. <...> Новгород – первый зародыш государственности и племенного объединения; призвание варягов; Киев – православие и начало удельной системы (какая-то неудачная попытка своеобразного устройства); Владимир (ненадолго – такое же преддверие Москвы, как Новгород преддверие Киева); Москва – падение удельной федерации; царство; утверждение восточно-византийского культурного стиля; новый порыв, так сказать, «из Варяг в Греки»; Петербург – Европа; обратный порыв «из Греков в Варяги», но с сохранением огромного, уже крепко нажитого, византийского запаса. <...> С 61 года нашего столетия крайний европеизм, по-видимому, торжествует; иллюзия «благоденственной», эвдемонической демократизации увлекает петербургски настроенную интеллигенцию всей России; начинается разложение петровской России по последним европейским образцам. <...> Тысячелетию русской государственности ставят памятник в Новгороде; а тысячелетие для государств – цифра роковая и страшная, ибо очень немногие государственные формации прожили больше 1000 лет; большинство прожило меньше! <...> Русское племя и русская государственность, имея в себе всегда мало оригинального, всякий раз, меняя центры, меняли и нечто весьма важное в своем культурном типе во всем строе своей жизни и в духе своего мировоззрения. <...>