3
C O N T E N T S
Gabrielyan O.A. The projectivity of philosophy ……………………..….... 4
Musaelyan L.A. On some features of the modern historical era …..…..… 19
Bakeeva E.V. Peace and war in the age of plurality ……...……………… 29
Livshits R.L. The idol of competitiveness after February 24 …….…..….. 39
Loskutov Y.V. The essential forces of man as a highest
manifestations of the matter attributes ………………………… …..….….52
Koryakin V.V. Ideal as a property of social
material integral human substrate ……………………………………...… 65
Savenkov D.V. Methodological approaches in
the research of historical consciousness …………………..……..…...…....77
Duminskaya M.V., Miller V.I. The development of humanism in
religious and secular forms …...…………………..………..………...…. 87
Shishkina M.K. Trends in the change of religiosity in
post-soviet Russia ….……………………………….……….…………… 99
Sidorov L.G. Metasystem of scientific management …………………… 108
Biricheva E.V. How to exit the game?
Аbout the modern gamification of reality ………………………………. 116
Lumpova M.A. Analysis of concept of visuality in the book of
Jonathan Crary “Techniques of the observer” …………………..………. 125
Shevchuk D.A. Social ideal of N. Srnicek and
A. Williams and its relevance to Russia …………..…………………..… 134
Стр.3
4
УДК 131.5
DOI 10.17072/2076-0590-2022-10-4-18
ПРОЕКТНОСТЬ ФИЛОСОФИИ1
О.А.Габриелян
Доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии
Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
295007, Симферополь, ул. Ялтинская, 20
E-mail: gabroleg@mail.ru
Рассмотрены две проблемы современной философии – практическая и
прикладная. Их фокусом выступает проектность философии, и они формируют
круг вопросов – о месте философии и ее преподавателей̆ в системе
высшей школы, об обучении по направлению «Философия», о месте и востребованности
философии и философов в социальном пространстве. Автор
имеет большой опыт администратора, преподавателя, исследователя и, будучи
профессором программы Фулбрайт, опыт сотрудничества с зарубежными
университетами. Этот опыт позволяет не только ориентироваться
в проблеме, но и предложить ее решение применительно к современным
условиям реформирования высшей школы. Сравнение разных ответов профессионального
сообщества на проблемы и вызовы, адресованные философии,
показывает, что одна их часть оказывается псевдопроблемами, а другая
– связана с нежеланием принять объективные вызовы и адекватно отвечать
на них.
Ключевые слова: университет, философия, преподаватель философии,
модель выпускника, междисциплинарные исследования, проект, межсекторальное
сотрудничество
К постановке проблемы
Многочисленные статьи и рассуждения коллег в социальных сетях,
посвященные современному кризисному состоянию философии и, шире,
социально-гуманитарных наук как в высшей школе, так и в обществе в
целом [1], приводят к выводам, которыми я руководствуюсь в практической
деятельности. Некоторые из них повторяются в работах коллег, а некоторые
сложились как ответы на возникшие проблемы в текущем образовательном
процессе, хотя их корни имеют фундаментальные причины.
Не стоит рассматривать автора как адвоката реформ науки и образования.
Со многими новациями и их неэффективным администрированием
трудно согласиться. Но это не отменяет того, что мир изменился и старую
систему невозможно реанимировать. Попытки вернуть эффективное советское
образовательное прошлое обречены на провал, так как мы живем
1 © Габриелян О.А., 2022
Стр.4