МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
образовательное учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Федеральное государственное автономное
М. А. Сухомлинова
С. Г. Николаев
СОВРЕМЕННЫЙ АНГЛОЯЗЫЧНЫЙ
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Монография
КАК КОМПЛЕКСНЫЙ ОБЪЕКТ
Издательство Южного федерального университета
2025
Ростов-на-Дону – Таганрог
Стр.2
ББК 81.432.1-5я43УДК 811.111’42(035.3)
С91
экПечатается по решению Комитета по гуманитарному и социальнодоктор
филологических наук, профессор кафедры «Теория и практика
английского языка» Института филологии, журналистики
и межкультурной коммуникации ЮФУ Л. С. Абросимова;
Рецензенты:
доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка
и культуры речи Ростовского государственного экономического
университета (РИНХ) Л. А. Брусенская
доктор филологических наук, профессор Брянского государственного
университета имени академика И. Г. Петровского С. А. Чугунова
Научный редактор:
Сухомлинова, М. А.
С91
Современный англоязычный академический дискурс как комплексный объект
лингвистического исследования : монография / М. А. Сухомлинова, С. Г. Николаев
; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство
Южного федерального университета, 2025. – 440 с.
ISBN 978-5-9275-4743-2
DOI 10.18522/801332149
Настоящая монография представляет собой углубленное лингвистическое исследование
коммуникативных специфик современного англоязычного академического дискурса. Разбор
и анализ ведутся в русле трех направлений современной лингвистики: лингвостилистики,
теории жанров (генристики), теории дискурса. Академический дискурс составляет значительный
по своей социальной значимости и объему сектор языковой и культурной картины мира.
Изучение данной дискурсивной разновидности как поля коммуникативного взаимодействия
в сфере международного университетского образования и науки стало одним из наиболее активно
развивающихся направлений современных лингвистических исследований. Обращение
к англоязычному академическому дискурсу как к принципиально синкретичному объекту научного
познания связано с его особой ролью, значимостью и статусом в цивилизованном мире
XX–XXI веков. Академическое общение представляет собой важнейший сектор образовательной
среды любого высшего учебного заведения, поскольку в процессе общения осуществляется
передача информации от отправителя к получателю (часто массовому), ведется обмен идеями
и мнениями, рождается новое знание. Рассмотрение трех базовых академических жанров (лекция,
статья, эссе) предпринимается с позиций дискурсивной коммуникации, поскольку само
существование жанров обусловлено коммуникативными событиями, основанными на целенаправленных
действиях активных и пассивных участников-коммуникантов.
Книга адресована ученым-лингвистам, преподавателям, аспирантам и студентам университетов,
а также всем интересующимся проблемами генристики, семиотики, функциональной
стилистики, прагмалингвистики, теории коммуникации.
ISBN 978-5-9275-4743-2
© Южный федеральный университет, 2025
© Сухомлинова М. А., Николаев С. Г., 2025
© Оформление. Макет. Издательство
Южного федерального университета, 2025
УДК 811.111’42(035.3)
ББК 81.432.1-5я43
ономическому направлению при Учёном совете Южного федерального
университета (протокол № 5 от 05 июля 2024 г.)
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................... 6
ГЛАВА 1. Системные отношения в жанровой
иерархии современного англоязычного
академического дискурса ........................................................ 9
1.1. Сайт университета как отражение структуры
академической коммуникации ................................................ 13
1.2. Жанрово-стилистическая характеристика
академических текстов ............................................................. 31
1.3. Общее описание системных отношений
в современном англоязычном академическом дискурсе ....... 40
1.4. Специфика эпидигматических отношений
в современном англоязычном академическом дискурсе ...... 49
1.5. Системные жанрово-стилистические отношения
в тексте академической лекции: парадигматика,
синтагматика, эпидигматика ................................................... 60
1.6. Системные жанрово-стилистические отношения
в тексте академической (научной и методической) статьи:
парадигматика, синтагматика, эпидигматика ........................ 81
1.7. Системные жанрово-стилистические отношения
в тексте студенческого академического эссе:
парадигматика, синтагматика, эпидигматика ...................... 106
1.8. Прагмастилистический характер отношений
в современном англоязычном академическом дискурсе .... 134
1.8.1. Прагмастилистические отношения
в жанре лекции .................................................................... 134
1.8.2. Прагмастилистические отношения в жанре
академической статьи ......................................................... 161
1.8.3. Прагмастилистические отношения
в жанре вступительного и академического эссе ............... 187
1.9. Интертекстуальность и интердискурсивность
как свойства современного англоязычного
академического текста ............................................................ 197
Стр.4
ГЛАВА 2. Системные лингвостилистические
характеристики современного англоязычного
академического дискурса ....................................................... 216
2.1. Лексическая организация академического текста ........ 216
2.1.1. Лексическое оформление текста
академической лекции ....................................................... 216
2.1.2. Лексическое оформление текста
академической статьи ........................................................ 228
2.1.3. Лексическое оформление текста
академического эссе ........................................................... 240
2.2. Синтаксическая организация академического текста ..... 255
2.2.1. Синтаксическое оформление текста
академической лекции ....................................................... 255
2.2.2. Синтаксическое оформление текста
академической статьи ........................................................ 275
2.2.3. Синтаксическое оформление текста
академического эссе ........................................................... 292
2.3. Стилистика академического текста ................................ 301
2.3.1. Стилистическое оформление текста
академической лекции ....................................................... 301
2.3.2. Стилистическое оформление текста
академической статьи ........................................................ 311
2.3.3. Стилистическое оформление текста
академического эссе ........................................................... 326
2.4. Композиционно-смысловая организация
академического текста ........................................................... 335
2.4.1. Композиционно-смысловое оформление
текстов академических жанров: общие положения ......... 335
2.4.2. Композиционно-смысловое оформление
текста академической лекции ........................................... 345
2.4.3. Композиционно-смысловое оформление
текста академической статьи ............................................. 355
2.4.4. Композиционно-смысловое оформление
текста академического эссе ................................................ 373
Заключение ............................................................................ 385
Стр.5
Библиографический список ................................................ 393
Список лексикографических источников ........................ 410
Список эмпирического материала ................................... 411
Приложение 1 ......................................................................... 423
Приложение 2 ......................................................................... 424
Приложение 3 ......................................................................... 430
Приложение 4 ......................................................................... 436
Приложение 5 ......................................................................... 438
Стр.6