УДК 373.167.1:7.012+7.012(075.3)
12+
ББК 85.12я721
Г95
В учебном пособии представлены работы студентов
Московского государственного университета печати имени Ивана Фёдорова,
выполненные на кафедре «Художественно-техническое оформление печатной
продукции»: творческая мастерская «Экспериментальная типографика»,
руководитель С. Р. Николаев (дипломный проект, с. 6; 147);
творческая мастерская «Проектирование шрифта», руководитель
А. В. Тарбеев (шрифтовые композиции, с. 7, 67, 103, 107, 110)
При подготовке издания использованы иллюстративные материалы:
Фотобанк Лори; Shutterstock/FOTODOM; © «РИА Новости»; Shutterstock.com / Fotodom.ru
Автор выражает большую благодарность А. С. Питерских
за поддержку в работе
Издание выходит в pdf-формате.
Б
Гуров, Григорий Евгеньевич.
Г95
Дизайн : 10—11-е классы : учебное пособие для технологического и гумани -
тарного профилей : издание в pdf-формате / Г. Е. Гуров. — 5-е изд., стер. —
Москва : Просвещение, 2026. — 207, [1] с. : ил.
ISBN 978-5-09-130020-8 (электр. изд.). — Текст : электронный.
Учебное пособие создано в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом среднего общего образования. Учебное пособие поможет реализовать
идею включения в учебный процесс в 10–11 классах общеобразовательных организаций дополнительных
учебных курсов по выбору обучающихся.
Учебное пособие знакомит с основами образно-выразительного языка искусства дизайна,
разными видами дизайна, особенностями профессии дизайнера.
Изучение композиции (на плоскости и в объёме), особенностей использования цвета,
линии, пятна, объёма, фактуры, стилизации, а также разных видов дизайна (графического
дизайна, дизайна интерьера, городской среды, ландшафта, зрелища) будет способствовать
развитию у учащихся художественного мышления, вкуса, выработке собственного отношения
к самым разным явлениям культуры.
По каждой теме предлагаются практические творческие задания (плоскостное и объёмное
макетирование, создание коллажей, инсталляций и т. д.), а также дизайн-проекты, которые
помогут глубоко постичь учебный материал, развить умения работать с самыми разными
художественными материалами и в разных техниках (в том числе на компьютере).
УДК 373.167.1:7.012+7.012(075.3)
ББК 85.12я721
ISBN 978-5-09-130020-8 (электр. изд.)
© АО «Издательство «Просвещение», 2019
© Художественное оформление.
АО «Издательство «Просвещение», 2019
Все права защищены
.
.
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Стр.3
Содержание
Я б в дизайнеры пошёл… О профессии дизайнера ............................. 6
Из истории искусства дизайна .............................................................. 10
Часть 1. ОСНОВЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ .. 24
Глава 1. Конструкция для замысла. Композиция на плоскости ..... 26
Выразительность простого. Контраст и баланс масс ............................ 27
Типы композиций. Динамика и статика, ритм композиционных
элементов ................................................................................................... 32
Треугольник. Круг. Пятна произвольной формы ................................... 40
Линия — элемент композиции ................................................................ 46
Глава 2. Цвет и шрифт в композиции ............................................... 52
Цветовой акцент в композиции. Образ и цвет в дизайне .................... 52
Шрифт и знак. Связь изображения и текста в композиции ................ 60
Стилизация изображений. Пиктограммы .................................................. 68
Б
Глава 3. Пространственное формообразование в дизайне.
Композиция в объёме ............................................................................. 72
От плоскостного изображения к объёму и пространству.
«Драматургия» геометрии ......................................................................... 72
Поверхность и фактура. Усложнение плоскости.
Прикладные свойства бумаги в композиции рельефа ........................... 78
Композиционная организация пространства. Ландшафт.
Натурализм и метафора в макете ........................................................... 82
Глава 4. Взаимное сочетание объёмов в композиции ...................... 88
Поиск гармонии между функцией и красотой в дизайне .................... 88
Учимся у природы. Бионика.
Опыт формообразования и строительства в живой природе ................. 96
Дизайн-проект «Рекламная или выставочная пространственная
конструкция» ............................................................................................101
.
.
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
4
Стр.5
Часть 2. ГРАФИЧЕСКИЙ И СРЕДОВОЙ ДИЗАЙН.
ДИЗАЙНЕРСКИЕ РАЗРАБОТКИ ..................................................102
Глава 1. Графический дизайн: реклама, дизайн книги ..................104
Реклама. Плакат. Композиционное построение плаката ........................108
Дизайн книги. Элементы книги как объекта дизайна.
Принципиальный макет книги ...................................................................116
Графический дизайн на трёхмерных объектах. Упаковка товаров .......126
Реклама в городе. Дизайн в наружной рекламе.
Реклама на различных носителях ............................................................130
Сочетание текста и реального предмета в рекламе. Инсталляция.
Витрина .......................................................................................................136
Дизайн-проект «Макет витрины» ............................................................140
Глава 2. Фирменный стиль ...................................................................144
Логотип. Шрифт, знак и цвет в создании фирменного стиля.
Стилистическое единство элементов .......................................................144
Фирменный стиль в системе рекламы и маркетинга.
Корпоративная одежда ............................................................................148
Дизайн-проект «Разработка фирменного стиля» .................................153
Б
Глава 3. Дизайн интерьера и городской среды ...............................154
Пространственно-колористическое решение интерьера жилой
комнаты. Зонирование помещения. Дизайн деталей интерьера ...........154
Внутренняя среда здания. Цвет и фактура в интерьере.
Макет интерьера общественного помещения ..........................................164
Архитектурный дизайн и его значение
в эстетизации городской среды ..............................................................168
Садово-парковое проектирование. Ландшафтный дизайн .....................172
Дизайнерское решение экспозиционного пространства.
Выставочные конструкции и экспонаты ..................................................178
Дизайн-проект «Макет экспозиции выставки (музея)» .....................183
Глава 4. Дизайн зрелища ......................................................................184
Сценографический дизайн. Средовое оснащение пространства
сцены ..........................................................................................................185
Театральный костюм. Виды костюма. История и мода ........................194
Дизайн-проект «Праздник в городе» .....................................................203
Словарь терминов ...................................................................................206
.
.
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
5
Стр.6