Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 686383)
Контекстум

Развитие интереса учащихся к традициям отечественной духовной культуры (1500,00 руб.)

0   0
АвторыМакаров Владимир Иванович, Амелина Любовь Владимировна, Милютина Юлия Васильевна, Пенюкова Ирина Валентиновна, Филатова Светлана Николаевна
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц400
ID943658
АннотацияЦель работы — показать читателю широчайшую проблематику филологической науки, высветить интереснейшие аспекты, которые разрабатываются ею и которые способны углубить практические познания учащихся в филологии, в овладении речевой культурой, речевым этикетом и пр. Дело учителя — самому выбрать или дополнить комплекс наиболее интересных материалов.
Кому рекомендованоДля учителей, учащихся общеобразовательных учреждений и их родителей, для всех, кому дорого будущее России.
ISBN978-5-9765-3796-5
УДК74.200.54
ББК37.036
Развитие интереса учащихся к традициям отечественной духовной культуры : коллективная монография / В. И. Макаров, Л. В. Амелина, Ю. В. Милютина, И. В. Пенюкова, С. Н. Филатова .— 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019 .— 400 с. — ISBN 978-5-9765-3796-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/943658 (дата обращения: 25.12.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Развитие_интереса_учащихся_к_традициям_отечественной_духовной_культуры.pdf
УДК 74.200.54 ББК 37.036 Р17 А в т о р ы: д-р филол. наук, проф. кафедры русского языка Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского В.И. Макаров; канд. филол. наук, доц., зав. кафедрой немецкого языка Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского Л.В. Амелина; канд. филол. наук, преподаватель кафедры русского языка Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровcкого Ю.В. Милютина; аспирант кафедры русского языка Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского РФ И.В. Пенюкова; учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы школы № 28 г. Брянска С.Н. Филатова Н а у ч н ы й р е д а к т о р д-р филол. наук, проф. В.И. Макаров Р17 Развитие интереса учащихся к традициям отечественной духовной культуры [Электронный ресурс] : коллективная монография / В.И. Макаров, Л.В. Амелина, Ю.В. Милютина, И.В. Пенюкова, С.Н. Филатова ; науч. ред. В.И. Макаров. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2019. — 400 с. ISBN 978-5-9765-3796-5 Цель работы — показать читателю широчайшую проблематику филологической науки, высветить интереснейшие аспекты, которые разрабатываются ею и которые способны углубить практические познания учащихся в филологии, в овладении речевой культурой, речевым этикетом и пр. Дело учителя — самому выбрать или дополнить комплекс наиболее интересных материалов. Для учителей, учащихся общеобразовательных учреждений и их родителей, для всех, кому дорого будущее России. УДК 74.200.54 ББК 37.036 ISBN 978-5-9765-3796-5 © Коллектив авторов, 2018 © Издательство «ФЛИНТА», 2018
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ...............................................................................................................3 ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ТРАДИЦИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ............................ 18 ГЛАВА 2. НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РУССКОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ФИЛОЛОГИИ ......... 22 2.1. Потенциальные возможности развития интереса к изучению русского языка и литературы в начальной школе .................................................... 22 2.2. Приемы развития интереса к русскому языку в средней школе ...................... 30 2.2.1. Активизация интереса к фонетике и орфоэпии .......................................... 30 2.3. Формирование и углубление интереса к русскому языку на материале морфемики и словообразования ................................................................................ 37 2.4. «Тайники» лексики и фразеологии русского языка неисчерпаемы ................. 49 2.4.1. Значимость исследования заимствований для реконструкции истории народа ....................................................................................................................... 54 2.4.1.1. Старославянизмы (церковнославянизмы) и их функции в русском языке .................................................................................................. 59 2.4.1.2. Из истории русско-украинских культурных и языковых связей ...... 67 2.4.1.3. Заимствования из других языков ......................................................... 72 ГЛАВА 3. ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА .................................................................................................................... 87 3.1. Этнонимы, топонимы и гидронимы как свидетели истории Руси .................. 87 3.2. «Что в имени тебе моем?..» ................................................................................. 96 3.3. «Наш народ на прзвища мастер...» (И.С. Тургенев) ....................................... 101 3.4. Имена собственные в художественном тексте ................................................ 105 ГЛАВА 4. ПУНКТУАЦИЯ — НАШ НЕЗАМЕНИМЫЙ ПОМОЩНИК В ПИСЬМЕННОМ ОБЩЕНИИ ................................................................................... 109 ГЛАВА 5. НЕПРЕХОДЯЩАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СЛОВАРЕЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА ........................................................................................ 113 ГЛАВА 6. КУЛЬТУРА И РУССКИЙ ЯЗЫК .............................................................. 128 6.1. Народная культура и русский язык .................................................................. 129 6.1.1. Символика восточных славян ..................................................................... 137 397
Стр.397
ГЛАВА 7. СВЕТСКАЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И РУССКИЙ ЯЗЫК ...................................................................................................... 151 7.1. Тематические группы лексики как значимый источник познания истории культуры общества .................................................................................................... 158 ГЛАВА 8. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЭТИКЕТЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ................................................................................................................... 172 8.1. Этикет дореволюционной эпохи ....................................................................... 173 8.2. «Мы всякий день подписываемся покорнейшими слугами» (А.С. Пушкин)............................................................................................................ 184 8.2.1. «Пустое вы сердечным ты она, обмолвясь, заменила...» ........................ 192 8.3. Современный русский речевой этикет ............................................................. 199 8.3.1. «Грубое слово попадает в сердце и нередко валит человека наповал...» (Ф.Г. Углов) ............................................................................................................ 203 ГЛАВА 9. ЧИТАЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ, МЫ ПОЗНАЕМ ЭСТЕТИКУ РЕЧИ ......................................................................................................... 207 9.1. Средства, создающие эстетику художественной речи ................................... 207 9.2. Отражение звучащего слова в художественном тексте .................................. 219 ГЛАВА 10. «МЫ, РАВНОДУШНЫЕ К ОРАТОРСКОМУ ИСКУССТВУ, ЛИШАЕМ СЕБЯ ОДНОГО ИЗ ВЫСШИХ НАСЛАЖДЕНИЙ» (А.П. ЧЕХОВ) .......221 10.1. Качества речи, способствующие успешному воздействию на собеседника ........................................................................................................... 223 10.1.1. Орфоэпия — наиболее яркий показатель речевой эстетики ................. 224 10.1.2. Правильность речи .................................................................................... 228 10.1.3. Точность речи ............................................................................................ 233 10.1.4. Уместность речи ........................................................................................ 236 10.1.5. «Острота разума обширных изъяснений не терпит...» (А.П. Сумароков) ................................................................................................... 240 10.1.6. Богатство речи ........................................................................................... 241 10.1.7. Выразительность речи ............................................................................... 242 ГЛАВА 11. НАРОДНОЕ ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН ....246 11.1. «В наших краях знают толк в пении...» (И.С. Тургенев) .......................... 246 ГЛАВА 12. «ОДНОЙ ЛЮБВИ МУЗЫКА УСТУПАЕТ, НО И ОНА МЕЛОДИЯ» (А.С. ПУШКИН) ........................................................................................................... 258 12.1. «Она поет — и звуки тают, как поцелуи на устах» (М.Ю. Лермонтов) ...... 258 12.2. «Смычок касается души...» (Юрий Башмет) ................................................. 266 12.3. Опера и классическая музыка — стремление человека оторваться от земли ...................................................................................................................... 271 398
Стр.398
12.4. Печальны результаты наших научных расследований ................................. 276 12.5. «Евгений Онегин» в стиле рэп уже пробрался и в нашу школу, или «Верни мне музыку — без музыки тоска» ...................................................... 279 12.6. И все же: «Мы нежность, мы вечная нежность друг друга...» ..................... 285 ГЛАВА 13. МЫ ТАК МАЛО ЕЩЕ ЗНАЕМ О ТВОРЦАХ НАШЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ .................................................... 288 13.1. «Пушкин доступен только глубокому чувству...» (В.Г. Белинский) ........... 289 13.2. За что А.С. Пушкину доставалось от критиков? ........................................... 293 13.3. «Вся молодежь пошла говорить гоголевским языком...» (В.В. Стасов) ..... 296 13.4. Статьи и письма писателей — ценный источник изучения не только их взглядов, но и истории языка ................................................................................... 305 13.4.1. Ф.И. Тютчев о взаимоотношениях Запада и Востока ............................ 305 13.4.2. Значение творчества писателей для познания истории языка............... 311 ГЛАВА 14. ЕЩЕ МЕНЬШЕ МЫ ЗНАЕМ О ЖИЗНИ ТВОРЦОВ НАУКИ О ЯЗЫКЕ ....................................................................................................................... 319 ГЛАВА 15. «КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК САМ ПИШЕТ СЦЕНАРИЙ СВОЕЙ ЖИЗНИ» (Б. ЭЙФМАН) .............................................................................................. 325 15.1. Для тех, кто хочет стать филологом ............................................................... 327 15.1.1. Текстология и научная эвристика — надежные помощники филолога ................................................................................................................. 327 ГЛАВА 16. ТРУДНЕЕ УЧИТЕЛЮ — ЛЕГЧЕ УЧЕНИКУ ....................................... 339 16.1. Учителю не «бояться» быть эмоциональным ................................................ 339 16.2. «Ужели слово найдено?..» ............................................................................... 343 16.3. О вкусах — спорить и учить спорить! ....................................................... 348 ГЛАВА 17. ВОЗЗВАНИЕ К РОДИТЕЛЯМ. КРАСОТА, БЫТЬ МОЖЕТ, И СПАСЕТ МИР, НО ТОЛЬКО С ВАШЕЙ ПОМОЩЬЮ... .................................... 351 СПИСКИ ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ ................................................................... 354 ЛИТЕРАТУРА ............................................................................................................... 356 ПРИЛОЖЕНИЯ ............................................................................................................. 377 Приложение 1. Словари, способствующие развитию духовной культуры общества ..................................................................................................................... 377 Приложение 2. Произведения российских композиторов на сюжеты русской литературной классики ............................................................................................. 392 Приложение 3. Произведения для начального приобщения к классической музыке ........................................................................................................................ 394 399
Стр.399

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически